Без исторической памяти народа нет его самосознания и самоутверждения среди других наций. Умение хранить и чтить прошлое - один из признаков культуры.
Село Юнга
Давным-давно, на берегу реки шумел большой лес. В эти давние времена чуваши селились подальше от глаз русских, в овражных и лесистых местах. В этот лес, на берег реки Юнга из Ядрина переселился человек, которого звали Тополяк. Было у него два сына. Старшему отец дом построил на правом берегу реки, с него и началось развитие деревни Большие Чуваки ( Ман Чавак).
Младшему сыну отец построил дом на другом берегу, и на этом месте возникла деревня Малые Чуваки. Звали младшего сына "Илук", с него произошла фамилия Илугины, род которых в Юнге немаленький. Следующими дома построили "Ятык" (Ядыковы), "Ярхут" (Яргунькины). Деревню Малые Чуваки иначе называли "Илуккасси" или "Чоккасси".
У Тополяк были еще две дочери, одна из которых забеременела, не выходя замуж. Отец выселил ее. построив ей отдельный дом. Ругая, называл ее "явал хере" (дочь дьявола). С нее началась деревня Яблоня, по чувашски "Явальня". Сейчас эти деревни входят в село Юнга как отдельные улицы.
Но есть и другая версия происхождения села:
Деревня Юнга получила своё имя от названия реки. Её первые жители поселились в местности Олох. С течением времени росло население, культурная площадь вокруг селения Олох становилось тесной, не удовлетворяющей потребностей в земле. Поэтому из года в год пашня наращивалась за счёт кустарников и леса путём их расчистки. Тогда существовал традиционный порядок: «Из того лесу, кто где у своей деревни расчистит, тут живёт и пашет и сено косит». Так, жители Олох: Човак, Кобас, Яболь выбрали себе в разных местах участок, удобный для расчистки от пашни, и выделились на эти участки. Со временем вокруг этих участков образовались дочерние селения Човак – каси, Кобас – каси, Ябольной (Яболь – имя, ой – поле), а материнская деревня Олох стала Мунъял Олох. «Мунъял» в чувашской топонимике означает «главная деревня». Во время первой генеральной ревизии 1719-1722 г. г. деревня, включает все дочерние селения, называлась Юнга и входила в Ядринскую волость, Ядринского уезда, Алатырской провинции, Нижегородского наместничества.
В 1780-1781 г.г. в Среднем Поволжье была проведена административно-территориальная реформа. Была учреждена новая губерния – Симбирская, преобразована Казанская губерния, были изменены границы прежних уездов, созданы новые уезды. В Казанской губернии был образован новый уезд – Козьмодемьянский, куда из Ядринского уезда перешла деревня Юнга и образовала новую волость, наименованную Юнго – Ядринской. Юнго – Ядринская волость просуществовала до реформы П.Д.Кисилёва 1839 года по управлению государственными крестянами. В 1839 году губерния была разделена на 12 округов. В округе, куда вошли Цивильский, Чебоксарский, Ядринский, Тетюшский, Козьмедемьянский уезды, вместо 52 волостей было создано 36 более крупных и вместо 359 сельских обществ – 154. В Козьмодемьянском уезде была ликвидирована Юнго – Ядринская волость и деревня Юнга – Ядрина вошла в Янымовское сельское общество Татарской волости.
Деревня Юнгапоси
Название деревни "Юнгапоси" объясняется простым переводом с чувашского слова "Юнкапус" ( Юнка и пус - исток (начало) реки Юнга). В деревне Юнгапоси 28 ноября 1821 года в семье некрещенных чуваш рода Яндуш родился Спиридон Михайлович Михайлов. Его предки были отмечены в истории как активные участники военных походов Ивана Грозного и Петра 1. Восьми лет Спиридон был отдан на воспитание и обучение в город Козьмодемьянск к знакомому купцу Т.Ф.Михееву. В 1834-1842 годах он работает помощником писаря в волостных правлениях и писцом у чиновников земской полиции. В 1842 году его утвердили штатным переводчиком чувашского языка в Козьмодемьянском земском суде. В деятельности С.М.Михайлова-Яндуша большое место занимает его исследовательская работа по истории и этогнрафии чуваш, марийцев и русских. В исторических документах он опубликовал документы ХУ1-ХУ111 веков по истории родного края. Его перу принадлежат труды по истории некоторых населенных пунктов. Спиридон Михайлович был не только первым чувашским историком, этнографом, писателем, но и первым просветителем. За плодотворную научно-исследовательскую и литературно-публицистическую деятельность С.М.Михайлов-Яндуш награждается серебряной медалью. Скончался он скоропостижно 27 января 1861 года в г.Козьмодемьянске от паралича.Имя Спиридона Михайлова-Яндуша увековечано в названиях улиц г.Козьмодемьянски, г.Чебоксары, деревни Юнгапоси. его имя носит Юнгинская средняя общеобразовательная школа.
октябрь 2001 г пуск газа в д Юнгапоси
Деревня Ёлкино.
Переселено из деревни Старое Елкино, которое находилось в Ядринском районе. Это было при барщине. В деревне Новое Елкино было два барина. Верхняя половина деревни принадлежала барину по фамилии Цветков, нижняя половина — барину Ватутину. Барин Цветков жил в Елкино, Ватутин - в Санкт-Петербурге. Барин купил людей из старого Елкино, переселились они сюда и образовали Новое Елкино на поляне посреди большого леса. Вначале было шесть домов, крестьяне расчищали лес, обрабатывали землю. В годы коллективизации (в тридцатые годы) в Елкино было 96 дворов. Сейчас здесь всего 15 дворов, но в последнее время деревня начинает расти, дети и внуки заинтересованы в том ,чтобы построить новые дома, на сходе граждан решено начать газифицировать жилые дома.
Сохранилась история о жестокости барина, который что хотел, то и делал с крестьянами. Если молодой парень хотел жениться, и он был красивый, то барин находил ему невесту косую. Если девушка была красивая, то жениха ей находил рябого. А кто не подчинялся барину, того избивали розгами. Крестьяне ненавидели барина и задумали над ним расправу. Нашлись два смелых человека, одного звали Яшин, имя другого неизвестно. Однажды барин поехал в уезд Казанской губернии. Когда проезжали территорию Малые Чуваки, ямщик остановил лошадь, сказав, что ослабли гужи. В это время Яшин и его товарищ выбежали из леса и убили барина. Ямщик приехал в уезд, его стали пороть розгами за барина. Не выдержав, рассказал о Яшине и его друге. Убийц поймали, запороли розгами и отправили на каторгу. Родственники барина до революции продали дом и уехали в город.
Деревня Сярмыськасы
Говорят, один мариец потерял своего быка. Два дня искал он его, три дня искал и по лесу ходил, весь в отчаянии уж засобирался домой, как вдруг на красивой большой поляне увидел своего быка, который лежал среди густой травы и спокойно жевал. Воткнул он палку, которая была в руке, подвязал быка и увел домой. На следующий год так получилось, что шел он по лесу и переходил именно эту поляну. Увидел, что палка, которую он воткнул в землю год назад, пустила корни и разветлилась. Подумал тогда мариец, что это божий знак, переселился сюда, построил хозяйство. Постепенно за ним переселились и другие. А деревню назвали Сярмыськасы («мариец» в переводе на чувашский - « сармас».).