Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Из истории возникновения с.Октябрьское

О возникновении дер. Большое Аккозино преданий не зафиксировано. Деревня является старинным материнским поселением. Можно предположительно считать, что она, как и большинство материнских селений северо-восточной Чувашии, возникла во второй половине XIV века.

Д. Большое Аккозино до 1781 г. входила в Чекурскую волость Свияжского уезда Казанской губернии. В Ландратской переписной книге Свияжского уезда 1716 г. она зафиксирована так: деревня Аккозина Исмелево тож. В переписных книгах 1723 и 1746 гг. в Чекурской волости числится одна деревня Аккозина Исмелева тож. В 1781 г., в соответствии с указом Екатерины II «Учреждения для управления губернии», были созданы губернии и уезды в новых границах. По данным 1782 г.,  в Чебоксарском уезде Казанской губернии числятся уже деревня Аккозина и деревня Малая Аккозина. Следовательно, между 1746 и 1782 годами из дер. Аккозиной выделилась дер. Малая Аккозина. В материалах 5 ревизии населения 1795 г. в Чебоксарском уезде числятся: дер. Аккозина Исмелево тож и дер. Малая Аккозина. В 1797 г. были организованы новые волости. Указанные две деревни были включены в Покровскую волость (центр – село Покровское Чекуры тож). В списке населенных мест Казанской губернии по сведениям 1859 г. в Чебоксарском уезде значатся: казенная дер. Большая Аккозина при овраге Кужмаре, казенная дер. Малая Аккозина при овраге Какганарке. В книге «Крепостное землевладение Казанской губернии» (выпуск 7. Чебоксарский уезд. Казань, 1907) в Покровской волости значатся: 1) дер. Большая Аккозина (Топай Исмель) и Выселок Аккозино; 2) дер. Малая Аккозина (Сивезень).

В советское время дер. Большое Аккозино (Туппай Семел) в 1917-1927 гг. входила в Покровскую волость Чебоксарского уезда, в 1927-1939 гг. – в Мариинско-Посадский район, в 1939-1959 гг. – в Октябрьский район, в 1959-1962 гг. – в Цивильский район, с 1956 г. входит в Марпосадский район; дер. Малое Аккозино (Севе Сын) в 1927-1939 гг. входила в Покровскую волость Чебоксарского уезда, в 1927-1939 гг. – в Марпосадский район, в 1939 г. включена в Октябрьский район и слита с дер. Вторые Чекуры; Выселок Аккозино (Печек Семел) в 1917-1927 гг. состоял в Воскресенской волости Чебоксарского уезда, в 1927-1939 гг. – в Октябрьском районе, в 1953 г. слит с село Октябрьское. Во всех этих селениях население чувашское.

Академик М.Р.Федотов выяснил, что у чувашей были имена Акас, Акаси. Эти имена восходят к тюркскому мужскому имени Акаси от тюркского слова ага «господин, хозяин». Чувашское имя в болгарский период перешло в марийский язык: Акас, Аказа, Акази, Аказей, Аказин, Акызи. Следовательно, название селения Аккозино возникло от личного имени. По-видимому, чуваш Акас или Аккас был основателем, родоначальником деревни Аккозина (позднее, с 18 в. с возникновением дер. Малая Аккозина – Большая Аккозина). В советское время начали писать дер. Большое Аккозино (в 16 – начале 20 веков названия поселений согласовывали со словами «деревня», «село», «починок», «выселок», «околоток»).

О возникновении деревни Большое Акозино на сегодня преданий не зафиксировано. Однако, старые люди и сейчас рассказывают, что при основании деревни первопоселенцы облюбовали место и поселились на возвышенности Чук выране – «Место молений и жертвоприношений». Внизу текла река Аниш. Возвышенность представляла собой место, окруженное оврагами. На карте 1856 года отмечены такие овраги: Чук вар («Лощина молений»), Мушконар, Энтрей сырми («Эндреев овраг»), Ача сави(«Детское кладбище»), Хуран сырми («Березовый овраг»). За рекой Аниш лежало поле Онжуй анна («Онжуево поле»). Примечательны здесь два марийских слова: Мушконар, где окончание – онар соответствует марийскому слову ангар «речка, овраг». Возможно, и слово Мушк объясняется марийским языком. По объяснению С.Я.Черных, марийское слово Онжуй происходит от оньыж, означающего «глава родовой общины, самый уважаемый и старый человек». Обычно он был жрецом в общине. Эти марийские топонимы свидетельствуют о том, что до прибытия чувашей здесь жили марийцы.

Старые люди также рассказывают, что «в те времена, как здесь поселились чуваши, за полем стоял сплошной лес, ежи бегали по пашне».

 

В 1551 г. Чувашия была мирно присоединена к России. Земля была всегда основным богатством болгаро - чувашского земледельца. Без земли чуваш не чуваш. Молились чуваши, кланялись земле, солнцу, лесу, умирали чуваши – возвращались в землю. Аккозинцы оказались на этой земле задолго до 1551 г. Старожилы говорили, что сюда наши предки переселились. Деревня Б. Аккозино расположена на возвышенном и открытом месте, видна издали. Исходя из слов старожилов, местных легенд и исторических фактов, можно сделать предположение, что д. Б.Аккозино возникла во второй половине XIVвека. Точно известно, что до 1552 г. д. Б.Аккозино существовала как деревня. На 1840 г. в д. Б. Аккозино было около 50 хозяйств. От 1816 г. в д. Б.Аккозино проживало 55 семейств. Следует заметить, что аккозинцы крайне редко участвовали в различных бунтах и восстаниях. Невзирая на то, что пугачевские казаки прошли через территорию Аккозино, активного участия в этих отрядах они не приняли. Аккозинцы были законопослушными, поставляли своих молодых парней в рекрутскую повинность, исполняли все денежные и натуральные повинности. Только в годы революции 1905-1907 гг. жители трех населенных пунктов участвовали в стычках с полицией (д. Б.Аккозино, Выселок Аккозино, д. Старое Тогаево, Выселок Тогаево Покровской волости). Таким образом, в истории аккозинцы два раза активно проявили себя в 1552 г., когда приняли участие в походе против Казани, и в событиях 1905-1907 гг. Даже когда аккозинцев, тогаевцев, исмелевцев раскулачивали, коллективных выступлений против советской власти не было.

Деревня Б. Аккозино размещалась на относительно благоприятной земле. Рядом с деревней течет река Аниш, в 1,5 км растет смешанный лес, имеются залежи известняка, который используется аккозинцами. Окружают деревню земли д. Ст. Тогаево, что за урочищем Онжуй анна, Выселок Тогаево, Выселок Аккозино (д. Исмели).

По данным ревизии населения и Генерального межевания земель, в 1795 г. в дер. Аккозина Исмелево тож Чебоксарского уезда Покровской волости 43 двора, мужчин 130, женщин 119, в дер. Малая Аккозина: дворов 10, мужчин 29, женщин 32. Выращивали рожь, овес, пшеницу, полбу. Крестьяне занимались хлебопашеством и скотоводством, других промыслов не имели. Женщины сверх полевой работы упражнялись в домашних рукоделиях, пряли лен, посконь и овечью шерсть, ткали холсты, сукно для своего употребления и для продажи.

До 1781 г. дер. Аккозина состояла в Чекурской волости Свияжского уезда.

На карте № 12, составленной в 1856 г. Сундырской (Аксаринской), а затем Покровской волостью д. Б. Аккозино расписана до мельчайших деталей. Обозначены не только земли Ст. Тогаево, Б.Аккозино, но и другие деревни. На месте с. Октябрьское располагались два выселка: Тогаево и Аккозино. На карте обозначены были все дороги на Исмелевский базар, он находился вверху, рядом с Исмелевской больницей, показаны все леса, овраги, сады, мельница, видно, на каких землях что сажали.

В д. Б. Аккозино издревле выращивали для себя и продажи прекрасный хмель, продавали мясо, масло, хлеб.

Земли д. Б. Аккозино, Ст. Тогаево, Выселка Тогаево и Выселка Аккозино делились на пахотные, усадебные, сады и огороды, выгоны. Аккозинцы неплохо вели свое хозяйство, выращивали неплохой для того времени урожай, известно, что много они продавали на Исмелевском базаре. В д. Б. Аккозино шумели дубовые леса. В записках А.Фукс от 1840 г. о чувашах и черемисах Казанской губернии записано: «Чувашские деревни все почти построены на хороших местоположениях, при речках, на возвышенностях, и при всякой деревне хотя бы маленькая роща». Таким образом, чуваши издревле любили и почитали лес и особенно дуб. Леса делились на строевой и дровяной.

Чуваши были не только прекрасными строителями деревянных домов, но и строили каменные дома. Чувашских строителей приглашали строить в Нижний Новгород, Суздаль, Владимир и др. города. В. д. Б. Аккозино практиковали строительство бань, сараев из глино-соломенных кирпичей. До 1900 г. аккозинцы не могли строить дома из обожженного кирпича из-за материальных затруднений, отсутствия опыта, отсутствия мастеров, продолжительности стройки, невозможности скорого перехода в новое здание ввиду их просушки.

В 1919-1920 гг. аккозинцы занимались пчеловодством, расширилось садоводство.

Аккозинцы участвовали в дорожном строительстве, это была повинность всех крестьян. Жители д. Б. Аккозино работали с 1 июля 1868 г. по 1 января 1869 г. на благоустройстве Московско-Казанской дороги, которая проходила через Выселок Аккозино. Всего приняло участие 32 аккозинца пеших, 7 конных, пешие работали на 11 руб. 20 коп., конные на 5 руб. 25 коп. . Таким образом топпайцы исполняли натуральную повинность.

Невзирая на революцию аккозинцам приходилось нести и дорожную повинность (с 30 апреля по 30 мая 1917 г.). Крестьяне работали на ремонте полотна дороги. Деревенскими была прорыта водосточная канава.

При д. Б. Аккозино ветряных мельниц не было, были водяные мукомольные мельницы.

Чуваши издревле были прекрасными кузнецами. Кузницы были и в д. Б. Аккозино.

Различные налоги платили аккозинцы, выполняли они различные повинности. 24-25 мая 1798 г. у аккозинцев был Павел I. Жители с. Октябрьское, д. Б. Аккозино приняли решение открыть в мае 1998 года памятный камень в с. Октябрьское, а также на месте захоронения йомзи Топая в д. Б. Аккозино.

Система управления контентом
429560, Чувашская Республика, Мариинско-Посадский район, с. Октябрьское, ул. Советская, 15
Телефон: 8(83542) 29424
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика