Муниципальное образовательное учреждение «Лицей № 44 города Чебоксары»
Исследовательская работа
на тему:
Село Юнга
Выполнил:
Ученик 7В класса
МОУ «Лицей № 44 города Чебоксары»
Степан Мамаев
Чебоксары, 2008
План:
Введение.
1. Юнга - центр Юнгинского сельского поселения.
2. Из истории названий улиц села.
3. Достопримечательности:
А) МОУ «Юнгинская СОШ» (этапы становления)
Б) Часовня святого Николая Чудотворца (легенда)
4. Их имена вошли в историю села.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
Введение.
Каждый населенный пункт России, будь то небольшой поселок, село, деревня или город, имеет свое имя, свою историю, свои традиции, достопримечательности, имена людей, живших там и вошедших в историю.
Я сам живу в городе Чебоксары, но каждое лето отдыхаю в селе Юнга Моргаушского района Чувашской Республики. Это не моя родина и не родина моих предков. Не так давно мы купили здесь дом под дачу, чтобы можно было отдыхать летом. Здесь удивительная природа, какое-то особенное спокойствие. С каждым годом я открывал для себя что-то новое здесь.
Я сроднился с этим местом, и поставил перед собой цель: узнать об истории села Юнги, его достопримечательностях, людях, которые там живут или жили.
Для этого, объезжая местность на своем любимом велосипеде, фотографировал интересные места, общался с местными жителями, познакомился с учителями Юнгинской средней общеобразовательной школы, записался в местную библиотеку.
По моему мнению, эта тема очень актуальна, так как каждый человек должен свято хранить память о местах, связанных с его детством, юностью, передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории родного края и любви к нему.
1. Юнга - центр Юнгинского сельского поселения.
Юнгинское сельское поселение расположено в северо-западной части Моргаушского района. Граничит с Большекарачкинской, Большесундырской, Москакасинской, Хорнойской и Ярославской сельскими администрациями, а также с Ядринским районом.
В Юнгинское сельское поселение входят: село Юнга, деревня Юнгапоси, выселок Коминтерн, деревня Елкино, выселок Канаш, деревня Кубасы, выселок Первое Мая, деревня Сярмыськасы. Центр поселения – Юнга. Название села от названия реки Юнга (что означает «вода, овраг»), которая, являясь правым притоком реки Волга, течет по территории Моргаушского района и Республики Марий Эл.
Исторический путь деревни долог и не прост. Так, во время первой генеральной ревизии 1719-1722 годов деревня, включающая все дочерние селения, называлась Юнга и входила в Ядринскую волость, Ядринского уезда, Алатырской провинции, Нижегородского наместничества. В 1780-1781 годах в Среднем Поволжье была проведена административно-территориальная реформа. Была учреждена новая губерния – Симбирская, преобразована Казанская губерния, были изменены границы прежних уездов, созданы новые уезды. В Казанской губернии был образован новый уезд – Козьмодемъянский, куда из Ядринского уезда перешла деревня Юнга и образовала новую волость, наименованную Юнго – Ядринской. Юнго – Ядринская волость просуществовала до реформы П.Д.Кисилёва 1839 года по управлению государственными крестьянами. В 1839 году губерния была разделена на 12 округов. В округе, куда вошли Цивильский, Чебоксарский, Ядринский, Тетюшский, Козьмодемъянский уезды, вместо 52 волостей было создано 36 более крупных и вместо 359 сельских обществ – 154. В Козьмодемъянском уезде была ликвидирована Юнго – Ядринская волость и деревня Юнга – Ядрина вошла в Янымовское сельское общество Татарской волости.
«Юнгинское сельское поселение и его окружение»
Рельеф Юнгинского поселения сложен и разнообразен: на общем равнинном фоне встречаются возвышенные участки и понижения, долина реки Юнга и глубокие овраги. На территории много лесов. В смешанных лесах преобладает дуб, немало также липы, клена, вяза, реже осина и береза. В подлеске преобладает лещина, растут рябина, черемуха, калина, шиповник, жимолость. Травяной покров в лесах богат. С ранней весны зацветают хохлатка, медуница, первоцвет, гусиный лук. Летом травяной покров становится гуще. В нем выделяется сныть, борец высокий, колокольчик, лютик, вороний глаз, ландыш майский. Немало встречается грибов.
Представляет интерес и фауна. Крупнейшими животными у нас являются лось и кабан. Из других животных в лесах можно встретить ежа, лисицу, землеройку, летучую мышь, барсука, рысь, ласку, темную хорь. Грызуны представлены белкой, зайцем-беляком, полевкой, мышью, соней, бурундуком, а также бобром и ондатрой. Богаты леса птицами: это тетерев, рябчик, глухарь, вальдшнеп, сорока, сойка, кукушка, стриж, дятел, пеночка, дрозд, горихвостка, соловей, зорянка, овсянка, поползень, синица, щегол, трясогузка, ворона, скворец, грач, галка, удод, козодой, коршун, ястреб-перепелятник, филин, сова.
На полях и лугах животный мир заметно беднее. Встречаются лисы, заяц русак, светлый хорь, тушканчик. Из птиц характерны жаворонок, перепел, серая куропатка, желтая трясогузка, чибис, коростель.
В водоемах водится различная рыба: щука, окунь, карась, линь, язь, карпы, пескари. Наличие в реке пескарей указывает на чистоту водоема. Обитают в водоемах и тритоны, озерная и прудовая лягушки, жабы.
2. Из истории названий улиц села
Давным-давно, на берегу реки шумел большой лес. В эти давние времена чуваши селились подальше от глаз русских, в овражных и лесистых местах. В этот лес, на берег реки Юнга из Ядрина переселился человек, которого звали Тополяк. Было у него два сына. Старшему отец дом построил на правом берегу реки, с него и началось развитие деревни Большие Чуваки (Ман Чавак). Младшему сыну отец построил дом на другом берегу, и на этом месте возникла деревня Малые Чуваки. Звали младшего сына "Илук", от него произошла фамилия Илугины, род которых в Юнге немаленький. Следующими дома построили "Ятык" (Ядыковы), "Ярхут" (Яргунькины). Деревню Малые Чуваки иначе называли "Илуккасси" или "Чоккасси". У Тополяк было еще две дочери, одна из которых забеременела, не выходя замуж. Отец выселил ее, построив ей отдельный дом. Ругая, называя ее "явал хере" (дочь дьявола). С нее началась деревня Яблоня, по-чувашски "Явальня". Сейчас эти деревни входят в село Юнга как отдельные улицы.
На сегодняшний день в селе Юнга документально существуют следующие улицы: Большие Чуваки, Горная, Заводская, Зелёная, Ларготы (Олах), Малые Чуваки, Молодёжная, Набережная, Новая, Садовая, Центральная, Чаганары, Школьный переулок, Яргунеки, Яблоневая.
Происхождение названий этих улиц очень интересны. Истории названий улиц Большие Чуваки, Малые Чуваки, Яблоневая описаны выше.
Горная. Это улица выходит к горе Чикету. Отсюда происходило и название.
Заводская. По этой улице ходили к заводу по изготовлению черепицы. Там делали черепицы и разные глиняные посуды. В народе ходит другое название - Переулок Чакак. Это место принадлежало роду Чакак. Отсюда пошло и название.
Зелёная (Симĕс). Улица маленькая и действительно зелёная. Народ называет ее - переулок Котомки (Кутамкка кукри). В этом переулке всего 8 домов. И он похож на котомку. Существует второе название Задний переулок (Хыçал кукăр), так как идет за главной улицей.
Ларготы (Олах). С давних времен наша улица носила название Олах. Первые жители поселились на поляне среди леса недалеко от речки. Почему документально Ларготы и откуда, мне не удалось найти. Олах, по моему мнению, происходила от чувашского слова «улах», в переводе на русский язык означает укромное тихое, безлюдное место.
Улица Молодежная. На этом месте было чистое поле. Здесь строились только что поженившиеся молодые люди. Появилась целая улица молодоженов. Сейчас у этих «молодых» уже подрастают внуки.
Набережная. Это улица начинается почти с берегов реки Юнга.
Новая (Çĕнĕ) Это улица самая молодая.
Садовая. На этом месте до войны был очень большой сад. Во время войны от холода деревья стали сохнуть. Из-за нехватки дров люди их стали рубить. В настоящее время яблони там вновь растут, только дикие.
Центральная. Главная улица села, где сейчас находятся школа, сад, Дом Культуры.
Школьный переулок. Рядом со школой имеется маленький переулок с тремя домами
Яргунеки. В дословном переводе означает сторона Яргунькиных. Там всего 19 домов, в трех живут Яргунькины.
В народе существует ещё и Перекрёстная улица (Хреçлĕ урам). Улица похожа на крестик, который объединяет Набережную и Малые Чуваки.
Наш дом расположен на улице Яблоневая. Сначала это был небольшой бревенчатый дом, в котором жила семья Тепеевых. В семье было пятеро детей, мать – Клавдия Семеновна, отец - Григорий Иванович - первый секретарь Сундырского района, участник Великой Отечественной войны, но с фронта он не вернулся. Затем дом принадлежал семье Бархаткиных, у которых, мои бабушка с дедушкой и приобрели это хозяйство. Мы этот дом не перестраивали, обложили кирпичом, заменили фундамент, сделали пристрой. Так у нас появилось небольшое хозяйство. Теперь каждый год мы там растим цыплят и бычка.
3. Достопримечательности села
А) Юнгинская средняя общеобразовательная школа: этапы становления
В 1878 году в 2-х этажном доме Селюшкиных села Юнга Братством Святителя Гурия была открыта школа грамоты, которая в 1881 году перешла в ведение земства. Законоучителем был священник Платон Алексеевич Запольский, а учителем – Сергей Фёдорович Беляев. В 1885 году школа грамоты была преобразована в церковно – приходскую школу, где изучались такие дисциплины: Божий закон, чтение, арифметика, чистописание. После пожара в 1910 году построено новое здание школы, недалеко от церкви. Двухкомплектная начальная школа, в которой работали 2 учителя, открылась в 1923 – 1924 учебном году, в 1928 году преобразовалась в школу крестьянской молодёжи с 7-летним сроком обучения. В 1934 году – это уже неполная средняя школа, в 1962 году – средняя школа. В 1966 году школе было присвоено имя С.М.Михайлова, первого чувашского историка, этнографа, писателя, уроженца этого же поселения (д. Юнгапоси), а в 1985 году открыта мемориальная доска. В ноябре 2001 года открылась новая школа.
Б) Часовня святого Николая Чудотворца (легенда):
"На том месте, где случилось явление образа Святителя и Чудотворца Николая, по сие время существует маленькая часовенка, складенная из кирпичей обыкновенно столбом. Кирпичи старинного формата....". Образ этот явился при возделывании земли чувашами дер. Юнги-Ядриной Козьмодемъянского уезда.
В д.Юнгапоси в середине XIX века жил крестьянин Трофим - престарелый сын одного из чувашей, обнаруживших образ. От него и чемеевского священника Константина Ямбакова С.М. Михайлову стало известно, что "назад тому более 70 лет, в царствование государыни императрицы Екатерины Алексеевны II одно деревенский их чувашенин Анисим Терентьев сын Лява вместе с одножителем своим Иштуаном (а по-русски как его звали - неизвестно) и третьим чувашениным, родственником Иштуану, по имени уже вовсе неизвестным, поступившим наконец в военную службу, производил, где ныне находится часовня, весною пашню под яровой посев сабаном (чувашским плугом), запряженным в пять лошадей, но пашня у них шла неуспешно по неведомым им причинам. Вот они смотрят на сабан всячески, улаживают его, [перепрягают лошадей, чтобы пашню направить как должно, но безуспешно. Удивляются и сами: какая бы тому могла быть причина, ибо плуг их наконец стал уже останавливаться, несмотря что пять лошадей в ярме. Напоследок стали смотреть внимательно: нет ли в земле каких камней или корней, препятствующих пашне? И при этом-то случае видят выпаханный небольшой камешек. Поднявши его и очистивши от земли, усматривают изображение каких-то ликов. Но что это за камень, не догадываются. Однако же они не бросили его впредь до показания грамотным людям. А приступавши опять к пашне, пошла она очень успешно, так что успешнее сего прежде и не бывало. Тут вновь приходят они в удивление и предполагают, что найденный ими камень заключает в себе что-нибудь чудесное". Легенда эта характерна и для других подобных находок.
В это время мимо пахарей проезжал в околодок Сярмуськасы верхом на лошади содержатель мельницы на речке Юнге чебоксарский купец Федор Григорьевич Кологривов, живший "на мельнице собственным своим домом". Купец объясняет пахарям, "что это не простой камень, а образ Святителя Николая и других угодников на обороте". Купец взял камень на мельницу. Он поставил образ в устроенную киотку с крашениями. Через некоторое время нашедшие камень пахари одновременно заболели, "впавши в какое-то расслабление". Пахари ужаснулись, полагая, что Бог их наказывает за пренебрежение к найденному ими образу Святителя и Чудотворца Николая, посылают немедленно гонца к купцу Кологривову, чтобы он отдал им его. Кологривов не отдал образа пахарям. Но тогда заболело все его семейство вместе с ним. Новообретенной иконе отслужили молебен, и больные поздоровели. Образ установили в церкви села Чемеево. "По постановлении в храм сего явленного образа, - пишет С.М. Михайлов, - были и другие чудеса, но остались они в безызвестности". Чуваши деревни Юнги-Ядриной намеревались построить церковь на месте явления образа. Но этого не произошло. В последствии священник чемеевской церкви Николай Иванович (фамилия не указана) обещал построить часовню, но долго не исполнял обещания. Построил только тогда, когда был наказан за это болезнью. К часовне верующие кладут деньги, молясь о выздоровление. Деньги идут в пользу Чемеевской церкви. (Из статей С.М. Михайлова « Старинная часовня около дер. Юнги-Ядриной Козьмодемьянского уезда» и «Описание обретения иконы Святителя и Чудотворца Николая в дачах деревни Юнги-Ядриной Козьмодемьянского уезда в 1777 году».
Спиридон Михайлович Михайлов (Яндуш)
(1821-1861)
Первый чувашский этнограф, историк, географ, статистик, фольклорист и писатель, яркий талант - самородок из народа. Родился 28 (16) декабря 1821 г. в околотке Юнгапоси деревни Юнго-Ядрино. Род Михайловых происходил из не крещенных чувашей, именовавшихся в старину родом Яндуш. Его предки отмечены в истории как активные участники военных походов Ивана Грозного и Петра I. Родителями Спиридона были Михаил Семенов и Степанида Николаевна. Они владели чувашским, русским и марийским языками. В семье было пять сыновей и четыре дочери. Спиридон был третьим сыном. Страстная тяга к образованию крепла в нем. Он ученье считал божественным откровением, рвался с пяти лет в город, чтобы научиться читать и писать по-русски, в семь лет ему посчастливилось попасть в семью козьмодемъянского купца Т.Ф. Михеева, где добрейшая купеческая вдова Анна Кузьминична Дворникова научила его читать и писать. В тринадцатилетнем возрасте он «вышел в люди», четыре года проработал помощником писаря в волостных правлениях и писцом у чиновников земской полиции в Козьмодемъянске, где овладел тайнами канцелярского делопроизводства. В 1842 году его утвердили штатным переводчиком чувашского языка в Козьмодемъянском земском суде. В деятельности С.М.Михайлова-Яндуша большое место занимает его исследовательская работа по истории и этнографии чуваш, марийцев и русских. В исторических документах он опубликовал документы XVI-XVIII веков по истории родного края. Он "открыл перед русским читателем подлинный чувашско - марийский мир: хозяйственный и социальный уклад, знания, дарования, быт, богатую духовную жизнь трудолюбивых, добрых народов, мечтавших о равенстве и братстве со всеми народами, и, насколько мог, заступался за интересы народных масс". Его перу принадлежат труды по истории некоторых населенных пунктов.
Спиридон Михайлович был не только первым чувашским историком, этнографом, писателем, но и первым просветителем. За плодотворную научно-исследовательскую и литературно-публицистическую деятельность С.М.Михайлов-Яндуш награжден серебряной медалью.
Рано прервался жизненный путь С. М. Михайлова. 27(15) января 1861 года в городе Козьмодемъянске скончался от паралича.
Имя Спиридона Михайлова-Яндуша увековечено в названиях улиц Козьмодемъянска, Чебоксары, деревни Юнгапоси Моргаушского района. Его имя носит Юнгинская средняя общеобразовательная школа.