Существует широко распространённое, но ошибочное мнение, что изобретение книги произошло одновременно с изобретением печати. Предполагается что процесс печати – создание книги с помощью механического оборудования – придаёт готовой продукции ту суть, что воплощает собой книга.
И действительно, рукописные книги называют манускриптами, не просто «книгой», а первые печатные книги – «инкунабулами», то есть «книгами во младенчестве». Мы привыкли думать, что периоды рукописной и печатной книги отличаются. Даже в библиотеках существует это различие: рукописные книги всегда отдельно от печатных, и в библиотечных каталогах, и физически.
Однако с исторической точки зрения это ложное различие.
Первые печатные книги пятнадцатого века представляют собой прямое подражание рукописным манускриптам, и мало отличаются от них, даже шрифты максимально похожи на человеческий почерк.
Но Гутенберг не собирался никого обманывать или вводить в заблуждение, он просто создавал книги новым способом, подражая образцам, которые видел перед собой. Книга в сути своей не изменилась, революционно изменился только способ её производства.
Задолго до этого, благодаря появлению христианства античные свитки были вытеснены кодексами, привычными нам книгами со страницами. Это был медленный и трудный процесс, происходивший во время глобальных исторических изменений в человеческом обществе. Однако суть книги – носителя информации и опыта – осталась прежней, изменилась только форма.
Сегодня, во время информационной революции, появился новый тип книг – электронные книги. Последствия этого трудно предсказать, но одно можно сказать точно – доступ к информации ещё никогда не был столь простым.
Уникальность книги как сотворённого человеком объекта в том, что помимо физической формы и характеристик она имеет интеллектуальное содержание. Последствия распространения информации и идей в обществе масштабны, но это уже выходит за рамки истории собственно книги.