Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Тегешевская ООШ»
Интегрированное открытое
занятие
в старшей подгруппе
«Живой родник народной культуры»
Воспитатель: Нарсова С.В.
дер. Тегешево, 2013 год
![](../userfiles/orgs/grvid_456/садик/img_2699.jpg)
Ход занятия
Звучит тихая чувашская народная музыка. Дети входят в группу и встают
полукругом.
В: Я сейчас вам загадаю загадку: Два котика четыре хвостика (Пер шашин ик хуре). –
Дети
В: Как еще называют лапти? - Лапоточки, лапотки.
В: В древние времена самой распространенной обувью у чувашского народа были
лапти - Ḉǎпата. Как вы думаете, когда носили лапти? - Зимой и летом.
!
В: Что вы можете сказать о лаптях?
Дети: Лапти - старинная обувь. Они мягкие, легкие, ноги в них «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух. Лапти можно сплести любого размера и носить их с теплыми шерстяными носками. Чтобы они не сваливались с ног, к ним приделывали завязки. Лапти очень быстро снашивались. Летом за три дня, зимой за десять. Летом много работы и поэтому много приходилось ходить, что приводило к истощению лаптей. Лапти плели из липы или бересты.
В:. Сейчас я вас познакомлю с новой загадкой:
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед,
:
А меня все обижают
Шкурку тонкую сдирают.
Это липа (Ḉǎка). (хор. инд. ответ). Как же не грустить липе, ведь с ее ствола снимают кору, как говорили в народе «драли лыко». Поэтому в старину лапти называли еще (лычница» (хор. инд. ответ). Посмотрите, как красиво сплетены лапти, аккуратно, декреты, умение необходимые для плетения лаптей, передавались из поколения в поколение, от деда к внуку. Материал для лаптей был доступен всем. Если не полениться и сходить в лесок, то будешь в новой обуви щеголять. В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти - это 22 февраля. Пока лапти плетут, частушки про них придумывают. Мы тоже знаем стихи про лапти.
Tyn , туп, туп тупата ик урара сапата
Яшсем ташша пуслассе сапатапа чупассе.
Ох, лапти мои, лопоточки мои
Огороды вы пахали, танцевать сюда попали
-
Тема: «Эх, лапти мои, лапти липовые»
Цель: 1. Продолжать знакомить детей с предметами рукотворного мира, используй малые фольклорные жанры, особенностями их изготовления и применения.
.2. Расширение кругозора в процессе ознакомления с чувашской речью, изучение
новых чувашских слов.
3. Обогащать сенсорную культуру, вводя новые знания о материале, назначении
обуви
4. Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира.
5. Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение. Словарная работа: лапти, сапата, липа, сака, «драли лыко», лычница.
I
Материал: лапти, цветная бумага, ножницы.
Предшествующая работа: посещение микро-музея МБОУ «Тегешевска ООШ», беседа об одежде и предметов быта, чтение сказок и рассказов, рассматривание иллюстрации к чувашским народным сказкам, разучивание песен, стихов, национальных игр.
Методические приемы: 1. Отгадывание загадки.
- Рассматривание лаптей.
- Вопросы:
1) Когда носили лапти?
2) Что Вы можете сказать про лаптях?
3) Из чего плели лапти?
4. Ознакомление с новой загадкой.
5. Значение выражения «драли лыкео».,
6. Исполнение частушек о лаптях.
7. Показ процесса плетения лаптей.
8. Работа детей. Анализ работ.
8. Обобщение и подведение результатов.
В: Гуляй Матвей, не жалей лаптей!.
До субботы доживем, ново лапти наживем.
В: я сейчас вам покажу процесс плетения лаптей не из лыка и бересты, а из цветной бумаги (показываю). Дети выполняют задание (звучит тихая музыка).
Сегодня мы с вами прикоснулись к истории чувашского народа. а вы скажите, что нового вы узнали?.
Д: Познакомились с процессом плетения лаптей, интересными загадками.
В:. Молодцы!