Постановление № 939
от 31 декабря 2013 г.
Об утверждении муниципальных программ Урмарского района на 2014-2020 годы
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ, Законом Чувашской Республики от 18 октября 2004 г. №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике, Уставом Урмарского района Чувашской Республики, постановлением администрации Урмарского района от 09 октября 2013 г. № 707 «О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ администрации Урмарского района Чувашской Республики
Администрация Урмарского района
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить муниципальные программы администрации Урмарского района Чувашской Республики:
1.« Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014-2020 годы», в том числе подпрограммы:
«Совершенствование системы управления экономическим развитием Урмарского района Чувашской Республики»;
«Муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства в Урмарском районе Чувашской Республики на 2011-2020 годы»;
«Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Урмарском районе на 2010 – 2020 годы»;
«Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Урмарском районе Чувашской Республике»;
2.«Развитие жилищного строительства и сферы жилищно-коммунального хозяйства в Урмарском районе Чувашской Республики» на 2014-2020 годы;
«Социальная поддержка граждан в Урмарском районе Чувашской Республики» на 2014 -2020 годы;
«Развитие культуры и туризма в Урмарском районе Чувашской Республики» на 2014- 2020 годы;
5. «Развитие физической культуры и спорта в Урмарском районе Чувашской Республики» на 2014–2020 годы;
6.«Содействие занятости населения в Урмарском районе» на 2014-2020 годы;
7.«Развитие образования в Урмарском районе Чувашской Республики» на 2014–2020 годы;
8.«Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территории Урмарского района Чувашской Республики» на 2014–2020 годы;
9.«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Урмарском районе Чувашской Республики» на 2014–2020 годы;
10.«Развитие транспортной системы в Урмарском районе Чувашской Республики» на 2014 -2020 годы;
11.«Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и повышение экологической безопасности» на 2014–2020 годы;
12.«Управление общественными финансами и муниципальным долгом Урмарского района Чувашской Республики» на 2014–2020 годы;
13.«Развитие потенциала муниципального управления» на 2014–2020 годы;
14.«Информационное общество Урмарского района Чувашии» на 2014–2020 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения с 01 января 2014 года.
Глава администрации
Урмарского района К.В. Никитин
ПОДПРОГРАММА
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УРМАРСКОМ РАЙОНЕ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
на 2011 - 2020 годы
ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ
Наименование Подпрограммы
|
Подпрограмма муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в Урмарском районе Чувашской Республики на 2011-2020 годы
|
Основание для разработки
|
Федеральный закон от 24.07.2007 г. 209 - ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Указ Президента Чувашской Республики от 03.03.2003 г. № 19 «Об ускоренном развитии малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике», постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.03.2009 г. № 105 «О Республиканской программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010 - 2020 годы» и от 14.04.2006 г. № 100 «О мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», Стратегия социально – экономического развития Урмарского района до 2020 года, утверждена Решением Урмарского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 28.08.2008 г. № 273.
|
Основные разработчики
|
Отдел экономического развития, промышленности и торговли администрации Урмарского района.
|
Цель Подпрограммы
|
Обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Урмарском районе на основе формирования эффективных механизмов его поддержки.
|
Задачи Подпрограммы
|
Совершенствование системы поддержки малого и среднего предпринимательства в отраслях экономики;
развитие информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого и среднего предпринимательства правовой, статистической и иной информации, необходимой для их эффективного развития;
развитие механизмов финансово – имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для организации и управления малым и средним бизнесом.
|
Срок реализации
|
2011-2020 годы
|
Исполнители
|
Отдел экономического развития, промышленности и торговли администрации Урмарского района;
отдел строительства и развития общественной инфраструктуры;
отдел сельского хозяйства и земельных отношений;
администрации сельских и городского поселений Урмарского района (по согласованию);
Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр занятости населения Урмарского района» Государственной службы занятости населения Чувашской Республики (по согласованию);
малые и средние предприятия Урмарского района (по согласованию);
индивидуальные предприниматели (по согласованию).
|
Объемы и источники финансирования
|
За счет средств республиканского и местного бюджетов, внебюджетных источников - 50,531 млн. рублей
в том числе:
республиканский бюджет - 4,140 млн. рублей
местный бюджет - 2,291 млн. рублей
внебюджетные источники - 44,100 млн. рублей
|
Ожидаемые конечные
результаты Подпрограммы
|
обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства во всех отраслях реального сектора экономики;
обеспечение к 2020 году роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 145 единиц;
увеличение доли работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве до 49 % от общей численности работников предприятий и организаций к 2020 году;
увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства до 18,5 %;
увеличение удельного веса вновь созданных рабочих мест в малом и среднем предпринимательстве в сельской местности к общему числу вновь созданных рабочих мест;
насыщение товарного рынка Урмарского района конкурентоспособными отечественными товарами и услугами;
обеспечение занятости населения;
повышение образовательного уровня участников предпринимательской деятельности
|
Система организации и
контроля за реализацией
Подпрограммы
|
Контроль осуществляет - Отдел экономического развития, промышленности и торговли администрации Урмарского района.
|
I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Подпрограмма муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в Урмарском районе на 2011-2020 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Указом Президента Чувашской Республики от 03.03.2003 г. № 19 «Об ускоренном развитии малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике», постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.03.2009 г. № 105 «О Республиканской программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010 - 2020 годы», от 14.04.2006 г. № 100 «О мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», Стратегией социально – экономического развития Урмарского района до 2020 года, утвержденной Решением Урмарского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 28.08.2008 г. № 273.
Вклад малого бизнеса в экономику района с каждым годом становится более весомым. Ежегодно увеличивается количество действующих малых предприятий, объемы выпускаемой ими продукции, выполненных работ и услуг, их ассортимент, улучшается качество за счет внедрения новых технологий. Создаются дополнительные рабочие места, увеличивается общее количество субъектов малого предпринимательства, численность работающих и ее доля в общей численности занятых в экономике района. Повышается уровень налоговых поступлений во все уровни бюджета.
По состоянию на 01.12.2013 г. малое и среднее предпринимательство представляют 122 предприятия - юридические лица (аналогичный период 2012г.-122) и 558 индивидуальных предпринимателей (аналогичный период 2012г.-754). В 2013 году в связи с увеличением размера страховых платежей сократилось количество индивидуальных предпринимателей.
В этой сфере трудятся более двух тысяч человек или 44% от общей численности работающих во всех отраслях экономики района.
Реальную поддержку развитию предпринимательства оказывает Республиканская целевая программа дополнительной поддержки занятости населения Чувашской Республики. В 2013 году консультации по вопросам организации предпринимательской деятельности, участвуя в семинарах - тренингах «Как начать собственное дело», получили 24 безработных граждан (2012 год – 26), из них 4 человека (2012 год – 6 человек) получили свидетельство на осуществление предпринимательской деятельности и финансовую поддержку на открытие собственного бизнеса в сумме 58,8 тысяч рублей каждому (всего -235,2 тыс. рублей). Освоено 100% средств, предусмотренных на 2013 год. В 2011 году финансовую поддержку получили 99 бизнес - планов для создания 108 рабочих мест для безработных граждан и освоено 6,35 млн. рублей.
В сфере малого бизнеса в текущем году на предприятиях создано дополнительно 50 рабочих мест, через КУ ЧР «Центр занятости населения Урмарского района» по программе содействие самозанятости создано 4 рабочих места, временное трудоустройство граждан - 10 человек, общественные работы – 117 человек.
По видам деятельности малое предпринимательство охватывает все отрасли экономики.
Стабильно работают предприятия, занятые в производстве промышленной продукции. Их доля в общем количестве предприятий малого предпринимательства – 23,8% - 29 предприятий.
Производством сельскохозяйственной продукции занято 31 предприятие (включая КФХ и сельскохозяйственные потребительские кооперативы), что составляет 30,3% от общего количества предприятий малого бизнеса. Посевная площадь, обрабатываемая предприятиями малых форм хозяйствования составляет 18241 га.Основная деятельность в растениеводстве: выращивание зерновых культур, картофеля, овощей, хмеля, кормовых культур, а в животноводстве: производство мяса, молока, меда.
На территории района постепенно возрождается возделывание такой высокодоходной культуры, как хмель, выращиванием и производством которого занимается малое предприятие ОАО «АгроРесурсы».
В целях получения высокого гарантированного урожая предприятиями малых форм хозяйствования в этом году приобретено 652,5 тонн элитных семян зерновых культур, 105,4 тонн посадочного материала картофеля. Доля элитных площадей зерновых культур составляет 215 от всей площади.
При государственной поддержке в приобретении сельскохозяйственной техники на условиях лизинга и кредита в 2013 году малыми формами хозяйствования приобретено 11 единиц техники на сумму 19,470 млн. руб., за счет собственных средств – 7 единиц техники на сумму 4315,0 тыс. рублей.
Деятельность в сфере розничной торговли осуществляют 30 малых предприятия (24,6%). Развитие предпринимательства в данной сфере объясняется относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом.
В сфере услуг и прочих видах деятельности занято 23 предприятия или 18,8 % от общего количества малых предприятий.
Наименьший удельный вес малых предприятий занято в строительстве - 3 предприятия (2,5%), объем выполненных работ в данной отрасли составляет около 25,0% от общего объема отгруженной продукции, выполненных работ, оказанных услуг предприятиями малого бизнеса за отчетный период текущего года.
Объем отгруженной продукции собственного производства, выполненных работ и услуг в действующих ценах за январь - сентябрь 2013 года увеличился к аналогичному периоду прошлого года на 9,6 % и составил 354,2 млн. рублей. По итогам работы за 2013 год предусматривается увеличение объема отгруженной продукции к уровню 2012 года более 10%. Среднемесячная заработная плата работающих на малых и средних предприятиях района составляет 6800 рублей (на уровне показателя 2012 года).
Сумма налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕНВД) за 11 месяцев 2013 года составила 6604,8 тыс. руб. или 11,4 % от налоговых доходов бюджета района (57792,3 тыс. руб.), к уровню соответствующего периода прошлого года составляет 93,0 %.
В сфере малого бизнеса, после завершения строительства, реконструкции и расширения действующих производств, освоено инвестиций более 45,0 млн. рублей.
В ходе реализации мероприятий данной подпрограммы предусматривается вложение инвестиций на сумму 50,0 млн. рублей.
В 2013 году субъектам малого предпринимательства оказаны следующие виды поддержки:
1.Финансовая поддержка
В районе активно используется действующий в республике эффективный механизм финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Постановлениями главы Урмарского района от 21.02.2008г. № 128 утверждены Правила Предоставления средств из местного бюджета Урмарского района, от 29.10.2008 г. № 714 утвержден Порядок возмещения части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по уплате процентных ставок по кредитам (займам), полученным в кредитных организациях и потребительских кооперативах, потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов по уплате процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях.
Ежегодно с 2007 года администрация Урмарского района в числе победителей конкурса по предоставлению грантов муниципальным образованиям для поддержки муниципальных программ развития малого предпринимательства, что видно из ниже приведенной таблицы.
Вид финансовой поддержки
|
2007г.
|
2008г.
|
2009г.
|
2010г.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
2013 г.
|
Грант, тыс. руб.
|
260,0
|
160,0
|
1116,0
|
800,0
|
900,0
|
600,0
|
557,0
|
Субсидирование,
тыс. руб.
|
14,630
|
15,771
|
39,658
|
47,818
|
71,015
|
150,0
|
153,0
|
В целях совместного и согласованного осуществления деятельности, направленной на создание и эффективное функционирование на территории Урмарского района системы финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства, создания благоприятных условий для обеспечения доступа к кредитным ресурсам БАНКА в целях обеспечения решения стратегических задач социально-экономического развития района между администрацией района и Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ – Цивильское отделение № 4437 Сбербанка РФ от 27.03.2008г. и ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» от 14.12.2011 года заключены Соглашения о субсидировании за счет средств районного бюджета Урмарского района процентных ставок по кредитам, полученным субъектом малого предпринимательства в кредитной организации.
Отделом экономического развития, промышленности и торговли администрации района ведется реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, получателей финансовой поддержки. Реестр размещен на сайте администрации района.
Постановлением главы администрации района от 25.11.2011 года № 733 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Оказание финансовой поддержки на основе анализа, оценки и отбора предпринимательских бизнес – планов, а также оказание консультационно – информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Урмарского района».
2.Организационная поддержка
Формированию положительного имиджа предпринимательской деятельности способствуют:
проведение Дней малого и среднего предпринимательства с участием специалистов Минэкономразвития Чувашии, АУ ЧР «Республиканский бизнес – инкубатор по поддержке малого и среднего предпринимательства и содействию занятости населения» Минэкономразвития Чувашии, АНО «Агенство по поддержке малого бизнеса в Чувашской Республике», налоговой инспекции, Пенсионного фонда, Центра занятости населения прокуратуры района.
В целях содействия развитию предпринимательства, поднятия престижа предпринимательской деятельности, пропаганды цивилизованного ведения бизнеса проводится комплекс мероприятий, приуроченных к профессиональному празднику - Дню российского предпринимательства: руководители предприятий малого бизнеса района совместно с представителями администрации района посещают общеобразовательные учреждения района. В доступной и увлекательной форме они рассказывают детям о развитии предпринимательства в Урмарском районе, секретах профессионального мастерства, о своих начинаниях в бизнесе и достигнутых результатах. Предприятиями района проводятся Дни открытых дверей, когда учащиеся школ посещают предприятия, знакомятся с производством, организацией труда. Традиционно проводится спартакиада среди предприятий и организаций малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей Урмарского района. Торжественные мероприятия - открытие праздника, поздравление главы администрации Урмарского района с Днем российского предпринимательства, награждение предпринимателей и праздничный концерт проводятся на центральной площади п. Урмары.
В соответствии с графиком Минэкономразвития Чувашии День малого и среднего предпринимательства в районе проведен 25 октября 2013 года.
В рамках проведения Дней малого и среднего предпринимательства предприниматели ознакомлены с итогами развития малого и среднего бизнеса за 2012 год и истекший период 2013 года в Урмарском районе и в Чувашской Республике. Практикуется посещение предприятий малого бизнеса в целях ознакомления с их деятельностью, обменом опыта работы.
Ходатайства главы администрации района:
В 2013 году для поддержки субъектов предпринимательства в Минэкономразвития Чувашии администрацией Урмарского района направлено 5 ходатайств на разработку бизнес – планов на бесплатной основе, в том числе 2 ходатайства для субъектов предпринимательства в возрасте до 30 лет и 1 ходатайство о предоставлении поддержки субъекту малого предпринимательства на развитие собственного бизнеса.Направлено 2 ходатайства о предоставлении поддержки субъекту малого предпринимательства на развитие собственного бизнеса.
Организация и проведение конкурсов.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития Чувашии от 10.10.2012 года № 707 «О проведении ежегодного республиканского конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике «Лучший предприниматель Чувашии 2012 года» I этап конкурса проведен на районном уровне.
По результатам конкурса «Лучший предприниматель Урмарского района 2012 года» победителями по следующим номинациям признаны:
1.«Лучшая социально – ответственная компания 2012 года» - Общество с ограниченной ответственностью «Урмарская швейная фабрика «ОВАС».
2. «Лучшее инновационно – активное предприятие 2012 года» - Общество с ограниченной ответственностью «Светлана».
3.«Лучшее малое предприятие 2012 года» - Открытое акционерное общество «Урмарский механический завод».
4.«Лучший предприниматель 2012 года» - индивидуальный предприниматель Афанасьев Сергей Ильич.
5. «Лучший молодой предприниматель 2012 года» - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Игнатьев Александр Юрьевич.
Победители конкурса «Лучший предприниматель Урмарского района 2012 года» награждены дипломами и ценными подарками.
По результатам республиканского конкурса «Лучший предприниматель Чувашии 2012 года» победителями признаны:
в номинации «Лучшее среднее предприятие 2012 года» (за высокие показатели социально – экономического развития и инвестиционную активность в сфере среднего предпринимательства) - ООО «Светлана»;
в номинации «Успешный старт» (за высокие показатели финансово – хозяйственной деятельности, достигнутые в сжатые сроки и высокую социальную активность) – Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Игнатьев Александр Юрьевич.
В декабре 2013 года на участие в конкурсе «Лучший предприниматель Чувашии 2013 года» представили материалы ЗАО КСО «Урмарская» и индивидуальный предприниматель Васильев И.Н.
Участие в выставках.
В рамках празднования Дня Республики с 20 по 22 июня 2013 года экспозиция Урмарского района была представлена на XX Межрегиональной выставке «Регионы – сотрудничество без границ». Посетители выставки имели возможность ознакомиться с продукцией предприятий малого бизнеса: ООО «Урмарская швейная фабрика «ОВАС», ООО «Светлана», ООО «Урмарский хлебозавод», ООО «АЛТЭЦЦА».
С целью исключения несанкционированных проверок со стороны контролирующих органов субъектам малого и среднего предпринимательства рекомендовано ведение Журнала учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данный Журнал имеется у всех субъектов малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей
3.Информационная поддержка
На сайте администрации района в разделе «Малое и среднее предпринимательство» в доступной форме размещена информация о формах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, деятельности малого и среднего бизнеса в Чувашской Республике, в Урмарском районе, о деятельности районного Координационного совета по поддержке малого и среднего предпринимательства, о реализации мероприятий программы муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства, действующие законодательные и нормативно – правовые акты в сфере предпринимательства, проводимые конкурсы.
Информация о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства регулярно освещается в средствах массовой информации, в том числе на страницах районной газеты «Херле ялав» (№ 52 (10079) от 22.05.2013 г.), «Урмарский вестник», освещается в телевизионных репортажах «ГТРК Чувашии» (17.01.2013 г. О развитии фермерского хозяйства КФХ Иванов Ю.И., получившего грант; 03.05.2013г. О ходе посевной в хозяйствах района).
В администрации района оформлен стенд «Малый и средний бизнес».
В связи с целенаправленной политикой по содействию развития малого и среднего предпринимательства и созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности на территории района постановлением главы Урмарского района от 30.04. 2002 г. № 167 (с последующими изменениями) образован районный Координационный совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, утверждено Положение о деятельности Координационного совета. Основной задачей районного Координационного совета является обеспечение взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов предпринимательской деятельности при реализации государственной экономической политики. Работа Координационного совета проводится в соответствии с Планом, который утверждается по согласованию с главой администрации района.
За отчетный период 2013 года в соответствии с планом работы проведено три заседания районного Координационного совета по поддержке малого и среднего предпринимательства.
4.Консультационная поддержка
Консультационная поддержка оказана субъектам предпринимательства при обращении по вопросам развития сферы предпринимательской деятельности: по вопросам ведения бизнеса и получения государственной муниципальной поддержки, подготовки материалов для разработки бизнес – планов, участия в конкурсах, выставках, открытии объектов производственной сферы и потребительского рынка, размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд, аренде муниципального имущества.
5.Закупки для муниципальных нужд
Субъекты малого и среднего предпринимательства ежегодно участвуют в конкурсах, запросах котировок на поставку товаров (услуг) для муниципальных нужд.Всего за 9 месяцев 2013 года проведено торгов (лотов) и запросов котировок для субъектов малого предпринимательства – 22, в том числе путем запроса котировок – 14, открытого аукциона в электронной форме - 8. Количество несостоявшихся торгов (лотов), запросов котировок, которые не привели к заключению контрактов – 4. Общее количество заявок, поданных на процедуры, проведенные специально для субъектов малого предпринимательства - 37, в том числе путем запроса котировок – 24, открытого аукциона в электронной форме - 13. Стоимость заключенных контрактов с субъектами малого предпринимательства по процедурам, проведенным для субъектов малого предпринимательства составила 3949,5 тыс. руб.
Бюджетная эффективность от размещения муниципального заказа на торгах и путем запроса котировок составила в сумме более 3,0 млн. руб.
6.Доступ к муниципальному имуществу
В целях реализации Указа Президента Чувашской Республики от 03.03.2003 г. № 19 «Об ускоренном развитии малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике», повышения роли малого и среднего предпринимательства в обеспечении экономического роста Урмарского района, эффективной занятости населения и качественного улучшения уровня жизни населения администрацией Урмарского района с субъектами малого предпринимательства заключено 26 договоров, действующих на сдачу в аренду нежилых помещений, являющихся собственностью Урмарского района.
Решением Урмарского районного Собрания депутатов от 27.11.2008 г. № 292 утвержден Порядок передачи в аренду объектов недвижимости, включенных в Перечни муниципального имущества Урмарского района для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
II. Основные цели и задачи Подпрограммы.
Основной целью Подпрограммы является обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства Урмарского района Чувашской Республики на основе комплексной и эффективной поддержки.
Задачами Программы являются:
совершенствование системы муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в отраслях реального сектора экономики;
развитие информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого и среднего предпринимательства экономической, правовой, статистической и иной информации, необходимой для их эффективного развития;
развитие механизмов финансово – имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для организации и управления малым бизнесом.
Способы и механизмы решения задач определены в основных мероприятиях Подпрограммы (приложение к Подпрограмме). Выполнение этих задач должно обеспечить не только простое воспроизводство малых и средних предприятий, но и существенно усилить роль малого бизнеса в социально – экономическом развитии Урмарского района, в том числе:
- создание дополнительных рабочих мест;
- насыщение рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами;
- увеличение налоговых поступлений в бюджет от малого предпринимательства;
- привлечение инвестиций в экономику Урмарского района;
- рост доходов и уровня социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской деятельности;
- повышение образовательного уровня участников предпринимательской деятельности.
Реализация мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, будет осуществляться в 2011-2020 годах.
III. Система программных мероприятий
В Подпрограмме предусматриваются мероприятия по следующим разделам:
1. Совершенствование внешней среды развития малого и среднего предпринимательства и взаимодействие органов власти с представителями субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оказание содействия в разработке эффективных мер, направленных на упорядочение контрольных проверок, защиту прав и законных интересов предпринимателей; созданию партнерских отношений между предпринимателями и органами власти.
В Подпрограмме предусматривается содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в конкурсах на поставку продукции, оказание услуг. Участие в конкурсах повышает их товарооборот, который в свою очередь увеличивает финансовый результат. Муниципальные конкурсы повышают конкуренцию, которая является основным фактором для постоянного развития бизнеса.
Одной из эффективных форм взаимодействия может быть участие представителей предпринимательских кругов в рабочих группах, советах, коллегиях при органах местного самоуправления.
Эффективная реализация муниципальной политики в сфере малого и среднего бизнеса невозможна без формирования благоприятного общественного мнения о предпринимателях, пропаганды цивилизованного предпринимательства, не только как источника удовлетворения насущных материальных потребностей, но и как достойного образа жизни. Для решения этой задачи необходимо привлечение средств массовой информации, проведение рабочих встреч, совещаний, семинаров, «круглых столов», конкурсов по различным номинациям.
2. Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях реального сектора экономики.
Деятельность предприятий малого и среднего бизнеса на территории района охватывает практически все отрасли экономики. Более привлекательной остается непроизводственная сфера, в частности, торговля, где наиболее быстрый оборот капитала. Почти 25% малых предприятий сосредоточено в этой сфере. Приоритетные отрасли реального сектора экономики района – промышленность и сельское хозяйство в настоящее время также развиваются и работают стабильно.
В этом разделе предусматривается социологический опрос по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности. Ежегодно субъектами предпринимательства оформляются анкеты по проблемам предпринимательства.
2.1. Развитие малого и среднего предпринимательства в сельской местности.
Главный социальный эффект Программы будет состоять в решении проблемы занятости сельского населения. В целях развития на селе малого и среднего предпринимательства, формирования в агропромышленном комплексе рациональной системы рабочих мест, развития рынка труда, переориентации экономически активного населения на новые формы трудовых отношений необходимо содействовать созданию новых рабочих мест для трудоустройства сельского населения в сфере малого и среднего предпринимательства.
Мероприятия данного раздела направлены на проведение мониторинга по вопросам занятости сельского населения, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства, содействие развитию малых форм предпринимательства в сфере организации производства и переработки сельскохозяйственной продукции, открытие объектов придорожного сервиса, предприятий торговли.
С целью стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в сельской местности принят Порядок, регулирующий перевод жилых помещений в нежилые, для упрощения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к нежилым помещениям. Особое внимание должно быть уделено таким приоритетным видам деятельности, как производство и переработка сельскохозяйственной продукции и освоение прогрессивных технологий в аграрном комплексе. Данный раздел предусматривает реализацию мер муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в сельской местности, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельских потребительских обслуживающихкооперативов. Поддержка предусматривается в виде обеспечения доступности кредитов для субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве; развития сельскохозяйственного лизинга для субъектов малого и среднего предпринимательства; внедрения механизма страхования в сферу крестьянского (фермерского) производства и малого бизнеса; создания условий для развития зооветеринарных, агросервисных, транспортных и других услуг для личного подворья и крестьянских фермерских хозяйств; организации закупок производимой ими продукции.
3. Развитие механизмов финансово-имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Задачей Подпрограммы в данной области предусматривается расширение возможностей и упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам, посредством развития и совершенствования форм финансовой и имущественной поддержки.
Существующий сегодня высокий уровень процентной ставки по банковским кредитам может быть непосилен отдельным категориям субъектов малого и среднего предпринимательства. Для этих предприятий более эффективным способом муниципальной поддержки может стать субсидирование процентной ставки по получаемым кредитам.
Администрация Урмарского района предусматривает субъектам малого и среднего предпринимательства возмещение части затрат по уплате процентных ставок по кредитам (займам), полученным в кредитных организациях и потребительских кооперативах за счет средств местного бюджета района и получаемых грантов.
Одной из основных проблем для предпринимателей до недавнего времени было составление грамотного бизнес-плана. Подпрограммой предусмотрено содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в разработке бизнес-планов и технико-экономических обоснований на бесплатной основе.
Имущественная поддержка предполагает передачу в аренду объектов недвижимости, включенных в Перечни муниципального имущества для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектов малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с Порядком, утвержденным решением Урмарского районного Собрания депутатов от 27 ноября 2008 года № 291, расширение возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства в доступе не только к муниципальному имуществу, но и имуществу крупных и средних предприятий путем ведения единого реестра муниципального имущества и имущества крупных и средних предприятий, не задействованных в хозяйственном обороте.
4. Кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства.
В данном разделе предусмотрены мероприятия по организации подготовки, переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства, прежде всего на основе средств, выделяемых из республиканского бюджета для организации обучения безработных граждан основам предпринимательской деятельности, осуществления правовой, организационно-методической поддержки начинающим предпринимателям из числа безработных и незанятых граждан. Помимо этого предусматривается обучение и профессиональная ориентация молодежи, сельского населения на базе специально разрабатываемых программ, обучающих, учебно-консультативных семинаров, бизнес-встреч по вопросам малого и среднего предпринимательства.
IY. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Ресурсное обеспечение подпрограммы осуществляется за счет республиканского и районного бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников.
К внебюджетным источникам отнесены доходы от уставной деятельности учреждений, банковские кредиты и собственные средства субъектов малого и среднего предпринимательства, средства инвесторов.
V. Механизм реализации Подпрограммы и контроль за ходом ее выполнения
Муниципальным заказчиком Подпрограммы является администрация Урмарского района.
Механизм реализации Подпрограммы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, ведущих к достижению намеченных результатов.
Намечается задействовать такие рычаги экономической политики, как взаимодействие с предпринимательскими структурами в рамках Соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, привлечение средств инвесторов, лизинг, предоставление налоговых льгот по местным налогам.
Исполнителями Подпрограммы являются заинтересованные предприятия, структурные подразделения администрации Урмарского района, субъекты малого и среднего предпринимательства, индивидуальные предприниматели, поселения. К выполнению мероприятий Подпрограммы привлекаются на конкурсной основе любые коммерческие и некоммерческие организации.
Отдел экономического развития, промышленности и торговли администрации Урмарского района осуществляет контрольные функции, позволяющие установить зависимость между затратами на реализацию Подпрограммы и конечными результатами, и обеспечивает тем самым эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на осуществление Подпрограммы.
Координация деятельности органов местного самоуправления по выполнению мероприятий Подпрограммы осуществляется районным Координационным Советом по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства и отделом экономического развития, промышленности, торговли администрации Урмарского района, которые определяют первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений Подпрограммы.
VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий от реализации Подпрограммы
Эффективность Подпрограммы определяется соотношением позитивных изменений, произошедших в малом и среднем предпринимательстве вследствие проведения мер и затрат на реализацию этих мер.
В качестве целей управления, определяющих критерии оценки эффективности, приняты такие количественные показатели как рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение доли работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, в общей численности работников предприятий и организаций; увеличение доли произведенной продукции, работ (услуг) малыми и средними предприятиями; увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства, которые базируются на данных статистического наблюдения, а также сведениях, получаемых в ходе реализации Подпрограммы.
Реализация Подпрограммы позволит:
обеспечить устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства во всех отраслях реального сектора экономики;
развить малые и средние инновационные предприятия;
насытить товарный рынок Урмарского района Чувашской Республики конкурентоспособными отечественными товарами и услугами;
обеспечить занятость населения;
повысить образовательный уровень участников предпринимательской деятельности.
Индикатор ожидаемой эффективности реализации мероприятий
|
Индикатор до
реализации Программы
|
Индикатор в ходе реализации Программы
|
2010 год
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
2014
год
|
2015
год
|
2016
год
|
2017
год
|
2018 год
|
2019 год
|
2020 год
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
9
|
11
|
12
|
Рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.
|
121
|
121
|
122
|
125
|
128
|
130
|
132
|
135
|
138
|
142
|
145
|
Объем отгруженных товаров собственного
производства, выполненных работ и услуг малыми и средними предприятиями, млн. руб.
|
235,4
|
358,6
|
497,0
|
550,0
|
610,0
|
685,0
|
775,0
|
880,0
|
1000
|
1145
|
1315
|
Численность работающих в сфере малого и среднего предпринимательства, чел.
|
2073
|
2098
|
2123
|
2123
|
2125
|
2130
|
2150
|
2170
|
2190
|
2210
|
2230
|
Создание новых рабочих мест в сфере малого и среднего предпринимательства
|
156
|
196
|
192
|
192
|
195
|
198
|
200
|
203
|
208
|
212
|
215
|
Доля работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве
в общей численности работников предприятий
и организаций (в процентах)
|
42,1
|
43,7
|
44,0
|
44,5
|
45,0
|
45,7
|
46,5
|
47,3
|
48,0
|
48,5
|
49,0
|
Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства (в процентах) от собственных доходов бюджета района
|
11,9
|
12,6
|
13,5
|
14,5
|
15,5
|
16,0
|
16,5
|
17,0
|
17,5
|
18,0
|
18,5
|
Приложение №1
к Подпрограмме муниципальной поддержки малого
и среднего предпринимательства в Урмарском районе
Чувашской Республики на 2011 – 2020 годы
Система основных программных мероприятий
Мероприятия
|
Ответственные за
исполнение
|
Источники
финансиро-вания
|
Объем средств (млн. руб.)
|
|
Срок
реализации
|
|
2011 г.
|
2012г.
|
2013г.
|
2014 г.
|
2015 г.
|
2016г.
|
2017г
|
2018г
|
2019г
|
2020г
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
1.Совершенствование внешней среды развития малого и среднего предпринимательства и взаимодействие
органов власти с общественными объединениями предпринимателей
|
|
Оказание содействия в разработке эффективных мер, направленных на упорядочение контрольных проверок, защиту прав и законных интересов предпринимателей; созданию партнерских отношений между предпринимателями и органами власти.
|
Отдел экономического развития, промышленности и торговли администрации Урмарского района
|
В пределах выделенных средств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2011-2020
годы
|
|
Содействие формированию положительного имиджа предпринимательской деятельности:
проведение рабочих встреч, семинаров, «круглых столов»;
посещение малых предприятий, осуществляющих деятельность на территории района;
заслушивание субъектов предпринимательства, получивших государственную поддержку на заседаниях районного Координационного совета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства;
привлечение субъектов малого и среднегопредпринимательства к участию в конкурсах по различным номинациям
|
Отдел экономического развития, промышленности и торговли администрации Урмарского района
|
В пределах выделенных средств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2011-2020
годы
|
|
Сплошное статистическое обследование малых и средних предприятий и выработка механизма сбора информации о деятельности малых предприятий
|
Отдел экономического развития, промышленности и торговли администрации Урмарского района
|
В пределах выделенных средств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2011-2020
годы
|
|
Проведение мониторинга по вопросам занятости сельского населения, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства
|
Отдел экономического развития, промышленности и торговли администрации Урмарского района
|
В пределах выделенных средств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2011-2020
годы
|
|
Ежегодное проведение Дня малого и среднего и предпринимательства в районе
|
Отдел экономического развития, промышленности и торговли администрации Урмарского района
|
В пределах выделенных средств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2011-2020
годы
|
|
Проведение социологических опросов в районе по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности, мониторинг и анализ развития малого и среднего предпринимательства в отраслях экономики района.
|
Отдел экономического развития, промышленности и торговли администрации Урмарского района
|
В пределах выделенных средств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2011-2020
годы
|
|
Установление дифференцированных ставок арендной платы за землю для субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сельскохозяйственном производстве, в строительном комплексе.
|
Отдел сельского хозяйства и
земельных
отношений
|
В пределах выделенных средств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2011-2020
годы
|
|
Развитие несельскохозяйственных видов деятельности в малом и среднем предпринимательстве в сельской местности
|
Отдел экономического развития, промышленности и торговли администрации Урмарского района
|
В пределах выделенных средств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2011-2020
годы
|
|
2. Развитие реального сектора экономики
|
|
Обрабатывающее производство
|
|
Реконструкция здания для развития швейного производства
ООО «Светлана»
|
ООО «Светлана»
|
Внебюджетные источники
|
3,0
|
2,5
|
2,5
|
1,5
|
0,5
|
|
|
|
|
|
2011 – 2015
годы
|
|
Реконструкция механического цеха
ОАО «Урмарский механический завод»
|
ОАО «Урмарский механический
завод»
|
Внебюджетные источники
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
2011 – 2020 годы
|
|
Приобретение оборудования и реконструкция производственного цеха ООО «УШФ «ОВАС»
|
ООО «УШФ «ОВАС»
|
Внебюджетные источники
|
5,0
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
0,5
|
|
|
|
|
|
2011 – 2015 годы
|
|
Реконструкция здания для создания швейного цеха в д. Шихабылово
|
ИП Иванов Ю.И.
|
Внебюджетные источники
|
|
1,0
|
-
|
0,5
|
|
|
|
|
|
|
2012-2015 годы
|
|
Реконструкция цеха по производству деревянных евроокон
|
ЗАО «ДОКРосс»
|
Внебюджетные источники
|
1,0
|
4,0
|
1,0
|
|
|
|
|
|
|
|
2011-2013
годы
|
|
Производство кованых изделий
|
ИП Егоров А.Н.
|
Внебюджетные источники
|
|
|
0,2
|
|
|
|
|
|
|
|
2012-2013
годы
|
|
Кузовной ремонт автомобилей
|
ИП Васильев И.Н.
|
Внебюджетные источники
|
|
|
0,1
|
|
|
|
|
|
|
|
2013
год
|
|
Организация частного предпринимательства по производству мебели
|
ИП Степанов В.П.
|
Внебюджетные источники
|
|
|
0,050
|
0,1
|
0,03
|
|
|
|
|
|
2013-2015 годы
|
|
Организация частного предпринимательства по производству
тротуарных плиток
|
ИП Исаев Ю.Г.
|
Внебюджетные источники
|
|
|
0,02
|
|
|
|
|
|
|
|
2013-2015 годы
|
|
Агропромышленный комплекс
|
|
Содействие развитию малых форм предпринимательства в сфере организации производства, сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции в каждом сельском поселении
|
Отдел сельского хозяйства и
земельных
отношений,
Отдел экономического развития, промышленности и торговли администрации района, поселения
района
|
Внебюджетные источники
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2011-2020
годы
|
|
3. Развитие механизмов финансово – имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства
|
|
Возмещение части затрат по уплате процентных ставок за счет местного бюджета и средств полученного
гранта
|
Администрация Урмарского
района
|
Районный бюджет
|
0,071
|
0,150
|
0,153
|
0,120
|
0,130
|
0,150
|
0,170
|
0,190
|
0,210
|
0,230
|
2011-2020
годы
|
|
Предоставление грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства
|
Администрация Урмарского
района
|
Районный бюджет
|
-
|
-
|
0,017
|
0,070
|
0,080
|
0,090
|
0,100
|
0,110
|
0,120
|
0,130
|
2011-2020
годы
|
|
Предоставление грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства
|
Администрация Урмарского
района
|
Республиканский бюджет
|
0,900
|
0,600
|
0,540
|
0,300
|
0,300
|
0,300
|
0,300
|
0,300
|
0,300
|
0,300
|
2011-2020
годы
|
|
Создание собственного дела для безработных граждан
|
КУ ЧР «Центр занятости населения Урмарского района»
|
Республи-канский бюджет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Развитие инфраструктуры на основе рационального использования территории, расширение предоставляемых населению услуг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реконструкция производственных помещений, приобретение и установка нового оборудования
|
Субъекты малого и среднего предпринимательства, индивидуальные предприниматели
|
Внебюджетные источники
|
0,100
|
0,250
|
0,300
|
0,450
|
0,500
|
0,700
|
1,000
|
1,200
|
1,300
|
1,500
|
2011-2020
годы
|
|
Строительство объекта придорожного сервиса (II очередь) – ввод в эксплуатацию магазина по продаже автозапчастей в здании автозаправки, цеха по ремонту автомобилей и автомойки
|
ООО «Нефть - Трэвел» -
|
Внебюджетные источники
|
|
|
3,800
|
|
|
|
|
|
|
|
2013- 2014 годы
|
|
5. Кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства
|
|
|
Проведение тематических встреч учащейся молодежи с представителями предпринимательского сообщества
|
Отдел образования и молодежной политики, Отдел экономического развития промышленности и торговли и администрации Урмарского района
|
в пределах выделенных средств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2011-2020
годы
|
Профессиональная ориентация учащейся молодежи в области предпринимательства
|
КУ ЧР «Центр занятости
населения
Урмарского
района»
|
в пределах выделенных средств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2011-2020
годы
|
Оказание методической помощи молодежи по вовлечению ее в предпринимательскую деятельность
|
Отдел образования и молодежной политики,
Отдел экономического развития, промышленности и торговли администрации Урмарского района
|
в пределах выделенных средств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2011-2020
годы
|
Направление учащейся молодежи – выпускников средних школ в высшие и средние специальные учебные заведения по Целевым программам подготовки кадров для субъектов малого и среднего бизнеса
|
Отдел образования и молодежной политики администрации Урмарского района,
КУ ЧР «Центр занятости населения Урмарского района»
|
в пределах выделенных средств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2011-2020
годы
|
Реализация системы мер по обеспечению эффективной занятости на селе через переобучение и повышение квалификации сельского населения в сфере малого предпринимательства
|
Отдел сельского хозяйства и земельных отношений администрации района,
поселения района,
КУ ЧР «Центр занятости
населения
Урмарского райна»
|
в пределах выделенных средств
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2011-2020
годы
|
Всего
|
|
50,531
|
10,571
|
10,500
|
10,680
|
5,040
|
2,540
|
1,740
|
2,070
|
2,300
|
2,430
|
2,660
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
средства республиканского бюджета
|
|
4,140
|
0,900
|
0,600
|
0,540
|
0,300
|
0,300
|
0,300
|
0,300
|
0,300
|
0,300
|
0,300
|
|
районного бюджета
|
|
2,291
|
0,071
|
0,150
|
0,170
|
0,190
|
0,210
|
0,240
|
0,270
|
0,300
|
0,330
|
0,360
|
|
внебюджетные источники
|
|
44,100
|
9,600
|
9,750
|
9,970
|
4,550
|
2,030
|
1,200
|
1,500
|
1,700
|
1,800
|
2,000
|
|