Александровский территориальный отдел Комсомольского муниципального округа Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

                                                                                                                                                                                                                    

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

История Нового года в России

 

   Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н. э. Римляне посвятили этот день Янусу — богу входов и выходов, дверей и всех начал.На Руси же, после принятия христианства (10 век), новый год встречали 1 марта. Началом летоисчисления служил “день сотворения Адама” (пятница 1 марта 1 года от “Сотворения мира”).

   Новый год для жителей Древней Руси был праздником весны, солнца, тепла и ожидания нового урожая. Традиция отмечать Новый год 1 января появилась на Руси три столетия назад. Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I. До этого Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше на 1 марта. И вот 20 декабря лета 7208 от сотворения мира Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января и следующее «новолетие» считать 1700 от Рождества Христова.

   Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года. Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен, поэтому все празднования проходили на Красной площади. Однако с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу. Главным же на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния.

   По царскому указанию Петра I москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, можжевельника и ели. В петровском указе писалось: "По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке". В указе речь шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале деревья украшали конфетами, фруктами, орехами и даже овощами. все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки — символом плодородия, орехи — непостижимости божественного промысла, яйца — символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия. Наряжать елку стали немного позднее — в середине XIX века. Наряженная ель впервые засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге. Обычай наряжать именно ель родился у жителей Германии. Немцы считали, что ель - священное дерево, в ветвях которого обитает добрый дух лесов, защитник правды. Зеленеющая в любое время года ель олицетворяла собой бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже ее шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья.

   До XVI века елки было принято украшать на Рождество, но не рубить. На самую большую елку в лесу, ежегодно, в конце декабря (когда начинался «солнечный» год) люди «развешивали разные подарки» для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу Именно из Германии этот обычай проник и в другие страны. Первый письменный источник, упоминающий украшение елки, датируется 1561 годом. В Эльзасе лимитировалось количество елок, и указывалось, что "каждый гражданин может иметь на Рождество не более одной елки, которая должна быть не более восьми футов в высоту", а украшениями для нее должны быть "цветная бумага, яблоки, вафли, позолота и сахар". В течение XVII века обычай распространился на окружающие Германию страны, в основном протестантские, и Скандинавию. Повсеместное распространение в Европе Рождественская елка получила лишь в XIX веке. Например, точно известно, что первую рождественскую елку в Англии установили королева Виктория и принц Альберт в Виндзорском Замке в 1844 г. как сюрприз для Принца Уэльского (позднее Эдуарда VII) и старшей принцессы. Во Франции Рождественские ели распространились после 1871 года французами, бежавшими из Эльзаса и Лотарингии, отошедших в то время к Германии. В Америке елки стали распространяться с середины XIX века. В России этот обычай ввёл Петр Великий, правда, устанавливать елки предписывалось не на Рождество, а на Новогый Год. В 20-х годах XIX века Рождественские елки появились в домах петербургских немцев, а уже в 40-х годах елки стали уже очень популярны в городской среде, в основном в столицах. Со временем люди привыкли к новому зимнему празднику.

   Вечер накануне Нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке. В центре новогоднего стола ставили мясо свиньи (часто двух-трех недельный поросенок, зажаренный на вертеле), которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ красоты. В каждом доме было принято запасаться продуктами из свинины, которые употребляли вплоть до Великого поста. Пользовались популярностью и блюда из рыбы. На десерт обычно бывали сваренные в меду ягоды и овощи, орехи. Водка, которую в то время называли вином, различалась по своей крепости: «боярская», «простая». Отдельно была водка для женщин — ее настаивали на патоке. Также водку настаивали на травах: мяте, горчице, можжевельнике, и даже на лимонных корках. Привозные вина — греческие, французские, венгерские, итальянские («фряжские») появлялись в то время только в домах знати, поскольку были дороги.

   Считалось, что новогодний стол по своему обилию должен равняться рождественскому, однако на нем не должна быть домашняя птица, пернатая дичь или заяц, так как существовало поверье, что в таком случае из дома улетело бы или ускакало счастье.

   Считали также, что Новый год надо встречать в новом платье и новой обуви, ведь тогда и весь следующий год будешь ходить в обновках. Обычно перед Новым годом отдавали все долги, прощали все обиды, а те, кто были в ссоре, обязаны были помириться. Перед Новым годом выбрасывали из дома всю битую посуду, мыли окна и зеркала.

   В начале XIX века в России стало популярно шампанское — напиток, без которого сегодня не обходится ни одно новогоднее застолье. Широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико». Однако госпожа Клико даже не пыталась остановить грабеж, мудро решив, что «убытки покроет Россия». Слава о качестве ее продукции разнеслась по всей России. Уже через три года, предприимчивая вдова получала из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине. В разоренной войнами Франции шампанское покупали плохо, зато в богатой России его приняли с восторгом, и оно мгновенно стало едва ли не национальным напитком. К концу XIX века Россия стала крупнейшим потребителем этого игристого вина. В 1825 году, к примеру, «Вдова Клико» продала в России 252 452 бутылки шампанского. Это составляло почти 90% всего производства фирмы. Проспер Мериме писал: «Вдова Клико напоила Россию. Ее вино называют здесь "кликовское" и не пьют ничего другого».

   Если прежде россияне украшали свои дома лишь хвойными ветками, то в середине XIX века наряжать стали уже только елки. Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу ХIХ века этот красивый обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях.

   Более разнообразным в это время становится новогоднее меню. В новогоднем меню второй половины ХIХ века уже присутствуют семга, икра, корюшка и ряпушка, сыры — вместе все с теми же редькой и солеными огурцами. С поросенком, жаренным с гречневой кашей, соперничала дичь. Видимо, к тому времени примета об «улетающем счастье» была уже забыта. В середине XIX века на новогодний стол «переехал» рождественский гусь с яблоками. Пришло время прохладительных напитков, мороженого и коньяков. На рубеже ХIХ и ХХ веков вина пили французские, испанские крепленые, итальянские и немецкие. Конечно, пили водку, настойки и наливки, пиво русское домашнее и немецкое. В торжественном застолье тех времен не менее чем качество приготовленной еды ценилась красота оформления стола. Причем красивыми должны были быть не только сервировка и поданные блюда. К началу ХХ века на новогоднем столе стали появляться анчоусы, омары, сардины. Без пресловутых поросенка и гуся с яблоками не обходилось, но с ними уже соперничали рябчики и индейки. Ежегодно «Петербургская газета» информировала своих читателей о том, сколько тысяч поросят, индеек, гусей, уток и кур было и съедено в Петербурге в новогодние и рождественские дни. В Петербурге начала ХХ века с Рождества начинался сезон балов и праздничных гуляний. Для детей устраивались многочисленные елки с обязательными подарками, для народных развлечений строились ледяные дворца и горы, давались бесплатные спектакли.

    По традиции Рождество и Сочельник петербуржцы встречали дома, в кругу семьи. А вот в новогоднюю ночь заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях. Увеселительные заведения в столице России того времени были самые разные. Были ресторации аристократические: "Кюба" на Большой Морской улице, или "Медведь" на Большой Конюшенной. Таможенный квас как называли шампанское вино, истреблялись здесь десятками ящиков. Им поили не только слуг, но и лошадей дожидавшихся гостей. Кутежи доходили до того, что как-то некий посетитель приказал расспытаь депозитки по грязи и, ступая, по ним сел в карету. Более демократичный «Донон» собирал за своими столиками писателей, художников, ученых, выпускников Училища правоведения. Традиционным напитком здесь была жженка. Столичный бомонд — люди искусства и литературы — устраивали свои вечера в фешенебельном «Контане», на Мойке. В программе вечера — лирический дивертисмент с участием лучших русских и иностранных артистов, виртуозный румынский оркестр; дамам бесплатно подносились цветы. Литературная молодежь обычным ресторанам предпочитала артистические кабаре. Самым колоритным из них была «Бродячая собака» на Михайловской площади. Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера. Но, наряду с такими ресторанами для интеллигентной публики, существовали заведения совсем иного рода. Зимний кафешантан «Вилла Родэ», появился в Петербурге в 1908 году. На "Вилле Родэ" был большой летний театр и летняя веранда-ресторан со сценой, где выступали лучшие певцы и драматические артисты. Во время обедов и ужинов играл венгерский концертный оркестр, выступал хор цыган. Ресторан «Вилла Родэ» очень быстро завоевал невероятную популярность, особенно среди петербургской богемной публики. Однако, этот ресторан имел и несколько скандальную славу. По свидетельству современников, здесь обосновался и притон. Барышням и дамам из приличных семей посещать это заведение не рекомендовалось. Одним из фирменных «кушаний» этого ресторана, не включенное в обыденное меню, было праздничное блюдо «Венера». Группа официантов во главе с распорядителем вносили в залу огромный поднос, на котором среди цветов, укропа, петрушки и прочего гарнира возлежала обнаженная девица. «Венера» вызывала у посетителей неистовый восторг: в ее честь пили шампанское, поливая им девицу и обильно посыпая ее денежными купюрами. Закусывали, естественно, поданным гарниром. Вакханалия эта стоила посетителям огромных по тем временам денег. Кроме того, значились в праздничном меню «купания русалок в шампанском», «танцы одалисок на столах среди посуды», «живые римские качели» (раскачивания обнаженной девицы на руках). После революции 1917 года буржуазным предрассудкам был объявлен бой. Рождество — долой! Ну а где Рождество — там, естественно, и елка. В прессе велась активная антиелочная кампания. 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В результате «русское» Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год с 1 января на 14. В 1918 году по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, который к 20 столетию обогнал Юлианский на 13 дней. 1 февраля 1918 года было сразу объявлено 14-ым. Но Православная церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество по прежнему Юлианскому календарю. С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). Это было тяжелое время и для всей России. Еда распределялась по карточкам, вместо хлеба давали немолотый овес. Несмотря на голод, в Петрограде были устроены елки для детей. Впрочем, эти елки оказались последними на долгие годы. В 1919 году новые власти отменили и Рождество, и Новый год. Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни, а елка была признана «поповским» обычаем. В 1935 году «высочайшая директива» изменилась. Выяснилось, что Новый Год — это чудесный праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях страны Советов. Правда звезда на ее верхушке, из Вифлеемской превратилась в «символ нового мира» — красную пятиконечную звезду. В октябре 1935 года была окончательно отменена карточная система. В стране наступило время относительного благополучия. Новый год стали отмечать пышно и вкусно. Впрочем, советский новогодний стол не стал изысканным — его могла украсить даже колбаса, нарезанная кружочками. Впрочем, в бывших магазинах Елисеева по-прежнему продавали рябчиков и икру. Мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны — сначала в Колонный зал Дома Союзов, а с 1954 г. — на Кремлевскую елку. С 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря», то есть нерабочим. В голодные сороковые годы Новый год встречали водкой, вареной картошкой и селедкой, украшенной колечками лука. В пятидесятые жить стало веселее. Праздновать Новый год уже не считалось предосудительным. И собираться стало можно не только узким кругом, но и большой компанией. На столах появились: студень, селедка под шубой, прибалтийские шпроты. Наступило «второе пришествие салата Оливье». Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал в тайне и с его смертью секрет рецепта считался утерянным. Тем не менее, основные ингредиенты были известны, и, в 1904 году, рецептура приготовления салата была воспроизведена. Вот его состав; 2 рябчика, телячий язык, четверть фунта паюсной икры, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, полбанки сои кабуль, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую. Для соуса: майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского (оливкового) масла. По оригинальной дореволюционной рецептуре в салат полагалось класть рябчиков, языки, анчоусы, паюсную икру, раков и прочие деликатесы, о которых неизбалованные советские граждане и слыхом не слыхивали. От прежнего салата сохранилось только название: рябчики были заменены докторской колбасой и прочими доступными всем продуктами. Готовили салат «Оливье» в «большом тазу» и щедро заправляли майонезом. Новогодний стол был однотипен у большинства советских людей, это объяснялось наличием в магазинах небольшого разнообразия продуктов. В Ленинграде появились «хрущевские батоны», цвет которых приближался к синему. Из-за нехватки муки «фирменным» блюдом новогоднего стола 63 - 64 года стал «хрущевский пирог» — из батона вынималась мякоть, внутрь закладывалась начинка, и все это запекалось в духовке. Жареный поросенок, гусь или утка на новогоднем столе были все также желательны, но не обязательны. Главным действом в Новый год стало открытие бутылки «Советского шампанского» под бой кремлевских курантов. Танцы и маскарады были практически полностью исключены из новогодней программы, так как в тесных квартирах приходилось выбирать: либо стол, либо пляски. А с появлением в советских семьях телевизоров стол победил окончательно. На Новый год телевидение всегда готовило обширную развлекательную программу: Особенно популярны были ежегодные «Голубые огоньки». Настоящая эпоха дефицита началась в середине 70-х. В 1972 году была сильная засуха. В конце лета стали исчезать продукты в магазинах и появились очереди за картошкой. В магазинах стояли банки с соком, маринованными огурцами, помидорами, вареньем, повидлом, джемом. Мандарины и апельсины появлялись на прилавках только перед Новым годом. В 70-е годы дефицит продуктов в магазинах приятно контрастировал с обильными столами, которые накрывались в домах на праздники. Несмотря на то, что полки в магазинах были пусты, на праздничных столах было изобилие. Запасливые хозяйки берегли к празднику дефицитные товары: банки с рыбными консервами, тушенку, консервированные болгарские овощи, вина, шампанское. К празднику на предприятиях обычно «выкидывали» продуктовые наборы: колбасу, сыр, майонез. Шпроты, сардины, печень трески заготавливали заранее. Конфеты шоколадные заранее привозили из Москвы и берегли до Нового года. А перед самым Новым годом, специально ездили за продуктами в Москву, где обеспечение было лучше, чем в других городах и привозили оттуда продукты и невиданные лакомства: например, ананас или шоколадные конфеты «Мишка на Севере». Салат «Оливье», стал непременным атрибутом советского новогоднего стола. «Главный» советский салат с незначительными вариациями включал в себя вареную колбасу, зеленый горошек, отварной картофель, соленый огурец, яйцо, лук и майонез — более или менее доступные в те времена продукты. На праздничных столах также присутствовали непременные «селедка под шубой», винегреты, холодец и как вершина кулинарных изысков советских домохозяек — фаршированная рыба. В конце 70-х женщины многомиллионной советской страны советской страны равнялись на тогдашнюю икону стиля и моды, Барбару Брыльску, явившую довольно несоответствующий советскому мышлению образ в фильме “Ирония судьбы или с легким паром”. В 80-х годах, большинство людей на Новый год делали подарки для родных самостоятельно, так как выбор был очень маленький. Можно было купить книгу, флакончик духов, электробритву и т. д. закупались хлопушки и бенгальские огни — это в то время была единственная «пиротехника» с помощью которой поддерживали веселье. Разнообразие в такое веселье могли внести лишь ракетницы, которые были далеко не у каждого.

   В каждом доме Новый год дети с нетерпением ждали подарков, а взрослые надеялись на перемены к лучшему.

  Ситуация с продуктами в эпоху Горбачева практически не изменилась. В Москву за продуктами отправлялись жители всех близлежащих городов. В это время на головы советских граждан свалилась новая напасть: антиалкогольная кампания. По всей стране исчез с прилавков магазинов, из ресторанов и кафе любой алкоголь. Приунывшим советским гражданам пришлось отказаться от традиционного Советского шампанского, поскольку достать его нельзя было никакими силами. Народ перешел на самогон, одеколон, медицинский спирт и прочую самопальную выпивку. В новогоднюю ночь всё традиционно собирались за празднично накрытым столом, провожали старый год и встречали Новый. Смотрели телевизор, слушали музыку, ходили на дискотеки. В середине 80- х годов популярными были гр. «Земляне», «Аквариум», «Воскресенье», «Машина времени». Алла Пугачева пыталась выделяться из общей массы своими воздушными необъятными балахонами, а Валерий Леонтьев пугал пожилых бабушек своими жутко узкими брюками. На дискотеках звучат: «Мираж», «Кар-Мэн», «Ласковый Май», «На-На» и исполнитель пародирующий западных музыкальных исполнителей Сергей Минаев. Всё чаще слышны хиты известных музыкальных зарубежных групп и исполнителей: “Modern Talking”, Мадонна, Майкл Джексон,“Scorpions” и другие.

   В 1991 году, с началом ельцинской эпохи, после почти 75 летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем: по телевизору показывали рождественские службы и объясняли россиянам, как следует проводить святой праздник.

   Однако традиции встречи Рождества в России были уже утеряны. Несколько поколений советских людей, воспитанных в духе атеизма, не понимали ни сути, ни формы этого праздника. Впрочем, дополнительный выходной приняли с удовольствием.

   В современной России с тех пор мало что изменилось. Например, живую или искусственную новогоднюю ёлку, устанавливает у себя дома практически каждая семья. Все так же люди стремятся накрыть богатый стол. И гостей все ждут с нетерпением. Готовят подарки, стремясь порадовать родных и близких.

   На праздничный стол ставят традиционные новогодние блюда — салат Оливье, селедку под шубой, холодец, заливную рыбу, шампанское. За несколько минут до наступления Нового года транслируют телевизионное обращение Президента России, а затем, в каждом доме раздаётся звон бокалов под бой кремлевских курантов!

   Сегодня никто не представляет себе Новый Год без нарядной пушистой елки, которая радует всех не только своей красотой, но и подарками, которые Дед Мороз традиционно складывает под ней. А Новый год, уже много лет удерживает позицию любимого семейного праздника россиян.

 
 

Система управления контентом
429152, Чувашская Республика, Комсомольский район, д. Александровка, ул. Комсомольская, д.176
Телефон: 8(83539) 46-2-21, 8(83539) 46-3-00
Факс: 8(83539) 46-3-00
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика