В ходе проведения мониторинга нормативных правовых актов, принятых администрацией Красноармейского района, установлено, что постановлением администрации Красноармейского района от 28 октября 2011 года № 494 утвержден административный регламент администрации Красноармейского района по предоставлению муниципальной услуги «Заключение договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью».
В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации и статьей 6 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В то же время органы местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству.
Законом Чувашской Республики от 30.11.2006 № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству. Соответственно, органы местного самоуправления республики выполняют законные функции органов опеки и попечительства, в том числе:
- заключают договоры о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью:
- выдают разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребенка.
Согласно пункту 7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.04.2011 № 166, исполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Чувашской Республики, переданных им на основании закона Чувашской Республики, осуществляется в порядке, установленном административным регламентом, утвержденным соответствующим органом исполнительной власти.
Приказами Министерства образования и молодежной политики ЧР от 08.05.2015 № 974 и от 05.03.2015 № 417 утверждены соответственно:
- административный регламент по предоставлению органами местного самоуправления в Чувашской Республике, наделенными отдельными государственными полномочиями Чувашской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, государственной услуги «Заключение договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью»;
- административный регламент по предоставлению органами местного самоуправления в Чувашской Республике, наделенными отдельными государственными полномочиями Чувашской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, государственной услуги «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии несовершеннолетнего ребенка».
Таким образом, органы местного самоуправления при реализации переданных им государственных полномочий по опеке и попечительству должны руководствоваться вышеуказанными нормативными документами Министерства образования и молодежной политики ЧР.
Полномочиями по принятию самостоятельных административных регламентов, касающихся предоставления вышеуказанных услуг, органы местного самоуправления не наделены.
Таким образом, вышеназванное постановление главы администрации города издано с превышением предоставленных законом полномочий.
Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции органов местного самоуправления, согласно п.п. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96, является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
На данный правовой акт принесен протест.
Прокурор района
старший советник юстиции Н.А.Муллин