Козловский территориальный отдел Управления по благоустройству и развитию территорий администрации Козловского муниципального округа Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРОФИЛАКТИКУ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БЫТОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, А ТАКЖЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО И НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ

Министерство внутренних дел по ЧувашскойРеспублике

Государственная служба по делам юстиции Чувашской Республики

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА

ПРОФИЛАКТИКУ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БЫТОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, А ТАКЖЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО И НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ

 г.Чебоксары 2020 г.

 

 

 Методические рекомендации по организации профилактической деятельности в муниципальных образованиях Чувашской Республики, г. Чебоксары, 2020 г., - 21 с.

Составитель: отдел организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних МВД по Чувашской Республике, Государственная служба по делам юстиции Чувашской Республики. 

Методические рекомендации предназначены для председателей и секретарей комиссий по профилактике правонарушений, советов профилактики правонарушений в муниципальных образованиях Чувашской Республики, специалистов органов местного самоуправления, координирующих профилактическую деятельность, специалистов субъектов системы профилактики. При разработке методических рекомендаций использованы статистические материалы информационного центра МВД по Чувашской Республике.

  

Содержание

Введение............................................................................................................... 4-5

Правовая основа профилактической деятельности органов местного самоуправления…............................................................................................................................... 6-7

Основныепонятия,использованныевметодическихрекомендациях............. 7-8

Организацияиосуществлениепрофилактическойдеятельности.......................... 8

Правовоепросвещениеиправовоеинформирование.......................................... 8

Социальнаяадаптация............................................................................................ 8

Ресоциализация....................................................................................................... 9

Социальная  реабилитация................................................................................ 9-10

Помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми............................................................................................................... 10

Права лиц,участвующих в профилактике правонарушений.............................. 10

Обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений........................................................................... 11

Профилактическая деятельность органов местного самоуправления в рамках законодательства об административных правонарушениях............................... 11

Координационные органы в сфере профилактики правонарушений............ 11-14

Организация работы органов местного самоуправления по профилактике тяжких и особо тяжких преступлений в сфере семейно–бытовых отношений................. 14

Выявление лиц, подлежащих профилактическому воздействию, а также пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми, нуждающихся в помощи........................................................................................................................... 15-17

Обеспечение трудовой занятостью лиц, как из одно из основных направлений профилактической  деятельности.................................................................... 17-19

Координация предупредительно – профилактической работы в отношении лиц, поставленных субъектамип рофилактики на учет......................................... 19-20

Заключение............................................................................................................ 21

 

Введение

Состояние преступности в республике, по сведениям Информационного центра МВД по Чувашской Республике, за 2015 – 2019 годы характеризовалось следующими показателями.

Количество зарегистрированных преступлений:

 Жизнь и здоровье человека являются высшей ценностью. Профилактике тяжких и особо тяжких преступлений в указанной сфере МВД по Чувашской Республике во взаимодействии с органами государственной власти республики и органами  местного  самоуправления  уделяется  приоритетное  значение.За последние 5 лет принятыми совместными усилиями удалось сократить количество тяжких и особо тяжких преступлений,совершаемых против жизнии здоровья граждан.

 Количество совершенных убийств и причинений тяжкого вреда здоровью

 Также особое внимание МВД по Чувашской Республике уделяет профилактике преступлений, совершаемых на бытовой почве, в жилом секторе, осуществляет  комплекс  организационно-практических  мер,  направленных  на повышение эффективности работы по противодействию правонарушениям всфере семейно-бытового насилия.

Для реализации этих целей в республике имеется соответствующая нормативно-правовая  база,  реализуется  Закон  Чувашской  Республики от 22 февраля 2017 г. № 5 «О профилактике правонарушений в Чувашской Республике».

Количество бытовых убийств и причинений тяжкого вреда здоровью:

Актуальной в сфере профилактики правонарушений всегда остаѐтся детская преступность.

 Повышение эффективности борьбы с преступностью может быть достигнуто дальнейшим совершенствованием деятельности системы профилактики правонарушений, особенно на муниципальном уровне, где уполномоченные субъектыпрофилактикинепосредственнореализуютмерыпообеспечениюправ и свобод человека, правовому просвещению, устранению причин и условий, способствующих преступлениям и иным правонарушениям.

Правовая основа профилактической деятельности органов местного самоуправления

В соответствии с законодательством, правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормымеждународного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный Закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения ПравительстваРоссийской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Конституция, Закон Чувашской Республики от 18 апреля 2014 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», иные законы и нормативные правовые акты Чувашской Республики, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

23 июня 2016 года принят Федеральный закон № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», 30 декабря 2016  года  подписано  постановление  Правительства  Российской  Федерации

№ 1564 «О проведении субъектами профилактики правонарушений мониторингав сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации».

22 февраля 2017 года в целях регулирования общественных отношений, возникающих в сфере профилактики правонарушений, в Чувашской Республике принят Закон № 5 «О профилактике правонарушений в Чувашской Республике».

В системе правового регулирования профилактической деятельности следует также руководствоваться нормами уголовного и уголовно – процессуального законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях.

Особое место в профилактической деятельности занимают Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной  помощи»,  Федеральный  закон  от  6  марта  2016  года  №  35-ФЗ

«О противодействии терроризму»,Федеральный закон от 2 апреля 2014года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», Указ Президента  Российской  Федерации  от  18  ноября  2007  года  №  1374

«О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», Закон Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушенияхвЧувашскойРеспублике»,ЗаконЧувашскойРеспубликиот 5 октября 2017 года № 61 «Об общественных воспитателях несовершеннолетних», Закон Чувашской Республики от 7 октября 2008 года №53

«Опрофилактике незаконного потребления наркотическихсредств,психотропных веществ и новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркомании и правонарушений, связанных с незаконными оборотом наркотических средств, психотропных веществ и новых потенциально опасных психоактивных веществ», Закон Чувашской Республики от 14 декабря 2014 года «Орегулировании отдельных правоотношений, связанных с участием граждан в охране общественного порядка в Чувашской Республике», Указ Президента Чувашской Республики от 4 декабря 2002 года № 137 «О дополнительных мерах по усилению контроля за потреблением алкоголя, профилактике алкоголизма и пьянства», Распоряжение Президента Чувашской Республики от 16 ноября 2005 года№ 149-рп «Об образовании Комиссии по профилактике правонарушений в Чувашской Республике», Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 ноября 2018 года № 459 «О государственной программе Чувашской Республики «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий Чувашской Республики».

Основныепонятия, использованные в методических рекомендациях

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;

Муниципальный  правовой  акт   -   решение,  принятое  непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения,либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или)д олжностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения,по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий,переданных органам местного   самоуправления  федеральными       законами    и             законами                    субъектов Российской   Федерации,     а   также          по   иным                  вопросам,    отнесеннымуставом муниципального    образования    в       соответствии   с    федеральными   законами  к полномочиям              органов                      местного      самоуправленияи      (или)должностныхлиц местного  самоуправления,  документально оформленные,обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающиелибо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер; Правонарушение-преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние(действие,бездействие),влекущее уголовную или административную ответственность;

Профилактика правонарушений - совокупность мер социального, правового,организационного,информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений,а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения;

Система профилактики правонарушений - совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений;

Лица, участвующие в профилактике правонарушений - граждане, общественные объединения и иные организации, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализациисвоихправвсферепрофилактики правонарушений всоответствиис Федеральным законом № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и другими федеральными законами;

Организация социального обслуживания-организация,осуществляющая социальное обслуживание (предоставление социально-бытовых, социально- медицинских,социально-психологических,социально-педагогических,социально- трудовых, социально-правовых и иных социальных услуг), выступающая в качестве лица, участвующего в профилактике правонарушений;

Антиобщественное поведение - не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы другихлиц;

Мониторинг в сфере профилактики правонарушений - система наблюдений за состоянием профилактики правонарушений, анализ и прогнозирование причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также оценка эффективности деятельности субъектов профилактики правонарушений.

Организация и осуществление профилактической деятельности

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обладают следующими правами:

принимают муниципальные правовые акты в сфере профилактики правонарушений;

создают координационные органы в сфере профилактики правонарушений; принимаютмеры  по  устранениюпричин  и  условий,способствующих совершению правонарушений;

обеспечивают    взаимодействие    лиц,    участвующих    в    профилактике правонарушений, на территории муниципального образования;

осуществляют профилактику правонарушений в формах:

-   правового просвещения и правового информирования,

-   социальной адаптации,

-   ресоциализации,

-   социальной реабилитации,

-      помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми (пункты 1, 7 - 10 части 1 статьи 17 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ);

реализуют иные права в сфере профилактики правонарушений.

Правовое просвещение и правовое информирование

В целях правового просвещения и правового информирования субъекты профилактики правонарушений или лица, участвующие в профилактике правонарушений, доводят до сведения граждан и организаций информацию, направленную на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, обществаи государстваотпротивоправных посягательств.Указанная информация может доводиться до сведения граждан и организаций путем применения различных мер образовательного, воспитательного, информационного, организационного или методического характера.

Социальная адаптация

Социальная адаптация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве.

Меры по социальной адаптации применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении следующих категорий лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации:

1)  безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние;

2)   лица, отбывающие уголовное наказание, не связанное с лишением свободы;

3)  лица,занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством;

4)   несовершеннолетние, подвергнутые принудительным мерам воспитательного воздействия;

5)  лица без определенного места жительства;

6) другие категории лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе лица, прошедшие курс лечения и реабилитацию от наркомании, алкоголизма, токсикомании, а также лица, не способные самостоятельно обеспечить свою безопасность, с их согласия.

Обеспечение социальной адаптации осуществляется посредством:

1)  стимулирования деятельности организаций, предоставляющих рабочие места лицам, нуждающимся в социальной адаптации, а также лицам, прошедшим курс лечения и реабилитацию от наркомании, алкоголизма, токсикомании;

2)    предоставления лицам, нуждающимся в социальной адаптации, в том числе лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальных услуг в организациях социального обслуживания в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

3)      предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

4)       привлечения общественных объединений для оказания содействия лицам, нуждающимся в социальной адаптации.

Ресоциализация

Ресоциализация представляет собой комплекс мер социально- экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера.

Социальная реабилитация

Социальная реабилитация представляет собой совокупность мероприятий по восстановлению утраченных социальных связей и функций лицами,находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе потребляющими наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.

Социальная реабилитация лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе потребляющих наркотические средства и психотропные вещества  в  немедицинских  целях,  осуществляется  в  соответствии  с законодательством Российской Федерации посредством:

1)    разъяснения     существующего     порядка     оказания     социальной, профессиональной и правовой помощи;

2)    оказания психологической помощи;

3)    содействия   в   восстановлении   утраченных  документов,  социально- полезных связей.

Лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе потребляющим наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, организации социального обслуживания оказываютпомощь в социальной реабилитации в порядке, утвержденном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.11.2016 № 495.

 Помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми

Помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженнымриску стать таковыми, направлена на оказание правовой, социальной, психологической, медицинской и иной поддержки указанным лицам, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации с их согласия в целях минимизации последствий правонарушений либо сниженияриска стать пострадавшими от правонарушений.

Права лиц, участвующих в профилактике правонарушений

Лица, участвующие в профилактике правонарушений, вправе участвовать в профилактике правонарушений в соответствии с указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Лица, участвующие в профилактике правонарушений, реализуют свои права в сфере профилактики правонарушений в формах правового просвещения и правового информирования, социальной адаптации, ресоциализации, социальной реабилитации,помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми, а также посредством добровольногоучастия в мероприятиях по охране общественного порядка и других социально значимых мероприятиях, содействия правоохранительным органам и иным субъектам профилактики правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общественные объединения и иные организации реализуют свои права в сфере профилактики правонарушений посредством участия в формах правового просвещения и правового информирования, социальной адаптации, ресоциализации, социальной реабилитации,помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми, участия в реализации государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и проведения мероприятий по их предупреждению, участия в мероприятиях по охране общественного порядка и других социально значимых мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Обязанности субъектов профилактики правонарушений  и лиц, участвующих в профилактике правонарушений

Субъекты профилактики правонарушений и лица, участвующие в профилактике правонарушений, при осуществлении профилактики правонарушений обязаны:

1)  соблюдать законодательство Российской Федерации о профилактике правонарушений, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы профилактики правонарушений;

2)  соблюдать права и законные интересы граждан и организаций;

3) соблюдать конфиденциальность полученной при осуществлении профилактики правонарушений иформации,если ее распространение ограничено законодательством Российской Федерации;

4)        исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Субъекты профилактики правонарушений обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности по профилактике правонарушений способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также путем размещения ее в средствах массовой информации по официальным запросам, проведения пресс-конференций,рассылки справочных и статистических материалов, если иное не установлено федеральными законами.

Лица, участвующие в профилактике правонарушений, не вправе своими действиями создавать препятствия деятельности субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц.

 Профилактическая деятельность органов местного самоуправления в рамках законодательства об административных правонарушениях

Отдельным направлением профилактической деятельности органовместного самоуправления является работа по внесению в необходимых случаях в организации и должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений (ст.29.13 КоАП РФ).

За игнорирование требований внесенного представления предусмотрена административная ответственность по ст. 19.6 КоАП РФ.

Кроме того, профилактическое воздействие на лиц, уклоняющихся от исполнения ранее наложенного органом административной юрисдикции административного наказания в виде административного штрафа, достигается путем направления материалов судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения, а также возбуждения дела об административном правонарушении,предусмотренном ч.1ст.20.25 КоАПРФ (ч. 5 ст.32.2КоАПРФ).

Координационные органы в сфере профилактики правонарушений

Порядок создания муниципальных координационных органов в сфере профилактики  правонарушений  определяется  муниципальными  правовыми актами.

К муниципальным координационным органам в сфере профилактики правонарушений следует отнести Комиссии по профилактике правонарушений в муниципальных районах и городах республики (на районном уровне), Советы профилактики правонарушений в сельских и городских поселениях (на уровне местных поселений).

На сегодняшний день анализ планирования и организации работы большинства Координационных органов в сфере профилактики правонарушений муниципальных образований показывает отсутствие системы межведомственного взаимодействия: организационно-методические документы комиссии муниципального образования (совета) не направляются еѐ членам, в органы и учреждения системы профилактики, отсутствуют межведомственныенормативные документы, совместные планы работ, что свидетельствует о низком уровне взаимодействия органов и учреждений по противодействию правонарушениям и слабой координирующей функции комиссии района.

Если деятельность комиссии не согласована и не взаимосвязана (информационно, административно, организационно и т. д.), если отсутствует координирующая роль администрации в профилактической работе территориальных субъектов профилактики правонарушений, то результативность работы будет недостаточно эффективной.

Напротив, если администрация соединит вместе усилия всех территориальных субъектов и лиц, работающих в сфере профилактики правонарушений, совместная профилактическая деятельность принесет ожидаемый эффект.

В состав координирующего органа в сфере профилактики правонарушений, по мнению авторов методических рекомендаций, в обязательном порядке должны входить:

Глава муниципального образования (глава администрации муниципального образования) – председатель комиссии;

Заместитель главы администрации муниципального образования по социальным вопросам– заместитель председателя комиссии;

руководитель отдела министерства внутренних дел по городу (району); главный врач медицинской организации муниципалитета,врач-нарколог; руководитель управления образования;

руководитель управления (отдела) по молодежной политике, спорту; руководитель управления (отдела) культуры;

представитель по связям с общественностью и СМИ

руководитель управления социальной защиты населения; руководитель органа социальной защиты населения;

представитель казенного учреждения центр занятости населения муниципального образования Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики;

представитель филиала УИИ УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии;

руководитель районного подразделения СУ СК РФ по Чувашской Республике;

руководитель территориального подразделения Отдела Россгвардии по Чувашской Республике;

иные руководители субъектов профилактики, депутаты муниципального образования, командир народной дружины, руководители крупных (бюджетообразующих) организаций и хозяйствующих субъектов, представители от молодежных (подростковых) общественных организаций, граждане, представляющие лиц, участвующих в профилактике правонарушений, представители духовенства.

Для участия в заседаниях комиссии по профилактике (совета профилактики) необходимо приглашать представителя городской (районной) прокуратуры.

 Схема   управления   комиссии    по   профилактике   правонарушениймуниципального образования

 На уровне сельского поселения или территориального общественного самоуправления городов в состав Советов профилактики необходимо включать представителей субъектов профилактики правонарушений, а также старост населенных пунктов, руководителей территориального общественного самоуправления. Председателем Совета профилактики рекомендуется назначить главу (администрации) местного поселения (председателя ТОС), заместителем председателя может быть назначен представитель руководства территориального органа МВД на районном уровне, старший участковый уполномоченный полиции, участковый уполномоченный полиции (по согласованию).

В целях обеспечения деятельности координирующего органа по профилактике правонарушений муниципальным правовым актом должны быть утверждены:

-   состав Комиссии по профилактике правонарушений (Совета);

-   положение о Комиссии (Совете) по профилактике правонарушений муниципального образования;

 -  регламент Комиссии (Совета) по профилактике правонарушений муниципального образования.

Кроме того, необходимо регулярно утверждать план работы Комиссии (Совета) по профилактике правонарушений.

Структура Комиссии по профилактике правонарушений муниципального образования могут быть созданы постоянно действующие рабочие группы по отдельным направлениям профилактической деятельности, возглавляемые руководителями рабочих групп, включающие в свой состав представителей профильных субъектов профилактики правонарушений (Рабочая группа по профилактике правонарушений в сфере семейных бытовых отношений, Рабочая группа по предупреждению наркомании и токсикомании, Рабочая группа по ресоциализации и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы и отбывающих уголовное наказание без изоляции от общества и т.п.).

Не во всех муниципальных образованиях Чувашской Республики утвержден регламент работы Комиссии, в результате отсутствуют четкие требования ксрокам предоставления информации к заседанию, исполнению поручений, подготовке аналитических материалов, предложений в проект решения, это приводит к тому, что подготовка заседаний осуществляется формально, в результате решения координирующего органаформируются некачественно. Рекомендуется при подготовке проекта решения заседания Комиссии (Совета) учитывать, что принимаемые решения должны носить конкретный характер, должны быть четко определены исполнители мероприятий, указаны сроки исполнения решений.

Деятельность органов местного самоуправления чрезвычайно важна в реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений.

 

Организация работы органов местного самоуправления по профилактике тяжких и особо тяжких преступлений в сфере семейно –  бытовых отношений

Основными причинами совершения в сфере семейно – бытовых отношений убийств, причинения тяжкого вреда здоровью близких лиц являются низкая правосознательностьотдельныхграждан, отсутствиерабочегоместаипостоянных источников доходов, пьянство и алкоголизм, сопровождающиеся неадекватной агрессией по малозначительным поводам, упущения системы профилактики правонарушений в своевременном выявлении лиц, систематически совершающих антиобщественные поступки и правонарушения, иногда и преступления небольшой тяжести против здоровья членов семьи, прежде всего в отношении женщин, детей и престарелых. Отсутствие скоординированности предупредительно – профилактической работы субъектов профилактики приводит к совершению со стороны лиц, поставленных субъектами профилактики на учет в качестве лиц, совершающих правонарушения в сфере семейно – бытовых отношений, новых правонарушений, более тяжких преступлений.

 Выявление лиц, подлежащих профилактическому воздействию, а также пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми, нуждающихся в помощи

Своевременное выявление граждан, склонных к насилию в сфере семейно – бытовых отношений, постановка таких лиц на профилактический учет субъектами профилактики, пресечение дальнейшего негативного развития неприязненных взаимоотношений среди близких лиц представляются основными задачами, стоящими перед системой профилактики муниципального образования.

Реализации этих задач чаще всего препятствуют страх перед «семейным дебоширом» пострадавших от антиобщественного поведения в быту и семейного насилия, равнодушие соседей и односельчан к чужим семейным проблемам, в основе которых находится низкие правовая культура и правосознательность. Нередки случаи, когда опасаясь тяжких последствий семейных скандалов со стороны члена семьи (нетрезвого сына, мужа, отца и др.), престарелые, женщиныс детьми, убегают из дома, ночуют у знакомых и соседей, однако данные факты остаются неизвестными системе профилактики правонарушений, в результате профилактическое воздействие и ответственность за нарушений прав и законных интересов близких лиц не наступают, что, как правило, влечет совершение новых покушений на права и законные интересы членов семьи, на их здоровье и жизнь с более тяжкими последствиями. Встречаются случаи, когда терпение одного из членов семьи исчерпывается, «семейный дебошир» становится жертвой убийства либо ему причиняется тяжкий вред здоровью. По результатами изучения обстоятельств убийств и иных тяжких преступлений выявлены случаи, когда о семейном насилии становилось известным медицинским работникам, наблюдавшим за грудными и малолетними детьми, инвалидами и престарелыми людьми, учителям от обучающихся в образовательных организациях, работникам социальной сферы, вместе с тем, информация о назревающих бытовых преступлениях до правоохранительных органов, органов местногосамоуправления и иных субъектов профилактики не доводилась, профилактическому воздействию с постановкой на учет потенциальные преступники не подвергались, что и приводило к трагическим последствиям.

С прекращением в июне 2017 года действия ст. 19 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях», по мнению авторов методических рекомендаций, ситуация осложнилась, ответственность за совершение семейного дебоширства существовать перестала, в результате таких граждан перестали ставить на учет и проводить с ними профилактические мероприятия.

В связи с изложенным, особенно важно мобилизовать усилия субъектов профилактики и лиц, участвующих в профилактической деятельности на выявлении лиц, покушающихся своими антиобщественными поступками и правонарушениями на права и свободы, покой членов семьи, допускающих причинение им физической боли, телесных повреждений, вреда здоровью.

В целях своевременного выявления лиц, подлежащих профилактическому воздействию, на заседании Совета профилактики муниципального образования (собрании) следует вменить в обязанность Старостам населенных пунктов (председателямТОС)формироватьактивизпостояннопроживающихграждандля участия в осуществлении профилактической деятельности, получения и представления в органы местного самоуправления информации о семейном неблагополучии; случаях дебоширства и насилия в быту; фактах реализации алкогольных напитковкустарного производства; притонах для распития спиртных напитковиихорганизаторов; иных нарушений прав и законных интересов в сфере семейно – бытовых отношений.

В структуре актива, как представляется, должны быть представлены члены народных дружин иказачьих формирований, старшиепо многоквартирным домам либо улицам в частном секторе, работники медицины, образования, почты, социальных и коммунальных служб, все правосознательные жители населенного пункта на территории ответственности Старосты. Участники актива должны обладать возможностью информировать Старосту о всех ставших им известными случаях антиобщественного поведения, в случае получения информации о преступлении или правонарушении - сообщать в правоохранительные органы. Старостам рекомендуется, удостоверившись в реальности информации, незамедлительносообщитьоней ворганыместногосамоуправления,участковому уполномоченному полиции, инициировать обсуждение на очередном заседании Совета профилактики вопроса о необходимости постановки асоциальнойличности на профилактический учет и применения в отношении него профилактического воздействия.

Здесь следует отметить, что Совету профилактики необходимо на постоянной основе проводить работу по разъяснению населению социальной значимости своевременного информирования органов местного самоуправления об асоциальном либо противоправном поведении отдельных членов общества, а также деструктивном влиянии понятия «Стукачество», зародившегося в криминальной субкультуре и поддерживаемого ею, на оздоровление общественных отношений.

Деятельность общественного актива должна сопровождаться мерами морального и иного стимулирования.

Аналогичные задачи должны быть поставлены перед каждым работником, сотрудником,должностным лицоморганов, учреждений и организаций, входящих в качестве субъектов профилактики в систему профилактики правонарушений на территории муниципального образования. Информация может быть представлена как в устной, так и в письменной форме. (Рекомендуемые образцы представлены в приложениях).

На заседание Совета профилактики правонарушений по вопросу о необходимости постановки асоциальной личности на профилактический учет и применения в отношении него профилактического воздействия, помимо обязательного присутствия рассматриваемого лица, представляется необходимым приглашать Старосту и депутата Собрания депутатов от избирательного округа по месту проживания лица.

В случае принятия решения о необходимости поставить лицо на профилактический учет в адрес руководителя соответствующего субъекта профилактики направляются предложения с приложением копии протокола заседания Совета профилактики правонарушений.

В отношении лица, поставленного на профилактический учет, разрабатывается индивидуальная программа профилактической работы, включающая в себя регулярность его посещения по месту проживания, которая устанавливается с учетом особенностей личности профилактируемого лица, занятости, не может быть реже 1 раза в декаду (10 дней), при этом в течение первого месяца после постановки на профилактический учет рекомендуется

 посещать по месту жительства представителями субъектов профилактики и членами Совета профилактики каждые 3 дня.

 Обеспечение трудовой занятостью, как одно из основных направлений профилактической деятельности

Наиболее важным направлением социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, отбывающих уголовное наказание без изоляции от общества, а также лиц, совершивших правонарушения в сфере семейных бытовых отношений, является оказание помощи в трудоустройстве, поскольку наличие постоянного места работы и стабильного заработка значительно снижает напряженность в семейных отношениях, кроме того, уменьшает степень алкоголизации лица, состоящего на профилактическом учете. Неорганизованные формы трудовой миграции («гастарбайтерство») не способствуют нормализации семейных отношений, а напротив, могут создать условия для ревности, сопровождаются «обмывками возвращения с заработков», которые достаточно часто становятся причинами скандалов на бытовой почве, могут привести к тяжким и особо тяжким преступлениям с трагическими последствиями.

В связи с изложенным, органам местного самоуправления совместно с субъектами профилактики рекомендуется осуществлять контроль над трудовыми миграционными процессами, аккумулировать сведения о выехавших на заработки за пределы муниципального образования, получать сведения об их возвращении с заработков, проводить профилактическую работу со дня возвращения на постоянное место жительства, включающую в себя приглашение в орган местного самоуправления для собеседования о соблюдении правил поведения в быту и в обществе, исключения антиобщественных поступков, правонарушений и преступлений, посещение по месту проживания представителями субъектов профилактики, Старостой и членами актива населенного пункта.

Важной составляющей впрофилактической работес трудовыми мигрантами является ориентирование работников торговли и общественного питания (где осуществляется реализация алкогольной продукции) на информирование участкового уполномоченного полиции и органа местного самоуправления о приобретении вернувшимися из заработков жителями муниципального образования алкогольных напитков в большом количестве. Реализация данной задачи требует наличия на объектах торговли и общественного питания контактных данных (номеров рабочих и сотовых телефонов) органа местного самоуправления, участкового уполномоченного полиции.

В работе с трудовыми мигрантами орган местного самоуправления муниципального образования должен поддерживать тесное взаимодействие с участковым уполномоченным полиции, обслуживающим административный участок по месту проживания трудового мигранта, а также со Старостой иактивом населенного пункта.

Существенное значение в предупреждении злоупотребления спиртными напитками, «массовых пьянок», организуемых трудовыми мигрантами, а также в целом пьянства и алкоголизма, создающих условия для совершения преступлений в сфере семейно-бытовых отношений, имеет выявление, принятиеисчерпывающих мер по пресечению нелегального оборота алкогольной продукции,  своевременное  представление  в  правоохранительные  органы (участковому уполномоченному полиции) информации о лицах: реализующих из дома алкогольную продукцию, в том числе кустарного производства, а также организующих у себя дома притоны для распития спиртных напитков, с обсуждением указанных лиц на заседаниях Советов профилактики.

Меры по социальной адаптации применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вопросы обеспечения занятости населения законодательством отнесены к компетенции казенных учреждений

«Центр занятости населения муниципального образования» Министерства трудаи социальной защиты Чувашской Республики.

При организации занятости профилактируемых лиц могут быть использованы:

1)    стимулирование деятельности организаций, предоставляющих рабочие места лицам, нуждающимся в социальной адаптации;

2)      предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

3)  привлечение общественных объединений для оказания содействия лицам, нуждающимся в социальной адаптации;

4)     иные формы и методы, направленные на мотивацию работодателя - с одной стороны и профилактируемое лицо - с другой стороны, на осуществление трудовой деятельности.

В связи с изложенным необходимо остановиться на ряде важных задач, связанных с обеспечением занятости лиц, нуждающихся в социальной адаптации.

В соответствии с частью 1 ст. 180 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока лишения свободы(в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев

– после вступления приговора в законную силу), администрация учреждения, исполняющегоуголовноенаказание,уведомляеторганыместногосамоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

После получения уведомления о предстоящем освобождении, ответственное должностное лицо органа местного самоуправления (ответственный секретарь координирующего органа) по профилактике правонарушений должно:

внести в реестр сведения о лице, освобождение из мест лишения свободы которого предполагается;

организовать рабочее взаимодействие с учреждением, исполняющим уголовное наказание по месту нахождения осужденного, исубъектами профилактики, прежде всего с федеральной службой занятости, руководителями организаций, расположенных на территории муниципального образования, Старостой населенного пункта по месту предполагаемого освобождения, участковым уполномоченным полиции по вопросам трудового (бытового) устройства освобождаемого;

принять меры к обеспечению явки освободившегося лица на собеседование по вопросу трудоустройства в орган местного самоуправления в течение 3 дней с времени прибытия к месту жительства;

на заседаниях комиссий (советов) по профилактике правонарушений в обязательном порядке рассматривать лиц, освободившихся из мест лишения свободы, с целью их трудоустройства и социальной адаптации;

 согласовать с председателем Советапрофилактики, известить членов Совета профилактики - представителей профильных субъектов профилактики о включении в повестку дня (порядок проведения) очередного заседания Совета профилактики правонарушений вопроса о трудовом (бытовом) устройстве освободившегося из мест лишения свободы лица.

Необходимо учитывать, если освобожденный из мест лишения свободы не явился в орган местного самоуправления в течение трѐх дней с даты предполагаемого прибытия к избранному месту проживания (исходя из уведомления, поступавшего из учреждения УФСИН), требуется сообщить об этом участковому уполномоченному полиции и Старосте населенного пункта (председателю ТОС), принять меры к выяснению причин неявки, для чего организовать посещение освободившегося из мест лишения свободы на дому.

Для подержания связи с Советом профилактики правонарушений муниципального образования, общественного наблюдения за процессомадаптации в обществе освободившегося из мест лишения свободы гражданина, оказания помощи в трудоустройстве, рекомендуется определить (закрепить решением Совета профилактики правонарушений) ответственного из числачленов Совета профилактики, определить форму и регулярность отчета ответственного перед Советом профилактики.

Координация предупредительно–профилактической работы в отношении лиц, поставленных субъектами профилактики на учет

В целях эффективной координации профилактической деятельности на территории муниципального образования необходимо обеспечивать учет профилактической работы.

Заседания Комиссии по профилактике правонарушений (районный уровень) рекомендуется проводить не реже раза в квартал, Совета по профилактике правонарушений (поселенческий уровень) – не реже раза в месяц. На рассмотрение рекомендуется выносить в соответствии с планом работы не более 3 основных вопросов. В порядке инициативы членов Комиссии (Совета) профилактики в порядок заседания могут быть включены 1-2 дополнительных вопроса.

Вопрос о необходимости постановки граждан на профилактический учет рекомендуется рассматривать одним вопросом.

Кроме того, представляется необходимым не реже раза в месяц рассматривать на заседаниях Совета профилактики состояние и эффективность профилактической работы в отношении конкретных лиц, состоящих на профилактическом учете, с приглашением их на заседание.

Рекомендуется внеочередные (экстренные) заседания Совета профилактики в целях оценки упущений системы профилактики муниципального образования и принятия неотложных мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению на территории муниципального образования преступлений (происшествий), проводить в течение суток (в исключительных случаях – в срок до 3-х суток) с участием представителя Комиссии по профилактике правонарушений по фактам:

убийства либо причинения тяжкого вреда здоровью;

тяжкого либо особо тяжкого преступления в отношении несовершеннолетнего (с участием несовершеннолетнего);

 тяжкого либо особо тяжкого преступления,совершенного лицом,состоящим на профилактическом учете;

суицида несовершеннолетнего, наступления смерти несовершеннолетнегоот иных внешних причин;

массового нарушения общественного порядка;

совершения преступления, вызвавшего общественный резонанс.

В регламент работы Совета профилактики могут быть включены и иные случаи проведения внеочередных (экстренных) заседаний Совета профилактики.

В документации Комиссии (Совета) профилактики правонарушений следует сконцентрировать в отдельных томах:

законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие профилактическую деятельность;

решение уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления о создании координирующего органа (Комиссии, Совета), утвержденииположения ирегламента Комиссии (Совета),его списочного состава, подпрограмма  профилактики  правонарушений  муниципальной  программы «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий муниципального образования» на определенный период», иные муниципальные нормативные правовые акты в сфере профилактики правонарушений, а также документы о внесении в них изменений и дополнений;

план работы Комиссии (Совета), протоколы заседаний Комиссии (Совета) с приложением утвержденного порядка проведения, справок, информаций по рассмотренным вопросам, предложения в проект решения заседания координирующего органа, инициативные обращения членов Совета, лиц, участвующих в профилактической деятельности о включении дополнительных вопросов в порядок проведения (повестку дня) заседания, рабочие записи к протоколузаседания, составленныеответственнымсекретаремкомиссии(Совета), справки и информации об исполнении решений заседаний Комиссии (Совета), результаты контроля Комиссии (Совета) за исполнением решений;

справки, информации и иные сведения о проведении профилактической работы органами местного самоуправления и лицами, участвующими в профилактике правонарушений с разделением на подразделы по формам профилактического воздействия (правовое просвещение и правовое информирование; социальная адаптация; ресоциализация; социальная реабилитация; помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми);

списки лиц, состоящих на профилактическом учете субъектов профилактики, информации (сигнальные письма) субъектов профилактики о постановке конкретных лиц на профилактический учет (снятии с профилактического учета) с отражением обстоятельств (оснований) для принятия решения о постановке на учет (снятии), сведения о результатах сверки находящихся на профилактических учетах субъектов профилактики, которые рекомендуется проводить не реже раза в квартал Советами профилактики правонарушений, не реже раза в полугодие – Комиссиями по профилактике правонарушений;

переписка по вопросам профилактики правонарушений в государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и должностными лицами (не включенная в основные тома документации Комиссии (Совета).

 Заключение

 Эффективность деятельности комиссий (советов) по профилактике правонарушений зависит от правильной организации данной работы в муниципальных образованиях, при строгом соблюдении требованийФедерального закона от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика