Памятка для граждан
«Порядок рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления»
Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» (далее – Закон) – единственный действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан. В статье 33 Конституции РФ закреплено право на обращение. Когда нарушается законодательство о правах и свободах человека и гражданина организацией, то за их защитой лицо может обратиться в органы государственной власти и местного самоуправления.
Какие права предоставлены гражданам действующим законодательством?
Граждане имеют право:
- обратиться как индивидуально, так и в группе с другими лицами (Коллективно); устно на личном приеме, письменно, направив обращение по почте или через Интернет;
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если оно не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;
- прекратить рассмотрение обращения по собственной инициативе, подав в орган, куда он направлял обращение, заявление в произвольной форме;
- обжаловать в вышестоящий орган или в суд принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения.
Что необходимо знать, чтобы своевременно получить ответ на свое обращение?
- указать в обращении Ф.И.О., почтовый адрес, по которому он ожидает ответ, или электронный адрес;
- написать текст разборчивым почерком или напечатать его на компьютере, поставить подпись и дату;
- в подтверждение изложенных доводов к обращению можно приложить документы или иные материалы.
Что не допускается указывать в обращении?
- употреблять нецензурные либо оскорбительные выражения, угрожать жизни, здоровью и имуществу должностного лица или членов его семьи.
В случае получения такого обращения государственный орган или орган местного самоуправления вправе оставить его без ответа по существу поставленных в нем вопросов.
Какие сроки установлены для рассмотрения обращений граждан?
Регистрация обращений производится в течение 3 дней с момента его поступления.
Установленный срок рассмотрения письменного обращения – 30 дней с момента регистрации обращения в органе. В исключительных случаях этот период может быть увеличен руководителем органа еще на 30 дней. О продлении срока рассмотрения обращения гражданин должен быть уведомлен.
Сроки рассмотрения обращений:
Срок
Действие
статья закона №59-ФЗ, регулирующая данную обязанность
Примечание
3 дня
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
часть 2 ст. 8 Закона
Необходимо вести журнал регистрации обращений граждан
5 дней
Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.
часть 3.1 статьи 8 Закона
С обязательным уведомлением заявителя о направлении обращения для рассмотрения.
7 дней
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
часть 3 ст. 8 Закона
С обязательным уведомлением заявителя о направлении обращения для рассмотрения в другой орган
7 дней
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
часть 2 статьи 11 Закона
7 дней
В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
часть 4 статьи 11 закона
(если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению).
15 дней
Орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения
часть 2 статьи 10 Закона
(за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну).
30 дней
Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
часть 1 статьи 12 Закона
30 дней
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней.
часть 2 статьи 12 Закона
С обязательным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения обращения.