Березовский территориальный отдел администрации Ибресинского муниципального округаОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Ответственность за нарушения лесного законодательства

Лесное законодательство не только устанавливает правила использования, воспроизводства и охраны лесов, но и предусматривает ответственность за их нарушение. Юридическая ответственность - важное средство борьбы с бесхозяйственностью, нарушениями государственной, трудовой дисциплины и правопорядка, средство охраны прав и законных интересов лесопользователей граждан. Ответственность имеет задачу не только наказать нарушителя, но и предупредить правонарушение.

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания. Юридическую ответственность можно кратко определить как необходимость для виновного лица подвергнуться мерам государственного воздействия, претерпеть определенные отрицательные последствия, или как вид и меру принудительного лишения лица известных благ.

Юридическая ответственность - обязательный элемент механизма правового регулирования общественных отношений и защиты сложившегося правопорядка. Она побуждает, "принудительно стимулирует" правообязанных, правоуполномоченных лиц к поведению, предписанному законом. Способы и меры такого побуждения многообразны и, как правило, конкретны. Их совокупность составляет общеправовой институт юридической ответственности.

В широком понимании юридическая ответственность - это правовой институт, совокупность материальных и процессуальных норм о разрешенных и поддерживаемых государством способах и мерах принудительного и неблагоприятного воздействия на лиц, которые уклоняются от добровольного исполнения возложенных на них юридических обязанностей, договорных обязательств либо нарушают установленный правопорядок.

Однако при таком широком понимании ответственности теряется специфика именно юридического понимания этого термина, и возникает потребность в уточнении понятия ответственности в юридическом смысле. Смешение понятий юридической (ретроспективной) и позитивной (проспективной) ответственности, ориентирующее на растворение юридической ответственности в нравственных и других видах социальной ответственности, мало что дает в научном и практическом отношении.

Таким образом, под ответственностью за нарушение лесного законодательства следует понимать такое отношение между государством в лице уполномоченных на то органов и лицом, совершившим нарушение лесного законодательства, которое выражается в применении к нарушителю соответствующего взыскания.

Единственным и достаточным юридическим основанием ответственности за нарушение лесного законодательства является наличие в деянии правонарушителя предусмотренного нормами права состава правонарушения. При наличии юридического факта - лесонарушения - включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное наказание.

Ответственность за нарушение лесного законодательства наступает при наличии состава правонарушения, то есть четырех его элементов:

противоправного поведения;

наличия вредных последствий;

наличия прямой причинной связи между действием (бездействием) и наступившими последствиями;

вины правонарушителя.

Если нет в наличии какого-либо из этих четырех элементов, то и не может быть ответственности.

ЛК РФ в комментируемой статье не устанавливает перечня нарушений лесного законодательства и конкретных мер ответственности за их совершение, а также не определяет, в каких случаях применяется административная, а в каких - уголовная ответственность.

Так, например, незаконная рубка лесных насаждений может повлечь и уголовную, и административную ответственность. Эти правонарушения в сфере лесных отношений по фактическому составу схожи.

Преступления отличаются от административных правонарушений тем, что представляют повышенную социальную опасность в силу значительности ущерба либо посягательства на особо режимные лесные объекты (леса заповедников, национальных парков и т.п.). Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного преступным посягательством.

 

 

Прокурор района

 

старший советник юстиции                                                   А.А. Архипов

На сайт Ибресинского района

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика