КАБИНЕТ МИНИСТРОВ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по подготовке органов управления, сил гражданской обороны
и территориальной подсистемы Чувашской Республики единой
государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на 2022 год
« 22 » декабря 2021 г. № 19
г. Чебоксары
Настоящие Организационно-методические указания разработаны в целях перспективного развития системы гражданской обороны (далее – ГО), защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС), реализации комплекса мер, направленных на дальнейшее совершенствование и формирование принципиально новой, эффективной системы управления, развитие системы реагирования на ЧС, повышение уровня пожарной безопасности, совершенствования подготовки органов управления, сил ГО, территориальной подсистемы Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – ТП РСЧС Чувашской Республики) в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Чувашской Республики.
Основными задачами считать:
реализация целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
реализация стратегических национальных приоритетов, направленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;
реализация основ государственной политики Российской Федерации:
в области гражданской обороны на период до 2030 года;
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года;
в области пожарной безопасности на период до 2030 года;
реализация государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»;
разработка и реализация документов стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
разработка (корректировка) нормативных правовых актов и иных документов в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Чувашской Республики;
выполнение практических мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Чувашской Республики;
создание, реконструкция и совершенствование пунктов управления (ситуационных центров) и объектов, предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Чувашской Республики;
обеспечение поддержания в готовности к применению сил и средств, предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Чувашской Республики;
обучение в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Чувашской Республики;
иные мероприятия в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Чувашской Республики.
В целях совершенствования подготовки органов управления, сил ГО и
ТП РСЧС Чувашской Республики ПРЕДЛАГАЮ :
основными задачами считать:
в области ГО:
продолжение работы по совершенствованию нормативной правовой и методической базы Чувашской Республики, муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики в области ГО с учетом современных требований, направленных на защиту населения, материальных и культурных ценностей;
развитие нормативной правовой базы муниципальных образований по вопросам ГО и ЧС с учетом современных социально-экономических условий;
совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС;
повышение готовности нештатных аварийно-спасательных формирований (далее – НАСФ) и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО (далее – НФГО) органов исполнительной власти, муниципальных образований и организаций, отнесенных к группам по ГО;
обеспечение органов управления и сил ГО современной отечественной техникой, экипировкой, спасательной техникой и медицинским оборудованием;
совершенствование системы управления ГО, систем оповещения и информирования населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или в следствии этих конфликтов, а также ЧС природного и техногенного характера;
подготовка органов управления и сил ГО с учетом развития внедрения новых приемов и способов организации и проведения аварийно-спасательных работ и других неотложных работ (далее – АСДНР), а также работ, связанных с решением других задач в области ГО;
активизация работы по накоплению, хранению и использованию в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
совершенствование организации учета, содержания и использования средств коллективной и индивидуальной защиты населения, а также подготовки мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, внедрение новых современных технических средств и технологий для выполнения мероприятий по ГО и защите населения;
организация накопления средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) населения от конкретных видов аварийно химически опасных веществ;
выполнение мероприятий по повышению готовности региональной и муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения;
совершенствование территориальной подсети Чувашской Республики сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;
принятие мер по соблюдению требуемого уровня обеспеченности СИЗ установленных категорий населения;
активизация работы по внедрению новых методов подготовки населения, должностных лиц и работников в области ГО, в том числе с использованием компьютерных технологий;
осуществление подготовки соответствующих групп населения в образовательных организациях, по месту работы и учебно-консультационных пунктах (далее – УКП) по ГО, а также обязательной подготовки должностных лиц органов управления ГО в Государственном автономном учреждении Чувашской Республики дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Учебно-методический центр гражданской защиты» Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее – «УМЦ ГЗ»), и других образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты населения от ЧС, а также на курсах ГО и гг. Чебоксары и Новочебоксарска (далее - муниципальных образований);
повышение качества и эффективности проведения учений и тренировок по ГО, а также тактико-специальных учений с органами управления и силами
ГО.
в области защиты населения и территорий от ЧС:
своевременное и качественное выполнение плана мероприятий на
2018 - 2024 годы (I этап) реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера до 2030 года;
формирование единого информационного пространства РСЧС за счет конвергенции действующих и вновь создаваемых информационных аналитических систем в автоматизированную информационно-управляющую систему РСЧС для обмена плановой и оперативной информацией;
развитие органов повседневного управления функциональных и территориальной подсистем РСЧС Чувашской Республики (далее – Ф и Т подсистем РСЧС Чувашской Республики) за счет внедрения современных технологий и технических средств мониторинга, прогнозирования и поддержки принятия решений;
совершенствование механизмов оперативного привлечения сил и средств функциональных и территориальной подсистем, вызванных сезонными рисками;
внедрение новых подходов по предупреждению по предупреждению ЧС на потенциально опасных и критически важных объектах (далее-ПОО и КВО), в том числе за счет создания условий для развития систем автоматического мониторинга технического состояния производственных фондов и их интеграции в комплексную систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Чувашской Республики;
развитие и совершенствование систем оповещения и информирования населения, в том числе комплексных систем экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
обеспечения готовности к применению резервов финансовых и материальных ресурсов (далее-резервы), предназначенных для ликвидации ЧС природного и техногенного характера, и проработка вопроса по использованию финансовых ресурсов при выполнении мероприятий, направленных на предупреждение ЧС в условиях введения режима повышенной готовности;
повышение квалификации преподавателей предмета «Основы безопасности д\жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также совершенствование учебно-материальной базы кабинетов (классов);
проведение КШУ, ТСУ, ШТ и других учений по отработке вопросов, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС и ликвидации ЧС.
при подготовке Чувашской Республики к весенне-летнему пожароопасному периоду 2022 года:
обеспечение готовности и организация в установленном порядке проверок готовности органов управлении, сил и средств ТП РСЧС Чувашской Республики к действиям по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий в весенне-летнем пожароопасном периоде 2022 года;
разработка (корректировка) установленных планирующих документов;
проведение комплексных учений по отработке вопросов по ликвидации последствий ЧС, связанных с природными и ландшафтными пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования сил и средств, предназначенных для тушения природных и ландшафтных пожаров;
обеспечение контроля за выполнением противопожарных мероприятий, направленных на предотвращение угрозы распространения природных и ландшафтных пожаров на населенные пункты, государственные природные заповедники и национальные парки;
своевременное осуществление мер пожарной безопасности в лесах, введение режима «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ» и принятие необходимых мер по тушению природных и ландшафтных пожаров;
обеспечение готовности критически важных и потенциально опасных объектов, населенных пунктов и объектов социального назначения, граничащих с лесными массивами к защите от природных и ландшафтных пожаров;
организация контроля исполнения правообладателями территорий, примыкающих к лесам, мероприятий, направленных на защиту от угроз перехода природных и ландшафтных пожаров на земли лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и иных категорий;
организация проведения работ по противопожарному обустройству полос отвода автомобильных и железных дорог, полос отвода и охранных зон железных дорог, линий связи и электропередачи, газо- и нефтепроводов, в том числе по недопущению выжиганий сухой травянистой растительности, разведения костров, сжигания хвороста, порубочных остатков и горючих материалов в указанных зонах.
при подготовке к пропуску весенних паводковых вод на территории Чувашской Республики в 2022 году:
обеспечение готовности органов управления, сил и средств ТП РСЧС Чувашской Республики к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в паводкоопасный период 2022 года;
подготовка водоочистных, канализационных сооружений, а также мест хранения минеральных удобрений и агрохимикатов к безопасному пропуску паводковых вод;
обеспечение готовности гидротехнических сооружений в период прохождения весеннего половодья и летне-осенних паводков;
своевременное информирование о фактическом и ожидаемом состоянии водных объектов, возможном затоплении населенных пунктов и объектов экономики, возникновении угрозы безопасности населения;
готовность сети наблюдательных гидрометеорологических и гидрометрических постов к функционированию в период паводка и принятие мер, направленных на обеспечение своевременности и полноты передачи прогностической и мониторинговой гидрометеорологической информации, связанной с развитием паводковой обстановки;
обеспечение предпаводковой сработки водохранилищ в целях создания свободной емкости, необходимой для безаварийного пропуска половодья;
контроль за соблюдением собственниками водохранилищных гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями установленных режимов пропуска половодья;
обустройство сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям и мест захоронения трупов сибиреязвенных животных, попадающих в зоны возможного затопления в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями;
контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием социально значимых организаций, а также объектов водоснабжения и водоотведения.
в области обеспечения пожарной безопасности на территории Чувашской Республики:
оценка рисков пожаров и последствий от них на территории Чувашской Республики, определение комплекса задач по их предотвращению;
совершенствование нормативной правовой базы с учетом риска причинения вреда третьим лицам в результате пожара на территории Чувашской Республики;
выработка и реализация государственной научно-технической политики в области пожарной безопасности на территории Чувашской Республики;
в области обеспечения безопасности людей на водных объектах Чувашской Республики:
совершенствование подготовки населения навыкам безопасного поведения на водных объектах;
развитие и совершенствование нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности на водных объектах;
повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению аварийности на маломерных судах и обеспечению безопасности на водных объектах;
совершенствование взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Чувашской Республики по вопросам обеспечения безопасности людей на водных объектах, в том числе поиска и спасания людей на водных объектах.
в области обеспечения единой информационной политики на территории Чувашской Республики:
своевременное и объективное информирование населения об угрозе возникновения и при возникновении ЧС и происшествий;
развитие межведомственных взаимоотношений по согласованию сведений, предназначенных для организации информирования населения о ЧС и происшествиях;
совершенствование форм и методов информационного обеспечения деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожаров, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, активное использование возможностей электронных, печатных средств массовой информации (далее – СМИ) и Интернет - ресурсов.
Руководителям органов исполнительной власти Чувашской Республики (далее – ОИВ), главам администраций органов местного самоуправления Чувашской Республики (далее - ОМСУ), соответствующим городским и районным комиссиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС и ОПБ) основные усилия направить на следующие мероприятия:
организацию комплекса мероприятий по реализации Основ государственной политики в области защиты населения и территорий от ЧС и Стратегии развития ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года;
реализацию стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики с учетом развития системы предупреждения ЧС и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
разработку (корректировку) и реализацию документов территориального планирования с учетом снижения экономических и материальных потерь от ЧС;
организацию подготовки всех групп населения в области ГО и защиты населения от ЧС в соответствии с требованиями действующего законодательства;
разработку соответствующих документов стратегического планирования, в том числе государственной программы Чувашской Республики и отражение в них самостоятельных разделов по вопросам развития и повышения готовности сил и средств ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики;
реализацию Плана мероприятий по реализации концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» в Чувашской Республике», утвержденной распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 апреля 2015 года № 221-р в муниципальных образованиях, в том числе финансирование проводимых мероприятий в рамках государственной программы Чувашской Республики и муниципальных программ, республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных образований Чувашской Республики;
совершенствование нормативной правовой и методической базы, а также механизмов её практической реализации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности, повышение защищенности критически важных объектов, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС на региональном и муниципальном уровнях, обратив особое внимание на соответствие законодательству Российской Федерации и законодательству Чувашской Республики с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти в Российской Федерации;
реализацию Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и Кабинетом Министров Чувашской Республики о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения АСДНР при ЧС регионального и межрегионального уровней, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (далее – ГПС), организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровнях мероприятий по ГО, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах;
организацию работы по реальному накоплению материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС в соответствии с утвержденными номенклатурой и объемами;
совершенствование и развитие нормативной правовой базы муниципальных образований Чувашской Республики по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
обеспечение финансирования мероприятий государственной программы Чувашской Республики и муниципальных программ по снижению рисков и смягчению последствий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности в Чувашской Республике;
развитие комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
совершенствование подготовки населения в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на основе требований нормативных документов;
обеспечение готовности к использованию по предназначению региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения. Особое внимание обратить на обеспечение оповещения населения, проживающего в сельской местности, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения;
создание сегментов общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН), в том числе мобильного комплекса информирования и оповещения населения (далее - МКИОН) в целях подготовки населения в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также охраны общественного порядка;
проведение мероприятий по развитию сети наблюдения и лабораторного контроля и актуализации нормативных правовых актов по вопросам ее функционирования;
проведение мероприятий по созданию системы стационарного дистанционного мониторинга инженерных систем критически важных объектов (КВО);
организация освежения резервов (запасов) СИЗ для населения в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
принятие мер по совершенствованию деятельности «УМЦ ГЗ», курсов ГО и ЧС муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов ГО и ЧС, а также всестороннее обеспечение их деятельности;
участие в развитии и совершенствовании Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии (далее - ЦУКС Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии) и единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Чувашской Республики (далее – ЕДДС) как органов повседневного управления
Ф и Т подсистем РСЧС Чувашской Республики на соответствующих территориях;
осуществление по результатам инвентаризации комплекса мер по созданию и повышению готовности материально-технической базы в целях ГО и защиты населения и территорий от ЧС;
продолжение работы по формированию в соответствующих бюджетах необходимых объемов финансовых средств и их выделению на создание и оснащение техническими средствами, предназначенными для тушения пожаров и проведения аварийно-восстановительных работ, подразделений пожарной охраны;
организацию эффективного взаимодействия с Главным управлением МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии для решения задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС;
дальнейшее создание и оснащение НАСФ, НФГО и аварийно-спасательных служб с учетом их достаточности и адекватности реагирования на современные угрозы;
обеспечение в части, касающейся реализации федерального плана повышения защищенности критически важных объектов (далее – КВО) на территории муниципальных образований Чувашской Республики;
осуществление мер по взаимодействию Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии с Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики в проведении ежегодных школьных, муниципальных, региональных и участия в межрегиональных соревнованиях по тематике: «Школа безопасности» и полевых лагерях «Юный спасатель», «Юный водник» и «Юный пожарный»;
подготовку органов местного самоуправления в Чувашской Республике к решению задач в области ГО, защите населения и территорий от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, закрепленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
проведение совместно с заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Чувашской Республике (далее – ФОИВ) и организациями, проверок готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС и пожаров, особенно в соответствии с циклическими рисками;
совершенствование культуры безопасности жизнедеятельности населения, форм и методов информационного обеспечения деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожаров и происшествий, в том числе, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и происшествиями на водных объектах, а также экстремальным и неорганизованным туризмом;
использование для оповещения и информирования населения об угрозах ЧС сегментов ОКСИОН, создаваемых за счет бюджетов Чувашской Республики и органов местного самоуправления Чувашской Республики;
создание инфраструктуры для организации оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах федерального, регионального и местных значений с использованием авиационных технологий;
развитие и совершенствование системы управления и обмена информацией в области ГО и ЧС;
продолжение создания единой системы предварительного планирования действий пожарных и спасателей при ЧС на объектах, нарушение режима функционирования которых может привести к катастрофическим последствиям;
обеспечение выполнения законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
содействие Главному управлению МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии в предоставлении участков местности для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в выделении эфирного времени в СМИ в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС;
организацию работы по взаимодействию Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии с операторами связи по планированию и проведению тренировок по восстановлению сетей связи при ЧС;
корректировку Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Чувашской Республики и муниципальных образований с учетом опыта ликвидации ЧС в предыдущие годы;
реализация положений Соглашения между МЧС России и Кабинетом Министров Чувашской Республики о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения АСДНР при ЧС регионального характера, организации тушения пожаров силами ГПС, организации осуществления на территории Чувашской Республики мероприятий по ГО, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах Чувашской Республики.
Мероприятия по подготовке органов управления
Основными мероприятиями оперативной подготовки считать:
Всероссийский сбор по подведению итогов деятельности РСЧС, выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год;
Всероссийское совещание с руководителями ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации по проблемам в области ГО и защиты населения от ЧС;
учебно-методический сбор по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год;
командно-штабных учений (далее – КШУ) по ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
Всероссийская тренировка по ГО;
подведение итогов деятельности органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
учебно-методические сборы (далее – УМС) с руководителями постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления РСЧС (должностными лица структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО и (или) защиты населения и территорий от ЧС);
КШУ, комплексные тренировки (далее – КТ) с рабочей группой Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности в Чувашской Республике (далее – КЧС и ОПБ в Чувашской Республике), КТ с органами управления и силами ТП РСЧС Чувашской Республики, КШТ с органами управления и силами ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики.
Основными формами оперативной подготовки органов управления ГО и
ТП РСЧС Чувашской Республики определить учения и тренировки органами управления и силами ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики, а также сборы, групповые и практические занятия.
Периодичность мероприятий определить:
для органов исполнительной власти Чувашской Республики:
участие высших должностных лиц Чувашской Республики во Всероссийском сборе по подведению итогов деятельности РСЧС, выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год (один раз в год);
участие высших должностных лиц Чувашской Республики во Всероссийском совещании с руководителями ФОИВ и ОИВ Чувашской Республики по проблемам ГО и защиты населения (один раз в год);
участие должностных лиц ОИВ Чувашской Республики в совместных комплексных учениях по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с ликвидацией последствий природных и ландшафтных пожаров, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от природных и ландшафтных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования силами и средствами, предназначенными для тушения природных и ландшафтных пожаров (один раз в квартал, год);
участие в УМС в Чувашской Республике по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год с руководителями территориальных органов ФОИВ, ОИВ в Чувашской Республике, ОМСУ и организаций, расположенных в Чувашской Республике (один раз в год);
участие в КШУ по ликвидации последствий природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (один раз в год, 1 - 2 раза в квартал);
участие во Всероссийской тренировке по ГО (один раз в год, 4 квартал);
участие в комплексной тренировке с КЧС и ОПБ в Чувашской Республике, органами управления силами Ф и Т подсистем РСЧС Чувашской Республики по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (по отдельному плану);
участие соответствующих органов повседневного управления ТП РCЧС Чувашской Республики в тренировках по обмену информацией под руководством Национального ЦУКС, ЦУКС Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии (по отдельному плану);
для руководителей ОМСУ:
участие руководителей ОМСУ в УМС по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Чувашской Республике за год (один раз в год);
участие руководителей ОМСУ в УМС по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Чувашской Республике за квартал (один раз в квартал);
участие ЕДДС муниципальных образований Чувашской Республики в подведении итогов деятельности за сутки под руководством ЦУКС Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии;
участие в проведении смотра-конкурса на звание «Лучшая ЕДДС муниципального образования» (в течение года);
участие в КШУ по ликвидации ЧС природного и техногенного характера под руководством МЧС России (один раз в год, 1 - 2 квартал);
участие во Всероссийской тренировке по ГО и ЧС (один раз в год, 4 квартал);
участие в комплексной тренировке с КЧС и ОПБ муниципальных образований Чувашской Республики, органами управления силами городских и районных звеньев ТП РСЧС Чувашской Республики по ликвидации ЧС природного и техногенного характера под руководством МЧС России (по отдельному плану);
участие в тренировке с оперативно-дежурной службой ЦУКС Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии, оперативными группами пожарно-спасательных гарнизонов, ЕДДС муниципальных образований Чувашской Республики (ежедневно, если не проводится тренировка под руководством вышестоящего органа управления);
тренировка по проверке готовности к применению резервных источников энергоснабжения пунктов управления (еженедельно, по четвергам).
Состав территориальных органов ФОИВ, ОИВ и органов местного самоуправления в Чувашской Республике, принимающих участие в комплексной тренировке с КЧС и ОПБ в Чувашской Республике под руководством МЧС России и комплексной тренировке с органами управления и силами РСЧС, определяется руководителем комплексной тренировки заблаговременно при планировании и доводится до участников в установленном порядке.
Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, в том числе вызванных террористическими актами, проводить в соответствии с постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и приказом МЧС России от 29 июля 2020 года № 565 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (зарегистрирован в Минюсте России 28 августа 2020 года № 59580).
При проведении учений (тренировок) особое внимание уделить оценке реальности:
планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) всех уровней;
планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС всех уровней;
планов основных мероприятий на год всех уровней;
планов финансового обеспечения спланированных мероприятий по ГО, защите населения и территорий от ЧС;
организации взаимодействия НЦУКС, ЦУКС Главного управления МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии с органами повседневного управления Ф и Т подсистем РСЧС Чувашской Республики при ликвидации последствий ЧС;
плану выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.
При планировании учений (тренировок) предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики в различные степени готовности и режимы функционирования, переводу ГО на работу в условиях военного времени, защиты населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с заинтересованными территориальными ФОИВ в Чувашской Республике, органами местного самоуправления Чувашской Республики и органами местного самоуправления.
Темы учений (тренировок) определять, исходя из особенностей Чувашской Республики и задач, выполняемых функциональными и территориальными подсистемами РСЧС Чувашской Республики.
В ходе учебно-методических (учебных) сборов проводить:
органам исполнительной власти Чувашской Республики и органам местного самоуправления практические занятия по действиям должностных лиц органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления при ликвидации аварий на потенциально опасных объектах и организации защиты населения в ЧС;
руководителям организаций показные занятия с АСФ по ликвидации ЧС и организации эвакуации рабочих и служащих и занятия с рабочими и служащими по действиям при возникновении ЧС.
учения и тренировки проводить по комплексным темам, рассматривая вопросы ликвидации последствий ЧС, прогнозируемые на соответствующей территории, при введении в действие Планов приведения в готовность гражданской обороны и Планов гражданской обороны и защиты населения.
Оценку обстановки и выработку решений в ходе учений и тренировок по выполнению задач в области ГО, ликвидации последствий ЧС осуществлять на основе оперативных расчетов с привлечением для обработки информации ЕДДС муниципальных образований Чувашской Республики и отдела предупреждения чрезвычайных ситуаций Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее – ГКЧС Чувашии).
Использовать информацию о реально складывающейся на территории обстановке с применением типовых моделей и методик решения оперативных задач.
При проведении практических занятий на местности, учебных полигонах и объектах создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям ЧС. При этом с обучаемыми в обязательном порядке должны проводиться тренировки в СИЗ органов дыхания в составе подразделений и расчетов, в том числе в непригодной для дыхания среде в соответствии с порядком, установленным Наставлением по газодымозащитной службе МЧС России и методическими указаниями и рекомендациями по проведению соответствующих занятий.
При проведении практических мероприятий обеспечить соблюдение мер безопасности.
Для органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики началом учебного года считать первый рабочий день января, окончанием учебного года считать последний рабочий день ноября.
Задачи по подготовке органов повседневного управления
Продолжить работу по выполнению следующих мероприятий:
внедрение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на базе ЕДДС муниципальных образований Чувашской Республики в целях обеспечения реализации возложенных на них задач и функций;
повышение оперативности действий по повседневному управлению силами ТП РСЧС Чувашской Республики, взаимодействию с оперативными дежурными службами территориальных органов ФОИВ в Чувашской Республике, организациями системы мониторинга и прогнозирования ЧС, органами управления и силами ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики, формированиями ГО при ликвидации ЧС и тушении пожаров;
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования возможных ЧС на основе рисков их возникновения на потенциально опасных объектах Чувашской Республики, своевременном доведении прогноза и контроля выполнения превентивных мероприятий;
формирование в соответствующих бюджетах необходимых объемов финансовых средств и их выделение на создание, оснащение техническими средствами и функционирование ЕДДС муниципальных образований Чувашской Республики, а также обеспечение выплаты заработной платы в объемах средней;
внедрение специального, сертифицированного программного обеспечения по оценке последствий радиационно, химически, биологически опасных ЧС в деятельность ЕДДС муниципалитетов с целью выполнения задач по прогнозированию возможной обстановки, подготовке предложений по действиям привлекаемых сил и средств в соответствии с ГОСТ Р.22.7.01-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утверждённого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 29 июня 2016 года № 723-ст;
развитие автоматизированных информационно-управляющих систем, баз данных геоинформационных систем в вопросах сбора, обработки, оценки и передачи информации в вышестоящие и взаимодействующие органы управления
ТП РСЧС Чувашской Республики;
развитие автоматизированных систем и комплексов мониторинга и прогнозирования обстановки с учетом особенностей территории;
совершенствование нормативной правовой базы ЕДДС муниципальных образований Чувашской Республики;
разработка (корректировка) алгоритмов действий, инструкций и справочных материалов для дежурного персонала районных (городских) ЕДДС по каждому виду ЧС, которые могут возникнуть на территории муниципального образования Чувашской Республики;
организация тесного взаимодействия ЕДДС с диспетчерскими службами (далее – ДДС) по вопросам приема, обработки, передачи и перераспределения информации между диспетчерскими службами и АСФ, реагирования на возникающие ЧС и происшествия;
оснащение ЕДДС современными средствами связи.
Подготовку специалистов ЕДДС (ДДС) на территории Чувашской Республики осуществлять:
в УМЦ, на курсах ГО и ЧС, учебном пункте ФПС, других образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности;
в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке – один день в месяц по 6 - 8 часов, тематику определять, исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС, а также личной подготовленности специалистов;
в ходе проведения ежедневных инструктажей заступающих дежурных смен;
в ходе проведения тренировок со сменами ЕДДС (ДДС), при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами ТП РСЧС Чувашской Республики, на которые привлекаются ЕДДС (ДДС).
В ходе подготовки персонала ЕДДС (ДДС) особое внимание сосредоточить на организацию приема информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, своевременном оповещении органов управления и сил ТП РСЧС Чувашской Республики, населения, а также доведения сигналов оповещения ГО.
Не реже одного раза в полгода принимать зачеты, по результатам которых принимать решение о допуске специалистов ЕДДС (ДДС) к работе.
Задачи по подготовке органов управления, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований ТП РСЧС Чувашской Республики
Основные усилия при подготовке органов управления, АСС, АСФ направить на поддержание их постоянной готовности к применению по предназначению и дальнейшее совершенствование практических навыков при проведении АСР в различных ситуациях, углубления ими знаний тактики действий, возможностей АСС (АСФ) и организации взаимодействия в сложных условиях.
ОИВ Чувашской Республики, ОМСУ, руководителям организаций проводить подготовку АСС (АСФ) в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» и от 18 сентября 2020 года № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также Примерной программой обучения личного состава спасательных служб, утверждённой МЧС России 28 ноября 2013 года и ведомственными программами подготовки спасателей Российской Федерации.
При подготовке АСФ и профессиональных спасателей, независимо от ведомственной принадлежности, особое внимание уделять специальной, физической и морально-психологической подготовке личного состава к действиям в ЧС.
При проведении ТСУ, тренировок с АСС (АСФ) создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям при возникновении ЧС.
В год, когда не проводятся ТСУ, проводить тренировки с АСС (АСФ) или отдельно со всеми структурными подразделениями АСС (АСФ) в течение года.
Планировать с территориальными АСС (АСФ) проведение ТСУ и тренировок перед наступлением сезонных ЧС, характерных для Чувашской Республики и муниципальных образований, угрожающих безопасности населения, территориям и объектам.
В ходе проведения ТСУ отрабатывать вопросы организации взаимодействия АСС (АСФ) с подразделениями органов внутренних дел, медицинскими организациями, казенного учреждения Чувашской Республики «Чувашская республиканская поисково-спасательная служба» (далее – КУ «ЧРПСС»), подразделениями пожарной охраны, Центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии, общественными спасательными организациями и спасателями-общественниками.
При проведении корректировки планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС Чувашской Республики, муниципальных образований, организаций, обратить особое внимание на вопросы прогнозирования ЧС, состава группировки сил, их эшелонирования, наличия АСС (АСФ) соответствующего профиля, их укомплектованности, оснащенности согласно решаемым задачам.
Организовать оказание методической помощи молодежным общественным объединениям, ведущим работу по подготовке спасателей. При привлечении общественных спасательных объединений (общественных спасателей) к ликвидации ЧС или проведении тренировок координировать их деятельность или усиливать ими АСС (АСФ), закрепляя общественных спасателей за наиболее подготовленными специалистами АСФ.
Подготовку специалистов АСС (АСФ) с целью повышения квалификации проводится в УМЦ или иных образовательных организациях на договорной основе.
Начальники АСС (АСФ) осуществляют организационное и методическое руководство профессиональным обучением спасателей, организуют контроль его проведения.
Аттестационным комиссиям по аттестации АСФ, АСС, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя при первичной и периодической аттестации проводить проверки знания руководителями и личным составом АСС (АСФ) правил, норм и инструкций по проведению аварийно-восстановительных работ, их практических навыков, физических и морально-волевых качеств по соответствующим квалификациям.
Особое внимание при аттестации обращать на техническую оснащенность АСС (АСФ), уровень подготовленности спасателей и наличие соответствующих аттестационных документов на право ведения аварийно-восстановительных работ.
Обеспечить качественную подготовку аварийно-восстановительных работ путем проведения практических занятий по изучению нормативной правовой базы.
Особенности подготовки НАСФ и НФ по обеспечению выполнения мероприятий по ГО и ЧС
Создавать и готовить НАСФ и НФГО, руководствуясь федеральными законами от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и от 22 августа
1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны», приказом МЧС России от 23 декабря 2005 года № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», приказом МЧС России от 18 декабря 2014 года № 701 «Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».
Основные усилия сосредоточить на подготовке сил ГО и ЧС на потенциально опасных объектах.
При разработке нормативных актов по созданию НАСФ и НФГО и ЧС в Чувашской Республике и муниципальных образованиях добиваться точного выполнения требований нормативных правовых актов. Нормативные документы не должны носить рекомендательный характер, силы ГО и ЧС создавать в организациях, независимо от форм собственности.
Уточнение реестров проводить ежегодно после проведения текущей корректировки планов в области ГО и ЧС. Разрабатывать и вести реестры организаций, создающих НАСФ и НФГО и ЧС органами исполнительной власти в Чувашской Республике и муниципальными образованиями.
В подготовке руководителей и личного состава НАСФ и НФГО и ЧС основное внимание уделять организации и проведению практических занятий на объектах экономики и учебно-материальной базы Чувашской Республики. С этой целью допускается увеличение количества учебных часов на изучение практических вопросов с учетом местных условий.
Подготовку руководителей НАСФ и НФГО и ЧС проводить в УМЦ и других образовательных организациях, осуществляющих свою деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и ЧС, а также на курсах ГО и ЧС муниципальных образований в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» и от
18 сентября 2020 года № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Подготовку личного состава НАСФ осуществлять:
по программам подготовки к ведению АВР и рабочим программам подготовки НАСФ в организациях и ОМСУ, разработанным в соответствии с Примерной программой, рекомендованной МЧС России;
путем проведения учений, тренировок, соревнований, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.
Подготовка НАСФ и НФ ГО включает:
повышение квалификации руководителей НАСФ и НФГО и ЧС по Примерной программе обучения должностных лиц и специалистов ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики;
проведение аттестации НАСФ в соответствии с требованиями Положения о проведении аттестации АСС, АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формированиях, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».
Основой проверки готовности НАСФ и НФГО и ЧС к действиям по предназначению считать качественную организацию и проведение учений (практических тренировок) на реальном объекте или полигоне с выполнением необходимых для данной организации задач и нормативов.
Периодичность проведения учений (тренировок) с привлечением НАСФ и НФГО и ЧС осуществлять в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
С этой целью иметь перспективные планы проверки готовности сил ГО и ЧС к действиям по предназначению.
Ежегодно в период сборов с руководящим составом для всех категорий органов управления и организаций проводить под руководством Главного управления МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии показные учения с привлечением НАСФ и НФГО и ЧС.
Планировать на учениях с НАСФ и НФГО и ЧС отработку задач по ликвидации последствий террористических актов, при переводе экономики с мирного на военное время, во взаимодействии с другими силами ГО и формированиями ОИВ в Чувашской Республике. В ходе учений отрабатывать учебные вопросы по вопросам СИЗ с использованием приборов радиационной и химической разведки.
Состояние готовности НАСФ и НФГО и ЧС к действиям по предназначению осуществлять в ходе проверок, проводимых МЧС России и его территориальным органом, ГКЧС Чувашии и органами управления муниципальных образований, уполномоченных на решение вопросов в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС:
согласно планам основных мероприятий, на текущий год;
при проведении КШУ с органами управления с привлечением территориальных и объектовых НАСФ и НФГО и ЧС.
При определении готовности НАСФ и НФГО и ЧС к действиям по предназначению, также оценивать:
обеспеченность формирований СИЗ, техникой, имуществом и спецодеждой, порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию;
состояние пунктов управления, время сбора формирований и выхода в районы сосредоточения или к объектам проведения работ.
Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления ежегодно проводить анализ методического руководства создания, подготовки и обеспечения готовности сил ГО и ЧС.
По результатам анализа в срок до 10 декабря подвести итоги, отразив их в годовых распорядительных документах, в которых определить состояние сил в области ГО и ЧС и наметить пути их совершенствования.
Особенности подготовки аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, функционирующих в Чувашской Республике и муниципальных образованиях
Главной задачей аварийно-спасательных служб и формирований считать дальнейшее повышение их готовности к осуществлению аварийно-восстановительных работ при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
Подготовку руководящего состава аварийно-спасательных служб и формирований направить на выработку организаторских и методических навыков проведения комплекса мероприятий по организации деятельности подчиненных формирований к выполнению задач по предназначению.
Основными формами подготовки руководящего состава считать участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках, комплексных и целевых проверках, а также реагирование на ЧС.
Повышение квалификации начальников аварийно-спасательных служб и формирований и их заместителей осуществлять в Институте развития МЧС России Академии гражданской защиты МЧС России и в ходе проведения учебных сборов МЧС России.
В результате подготовки они должны уметь оперативно и эффективно осуществлять руководство подчиненными формированиями, прогнозировать и оценивать обстановку, границы зон и масштабы ЧС, принимать экстренные меры по обеспечению защиты населения, координировать деятельность и организовывать взаимодействие с силами ТП РСЧС Чувашской Республики.
Профессиональная подготовка спасателей Чувашской Республики
Организовывать и проводить в соответствии с Программой профессиональной подготовки спасателей, утверждённой в установленном порядке, по общей и специальной тематике в местах постоянной дислокации аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в составе дежурных смен. К проведению занятий привлекать спасателей не ниже второго класса, преподавателей (специалистов) УМЦ, должностных лиц Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии, а также других организаций соответствующего профиля на договорной основе.
При проведении практических занятий основное внимание обратить на приобретение навыков и умений по предметам обучения и соблюдение правил и мер безопасности при проведении аварийно-восстановительных работ.
В целях повышения квалификации спасателей, а также спасателей, подготовка которых требует специальной подготовки с выдачей квалификационных документов (водолазных врачей, водолазных специалистов, парамедиков, газоспасателей, водителей маломерных судов и др.) направлять для обучения на договорной основе в образовательные организации, имеющие соответствующие лицензии.
Первоначальное обучение спасателей, вновь принятых на работу, проводить в соответствии с Программой первоначальной и профессиональной подготовки спасателей МЧС России издания 2015 года, на базе образовательных организаций МЧС России и в составе своих формирований.
Квалификационные испытания (зачеты) по водной подготовке планировать и проводить один раз в полгода в период учебных сборов.
На учениях и тренировках необходимо на практике отработать вопросы взаимодействия с территориальными и ведомственными аварийно-спасательными службами и формирований.
Противопожарная подготовка
Проводить пожарно-тактические учения спасателей не реже одного раза в полгода согласно плану противопожарной защиты территории (объекта) во взаимодействии с территориальными подразделениями ФПС.
Медицинская подготовка
Проводить не реже одного раза в месяц тренировки спасателей по отработке
нормативов по оказанию первой помощи пострадавшим в результате ЧС и различных происшествий.
Психологическая подготовка
Направить на формирование и развитие профессионально важных качеств, профилактику негативных последствий профессиональных стрессов, совершенствование навыков и умений в области психологии, необходимых для эффективной работы при проведении поисково-спасательных, аварийно-восстановительных работ в зонах ЧС, на пожарах и в режиме повседневной деятельности, согласно методическим рекомендациям «Руководство по организации психологической подготовки в МЧС России».
Водная подготовка
Практические занятия спасателей по водной подготовке проводить в период учебных сборов регионального уровня. Отдельные разделы программ подготовки отрабатывать непосредственно в местах постоянной дислокации формирований с учетом особенностей местных водных акваторий.
В ходе занятий научить спасателей правилам поведения на водных объектах, эксплуатации маломерных судов, организации безопасного плавания, особенностям спасания и оказания первой медицинской помощи тонущим.
Особое внимание уделить обучению правилам и мерам безопасности при сплавах по рекам повышенной сложности прохождения.
Водолазная подготовка
Первоначальное обучение и повышение квалификации спасателей-водолазов и водолазных врачей проводить в условиях специализированных учебных центров (организаций) в соответствии с утвержденными программами по водолазной подготовке и действующими нормативными правовыми актами.
Сборы водолазных специалистов КУ «ЧРПСС» проводить ежегодно с приемом зачетов и практическими погружениями для подтверждения квалификаций и допуска к водолазным работам и погружениям под воду.
Региональные учебные сборы водолазных специалистов, спасателей-водолазов проводить не реже одного раза в год со сдачей зачетов для подтверждения квалификаций и допуска к водолазным работам и погружениям под воду.
Учебно-тренировочные сборы спасателей-водолазов с тренировочными погружениями и отработкой учебных задач проводить не реже одного раза в полгода.
Техническая подготовка
Основные усилия направить на отработку навыков эксплуатации автотранспорта, аварийно-спасательного оборудования и средств связи в условиях ЧС, умение оперативно устранять неисправности, профессионально осваивать новые виды аварийно-спасательного оборудования и техники.
Особое внимание обратить на повышение эффективности и качества отработки упражнений при ведении спасательных работ в условиях дорожно-транспортных происшествий и соблюдение мер безопасности при работе с оборудованием, не допускать эксплуатации не освидетельствованного органами Гостехэнергонадзора аварийно-спасательного инструмента и оборудования.
Подготовка спасателей аварийно-спасательных служб и формирований к работе с аварийно химически опасными веществами (далее - АХОВ)
Подготовку спасателей к работе с АХОВ осуществлять на базе «УМЦ ГЗ», а также в ходе плановых теоретических и практических занятий в местах постоянной дислокации.
Практическую работу с АХОВ осуществлять после аттестации на данный вид работ и при надлежащей технической оснащенности спасателей.
Физическая подготовка
Занятия проводить два раза в неделю по два часа. Особое внимание уделить развитию силовой выносливости, умению длительно переносить высокие физические и психологические нагрузки. Контрольные занятия по физической подготовке со спасателями проводить один раз в месяц под руководством руководителей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований с принятием зачетов, отработкой нормативов и выставлением оценок. Полученные оценки учитывать при последующей аттестации спасателей.
Время между зимним и летним периодами обучения использовать для развития и совершенствования учебно-материальной базы, проведения необходимых работ по обустройству (ремонту) спортивных городков и тренажерных комплексов.
Руководство подготовкой аварийно-спасательных служб и формирований
основные усилия направить на постоянное совершенствование учебного процесса, повышение его качества, развитие учебно-материальной базы и эффективности ее использования;
организовать изучение и внедрение передового опыта лучших аварийно-спасательных служб и формирований по организации подготовки спасателей;
обеспечить постоянный контроль мероприятий подготовки спасателей в аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях;
проверку качества выполнения учебных планов и программ, уровня подготовки спасателей осуществлять комплексными группами в ходе плановых (не реже одного раза в год) и внезапных проверок, а также в ходе сборов, учений и соревнований.
Задачи по подготовке подразделений пожарной охраны на территории Чувашской Республики
Профессиональную подготовку и проведение занятий в подразделениях пожарной охраны организовывать ежегодно до начала нового учебного года в соответствии с Порядком подготовки личного состава пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 26 октября 2017 года № 472.
Подготовка личного состава подразделений пожарной охраны включает в себя следующие виды обучения:
профессиональную подготовку;
подготовку личного состава дежурных смен;
специальную подготовку работников по должности;
служебную подготовку начальствующего состава;
стажировку;
повышение квалификации;
самостоятельную подготовку.
Подготовку личного состава дежурных смен подразделений пожарной охраны проводить в период дежурства.
Специальную подготовку работников по должности начальствующего состава подразделений пожарной охраны организовывать ежегодно и осуществлять в форме специальных семинаров или инструкторско-методических занятий.
Специальную и служебную подготовку начальствующего состава подразделений пожарной охраны организовывать в органах управления и подразделениях пожарной охраны по месту службы.
В документах планирования учитывать вопросы подготовки личного состава дежурных караулов (дежурных смен) подразделений пожарной охраны на год, проведение пожарно-тактических учений, занятий с пожарными расчетами по решению пожарно-тактических задач, тренировок со звеньями газодымозащитной службы, подготовки технических служб пожарной охраны.
Совместную подготовку подразделений пожарной охраны в масштабах местных и территориальных пожарно-спасательных гарнизонов проводить в ходе пожарно-тактических учений и тренировок под руководством старшего должностного лица соответствующих гарнизонов.
Тактическую подготовку начальствующего состава пожарной охраны проводить в соответствии с Организационно-методическими указаниями по тактической подготовке начальствующего состава ФПС МЧС России, утверждёнными установленным порядком.
Занятия по решению пожарно-тактических задач проводить в количестве, устанавливаемом начальниками подразделений пожарной охраны, но не реже одного раза в месяц с каждым дежурным караулом (в дневное и ночное время) пожарного подразделения, в районе выезда которого расположен изучаемый объект, планируются расписанием занятий.
Руководителем занятий по решению пожарно-тактических задач является начальник, заместитель начальника пожарного подразделения.
Начальникам подразделений пожарной охраны при проведении занятий с выездом на объекты проводить корректировку планов тушения пожаров, а также проверку исправности систем пожарного водоснабжения не реже двух раз в год: весна и осень.
Пожарно-тактические учения проводить на конкретных объектах или населенных пунктах в условиях и темпе, наиболее приближенных к реальной обстановке на пожаре.
На учения привлекать силы и средства более одного караула пожарно-спасательного гарнизона, службы жизнеобеспечения муниципального района (городского округа) и др., а также приспособленную для целей пожаротушения или иную технику.
На учениях совершенствовать тактическое мышление и навыки начальствующего состава по руководству действиями пожарно-спасательных подразделений при исполнении ими обязанностей различных должностных лиц на пожаре, отрабатывать вопросы работы штаба пожаротушения, тыла и связи при тушении пожара, взаимодействие пожарно-спасательных подразделений с инженерно-техническими работниками объекта и специальными службами, а также приемы и способы при тушении пожара, наиболее полно совершенствовать физическую подготовку и морально-волевые качества личного состава пожарно-спасательных подразделений.
Тренировочные учения проводить под руководством начальников, либо их заместителей подразделений пожарной охраны (не менее одного учения в зимний и летний периоды на каждого, но не реже, чем один раз в квартал).
Контрольно-проверочные пожарно-тактические учения проводить при инспектировании деятельности подразделений пожарной охраны или при подведении итогов подготовки за год, то есть не реже одного раза в год.
Обеспечить качественную подготовку подразделений пожарной охраны путем проведения практических занятий по изучению нормативной правовой базы, регламентирующей отношения в данной области по направлению деятельности и предназначению в мирное и военное время.
Показательные пожарно-тактические учения проводить с подразделениями пожарной охраны в масштабе пожарно-спасательных гарнизонов не реже одного раза в полугодие (по одному в зимний и летний периоды обучения). На данные учения привлекать весь начальствующий состав, свободный от несения службы.
Количество пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач в границах территориального или местного пожарно-спасательного гарнизона ФПС МЧС России определяется Программой подготовки.
Привлекать по возможности добровольную пожарную охрану к учениям подразделений пожарной охраны.
Доведение Организационно-методических указаний
В целях осуществления координации и методического руководства подготовкой органов управления, сил ГО и ТП РСЧС Чувашской Республики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также своевременной и качественной подготовки на всех уровнях государственного и муниципального управления организационно-планирующих документов по подготовке органов управления, сил
ГО и ЧС и ТП РСЧС Чувашской Республики на 2022 год настоящие Организационно-методические указания довести в срок до 1 января 2022 года до органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Чувашской Республике, глав администраций муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, а также в установленном порядке внести изменения в соответствующие планы основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики - руководитель гражданской обороны Чувашской Республики
|
п/п О.А.Николаев
|