Территориальный отдел "Юнгинский" 

Управления по благоустройству и развитию территорий администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

б) Детство и годы учебы

Детство и годы учебы

Детство и юность - самое главное время для человека. Именно в это время в процессе воспитания складывается характер человека, его отношение к жизни, к людям, происходит становление личности. Основы, заложенные в детстве, остаются на всю жизнь. Поэтому изучение детских лет героя играет важную роль в историческом исследовании.  Детские годы М.Я. Гаврилова изучались по его воспоминаниям. Это единственный источник, нами проанализированный по этой главе.

 Михаил Яковлевич Гаврилов родился 20 октября 1924 года в селе Юнга Татаркасинской волости (ныне Моргаушский район) Чувашской  АССР. Родился мальчик в семье Гаврилова Якова Гавриловича (д. Большие Чуваки) и Перасковьи Федоровны Хораськиной (д. Нискасы)[1]. У него был также, старший на три года, брат Василий. Летом 1931 года семья Гавриловых переехала в новостроящийся Выселок Первое Мая. Новой семье пришлось построить дом, кузницу, сарай, амбар посреди леса. Для расчистки места под огород они рубили деревья, корчевали корни. Мальчики, как могли, помогали своим родителям: пасли коров, подметали и мыли полы, сгребали навоз, зимой расчищали снег, летом пололи грядки. Уже с шести – семи лет они доили корову, сбивали масло, пилили дрова, заносили поленья дров домой, ворошили и сгребали сено, пололи картофель.

1 сентября 1932 года мальчик Миша пошел в Юнгинскую семилетнюю школу, в первый класс. Уже до школы он умел читать по буквам, считал до ста, умел складывать и вычитать в этих пределах. Михаил был очень любознательным мальчиком, учеба давалась ему легко, и он с увлечением учился. Но, как и большинству крестьянских детей, ему приходилось оставаться дома и пасти коров. По воспоминаниям Михаила Яковлевича, весной и осенью он очень много пропускал занятий, но все равно учился отлично. Зимой, когда коров пасти не надо, мальчик старался не пропускать ни одного занятия. Он ходил в школу даже в лютый мороз и сильные метели. И в конце учебного года Миша получал книги за отличную учебу. Михаил Яковлевич вспоминает, что в школу приходилось им идти за пять километров. Выселокские ребята выходили из дома затемно и приходили в школу раньше всех других. Они завидовали юнгинским мальчишкам, потому что они на два часа больше могут читать книги и учить уроки, пока выселокские ребята теряют время на дорогу. Но нам кажется, что каждодневные хождения в школу в течение семи лет только закалили здоровье ребят из этой деревни, научили их дружить и помогать друг другу, быть терпеливыми и упорными в достижении цели. В своей книге Михаил Яковлевич тепло отзывается о первых учителях: Никифоре Ильиче Дмитриеве, Семене Макаровиче, Татьяне Николаевне Николаевой[2].

Михаил Яковлевич вспоминает, что питание в школе было только 2-3 года из семи лет учебы. Школьникам варили картошку в мундире, иногда давали соленые огурцы и квашеную капусту. Хлеб приносили из дома. Но даже такая малость приносила ребятам большую радость. Одевались ребята во все домотканое: холщовые рубашки и штаны, пальто и шаровары из домотканого сукна, на ногах были лапти и валенки.

В 1936 году Михаил пошел в 5 класс, в который пришли и ученики из Юнгапосинской начальной школы. Михаил Яковлевич помнит всех своих одноклассников и знает их судьбы. Многие из них погибли во время Великой Отечественной войны.

В 1939 году закончил школу на «отлично» и, единственный из своих одноклассников, поступил в Ядринское педагогическое училище на школьное отделение (готовили учителей начальных классов). По словам М.Я. Гаврилова, училище имело прекрасную материальную базу. Но жизнь студентов из бедной семьи была очень тяжелой. В первый год приходилось снимать квартиру, так как общежития не было. Стипендия, даже повышенная, была небольшая, приходилось им на всем экономить. Спасала только родная семья, которая передавала хлеб, соленый домашний сыр на 2-3 недели. Главная проблема была в том, что ни на квартире, ни в общежитии студенты не могли готовить еду. Так описывает свою еду М.Я. Гаврилов: «Сыр в кадке с солью высыхал…становился как камень… Я этот сыр отгрызал небольшими кусочками, ел с хлебом. Такой обед без горячего чая: хлеб да сыр для меня в те годы были обычным питанием»[3]. Часто устраивались в те годы всевозможные мероприятия, присутствие на которых было обязательным, и не раз путь домой голодный молодой человек проделывал по ночам.  Мать жалела его, отговаривала от учебы, но отец поддерживал его стремление стать учителем.

            Все эти трудности не остановили целеустремленного молодого человека, а, наоборот, закаляли его. Вскоре началась Великая Отечественна война. Михаил мечтал стать летчиком, даже написал в военкомат заявление с просьбой направить его в военное авиационное училище. Осенью 1941 года поступил на вечернее отделение ФКО, усиленно занимался физкультурой. Летом 1942 года Михаил Гаврилов получил два документа об образовании: свидетельство о присвоении звания учителя начальной школы  и удостоверение об окончании физкультурного отделения педучилища и предоставлении права преподавать физкультуру в 5-7 классах неполной средней школы[4].

            Ожидая повестку, все лето Михаил работал в колхозе, даже обратился в РОНО по поводу работы до получения повестки, был назначен учителем чувашского языка и литературы в Москакасинскую  семилетнюю школу, но поработать учителем не успел: был призван в Красную Армию.

            Таким образом, перед нами уже личность. Претерпевая невзгоды и лишения, преодолевая неудачи и разочарования, Михаил стремился осуществить свою мечту – стать педагогом. Трудная жизнь не озлобила его, а, наоборот, закаляла его, учила решать возникающие на жизненном пути проблемы. И здесь большую роль сыграло трудовое и патриотическое воспитание, которое они с братом получили от своих мудрых и любящих родителей. Именно в детстве были привиты любовь к труду, уважение к родителям и доброе отношение к людям, умение находить стимул для дальнейшего развития даже в самых тяжелых ситуациях. Именно эти качества, считаем мы, позволяли Михаилу Яковлевичу добиваться успехов в любых делах, которые он начинал в дальнейшем.



[1] Гаврилов М.Я. История рода Гавриловых. Воспоминания. – С.6.

[2] Там же. – С.31.

[3] Гаврилов М.Я. История рода Гавриловых. Воспоминания. – С.89.

[4] Там же. – С.136.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика