Работа органов прокуратуры Российской Федерации в сфере противодействия коррупции становится все более обширной и разнообразной. В наше поле зрения попадает не только соблюдение требований антикоррупционного законодательства, но и соблюдение должностными лицами органов власти установленных запретов, ограничений и обязанностей.
Работа в указанном направлении строится в соответствии с федеральным законодательством, приказом Генерального прокурора Российской Федерации «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции».
В этой сфере проделана определенная работа.
Например, во втором квартале 2013 года опротестован Устав Комсомольского района Чувашской Республики, отдельные положения которого противоречили федеральному законодательству в части определения правового статуса Главы Комсомольского района и перечня оснований для прекращения полномочий досрочно в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». В Устав внесены изменения.
Для предотвращения принятия правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы прокуратурой района на постоянной основе проводится антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативно-правовых актов и их проектов. Всего в первом полугодии 2013 года прокуратурой района выявлены коррупциогенные факторы в 2 принятых нормативных правовых актах (принесено 2 протеста) и в 11 проектах НПА (направлены информации, коррупциогенные факторы устранены). В 2013 году выявлены нарушения в сфере государственной и муниципальной службы. Здесь особого внимания заслуживают случаи конфликта интересов на службе, связанного, как правило, с деятельностью в отношении своих родственников.
Например, прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции и исполнительном производстве в Комсомольском районном отделе судебных приставов Управления ФССП России по Чувашской Республике (далее – Комсомольский РОСП), по результатам которой выявлено, что по одному из исполнительных производств судебным приставом-исполнителем Комсомольского РОСП нарушены требования закона об урегулировании конфликта интересов, поскольку должник являлся дядей (братом отца) судебного пристава-исполнителя, а последним никаких исполнительных действий по погашению должником долга не принималось. Это является нарушением статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции». В связи с чем, прокурором информация о наличии конфликта интересов направлена для рассмотрения на заседании комиссии по урегулированию конфликта интересов и соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих Управления ФССП России по ЧР. По внесенному представлению судебный пристав-исполнитель привлечен к дисциплинарной ответственности.
Прокурорскими проверками выявлены отдельные нарушения коррупционного характера при исполнении бюджетного законодательства, законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющие коррупционную составляющую. Например, в образовательных учреждениях, в налоговых органах, администрациях района и сельских поселений.
Например, должностное лицо МБОУ «Починокинельская СОШ» незаконно, с нарушением требований закона, при отсутствии права и законных возможностей изменить условия муниципального контракта на выполнение работ для нужд МБОУ «Починокинельская СОШ», изменила его условия путем подписания и исполнения дополнительного соглашения, тогда как возможность изменения условий контракта не предусмотрена федеральным законом. По постановлению прокурора директор школы привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа, внесено представление (директор школы привлечена к дисциплинарной ответственности).
Конечно, за деяния, запрещенные Уголовным кодексом РФ, наступает уголовная ответственность. В первом полугодии 2013 года в суд для рассмотрения по существу направлено 3 уголовных дела коррупционной направленности, из которых рассмотрено 2 уголовных дела, вынесены обвинительные приговоры.
В настоящее время идет совершенствование законодательства в части уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений, в том числе взяток. Так, Уголовным кодексом Российской Федерации установлены следующие виды наказаний за получение взятки.
Например, предусмотрено максимальное наказание за получение должностным лицом взятки в виде лишения свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере 20-кратной суммы взятки.
Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) может наказываться лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере 40-кратной суммы взятки.
Если указанные деяния совершены в особо крупном размере, то наказание может составить лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки. Особо крупным размером взятки признается сумма, превышающая один миллион рублей.
Работа в сфере противодействия коррупции будет продолжена.
Прокуратура Комсомольского района Чувашской Республики