Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

История почтовой станции в селе Октябрьское (бывшая станция Аккозино-Исмели)

Московско-Казанская дорога существовала издревле. По утверждению Юхма Мишши (историк, писатель), дорога, которая пролегала через выселку Аккозино-Исмели (ныне село Октябрьское) (Исмели – чувашское название Аккозино) существовала еще в годы Болгарского государства. Монголо-татарские войска проходили по этой дороге на Русское государство. Войска черемисского князя Акказа (АК – белый – отсюда и название деревни) по этой дороге ходили с русскими полками «вольным походом» на Казань.

Московско-Казанская почтовая дорога ранее называлась Березовой, потому что во времена царствования Екатерины II она была обнесена березами в четыре ряда.

Деревня Аккозино была станционно-почтовая. Жители обязаны были нести ямскую службу, перевозить почту, армию во время войны в зимнее время от станции Аккозино до Липово и д. Акулево. 

Почтовую дорогу охраняли казаки, для чего им были построены будки в двух местах на протяжении 4-х километров около деревни, места охраны называются «казак посси», «хурал щирми» - ныне за Верхним Аккозино, за домом Кузьмина Валерия Прохоровича.

Широкую известность станция Аккозино получила с 1798 года, когда выселок Аккозино (Исмели) (ныне улица Кушникова села Октябрьское) посетил проездом Павел I, затем заехал в д. Большое Аккозино.

Аккозинцы встречали российского императора хлебом-солью. С 24 на 25 мая Павел I «имел в д.Большое Аккозино ночевку»

Станция Аккозино была известна и поэту А.С.Пушкину. 17 августа 1833 года А.С.Пушкин выехал из Санкт-Петербурга в Москву, где был несколько дней, а 2 сентября он прибыл в Нижний Новгород, а затем взял путь в сторону чувашских селений. Маршрут его путешествий лежал через города Москва – Нижний Новгород – Чебоксары – Казань – Симбирск – Оренбург. По тогдашним временам поэт довольно быстро продвигался по избранному маршруту. По Чувашии путь Пушкина лежал через Старый Сундырь – Чебоксары – д.Пихтулино (Ердово) – Исмели (ныне село октябрьское) – с.Карачаево – Тюрлема – Свияжск. 7 сентября 1833 года А.С.Пушкин остановился на станции Аккозино. Семейная легенда 80-летнего жителя села Октябрьское Кузьмина Павла Прохоровича гласит, что его предок – Чубуков Василий Назарович служил на станции Аккозино. Семейная легенда гласит о том, что это их предок обогрел великого поэта России, напоил его чаем, предоставил ночлег, а главное, поменял лошадей. 

В начале 30-х годов А.С.Пушкин задумал написать исследовательский труд «История Пугачева», чтобы иметь более верное представление о характере крестьянского движения и собрать дополнительные данные о личности Е.Пугачева, А.С.Пушкин решил съездить в Поволжье и на Урал. Александр Сергеевич, переночевав в Исмели (ныне село Октябрьское), сменив на станции лошадей, продолжает путь в Тюрлему, воочию видит чувашские деревни, их однообразные постройки, не отличавшиеся архитектурой, чувашских девушек и женщин, носивших тухью, хошпу и прочие национальные украшения, разговаривал с отдельными мужчинами, но отсутствие грамотных людей, знавших русский язык, должно быть, сказалось, так как известно, что один из представителей нашего народа упоминается в пропущенной главе повести «Капитанская дочка»: «Вдруг луна вышла из-за облака и озарила зрелище ужасное. К нам навстречу плыла виселица, утвержденная на плоту – три тела висели на перекладине. Болезненное любопытство овладело мною. Я захотел взглянуть на лица висельников. По моему приказанию гребцы зацепили плот багром, и лодка моя толкнулась в плавучую виселицу. Я вспрыгнул и очутился между ужасными столбами. Яркая луна озаряла обезображенные лица несчастных. Один из них был старый чуваш, другой заводской русский, крестьянин, сильный и здоровый малый лет двадцати». По рассказам, в руках у поэта каждый раз появлялась небольшая зеленая тетрадь, и он быстро заполнял ее своими рисунками, записями из местного фольклора.

Чуваши привыкли терпеть от бар лишь беду, горе и разорение. Однако, этот барин отличался от других бар простотой общения и большим вниманием к рассказчикам, которые на ломаном русском языке рассказывали о местном быте, поговорках, о продвижении Е.Пугачева в этих местах, который с войском шел через близлежащие деревни на г.Цивильск. Пушкин был очень интересен и прост в общении с местным населением, чем на долго им и запомнился, почему из поколения в поколение и передаются рассказы о барине, который переночевал 7 сентября 1833 года на станции Аккозино.

«Слышал от смотрителя за Чебоксары, - так пишет Пушкин об эпизоде встречи со станционным смотрителем в Аккозино.

Через почтовую станцию Аккозино проезжали декабристы и другие «вольнодумцы» России. В документе №211 от 20 декабря 1889 года так сказано о почтовой станции Аккозино: «контора вольных почт имеет честь уведомить, что по смете, составленной на предстоящий 1890 год, станции вольных почт Чебоксарская, Ямбулатовская, Аккозинская и Липовская, находящиеся в Чебоксарском уезде, могут дать чистой прибыли не более 1500 рублей, в виду открытия Самаро – Уфимской железной дороги».

В докладе №2 Чебоксарской уездной земской управе XXIV очередному уездному земскому собранию «О подводной невинности» говорится о распределении лошадей в Аккозинской станции в 1897году. Было 7 лошадей, на 1898 год предполагалось увеличить до 10 лошадей. Имеются замечания по земской Аккозинской станции, о том, что здесь хранили тулупы, в ответ говорится, что «выделки овчины здесь не производилось и не производится», сильного зловония на Аккозинской станции быть не могло».

Летом работали 10 лошадей, зимой – 8. Аккозинская постовая станция обходилась, например, в течении 1898 года в 1625 рублей (для сравнения – Чебоксарская в 1973 рубля, Козловская – 1594 рубля 33 копейки).

Почта действовала регулярно и в последующие годы.

Московско-Казанский тракт (Березовая дорога) проходит через село Октябрьское, разделяя село на 2 части, по середине села протекает река Аниш. Именно река в конце XIX века служила границей между двумя выселками Тогаево и Аккозино (Исмели).

На нынешней территории Октябрьской хмелефабрики в те далекие годы находилось кладбище, где хоронили умерших на этой станции при перевозке «ссыльных колодников». А на нынешней территории огорода жителя села Октябрьское Кузьмина Павла Прохоровича находилась казарма, где располагались на ночлег «ссыльные колодники» с охраной, где до сих пор при копке огорода выкапываются старые кирпичи, различные украшения, монеты. Это место так до сих пор до конца не изучено.

После Октябрьской революции почтовая станция перешла в ведомство Советской почты.

В 1939 году деревня Выселка Аккозино (Исмели) была переименована в село Октябрьское.

В 1977 году, когда отделение почтовой связи перешло в новое здание, разрешением Мариинско-Посадского райисполкома (председатель – Фадеев Леонид Фадеевич) старое здание почтовой станции передали в распоряжение Октябрьского сельского совета (председатель – Кузьмин Павел Прохорович). В свою очередь, решением Октябрьского сельского совета, это здание было передано в распоряжение Октябрьской больницы, где в то время главным врачом был Павлов Николай Петрович.

Некоторое время – с 1981 года здание почтовой станции служило кухней для больницы, ныне же оно пустует за ненадобностью.

Система управления контентом
429560, Чувашская Республика, Мариинско-Посадский район, с. Октябрьское, ул. Советская, 15
Телефон: 8(83542) 29424
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика