Вести поселения
Газета основана 18 мая 2006 года
|
2017
20 июль
четверг
№8(135)
|
И Н Ф О Р М А Ц И ОННОЕ ПИСЬМО
О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура для сведения и использования в работе сообщает о состоянии законности в сфере муниципального нормотворчества.
Межрайонной прокуратурой продолжается по профилактике принятия противоречащих федеральному законодательству муниципальных нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды, через реализацию правотворческой функции. Данное направление является одним из приоритетов в деятельности межрайпрокуратуры.
В первом полугодии 2017 годв наблюдается снижение показателей по количеству поступивших и рассмотренных проектов, проведенных заседаний представительных органов местного самоуправления и семинаров совещаний с ОМСУ по вопросам охраны среды и природопользования.
Данные обстоятельства обусловлены изменением федерального и регионального законодательства.
В связи с принятием ФЗ от 27.05.2014 г № 136-ФЗ «О внесении изменений в ст. 26.3 ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» из вопросов местного значения сельских поселений исключены вопросы в сфеер охраны окружающей среды и природопользования.
За данный период более 90% принятых НПА носят редакционный характер (о внесении изменений в действующие НПА в сфере осуществления государственного земельного, лесного контроля, контроля за охраной и использованием особо охраняемых природных территорий местного значения, благоустройства населенных пунктов, о внесении изменений в уставы МО).
В отчетном периоде проводилась работа по изучению нормативных правовых актов на предмет соответствия действующему законодательству и антикоррупционным требованиям.
По состоянию на 30.06.2017 года прокуратурой оспорено всего 132 НПА органов местного самоуправления (128-по результатам проведенных сверок в связи с изменением федерального законодательства и вступления их норм в противоречие с нормами федеральных законов (97%); 4 — вновь принятые НПА органов МСУ (3%). На отчетную дату 30 протестов удовлетворено (в том числе 4, внесенные в 2016 году), что составляет 22% от внесенных протестов, по 42-проводится работа по согласованию проектов НПА о внесении изменений в НПА органов Местного самоуправления, остальные находятся на рассмотрении.
Из опротестованных нормативных правовых актов органов местного самоуправления 34 — регулируют общественные отношения в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля (надзора), 64- уставы муниципальных образований (в части вопросов местного значения в сфере обращения с отходами производства и потребления), 3- в сфере пожарной безопасности в лесах, 31-в сфере охраны и использования зеленых насаждений муниципальных образований.
В первом полугодии 2017 года в межрайпрокуратуру поступило 47 проектов НПА (из них 24 от представительных органов МСУ, 23 — от исполнительных органов МСУ). По всем проектам межрайпрокуратурой даны заключения, при этом, по 3 проектам в органы местного самоуправления направлены замечания и предложения.
Несмотря на уменьшение количества поступивших и рассмотренных проектов, качество разрабатываемых проектов НПА органами МСУ значительно возросло.
Типичными нарушениями, выявляемыми в проектах НПА является несоответствующее дублирование норм федерального законодательства по предмету совместного ведения с превышением полномочий органов МСУ.
Так, при изучении проекта постановления администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики «Об утверждении Положения о порядке сноса зеленых насаждений на территории города Новочебоксарска Чувашской Республики» установлено, что в его содержании имеются положения в которых отсутствуют четкие условия принятия решения уполномоченным органом.
Так, пунктом 1.2 Положения о порядке сноса зеленых насаждений на территории города Новочебоксарска Чувашской Республики устанавливает. Что данное Положение устанавливает единый порядок согласования работ по сносу зеленых насаждений, порядок оформления ордера-разрешения на снос зеленых насаждений на территории города Новочебоксарска.
Вместе с тем, на на территории города Новочебоксарска имеются земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и частной собственности и соответственно проект противоречит федеральным нормам в той мере, в которой распространяет свое действие на все формы собственности без разграничения на виды.
Норм определяющих, что названное Положение распространяется на зеленые насаждения, находящиеся в собственности Новочебоксарска, проект не содержит.
Кроме того, в соответствии с п.п. «а» и «д» Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2010 г № 96, принятие нормативного правого акта за пределами компетенции, а также отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц) являются коррупциогенными факторами.
По направленному заключению проект доработан и направлен повторно на правовой анализ в межрайпрокуратуру.
В ходе проведения в январе 2017 г проверки исполнения органами местного самоуправления Чувашской Республики законодательства об особо охраняемых территорий местного значения установлены факты неполноты исполнения полномочий отдельными органами местного самоуправления и непринятия соответствующих НПА.
Так, например в ходе проверки установлено, что в нарушение норм федерального законодательства администрацией Чебоксарского района контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий не осуществляется; на момент проверки не установлен порядок осуществления муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения, административный регламент осуществления муниципального контроля не принят.
По результатам анализа выявленных нарушений установлено, что причинами и условиями допущенных нарушений является отсутствие правоотношений в сфере муниципального контроля (надзора), не проведение проверок, а также отсутствие субъектов контроля, поскольку обеспечение соблюдения режима ООПТ местного значения осуществляется органом местного самоуправления, учредившим их, который одновременно является органом муниципального контроля (надзора). Кроме того, существенным факторм является низкая правовая грамотность специалистов органов МСУ ответственных за нормотворчество в сфере охраны окружающей среды.
Аналогичные нарушения выявлены в 6 муниципальных районах. По данным фактам в адрес 6 глав администраций межрайпрокуратурой 31.01.2017 внесены представления об устранении нарушений требований федерального законодательства, по результатам которых 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, принят 1 соответствующий регламент администрации муниципального образования, в отношении остальных приняты меры по разработке соответствующих проектов НПА об утверждении регламентов по осуществлению муниципального контроля (надзора) в указанной сфере. Межрайпрокуратурой в настоящее время проводится правовой анализ указанных проектов НПА.
Межрайпрокуратурой в ходе анализа экологической ситуации в регионе и проведенной сверки нормативных правовых актов (НПА) органов местного самоуправления в сфере использования и охраны зеленых насаждений муниципальных образований выявлены факты отсутствия принятых органами местного самоуправления НПА, устанавливающих цены и нормативы затрат, связанных с выращиванием древесно-кустарниковой растительности и уходом за такими насаждениями, что препятствует обеспечению уголовно-правовой защиты муниципальной древесно-кустарниковой растительности.
Отсутствие НПА в рассматриваемой сфере влечет невозможность привлечения лиц, виновных в совершении правонарушения к установленной законом уголовной ответственности за незаконную вырубку деревьев и кустарников, а также поступлению в бюджет органов МСУ денежных средств, подлежащих взысканию за ущерб, причиненный окружающей среде в результате вырубки (повреждения) зеленых насаждений.
В связи с изложенным, в целях правовой определенности, недопущения коррупционных проявлений в действиях должностных лиц органов местного самоуправления при распоряжении муниципальными ресурсами, соблюдения принципа платности природопользования в адрес администраций муниципальных образований внесено 22 представления об устранении нарушений требований федерального законодательства в целях принятия указанных правовых актов. Внесенные представления находятся на рассмотрении.
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор
старший советник юстиции И.М. Бородина
Периодическое печатное издание
«Вести поселения»
Адрес редакционного совета и издателя:
429421 с.Мусирмы ул.Колхозная д.2
Email:musirmy@urmary.cap.ru
|
Учредитель
администрация Мусирминского сельского поселения Урмарского района
Чувашской Республики
|
Председатель редакционного совета
Архипова А.О..
Тираж 12 экз.
Распространяется бесплатно
|