В 2019 году 65 регионов России приступили к проведению государственной кадастровой оценки согласно 237-ФЗ. В 16 субъектах оценка проводится в отношении всех видов объектов капитального строительства.
В ходе оценки устанавливается кадастровая стоимость объектов недвижимости, максимально приближенная к рыночной – основа расчета налога на недвижимое имущество. Для того чтобы налог рассчитывался справедливо, требуется регулярная актуализация данных о кадастровой стоимости.
В 2019 году в 16 регионах оценка затронет все объекты капитального строительства. Это Кабардино-Балкарская Республика, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Алтайский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Астраханская область, Брянская область, Мурманская область, Орловская область, Псковская область, Свердловская область, Томская область, Ярославская область, Ханты-Мансийский АО.
Чувашия еще в 2018 году провела данные работы и сведения о кадастровой стоимости 764000 объектов капитального строительства и 136000 земельных участков с категорией «земли промышленности» внесены в ЕГРН в январе 2019 года. В 2020 Республика планирует провести государственную кадастровую оценку земельных участков с категорией «земли населенных пунктов», поскольку в 2018 году уже оценены 136000 земельных участков с категорией «земли промышленности».
В России продолжается переходный период определения кадастровой стоимости в соответствии с нормами 135-ФЗ к ее определению по нормам 237-ФЗ. При переходе на новый порядок проведения оценки кадастровая стоимость определяется исключительно специально созданными в субъекте государственными бюджетными учреждениями. 237-ФЗ направлен на совершенствование государственной кадастровой оценки недвижимости и повышение открытости связанных с ней процедур на каждом этапе их проведения. Применение новых норм позволит обеспечить непрерывный мониторинг и анализ рынка недвижимости, своевременную корректировку данных в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), а также внедрение и развитие единых методологических стандартов проведения оценки.
Стоит отметить, что роль Федеральной кадастровой палаты в процессе определения кадастровой стоимости в рамках нового закона сводится только к предоставлению сведений о ней после получения сведений из бюджетных учреждений регионов, ответственных за определение кадастровой стоимости. Собственно Кадастровая палата никогда не проводила кадастровую оценку, а лишь осуществляла расчет кадастровой стоимости в случае изменения характеристик объекта недвижимости используя утвержденные субъектом Российской Федерации средние значения стоимости одного квадратного метра путем элементарных математических действий.
При переходе на новые правила исправления ошибок, допущенных при установлении кадастровой стоимости, происходит через обращение в бюджетное учреждение региона. Важным нововведением для всех заинтересованных лиц стало появление возможности подать в него замечания на определенном этапе кадастровой оценки – после опубликования предварительного перечня.
Согласно изменениям в 237 – ФЗ оспаривание кадастровой стоимости в досудебном порядке осуществляется по вновь оцененным объектам недвижимости не в Комиссии при Управлении Росреестра регионов, а Комиссии, созданной в субъекте Российской Федерации при органах исполнительной власти (Министерстве юстиции и имущественных отношений) либо в судебном порядке.
С целью повышения информирования собственников недвижимости об изменениях в отношении кадастровой стоимости объектов недвижимости Федеральная кадастровая палата запустила информационный Проект периодических публикаций на данную тему.