Сегодня терроризм превратился в одну из наиболее острых проблем современности, фактор, серьезно дестабилизирующий обстановку не только в отдельных странах и регионах, но и в мире в целом. На текущий момент в мире насчитывается более 500 формирований разного толка, использующих терроризм для достижения своих целей, и их число продолжает расти. Эскалация терроризма сделала необходимым создание международной системы борьбы с ним, координацию усилий различных государств на самом высшем уровне. Об этом свидетельствуют выработанные международным сообществом нормы и стандарты, определяющие наиболее рациональные и гуманные, одобренные мировой практикой, рамки и процессуальные правила деятельности государств по борьбе с терроризмом во всём мире: универсальные международные договоры о борьбе с отдельными преступлениями террористического характера (Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, 1970 г.; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, 1979г.; Конвенция о физической защите ядерного материала, 1980 г. и др.), региональные международные соглашения (Европейская конвенция о передаче производства по уголовным делам, 1972 г.; Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, 1977 г.; Конвенция о передаче осужденных, 1983 г.; Конвенция стран СНГ о борьбе с терроризмом, 1996 г. и др.), двусторонние международные договоры.
В последние 15 лет проблема распространения терроризма стала актуальной и в Российской Федерации. Так, в 1994 году было зарегистрировано 18 преступлений, связанных с терроризмом. «Та война, которая была нам объявлена не только террористами, лидерами бандформирований, но и теми, кто поддерживал, финансировал, давал возможность лечиться боевикам, – она нами практически выиграна», – заявил руководитель Национального антитеррористического комитета Николай Патрушевна во время встречи с вдовами погибших сотрудников ФСБ» 11; 3. По его словам, террористическая угроза в России значительно ослабла, за последний год количество терактов сократилось более чем в 2,5 раза. «в целом число совершенных террористических актов сократилось со 112 в 2006 году до 40 в 2007 году. Кроме того, на территории Северокавказского региона пресечена преступная деятельность 500 участников бандформирований. (…) Предотвращено более 70 террористических актов, в том числе готовившихся с участием террористов-смертников. Обнаружено и уничтожено свыше 200 схронов. В Южном федеральном округе и в других регионах страны из незаконного оборота изъято более 3700 единиц огнестрельного оружия, свыше 1,2 млн штук боеприпасов , 4300 взрывчатых устройств и почти 9 тысяч кг взрывчатых веществ» 11; 4. При этом острота проблемы предотвращения, смягчения и ликвидации последствий актов терроризма всё более возрастает, так как в зонах непосредственной угрозы для жизни и здоровья населения при возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах потенциально опасных производств проживает более 80 млн. человек, что составляет около 55% всего населения страны. В таких условиях заметно возрастает необходимость совершенствования деятельности органов внутренних дел по противодействию терроризму, профилактике данных противоправных действий.
С начала 90-х годов XX века в России принято большое количество нормативных правовых актов, направленных на профилактику террористической деятельности. Это федеральные законы, постановления Правительства РФ, другие нормативные акты. Центральное место среди них занимал Федеральный закон от 25 июля 1998 года «О борьбе с терроризмом», который в настоящее время отменен. Между тем проблемы борьбы с терроризмом постоянно требовали изменений и дополнений в действующее законодательство. К числу последних изменений законодательства в сфере борьбы с терроризмом можно отнести принятие Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействию терроризму». Данный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
В соответствии с Законом под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
В этой связи к террористической деятельности относятся:
а) организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовка, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Правовой основой противодействия терроризму являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействию терроризму», а также федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, и другие нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
7) приоритет мер предупреждения терроризма;
8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористической деятельности
9) сочетание гласных и негласных методов противодействию терроризму;
10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
11) недопустимость политических уступок террористам;
12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Представленный Федеральный закон определяет компетенцию субъектов по организации борьбы с терроризмом.
Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления государственной политики в области противодействию терроризму;
2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом;
3) принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации:
1) определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;
2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;
3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.
Анализируя законодательство России можно отметить, что наряду со ст. 205 Уголовного Кодекса Российской Федерации (террористический акт), к преступлениям террористической направленности можно также отнести деяния, предусмотренные ст.206 (захват заложника), 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), а также 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля) и 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой); похищение человека (ст. 126 УК); угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК), насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК), вооруженный мятеж (ст. 279 УК), диверсия (ст. 281 УК) и др. Объединение этих преступлений в одну группу весьма значимо для изучения состояния и разработки мер их предупреждения, поскольку един причинный комплекс этих преступлений.
«Коренные причины преступлений террористического характера в России заключаются в противоречиях общественного развития и непосредственно связаны с такими объективно существующими явлениями, как конкуренция, инфляция, растущая дороговизна жизни, массовая безработица, социальная нестабильность, поляризация доходов. Таким образом, социально-экономическая напряженность, массовое увольнение военнослужащих из вооруженных сил в связи с сокращением штатов, рост организованной преступности, продолжающийся передел собственности и рынков сбыта способствуют возникновению и развитию недовольства отдельных категорий лиц сложившимся положением, росту националистического, политического, религиозного экстремизма, что, в конечном счете, может привести к совершению террористических актов» 36; 16.
В настоящее время одиночный террор, как инициативный, так и исполнительский, встречается крайне редко. Террористические акции в подавляющем большинстве результатом деятельности членов организованных преступных групп и формирований, существующих нелегально или полулегально в различных странах мира. Многие современные террористические организации и формирования имеют сложную, широко разветвленную структуру, включают не только руководящий состав и боевые формирования, но и членов, ведущих обучение и подготовку боевиков, а также организационно-пропагандистскую работу среди сторонников и сочувствующих, в том числе на территории иных государств. Складывается международное сотрудничество террористов. «Как показывают исследования, средний возраст членов террористических группировок 20-25 лет, а руководителей - 30-50 лет. Значительную часть их участников составляют студенты, недавние выпускники университетов, не нашедшие работы, мелкие служащие. Как показала практика, в исполнительских структурах боевых формирований террористов в Чеченской Республике немало неудачников, в том числе выходцев из стран СНГ, не сумевших устроиться в обыденной жизни, наркоманов, лиц без постоянного источника доходов, особенно из среды молодежи, вовлекаемых в отряды боевиков посредством выплаты денежного вознаграждения за участие в террористической деятельности и совершение террористических актов, а также за активную пропаганду экстремистской, ваххабитской идеологии и вербовку новых членов» 36;17. Для правоохранительных органов особо значимы сведения об условиях, способствующих совершению преступлений террористического характера, поскольку именно эти условия находятся в сфере досягаемости средств, находящихся в их распоряжении. К условиям, способствующим совершению террористических акций, прежде всего, относится ослабление целого комплекса режимных мер в стране, облегчающее заинтересованным лицам доступ к огнестрельному оружию, взрывчатым, радиоактивным, ядовитым и иным веществам, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений. Сложившаяся криминогенная обстановка угрожает стабильности в стране, что требует повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации. 15 февраля 2006 года указом Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» был создан Национальный антитеррористический комитет (НАК). Комитет возглавил руководитель Федеральной Службы Безопасности Николай Патрушев. К его компетенции относятся все сферы противодействия терроризму: профилактика терроризма, непосредственно борьба с террористической деятельностью, а также ликвидация возможных последствий терактов. Для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образованы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации. Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации образованы оперативные штабы.