В статье 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды провозглашается соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 3) и закрепляется право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11).
В статье 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» записано, что не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии.
Администрация Мусирминского сельского поселения, в соответствии с положениями ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях формирования экологической культуры общества, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов:
— осуществляет информационное обеспечение экологического просвещения населения посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, в том числе путем информирования населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательства в области экологической безопасности, в своей деятельности пытаясь помочь в решении следующих вопросов:
• Как защитить свои экологические права?
• Что такое экологические права?
• Право на участие в принятии решений по охране окружающей среды.
• Международные соглашения (сохранение природных ресурсов).
• Право на доступ к экологической информации
Источниками экологической информации являются:
— документы, содержащие философско-теоретическое и научное осмысление концепции устойчивого развития, глобальных экологических проблем;
— научные и учебные материалы по экологии, социальной экологии, охране окружающей среды, рациональному природопользованию, экологической безопасности;
— научно-методические разработки по организации и осуществлению экологического образования и просвещения населения, по формированию экологической культуры;
— документы о состоянии окружающей среды и мерах по её охране;
— документы о различных экологических объектах (естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания и пр.);
— документы, отражающие традиционные знания о природе и природопользовании коренных малочисленных народов Российской Федерации;
— нормативно-правовые акты, полностью или частично посвященные вопросам экологии;
— документы о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, затрагивающим экологические права граждан;
— документы по контролю за соблюдением нормативов, стандартов, а также по лицензированию и сертификации товаров, работ и услуг;
— документы о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, также террористических актах, повлекших изменение нормального состояния окружающей среды;
— документы об экологических правонарушениях, преступлениях и мерах по их пресечению и расследованию;
— документы с прогнозами возникновения либо дальнейшего развития экологических ситуаций;
— кадастры природных ресурсов, экологически важных объектов и веществ, образующихся в результате производства или потребления;
— данные экологического мониторинга;
— материалы государственного статистического учёта и учёта природных ресурсов (экологического учёта);
— регистры и реестры веществ, объектов и сооружений, имеющих экологическую значимость;
— экологические стандарты для предприятий.
В связи с динамичным развитием общественных отношений и ростом спроса на информационные услуги в области экологии, охраны окружающей среды, рационального природопользования данный перечень остается открытым.
Документы по экологии на традиционных носителях — это печатные издания: книги, брошюры, периодические издания; аудиовизуальные материалы по экологии и охране окружающей среды, справочно-библиографический фонд: справочные и библиографические издания, экспресс-информация, неопубликованные библиографические пособия и т. д.
В настоящее время более 100 учреждений и организаций РФ выпускают книги, монографии, периодические издания по экологической тематике. По данным РКП (Российской книжной палаты), в стране ежегодно издается более 300 наименований книг и брошюр, посвященных вопросам экологии, экологического мониторинга и рационального природопользования, экологического образования. Общий тираж таких изданий превышает 600 тыс. экз.
В помощь экологическому образованию выходят более 40 наименований периодических изданий. Данные ресурсы, представленные в традиционной форме, поступают в розничную продажу, их комплектуют, либо получают библиотеки. Информация о вновь издаваемых документах доступна через каталоги издательств, книжные выставки-ярмарки, сайты издающих организаций и подписных агентств.
В качестве самостоятельного сегмента информационного экологического пространства может быть рассмотрена совокупность сетевых ресурсов, представленных в Интернет, как на бесплатной, так и на платной основе.
На территории РФ сформировано и учтено более 1000 фактографических массивов данных по природным ресурсам и экологии. Процесс наращивания количества и объема подобных ресурсов идет весьма динамично. В стране насчитывается более 100 учреждений, имеющих копии или выборки данных о состоянии природной среды, и десятки учреждений целенаправленно занимаются подготовкой данных на электронных носителях. Помимо баз данных получают распространение и автоматизированные справочные системы, особенностью которых является узкая тематическая специализация.
В справочно-правовых системах информация по экологическому праву (международному, федеральному и частично по региональному) составляет неотъемлемую и довольно значительную часть (БД: «КонсультантПлюс»,«Кодекс», «Референт», «Гарант», «Свод законов российской империи», профессиональная специализированная справочная система «Эксперт: Экология»).
В условиях неблагоприятной экологической ситуации в стране и мире проблемы экологического просвещения населения в течение долгого времени неизменно находятся в центре внимания. В своей работе администрация Мусирминского сельского поселения старается привлечь внимание местного сообщества к экологическим проблемам региона, обеспечить доступность экологической информации для населения, принимают активное участие в формировании экологической культуры, проводит месячники по благоустройству и санитарной очистке территории, по пожарной безопасности.
Информация об экологических сайтах
Ecocom — все об экологии
http://www.ecocommunity.ru/
FacePla.net — экологический дайджест позитивной информации об экологии и технологии
http://facepla.net/
Saveplanet.su – «Сохраним планету»
http://www.saveplanet.su/
Всемирный фонд дикой природы (WWF)
http://wwf.panda.org/
Гринпис России
http://www.greenpeace.org/russia/ru/
Министерство природных ресурсов России
http://www.mnr.gov.ru/
В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий
1) правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;
2) организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий;
3) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;
4) юридическая ответственность правонарушителей.
В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.
Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:
- природоохранное
- природоресурсное законодательство.
В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.
В подсистему природоресурсного законодательства входят:
Земельный кодекс РФ (ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.),
Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»,
Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.),
Водный кодекс РФ( ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.),
Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты субъектов РФ.
В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.
Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.
По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В Законе закрепляются следующие правовые положения:
·основы управления в области охраны окружающей среды;
·права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
·экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
·нормирование в области охраны окружающей среды;
·оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
·требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
·зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
·государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
·контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
·научные исследования в области охраны окружающей среды;
·основы формирования экологической культуры;
·международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды — производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.
Другим источником экологического права служат Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. В нем есть норма, обеспечивающая экологические права граждан. Так, ст. 18 говориться, что: « Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…»
Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.
Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести».
Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию — Земельным кодексом РФ, по недрам — Законом РФ «О недрах», водопользованию — Водным кодексом РФ, по использованию животного мира — Федеральным законом «О животном мире», по окружающей природной среде — Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В основе такого разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется Указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае наличия противоречия между нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства.
Уважаемые жители! Берегите природу и ее экологическое состояние !