УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства культуры,
по делам национальностей,
информационной политики
и архивного дела Чувашской Республики
от 27.06.2007 г. № 01-07/197
Республиканский стандарт
качества предоставления государственных услуг в области библиотечного дела
Чувашской Республики
1. Полное наименование
Государственные услуги по организации библиотечного обслуживания населения государственными библиотеками Чувашской Республики* (далее - Библиотека).
2. Термины и определения
Библиотека – информационное, культурное, образовательное учреждение, имеющее упорядоченный фонд опубликованных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам.
Документ – информация, зафиксированная специальным образом на материальной основе, в т.ч. электронным образом, предназначенная для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения.
Пользователь библиотеки – физическое или юридическое лицо, которое пользуется услугами библиотеки.
3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие качество услуг
Основы законодательства Российской Федерации «О культуре» от 9 октября 1992 года № 3612-1;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ «О библиотеч-ном деле»;
Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «Об обязатель-ном экземпляре документов»;
________________________________________________________________________
*Государственные библиотеки Чувашской Республики - Национальная библиотека Чуваш-ской Республики, Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека, Чувашская респуб-ликанская специальная библиотека им. Л.Н. Толстого
Услуги муниципальных библиотек регламентируются Модельным стандартом деятельности общедоступных (публичных) библиотек Чувашской Республики, утвержденным приказом Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики от 28.02.2007 г. № 01-07/43
Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подго-товки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нор-мативов формирования бюджетов Российской Федерации и местных бюджетов»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р [социальные нормативы и нормы];
Закон Чувашской Республики от 27 марта 1993 г. «О культуре»;
Закон Чувашской Республики от 28 апреля 2004 г. № 3 «Об обязательном экземпляре доку-ментов Чувашской Республики»;
Закон Чувашской Республики от 15 июня 1998 г. № 11 «О библиотечном деле»;
Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 3 февраля 1997 г. № 6.
4. Требования к качеству бюджетных услуг
4.1. Наименование и описание услуг Библиотеки.
4.1.1. Библиотечные услуги.
Выдача документов во временное пользование. В случаях, предусмотренных законодательством, в целях обеспечения физической сохранности особо ценных и редких документов выдаются их копии.
4.1.2. Информационные услуги.
Организация индивидуального и коллективного доступа населения к библиотечно-информационным ресурсам. Предоставление информации о содержании библиотечных фондов, информирование о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек, консуль-тативная помощь в поиске и выборе источников информации. Предоставление каналов связи для получения сведений из информационных сетей через специально оборудованные места публично-го доступа.
4.1.3. Культурно - просветительские услуги.
Организация книжных выставок, проведение республиканских читательских акций, фестивалей, конкурсов, научно-практических конференций и других мероприятий.
4.1.4. Образовательные, консультационно-методические услуги.
Проведение республиканских семинаров, практикумов, стажировок, организация консультаций с целью повышения профессиональной квалификации библиотекарей. Мониторинг и коор-динация деятельности муниципальных библиотек для обеспечения равного доступа городского и сельского населения к культурным ценностям. Подготовка аналитико-статистических материалов о деятельности библиотек республики.
Библиотека предоставляет услуги по удовлетворению информационных, научных, социальных, культурных, образовательных, интеллектуальных потребностей граждан. Основные услуги предоставляются бесплатно в соответствии с «Правилами пользования библиотекой». Допол-нительные услуги оказываются за плату в соответствии с «Положением об оказании платных услуг населению», утверждаемым администрацией Библиотеки.
Библиотека предоставляет пользователям издания на традиционных (бумажных) и электронных носителях, доступ к информационным сетям. Фонд документов обязан отвечать сложившемуся в обществе многообразию мнений, точек зрения, исключать материалы, связанные с пропагандой вражды, насилия, жестокости, порнографии. Наиболее полный фонд произведений литературы для детей формирует Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека. Библиотечное обслуживание слепых и слабовидящих должно обеспечивать получение ими документов на специальных носителях информации всех видов: "говорящая книга", книги с рельефно-точечным шрифтом (брайлевский шрифт), крупношрифтовые книги, плоскопечатные издания.
На оказание справочной и консультационной помощи и обслуживание одного пользовате-ля Библиотеки отводится до 20 минут, детей – до 25 минут, слепых и слабовидящих пользователей– до 30 минут.
Предоставление документов во временное пользование производится в отделе выдачи книг на дом на срок от 15 до 30 дней, в читальном зале - в течение рабочего дня.
Доступ к документам, которые отсутствуют в фонде Библиотеки, но могут быть получены по каналам межбиблиотечной связи, осуществляется по предварительному заказу.
Пользователям Библиотеки гарантируется обслуживание и получение документов на госу-дарственных языках Чувашской Республики.
4.2. Получатели услуг Библиотеки
Получателями услуг Библиотеки могут быть: физические лица, в том числе несовершеннолетние до 16 лет, а также лица, не имеющие возможности посещать библиотеку в обычном режиме: инвалиды, престарелые и другие; юридические лица.
4.2.1. Порядок выбора потребителем библиотеки, оказывающей бюджетную услугу
Все пользователи имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.
4.3. Порядок информирования населения об услугах и составе информационных ресурсов Библиотеки
Свободный доступ пользователей к информации обеспечивается созданием открытой системы информирования населения о комплексных библиотечных ресурсах, формированием свод-ных электронных информационных ресурсов, интеграцией их в единое мировое информационное пространство.
Для информирования населения о предоставляемых услугах Библиотека проводит следующие мероприятия: формирует банк данных библиографических записей документов, в том числе сводные электронные каталоги библиотек республики; обучает читателей пользованию справочно-поисковым аппаратом Библиотеки, поиску информации в электронной среде; информирует население о режиме работы Библиотеки, ее услугах, существенных изменениях в своей деятельности;
Библиотека проводит мониторинг предпочтений пользователей, постоянно анализирует качество предоставляемых услуг, соответствие библиотечных фондов потребностям пользователей, информирует их о результатах работы с неудовлетворенными запросами, объясняет причины отказов.
Библиотека готовит ежегодный отчет о своей деятельности и доводит его до жителей республики, издает информационную и рекламную продукцию о проводимых мероприятиях, содержании библиотечных фондов и другое.
4.4. Требования к Библиотеке
4.4.1. Регламентирующие документы
Библиотека должна иметь в наличии следующие документы, регламентирующие ее деятельность: устав;
свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации; коллективный договор;
правила внутреннего распорядка;
правила пользования Библиотекой;
положение об организации библиотечного обслуживания населения;
положение о платных услугах;
штатное расписание;
должностные инструкции;
технический паспорт Библиотеки;
инструкция по охране труда и технике безопасности;
инструкция по пожарной безопасности;
инструкция по электробезопасности.
4.4.2. Сохранность документов
Библиотека обязана обеспечивать целостность и нормальное физическое состояние документов, хранящихся в фонде, создавать условия для хранения в соответствии с установленными нормативами размещения, освещения, состояния воздуха, температурного режима, пожарной безопасности.
4.4.3. Режим работы
Библиотека должна быть открыта для населения не менее 6 дней в неделю. Предоставление услуг физическим и юридическим лицам осуществляется в течение 50-60 часов в неделю. Время работы Библиотеки не должны полностью совпадать с часами работы основной части населения.
Один раз в месяц в Библиотеке проводится санитарный день, в течение которого читатели не обслуживаются. О проведении санитарного дня читатели информируются заранее.
4.4.4. Техническое оснащение
Библиотека должна быть оснащена специальным оборудованием, аппаратурой и прибора-ми, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных докумен-тов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг.
Технические средства Библиотеки включают компьютерную технику, средства копирования документов, аудио, - видеотехнику, средства связи, средства пожарной и охранной сигнализации, транспортные средства. Для оказания качественных информационных услуг требуется постоянное обновление компьютерного парка, программного обеспечения, сетевых технологий.
Библиотека для слепых обеспечивается специальными адаптированными техническими средствами для слепых и слабовидящих (читающие комплексы, адаптированное компьютерное оборудование, тифломагнитофоны, увеличивающие устройства для чтения текста, звуковые сиг-нализаторы, брайлевские русифицированные принтеры для репродуцирования плоскопечатной литературы в специальный формат).
4.4.5. Условия представления государственной услуги
в области библиотечного дела
По размерам и состоянию помещение Библиотеки должно отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (запыленность, шум, вибрация и др.).
Санитарно-гигиенические нормы содержания библиотечных помещений и обслуживания пользователей предусматривают температурный режим не менее +18 градусов, относительная влажность воздуха - 55 процентов.
Площадь помещения Библиотеки должна соответствовать нормам (СН 495-77), учитывающим требования рационального размещения необходимого оборудования. При этом рекомендуются помещения прямоугольной формы, имеющие две зоны: читательскую (зона обслуживания) и служебно-производственную (функционально-техническая).
Библиотека должна быть оборудована пандусом, специальными держателями, лифтами, ограждениями, специальными креслами и другими устройствами для удобства пользователей с ограниченными возможностями.
Помещение специальной библиотеки для слепых должно быть максимально приспособлено для инвалидов по зрению.
Помещение и оборудование детскоюношеской библиотеки должны соответствовать возрастным особенностям пользователей.
Количество служебных помещений зависит от числа штатных сотрудников и выполняемых ими функций, и составляет не менее 20 % площади читательской зоны. Служебные помещения должны иметь удобную функциональную связь, как между собой, так и с подразделениями об-служивания читателей.
4.4.6. Кадровое обеспечение
Структура и штатное расписание Библиотеки устанавливаются с учетом объемов и сложности выполняемых работ, межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках, а также выделяемых бюджетных средств.
Не менее 85% персонала Библиотеки должны быть с высшим образованием.
Каждый работник Библиотеки должен один раз в 5 лет повышать свою квалификацию по установленной программе. Сумма средств, предназначенная для повышения квалификации персо-нала Библиотеки, должна быть не менее 0,5 % от ежегодного фонда оплаты труда.
В профессиональной деятельности библиотечный персонал руководствуется кодексом профессиональной этики.
4.4.7 Наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью Библиотеки
Внутренний контроль за деятельностью осуществляют создаваемые приказами директора Советы по основным направлениям деятельности Библиотеки (по комплектованию, каталогизации, редакционные советы и т.д.).
Внешний контроль за деятельностью Библиотеки осуществляется попечительскими и наблюдательными советами, создаваемыми в соответствии с законодательством Российской Феде-рации.
4.5 Порядок рассмотрения претензий потребителя
Обращения и претензии пользователей Библиотеки могут поступать по информационным системам общего пользования (электронная почта, факс, на сайт), в книгу жалоб и предложений, а также в виде устных обращений в администрацию Библиотеки. Претензии и обращения подлежат рассмотрению в течение 30 календарных дней. Администрацией Библиотеки информация о принятии решения по конкретному заявлению пользователя направляется на его почтовый адрес.
Пользователь библиотеки может обжаловать в суд действия должностного лица библиотеки, ущемляющего его права в соответствии с п.6 ст.7 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле».
4.6. Показатели качества услуг Библиотеки
Критерий
|
Показатели
|
1. Соответствие современным методологическим принципам и технологиям
|
Наличие в библиотеках программ внедрения менеджмента качества. Скорость предоставления информации о наличии документов в фондах (максимальное время с момента запроса потребителя до предоставления информации). Наличие сводных электронных каталогов (количество запи-сей в них). Количество автоматизированных рабочих мест в библиотеке.
|
2. Повышение читательской активности и как следствие повышение культурно-образовательного уровня граждан
|
Динамика посещаемости читальных залов и абонементов в среднем на одного пользователя в год. Количество документовыдач в целом и по отраслям знаний в год. Поступление новых документов в фонд Библиотеки в год.
|
3. Качество управления персоналом
|
Наличие утвержденной Персонал - стратегии Библиотеки. Укомплектованность специалистами с высшим специальным образованием. Средний разряд библиотекарей в соответствии с Единой та-рифной сеткой по оплате труда не ниже 10 разряда.
|
4. Качество электронных и традиционных каталогов Библиотеки
|
Отношение объема электронного каталога к общему количе-ству книжного фонда в год. Время между датой поступления книг в библиотеку и датой их включения в электронный каталог не должно превышать 30 календарных дней.
|
5. Прозрачность и доступность информации о работе библиотеки
|
Наличие собственного Интернет – сайта. Ежегодный отчет о деятельности Библиотеки перед населением в печатной, электронной или устной форме. Количество публикаций в СМИ в год. Выпуск специальных изданий о деятельности библиотек республики.
|