Российское законодательство в области экологической безопасности и
охраны окружающей среды
Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями
основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:
природоохранное
природоресурсное законодательство.
В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10
января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие
законодательные акты комплексного правового регулирования.
В подсистему природоресурсного законодательства входят: Земельный
кодекс РФ(ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.), Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1
«О недрах», Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.), Водный кодекс РФ(
ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.), Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О
животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты.
В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии
государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.
Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической
деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы:
природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической
безопасности.
Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1
ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской
Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42)
закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду,
достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право
граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие
природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека,
вторая — его материальных основ существования.
Конституция РФ также оформляет организационно-правовые
взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72
пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими
природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и
обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией
Федерации и субъектов Федерации.
По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные
законы, которые являются обязательными на территории всей страны.
Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование
экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных
актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые
акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам.
Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического
права.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые
основы государственной политики в области охраны окружающей среды,
обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач,
сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и
природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и
будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей
среды и обеспечения экологической безопасности.
В 16 главах Закона закрепляются следующие правовые положения:
основы управления в области охраны окружающей среды;
права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих
объединений в области охраны окружающей среды;
экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
нормирование в области охраны окружающей среды;
оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
требования в области охраны окружающей среды при осуществлении
хозяйственной деятельности;
зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
государственный мониторинг окружающей среды (государственный
экологический мониторинг);
контроль в области охраны окружающей среды (экологический
контроль);
научные исследования в области охраны окружающей среды;
основы формирования экологической культуры;
международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель
охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах,
направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования
занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права
служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные
отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия
внешней среды — производственной, бытовой, природной. Экологические
требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и
источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и
окружающей природной среды направлены нормы ст. 18 Закона о захоронении,
переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых
отходов и т. д.
Другим источником экологического права служат Федеральный закон «Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от
21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. В нем есть норма, обеспечивающая
экологические права граждан. Так, ст. 18 говориться, что: « Каждый имеет
право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной
окружающей среды…»
Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию
содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К
ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О
животном мире» и др.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов,
нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и
распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства
РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114
Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской
Федерации единой государственной политики в области науки, культуры,
образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ст. 7)
дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его
жизни. Он также дает право органам управления на приостановление
реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию
окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении
юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов,
использование чистых технологий и т. д.__