Памятка для граждан
«Порядок рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления»
Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» (далее – Закон) – единственный действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан. В статье 33 Конституции РФ закреплено право на обращение. Когда нарушается законодательство о правах и свободах человека и гражданина организацией, то за их защитой лицо может обратиться в органы государственной власти и местного самоуправления.
Какие права предоставлены гражданам действующим законодательством?
Граждане имеют право:
- обратиться как индивидуально, так и в группе с другими лицами (Коллективно); устно на личном приеме, письменно, направив обращение по почте или через Интернет;
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если оно не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;
- прекратить рассмотрение обращения по собственной инициативе, подав в орган, куда он направлял обращение, заявление в произвольной форме;
- обжаловать в вышестоящий орган или в суд принятое по обращению решение или действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения.
Что необходимо знать, чтобы своевременно получить ответ на свое обращение?
- указать в обращении Ф.И.О., почтовый адрес, по которому он ожидает ответ, или электронный адрес;
- написать текст разборчивым почерком или напечатать его на компьютере, поставить подпись и дату;
- в подтверждение изложенных доводов к обращению можно приложить документы или иные материалы.
Что не допускается указывать в обращении?
- употреблять нецензурные либо оскорбительные выражения, угрожать жизни, здоровью и имуществу должностного лица или членов его семьи.
В случае получения такого обращения государственный орган или орган местного самоуправления вправе оставить его без ответа по существу поставленных в нем вопросов.
Какие сроки установлены для рассмотрения обращений граждан?
Регистрация обращений производится в течение 3 дней с момента его поступления.
Установленный срок рассмотрения письменного обращения – 30 дней с момента регистрации обращения в органе. В исключительных случаях этот период может быть увеличен руководителем органа еще на 30 дней. О продлении срока рассмотрения обращения гражданин должен быть уведомлен.
Сроки рассмотрения обращений:
|
Срок
|
Действие
|
статья закона №59-ФЗ, регулирующая данную обязанность
|
Примечание
|
|
3 дня
|
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
|
часть 2 ст. 8 Закона
|
Необходимо вести журнал регистрации обращений граждан
|
|
5 дней
|
Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации.
|
часть 3.1 статьи 8 Закона
|
С обязательным уведомлением заявителя о направлении обращения для рассмотрения.
|
|
7 дней
|
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
|
часть 3 ст. 8 Закона
|
С обязательным уведомлением заявителя о направлении обращения для рассмотрения в другой орган
|
|
7 дней
|
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
|
часть 2 статьи 11 Закона
|
|
|
7 дней
|
В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
|
часть 4 статьи 11 закона
|
(если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению).
|
|
15 дней
|
Орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения
|
часть 2 статьи 10 Закона
|
(за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну).
|
|
30 дней
|
Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
|
часть 1 статьи 12 Закона
|
|
|
30 дней
|
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней.
|
часть 2 статьи 12 Закона
|
С обязательным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения обращения.
|