20 июня 2002 года N 19
ЗАКОН
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Принят
Государственным Советом
Чувашской Республики
6 июня 2002 года
Настоящий Закон регулирует отношения в области обеспечения экологической безопасности на территории Чувашской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Конституцией Чувашской Республики. Закон призван способствовать решению общественно - политических, социальных и экономических проблем в Чувашской Республике на основе приоритета обеспечения экологической безопасности при осуществлении всех видов деятельности.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;
экологическое бедствие - чрезвычайная экологическая ситуация, характеризующаяся необратимыми изменениями окружающей среды и условий жизнедеятельности граждан;
экологический мониторинг - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
государственная экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы;
расселение - распределение или перераспределение людей по территории республики, включая размещение граждан с учетом их миграции, с целью образования рациональной сети населенных пунктов;
специально уполномоченный государственный орган Чувашской Республики - орган исполнительной власти Чувашской Республики, проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды, природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности;
субъект экологической опасности - юридическое или физическое лицо, деятельность которого создает или может создать экологически опасную ситуацию;
чрезвычайная экологическая ситуация - экологически опасная ситуация, требующая в целях защиты жизни и здоровья граждан, окружающей среды обязательного принятия экстренных мер для ее устранения.
Статья 2. Законодательство об обеспечении экологической безопасности
Законодательство Чувашской Республики об обеспечении экологической безопасности основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции Чувашской Республики и состоит из настоящего Закона, других законов Чувашской Республики и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Чувашской Республики.
Статья 3. Основные принципы обеспечения экологической безопасности
Обеспечение экологической безопасности в Чувашской Республике осуществляется на основе следующих принципов:
обеспечение качества окружающей среды, не опасного для состояния здоровья человека и его жизнедеятельности;
государственная поддержка мероприятий по оздоровлению окружающей среды;
приоритетность обеспечения экологической безопасности;
сохранение естественных экологических систем, биологического разнообразия, природных ландшафтов;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
баланс, оптимальное соотношение территорий, занимаемых различными видами природно - хозяйственных комплексов;
сохранение способности биосферы, ее компонентов обеспечивать свою устойчивость;
системность в обеспечении экологической безопасности, предусматривающая охват всех субъектов экологической опасности, все виды природных ресурсов и источников воздействия на окружающую среду.
Статья 4. Объекты обеспечения экологической безопасности
Объектами обеспечения экологической безопасности являются:
человек с его правом на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду;
общество с его материальными и духовными ценностями, зависящими от экологического состояния территории Чувашской Республики;
природные ресурсы и окружающая среда как основа устойчивого развития общества и благополучия будущих поколений.
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 5. Приоритетность обеспечения экологической безопасности
Государственная политика Чувашской Республики в области обеспечения экологической безопасности предусматривает единство и согласованность действий органов государственной власти Чувашской Республики с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с целью обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации в целом.
Деятельность органов государственной власти Чувашской Республики должна обеспечивать на территории республики сохранение биосферы, всех ее компонентов на региональном и локальном уровнях, сохранение условий жизнеобеспечения общества.
Государственная политика в области обеспечения экологической безопасности предусматривает планомерное понижение уровня экологической опасности. Установление требований к обеспечению экологической безопасности менее жестких, чем установленные действующим законодательством, не допускается.
При формировании и реализации экономической стратегии развития Чувашской Республики экологическая безопасность должна обеспечиваться в приоритетном порядке.
Статья 6. Мероприятия по обеспечению экологической безопасности
Экологическая безопасность в Чувашской Республике обеспечивается:
проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно - технического, санитарно - гигиенического, медико - профилактического, воспитательного и образовательного характера;
проведением государственной экологической экспертизы в соответствии с действующим законодательством;
проведением научных исследований в области обеспечения экологического благополучия граждан;
проведением экологического аудирования объектов экологической опасности;
разработкой и выполнением мероприятий по снижению экологической опасности, представлением отчетности о выполнении этих мероприятий;
регулярным информированием граждан об экологической опасности, мерах по ее устранению, о состоянии экологической обстановки в республике в целом и на территориях муниципальных образований.
Статья 7. Профилактические меры по обеспечению экологической безопасности
Обязательными профилактическими мерами по обеспечению экологической безопасности являются:
участие в разработке и реализации федеральных программ, проводимых на территории Чувашской Республики, реализация республиканских программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
развитие системы государственного экологического нормирования;
ведение кадастров природных ресурсов, кадастров отходов, земельного кадастра, водного кадастра, лесного кадастра;
проведение инвентаризации источников воздействия на окружающую среду;
расчет и определение зон экологической опасности и экологического риска вокруг объектов экологической опасности;
организация непрерывного процесса экологического образования и воспитания граждан, экологическая пропаганда.
Статья 8. Экологически опасные виды деятельности. Зонирование территории
С целью ведения учета объектов негативного воздействия на окружающую среду на территории Чувашской Республики специально уполномоченный государственный орган Чувашской Республики ведет перечень экологически опасных видов деятельности и экологически опасных объектов.
Выявление критических, неблагоприятных, ограниченно благоприятных и благоприятных для хозяйственного освоения участков территории республики определяется зонированием.
Территория Чувашской Республики делится на зоны:
по уровню экологической опасности с учетом экономических и социальных условий, а также состояния здоровья граждан; для каждой из зон устанавливаются требования обеспечения экологической безопасности;
по видам природохозяйственных комплексов с учетом степени нарушенности природных экосистем.
Порядок зонирования определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Статья 9. Обеспечение экологической безопасности при производстве продуктов и потреблении питьевой воды
Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации материалы, используемые гражданами промышленные товары должны отвечать требованиям обеспечения экологической безопасности и санитарным правилам.
Для охраны источников водоснабжения населенных пунктов, других водных объектов, курортов и лечебно - оздоровительных местностей, иных особо охраняемых природных территорий и объектов от загрязнения и других вредных воздействий устанавливаются санитарные, защитные и охранные зоны.
Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 10. Вопросы ведения Чувашской Республики в области обеспечения экологической безопасности
К ведению Чувашской Республики в области обеспечения экологической безопасности относятся:
определение основных направлений охраны окружающей среды на территории республики;
разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики по вопросам обеспечения экологического благополучия граждан, контроль за соблюдением природоохранного законодательства;
обеспечение экологически безопасного использования природных ресурсов в республике;
формирование, финансирование и реализация республиканских программ по обеспечению экологической безопасности;
прогнозирование процессов и явлений антропогенного характера, обусловленных экономической, политической, хозяйственной и иной деятельностью, а также природных процессов и явлений, создающих угрозу возникновения и развития ситуаций, представляющих экологическую опасность;
научно - методическое и информационное обеспечение экологической безопасности;
иные функции, необходимые для реализации своих полномочий в области обеспечения экологической безопасности, не противоречащие действующему законодательству.
Статья 11. Полномочия органов государственной власти Чувашской Республики в области обеспечения экологической безопасности
Президент Чувашской Республики:
является гарантом обеспечения экологической безопасности в республике при принятии политических, социальных, экономических и иных решений;
осуществляет согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области обеспечения экологической безопасности;
обеспечивает реализацию федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Чувашской Республики с учетом географических, природных, социально - экономических и иных особенностей;
осуществляет в соответствии со своей компетенцией иные полномочия в области обеспечения экологической безопасности.
Государственный Совет Чувашской Республики:
определяет правовые основы деятельности в области обеспечения экологической безопасности;
определяет приоритетные направления в защите жизненно важных интересов граждан;
утверждает бюджетные ассигнования на финансирование реализации республиканских программ и мероприятий по обеспечению экологической безопасности;
осуществляет в соответствии со своей компетенцией иные полномочия в области обеспечения экологической безопасности.
Кабинет Министров Чувашской Республики:
участвует в разработке и реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории Чувашской Республики;
определяет основные направления охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в республике;
осуществляет меры по защите прав физических и юридических лиц в области обеспечения экологической безопасности;
отчитывается в установленном порядке за деятельность в области обеспечения экологической безопасности перед Президентом Чувашской Республики и ежегодно информирует граждан об этой деятельности;
организует решение вопросов, отнесенных к ведению Чувашской Республики, работу предприятий и организаций по реализации принципов обеспечения экологической безопасности в республике, устанавливаемых федеральным законодательством и настоящим Законом;
участвует в мероприятиях по обеспечению экологической безопасности за пределами Чувашской Республики в соответствии с договорами и соглашениями, заключенными с другими субъектами Российской Федерации;
участвует в установленном порядке в международных мероприятиях по обеспечению экологической безопасности;
определяет перечень экологически опасных видов деятельности и объектов экологической опасности;
осуществляет в соответствии со своей компетенцией иные полномочия в области обеспечения экологической безопасности.
Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления Чувашской Республики в области обеспечения экологической безопасности
В соответствии с федеральным законодательством к полномочиям органов местного самоуправления Чувашской Республики в области обеспечения экологической безопасности относятся:
установление приоритетов в области обеспечения экологической безопасности и требований по ее реализации на соответствующих территориях;
оценка состояния окружающей среды и учет природных ресурсов; решение вопросов в области обращения с отходами производства и потребления на подведомственных территориях;
формирование, финансирование и реализация местных программ по обеспечению экологической безопасности;
участие в формировании и реализации республиканских программ в части обеспечения экологической безопасности на соответствующих территориях;
информирование граждан об экологически опасных ситуациях на территории муниципального образования;
внесение в установленном порядке предложения о придании подведомственной территории или ее части статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации или зоны экологического бедствия.
Согласно федеральному законодательству органы местного самоуправления Чувашской Республики в области обеспечения экологической безопасности имеют право:
осуществлять муниципальный контроль на подведомственных территориях;
требовать проведения экологического аудита экологически опасных объектов;
организовывать особо охраняемые территории местного значения;
организовывать общественное обсуждение и опросы граждан, а также использовать иные формы участия граждан в принятии решений по вопросам обеспечения экологической безопасности;
наделяться отдельными государственными полномочиями в области обеспечения экологической безопасности при одновременной передаче материальных и финансовых средств. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются законом Чувашской Республики.
Глава IV. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 13. Экологический аудит
Для обеспечения экологической безопасности и снижения риска аварий объекты экологической опасности по требованию органов, осуществляющих государственный экологический контроль, и органов, осуществляющих муниципальный контроль, подвергаются экологическому аудиту.
Экологический аудит может проводиться как на добровольной, так и на обязательной основе за счет средств заказчика аудита.
Статья 14. Возмещение причиненного вреда вследствие нарушения требований обеспечения экологической безопасности
Возмещение вреда, причиненного человеку и окружающей среде вследствие нарушения требований обеспечения экологической безопасности, производится в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 15. Ликвидация последствий экологически опасных ситуаций
Последствия экологически опасных ситуаций, в том числе отдаленные последствия, ликвидируются за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и иных источников, не запрещенных федеральным законодательством.
Статья 16. Информационное обеспечение экологической безопасности
Информацию об обеспечении экологической безопасности предоставляют специально уполномоченный государственный орган Чувашской Республики и, согласно федеральному законодательству, - органы местного самоуправления.
Граждане и общественные объединения имеют право на получение точных и достоверных сведений об источниках экологической опасности, экологически опасной деятельности, мерах по их профилактике и устранению в специально уполномоченном государственном органе Чувашской Республики.
Глава V. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 17. Государственная экологическая экспертиза социальных программ
Программы социально - экономического развития и иные программы Чувашской Республики, при реализации которых может быть оказано неблагоприятное воздействие на окружающую среду, утверждаются и реализуются только после положительного заключения обязательной государственной экологической экспертизы.
Статья 18. Экологическое образование, воспитание и просвещение
В образовательных учреждениях Чувашской Республики осуществляется преподавание основ экологических знаний.
В соответствии с федеральным законодательством руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Органы государственной власти Чувашской Республики и средства массовой информации с целью повышения экологической культуры граждан осуществляют распространение эколого - правовой информации с учетом экологической ситуации в республике.
Статья 19. Расселение граждан
Планирование развития городов и других поселений на территории республики регулируется органами государственной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
При планировании и застройке городов и других населенных пунктов должны предусматриваться меры по сохранению, восстановлению и увеличению площади зеленых насаждений и меры по санитарной очистке, обезвреживанию, утилизации, складированию, экологически безопасному удалению, переработке либо захоронению бытовых отходов.
Политика расселения граждан, проживающих в Чувашской Республике, осуществляется с учетом экологической ситуации, состояния санитарно - эпидемиологического благополучия граждан и прогнозируемой динамики их изменения.
Расселение граждан, способное осложнить экологическую обстановку и санитарно - эпидемиологическую ситуацию в республике, не допускается.
Глава VI. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 20. Источники финансирования
Финансирование мероприятий по обеспечению экологической безопасности осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделяемых на реализацию республиканских целевых программ, а также из иных источников, не запрещенных федеральным законодательством.
Глава VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 21. Целевые программы
Нормы и правила, предусмотренные настоящим Законом, должны учитываться при составлении программ социально - экономического развития Чувашской Республики. В целевых программах определяются сроки, этапы, источники финансирования мероприятий по обеспечению экологической безопасности и предусматривается:
наложение определенных ограничений на развитие топливно - энергетических отраслей промышленности;
снижение ресурсоемкости всех действующих технологий;
применение природосберегающих технологий;
повышение экологической культуры граждан;
запрещение использования территории Чувашской Республики в качестве места захоронения привозных опасных для окружающей среды отходов, материалов и веществ;
ограничение размещения на территории Чувашской Республики новых вредных производств;
ограничение расширения нарушенных территорий (селитебных и промышленных зон) за счет земель лесного фонда и сельскохозяйственных угодий с повсеместным внедрением градостроительных решений интенсивного использования селитебных и промышленных земель;
решение иных задач по обеспечению экологической безопасности.
Глава VIII. МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 22. Межрегиональные отношения
Вопросы межрегиональных отношений, возникающие при исполнении настоящего Закона, регулируются двусторонними и многосторонними соглашениями Чувашской Республики с другими субъектами Российской Федерации.
Статья 23. Межгосударственные отношения
Вопросы межгосударственных отношений, возникающие при исполнении настоящего Закона, регулируются межправительственными двусторонними и многосторонними соглашениями Российской Федерации и решениями органов государственной власти Чувашской Республики в пределах их компетенции, при этом нормы международного права имеют приоритетное значение.
Глава IX. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНА
Статья 24. Государственный контроль за исполнением настоящего Закона
Государственный контроль за исполнением требований настоящего Закона осуществляют в пределах своей компетенции органы государственной власти Чувашской Республики и специально уполномоченный государственный орган Чувашской Республики.
Статья 25. Ответственность за нарушение требований настоящего Закона
Субъекты экологической опасности, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 26. Разрешение споров при исполнении настоящего Закона
Споры, возникающие при исполнении настоящего Закона, разрешаются в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Президент
Чувашской Республики
Н.ФЕДОРОВ
г. Чебоксары
20 июня 2002 года
N 19