Иакинф Бичурин (Никита Яковлевич Бичурин, в монашестве архимандрит Иакинф; родился 29 августа (9 сентября) 1777 с. Акулево Чебоксарского уезда Казанской губернии — 11 (23) мая 1853, Санкт-Петербург) — один из основоположников российской синологии.
Один из классиков отечественной ориенталистики, заложивший основы научной синологии XIX в. в России. Дальнейшая судьба этой отрасли востоковедения неразрывно связана с его именем, которое навсегда вписано в историю российской отечественной науки. Русский дипломат, востоковед и путешественник, знаток китайского языка, оставил значительное число сочинений о Китае и сопредельных странах. Ввёл в мировой научный оборот значительное число китайских исторических источников, в том числе «Описания Дай-цинской империи». Член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук (c 17 декабря 1828 года).
Отец — священник Яков Данилович Бичурин (1749—1812). Родился Никита Бичурин в селе Акаулево (Шемпер по-чувашски) в семье диакона, а не с. Бичурино, как указывал сам Н. Я. Бичурин в своих автобиографических записях, а затем эти данные перекочевали во все его биографии(Чебоксарский уезд, Казанской губернии) 29 августа 1777 года. Вероятно эта ошибка объясняется тем, что вскоре после рождения Никиты, семья Якова Данилова, получившего в 1779 г. сан священника, переехала в с. Бичурино (с рубежа 18-19 вв. село Пичурино стали писать как Бичурино, а по-чувашски (шинер, Типнер) Свияжского (с 1781 г. — Чебоксарского) уезда и здесь прошли детские годы будущего ученого, а место рождения — с. Акулево — не сохранилось в его памяти.
Начальное образование получил в училище нотного пения в Свияжске. С 1785—1799 обучался в Казанской семинарии, где получил фамилию Бичурин, и закончил её с отличием. Окончив Казанскую духовную академию в 1799 году, был оставлен преподавателем в академии. Преподавал грамматику, риторику. Находясь на преподавательской работе, принял монашеский сан и год исполнял должность настоятеля Казанского Иоанновского монастыря.
В 1802 году был назначен архимандритом Вознесенского монастыря в Иркутске и ректором духовной семинарии, но у него возникли конфликты с семинаристами, также его обвиняли в нарушении устава.
В 1807 году определён начальником духовной миссии в Пекине, где и оставался до 1822 года. В совершенстве овладел китайским языком и составил словарь, который лично переписал четыре раза.
В Пекине Бичурин начал переводить на русский язык китайские источники: «Сышу» (Четверокнижие) — свод учений Конфуция и конфуцианцев, географическое сочинение в трех томах, сводную историю Китая в 17 томах, китайскую хронологию, «Описание Тибета», «Описание Чжунгарии», «Описание Пекина», сочинения по юриспруденции, медицине, религии, философии, экономике, сельскому хозяйству, торговле и другие. Бичурин составил многотомный китайско-русский словарь, перевел на русский язык маньчжуро-китайский словарь в 4-х томах.
Во время борьбы с Наполеоном, русскому правительству было не до Китая, в результате чего миссия испытывала недостаток средств и была полностью опустошена. За это начальник миссии был лишён сана архимандрита и сослан в Валаамский монастырь. В мае 1821 года выехал из Пекина.
В 1826 году ему удалось переселиться в Санкт-Петербург, где он получил при министерстве иностранных дел должность переводчика с китайского языка, этому способствовал китаевед Е. Ф. Тимковский и, возможно, Шиллинг фон Канштадт, работавший в Министерстве иностранных дел. В 1828 году Бичурин был избран членом-корреспондентом Российской академии наук по разряду литературы и древностей Востока. В 1828 году работал в Петербургской публичной библиотеке; избран почетным библиотекарем. К концу 1829 года подготовил первую библиографическую работу — «Реестр китайских и маньчжурских книг, находящихся в императорской Публичной библиотеке». В 1830 совершил экспедицию в забайкалье, откуда привёз тибетские и монгольские книги, принадлежности буддийскую храмовую утварь и другое.
В Кяхте открыл первую в России школу китайского языка. Преподавал в школе, создал первый учебник китайского языка («Китайская грамматика»).
С 1831 года член Азиатского общества в Париже. Неоднократный лауреат Демидовской премии.
В Санкт-Петербурге отец Иакинф получает светское признание, среди его знакомых — А. С. Пушкин, А. А. Краевский, В. Ф. Одоевский, К. М. Шегрен, И .А. Крылов, И. И. Панаев, А. В. Никитенко и много других литераторов публиковавшихся в журнале «Моссковский телеграф».
В Забайкалье встречался с декабристами: братьями Бестужевыми, И. И. Пущиным и другими.
В 1848 г. приступил к созданию своего последнего труда «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена». Труд в трёх томах с приложением карт был опубликован в 1851 г. К тому времени сильно пошатнулось здоровье синолога, хотя он и выжил в холерной эпидемии. Скончался в Александро-Невской лавре в 1853 г.
Важнейшие работы
- Записки о Монголии. Т.1-2 . — СПб., 1828. — 339 с.
- История первых четырех ханов из дома Чингисова. — СПб., 1829.
- Описание Чжунгарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии. — СПб., 1829.
- Китайская грамматика. — Кяхта, 1831. — 32 с.
- История Тибета и Хухунора с 2282 г. до Рождества Христова 1227 г. / пер. с кит. монахом Иакинфом Бичуриным: в 2 ч. — СПб., 1833.
- Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. — СПб., 1834.
- О шаманстве // Отечественные записки. — 1839. — № 6. — С. 73-81.
- Забавные известия о России в китайской географии // Санкт-Петербургские ведомости. — 1840. — № 188.
- Китай, его жители, нравы, обычаи. — СПб., 1840.
- Отрывки из путешествия по Сибири // Русский вестник. — 1841. — Т. 4, № 10. — С. 74-94.
- Замечания на статью под заглавием: «Шесть сцен Ононского пастуха» // Москвитянин. — 1844. — Ч.2, № 4. — С. 330—337.
- Китай в гражданском и нравственном состоянии, 1848
- Географический указатель мест на карте к истории древних среднеазийских народов. — СПб.,1851. — 115 с.
- Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена: в 3 ч. — СПб, 1851.
- Автобиографическая записка // Ученые записки АН по 1 и 3 отд. — 1865. — Т.3, вып. 5. — С. 665—672.
- Прогулка за Байкал // Телескоп. — 1883. — Ч.13, № 4. — С. 559—571.
- Из китайских представлений о России // «Арабески» Истории. Т. 2: Русский разлив. — М.,1906. — Вып. 3-4. — С. 262—266.
- Байкал // Северные цветы на 1832 год / изд. подгот. Л. Г. Фризман. — М.,1980. — С. 34-42.