Во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации №11 от 19.01.2007 г. "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов" прокуратурой Красночетайского района проводятся систематические проверки соблюдения сопровождающими национальные проекты органами государственной власти, местного самоуправления и созданными ими учреждениями законодательства в указанной области правоотношений.
Особое внимание уделяется законности мероприятий, связанных с реализацией на территории Красночетайского района национального проекта "Образование".
Установлено, что администрацией района в рамках названного национального проекта в порядке централизованных государственных поставок получены автобусы марки: ПАЗ 32053-70 2009, переданный МБОУ «Большеатменская СОШ», автобус ПЕЖО 222335 и ПАЗ 32053-70 переданный МБОУ «Большеатменская СОШ - для организации подвоза детей к базовому муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Большеатменская средняя общеобразовательная школа".
Как показала проверка, названные школьные автобусы не в полной мере отвечают требованиям безопасности, предъявляемым к пассажирским перевозкам детей.
Так, в автобусе ПАЗ 32053-70 2009 имеются нарушения требований Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» (принят и введен в действие постановлением Гостандарта РФ от 01.04.1998 г. №101) (с изменениями от 23.05.2003 г., 29.10.2007 г.), а именно в нарушение п. 4.5.15 в автобусе отсутствуют сигнальные кнопки «Просьба об остановке», которые располагаются в каждом поперечном ряду сидений.
Помимо этого, нарушая п. 1.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. № 2, водитель указанного транспорта перевозил в салоне автомобиля горюче-смазочные материалы, которые создают угрозу безопасным условиям перевозки пассажиров.
Также в нарушение п. 5.2.3 указанного выше положения водитель, выполняющий регулярные автобусные перевозки, не обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути, схемой маршрута с указанием опасных участков.
В нарушение п. 4.5.7 при недостаточности непосредственной обзорности отсутствуют устройства (система "видеокамера-монитор", система зеркал, другие оптические устройства), позволяющие осуществлять такой контроль за входом детей в автобус и выхода из него в зоне уровня дороги до поверхности пола автобуса. Также элементы наружных оптических устройств, установленных на автобусе не имеют электрообогрева.
Автобус ПАЗ 32053-70 – имеются нарушения требований Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» (принят и введен в действие постановлением Гостандарта РФ от 01.04.1998 г. №101) (с изменениями от 23.05.2003 г., 29.10.2007 г.), а именно:
На момент проверки в нарушение п. 4.5.26 в неисправном состоянии находится система двухсторонней связи.
Кроме того, в нарушение п. 4.5.17 оборудование внутренней и наружной громкоговорящей автомобильной установки находится в неисправном состоянии.
В нарушение п. 4.5.7 при недостаточности непосредственной обзорности отсутствуют устройства (система "видеокамера-монитор", система зеркал, другие оптические устройства), позволяющие осуществлять такой контроль за входом детей в автобус и выхода из него в зоне уровня дороги до поверхности пола автобуса. Также элементы наружных оптических устройств, установленных на автобусе не имеют электрообогрева.
В нарушение п. 4.5.5 указанные выше автобусы не оборудованы устройством, препятствующим началу движения при открытых или не полностью закрытых служебных дверях.
Помимо этого, нарушая п. 1.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. № 2, водитель указанного транспорта перевозил с салоне автомобиля горюче-смазочные материалы, которые создают угрозу безопасным условиям перевозки пассажиров.
Школьный автобус марки ПЕЖО 222335 – имеются нарушения требований Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования» (принят и введен в действие постановлением Гостандарта РФ от 01.04.1998 г. №101) (с изменениями от 23.05.2003 г., 29.10.2007 г.), а именно в нарушение п. 5.2.3 указанного выше положения водитель, выполняющий регулярные автобусные перевозки, не обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути, схемой маршрута с указанием опасных участков.
Также в нарушение п. 6 Положения об организации специальных школьных перевозок учащихся образовательных учреждений, расположенных на территории Чувашской Республики, утв. постановлением Кабинета Министров ЧР от 22.04.2002 № 121, сопровождающий при организации школьных перевозок учащихся указанного учреждения не имел при себе список учащихся с наименованием автобусных остановок.
Помимо этого, нарушая п. 5.18 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. № 2, водитель указанного транспорта осуществлял перевозку детей в светлое время суток без включения ближнего света фар.
Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 г. "О транспортной безопасности" обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Девятым пунктом ст. 1 этого Федерального закона субъектами транспортной инфраструктуры определены юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Принимая во внимание, что указанные автобусы находятся в казне района и передан в оперативное управление МБОУ "Большеатменская СОШ", администрацией района и муниципальным образовательным учреждением, являющимися субъектами транспортной инфраструктуры, нарушаются требования ст.8, п.2 ст. 12 Федерального закона "О транспортной безопасности", а также п.2 ст. 16 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.95 г. "О безопасности дорожного движения", а именно, этими субъектами не принимаются должные меры по поддержанию участвующих в перевозке детей транспортных средств в надлежащем техническом состоянии.
В то же время, проблема гибели и увечий детей, попавших в процессе перевозки школьными автобусами в дорожно-транспортные происшествия, для Российской Федерации является крайне актуальной.
Аналогичные нарушения выявлены в МБОУ «Атнарская СОШ», МБОУ «Красночетайская СОШ».
По результатам проверки в адрес руководителей образовательных учреждений внесены представления об устранении нарушений.
Прокурор Красночетайского района
старший советник юстиции В.В. Шоркин