ЧĂВАШ РЕСПУБЛИКИ
ВĂРНАР РАЙОНĚ |
|
ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ВУРНАРСКИЙ РАЙОН |
ВЁРНАР ХУЛА ПОСЕЛЕНИЙ,Н АДМИНИСТРАЦИЙ,
ЙЫШЁНУ |
АДМИНИСТРАЦИЯ ВУРНАРСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
|
|
14.12.2011 г. |
|
199 |
№ |
|
14.12.2011 г. |
№ |
199 |
Вёрнар поселок. |
поселок Вурнары |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Об утверждении
Положения о создании и содержании в
целях гражданской обороны запасов
материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств
В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», Федеральным законом от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов ГО» и от 27.04.2000 г. №379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», Приказа МЧС РФ от 27.05.2003 г. №285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля», Приказа МЧС России от 21.12.2005 г. № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Положение о создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
2. Заместителю главы администрации Вурнарского городского поселения Старовойту А.В. организовать работу по доведению утвержденного Положения до заинтересованных организаций, обеспечению надзора и контроля за содержанием и использованием имеющихся запасов.
3. Контроль за исполнением данного постановления оставляю за собой.
Глава администрации
Вурнарского городского поселения В.Л. Малицкий
Старовойт А.В.
Утверждено
постановлением
главы администрации
Вурнарского городского
поселения
Вурнарского района
Чувашской Республики
от «___» ______ 20__ г.
№ _____
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЗДАНИИ И СОДЕРЖАНИИ В ЦЕЛЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗАПАСОВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ, МЕДИЦИНСКИХ И ИНЫХ СРЕДСТВ
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», Федеральным законом от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов ГО» и от 27.04.2000 г. №379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств», Приказа МЧС РФ от 27.05.2003 г. №285 «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля», Приказа МЧС России от 21.12.2005 г. № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» определяет порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее именуются - запасы).
2. Запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны при проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера.
3. Запасы материально - технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.
Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.
Запасы медицинских средств включают в себя медикаменты, дезинфицирующие и перевязочные средства, медицинские препараты, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения.
Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
4. Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Российским агентством по государственным резервам исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения соединений и воинских частей войск гражданской обороны определяются исходя из табелей их оснащения.
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения гражданских организаций гражданской обороны определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.
5. Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
Запасы, накапливаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению сохранности указанных средств.
Требования к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Российским агентством по государственным резервам.
6. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации:
а) определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения и гражданских организаций гражданской обороны;
б) создают и содержат запасы;
в) осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.
7. Информация о накопленных запасах представляется:
а) организациями - в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, а также в органы местного самоуправления, на территории которых эти организации расположены;
б) органами местного самоуправления - в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
8. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
а) осуществляет организационно - методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием запасов;
б) создает запасы для оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны.
9. Финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля
Ι. Общие положения.
1.1. Исполнение требования настоящих Правил обязательны для организаций, использующих и содержащих средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля (далее - средства радиационной и химической защиты) в интересах гражданской обороны.
1.3. Правила определяют порядок использования и содержания:
средств индивидуальной защиты органов дыхания (фильтрующих и изолирующих противогазов, дополнительных патронов и респираторов, камер защитных детских);
средств индивидуальной защиты кожи (фильтрующей одежды и изолирующих средств: костюмов, комплектов);
приборов радиационной разведки и контроля (сигнализаторов радиоактивности, радиометров-рентгенметров, измерителей мощности дозы, индивидуальных дозиметров, радиометрических установок и приборов);
приборов химической разведки и контроля (войсковых приборов химической разведки, медицинских приборов химической разведки, газоанализаторов для контроля воздуха).
1.4. В организациях, использующих и накапливающих средства радиационной и химической защиты, назначаются в установленном порядке должностные лица, в обязанности которых входит их учет, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.
II. Правила использования и содержания
средств радиационной и химической защиты
2.1. Основной задачей хранения средств радиационной и химической защиты является обеспечение их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также поддержание в постоянной готовности к выдаче для использования по предназначению в установленные сроки.
2.2. Содержание (хранение) средств радиационной и химической защиты осуществляется на складах, а также в запасе организаций.
2.3. Средства радиационной и химической защиты в местах хранения размещаются отдельно от материальных ценностей текущего довольствия и должны соответствовать утвержденной номенклатуре и требованиям ГОСТов (технических условий); их качественное состояние должно быть подтверждено паспортами, формулярами, актами лабораторных испытаний и свидетельствами.
2.4. Хранение средств радиационной и химической защиты включает:
правильное устройство, оборудование, содержание и использование складов (хранилищ);
прием поступающих средств радиационной и химической защиты на хранение и устранение выявленных недостатков;
подготовку средств радиационной и химической защиты для хранения с применением консервации;
подготовку мест хранения, обеспечение и поддержание в них необходимых условий (температуры, влажности и др.);
проведение лабораторных испытаний, поверки, ремонта и технического обслуживания средств радиационной и химической защиты;
соблюдение режима хранения средств радиационной и химической защиты в зависимости от их химических и физических свойств;
своевременную замену и освежение средств радиационной и химической защиты;
охрану складов (хранилищ) и выполнение правил пожарной безопасности;
оснащение складов (хранилищ) средствами механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ;
проведение должностными лицами гражданской обороны периодических проверок организации хранения средств радиационной и химической защиты.
2.5. Техническое обслуживание средств радиационной и химической защиты проводится в соответствии с техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации, другими нормативно-техническими документами.
2.6. При выявлении недостачи (порчи) средств радиационной и химической защиты в процессе хранения по данному факту проводится расследование в установленном порядке. Недостача должна восполняться немедленно.
2.7. Требования к размещению и оборудованию складов (хранилищ):
2.7.1. Места расположения складов (хранилищ) оборудуются с учетом требований защиты от современных средств поражения, на безопасном удалении от предприятий, специфическая деятельность которых может отрицательно сказаться на качественном состоянии средств радиационной и химической защиты. Используются участки местности, не прилегающие к болотам, не затапливаемые паводковыми, ливневыми и грунтовыми водами. Склады должны располагаться в непосредственной близости от подъездных путей, источников электроэнергии и водоснабжения.
2.7.2. Территория склада должна быть надежно ограждена, хорошо освещена в ночное время с учетом светомаскировки объекта. Склад должен охраняться круглосуточно или быть оборудован охранной сигнализацией.
2.7.3. На территории склада должны устанавливаться таблички и указатели (приложение N 1). Все здания склада должны быть занумерованы. Порядковые номера наносятся на торцевые стены зданий в белом квадрате размером 50 x 50 см. Двери хранилищ нумеруются порядковым номером, который наносится в белый круг диаметром 35 см, окаймленный красной полосой шириной 3 см. Все цифры наносятся черным цветом.
2.7.4. Система телефонной связи склада должна надежно обеспечивать внешнюю и внутреннюю связь, надежную постовую и пожарную сигнализацию.
2.7.5. Все здания и территория склада должны содержаться в чистоте и порядке. Для сбора мусора отводятся специальные удаленные места. По окончании работ мусор и отходы должны вывозиться с территории склада.
2.8. Требования к складским помещениям:
2.8.1. Складские помещения по своему устройству, планировке, техническому состоянию и оснащению должны обеспечивать полную сохранность размещенного в них имущества и выдачу его в установленном порядке.
Деревянные помещения и конструкции должны быть обязательно обработаны огнестойким составом, а места соприкосновения их с грунтом - антисептиком.
2.8.2. Полы в складских помещениях должны иметь твердое покрытие (бетон, асфальт и т.п.), стойкое к образованию крошки, песка и пыли, выдерживать нагрузку хранящегося имущества и средств механизации складских работ.
2.8.3. Вокруг складских помещений оборудуются бетонные или асфальтовые отмостки. Пороги наружных ворот хранилищ для предохранения от затекания поверхностных вод должны быть выше уровня отмостки и иметь защитные легкосъемные козырьки от проникновения грызунов.
2.8.4. Окна должны быть застеклены, иметь форточки и защитные металлические решетки (сетки), стекла окон окрашены с внутренней стороны в белый цвет для защиты имущества от солнечной радиации. В складских помещениях должно быть электрическое рабочее и аварийное освещение. При отсутствии электросети используются аккумуляторные электрические фонари. Использование в помещениях осветительных приборов с открытым пламенем, а также применение горючих веществ запрещается.
2.8.5. В складских помещениях должна быть естественная или приточная вентиляция. Требования к виду и схеме вентиляции определяются с учетом хранимых средств радиационной и химической защиты, вместимости и планировки хранилищ. Полуподземные и подземные хранилища, не имеющие устройств для сквозного проветривания, должны быть оборудованы искусственной вентиляцией, снабженной запорными устройствами.
2.8.6. Склады могут иметь неотапливаемые и отапливаемые помещения. Последние должны быть оборудованы паровым или водяным центральным отоплением. По согласованию с органами государственного пожарного надзора допускается в отдельных хранилищах иметь печное отопление. По окончании отопительного периода топки печей пломбируются.
(в ред. Приказа МЧС РФ от 10.03.2006 N 140)
2.8.7. Места хранения средств радиационной и химической защиты должны быть оснащены оборудованием, инвентарем и инструментом, примерный перечень которых приведен в приложении N 2. Опись оборудования, инвентаря и инструмента для каждого места хранения утверждается заведующим складом.
2.8.8. Складские помещения должны оборудоваться стеллажами, шкафами, поддонами, подставками, конструктивно обеспечивающими нормальное хранение средств радиационной и химической защиты.
Стеллажи и поддоны устанавливаются от стен на расстоянии не менее 0,6 м. Проход между стеллажами должен быть 0,8 - 1,5 м в зависимости от хранящихся средств радиационной и химической защиты. По средней части хранилища, как правило, вдоль осевой линии, оставляется главный проход шириной 1,5 - 2 м. В тех случаях, когда двери (ворота) расположены в продольных стенах, оставляется проход во всю ширину дверей (ворот) поперек хранилища.
2.8.9. В складах оборудуются:
участок для завоза, распаковки и упаковки средств радиационной и химической защиты;
тамбур для отапливаемых хранилищ;
участок для проведения технического обслуживания и консервации (переконсервации) средств радиационной и химической защиты;
рабочее место заведующего складом;
контрольно-пропускной пункт (при наличии на складе более двух хранилищ);
кладовые для хранения инвентаря, инструмента и специальной одежды.
2.8.10. На рабочем месте заведующего складом должно быть следующее имущество и документация:
специальный стол для картотеки; металлический шкаф (ящик) для хранения служебной документации и справочной литературы; средства связи; паспорт хранилища (приложение N 3); план размещения средств радиационной и химической защиты; функциональные обязанности заведующего складом; руководящие документы по хранению средств радиационной и химической защиты; схемы эвакуации средств радиационной и химической защиты и оповещения персонала склада; журналы учета средств радиационной и химической защиты по годам изготовления (приложение N 4), списанных средств радиационной и химической защиты (приложение N 5), карточек учета и стеллажных ярлыков; накладные на выдачу средств радиационной и химической защиты, график выдачи средств радиационной и химической защиты; план работы склада на год (квартал, месяц), график осмотра и проведения лабораторных испытаний, поверки средств радиационной и химической защиты, план противопожарной защиты склада (хранилища); техническая документация, сопроводительные документы и накладные на получение средств радиационной и химической защиты, инструкция о действиях работников склада при пожаре с расчетом сил и средств, инструкции по требованиям безопасности при работе на складе, накладные на выдачу списанных средств радиационной и химической защиты, копии актов лабораторных испытаний и поверок средств радиационной и химической защиты, акты проверки склада органами пожарного надзора и другие документы.
2.8.11. Места хранения средств радиационной и химической защиты должны постоянно содержаться в исправном состоянии и своевременно ремонтироваться.
2.8.12. Склады не менее одного раза в квартал подлежат проверке должностными лицами территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы МЧС России по субъектам Российской Федерации) на предмет технического состояния хранилищ, организации хранения и содержания имущества. Недостатки, выявленные в ходе проверки, заносятся в акт и соответствующий журнал (приложение N 6). Акт проверки направляется руководителю организации, обеспечивающей хранение, для устранения недостатков.
(в ред. Приказа МЧС РФ от 10.03.2006 N 140)
Должностные лица, осуществлявшие проверку складов (хранилищ), контролируют ход работ по устранению выявленных недостатков и о результатах докладывают своим непосредственным начальникам.
2.8.13. Для осуществления контроля входа (въезда) на территорию склада, а также выхода (выезда) оборудуется контрольно-пропускной пункт, в котором, как правило, размещается охрана склада.
На контрольно-пропускном пункте должно быть следующее имущество и документация: шкаф с ячейками для хранения пропусков, стол с запирающимися ящиками, стулья (табуретки), телефонная связь и средства сигнализации, письменный прибор, часы, термометр, аптечка медицинская, вешалка, графин для воды, стаканы, опись имущества, инструкция по охране склада, схема связи и оповещения, инструкция по организации контрольно-пропускного режима на складе, журнал регистрации въезда и выезда машин, книга приема и выдачи ключей, образцы пропусков, завозных и вывозных документов, аварийное освещение, средства пожаротушения, книга приема и сдачи дежурства.
Контрольно-пропускной пункт должен быть обеспечен аварийным освещением.
2.8.14. Допуск должностных лиц и транспорта на территорию склада, а также вывоз (вынос) со склада средств радиационной и химической защиты осуществляется по пропускам в порядке, определенном инструкцией по организации пропускного режима, утвержденной руководителем организации, которой подчинен склад.
2.8.15. В складских помещениях запрещается:
курить и пользоваться открытым пламенем, применять бытовые электронагревательные приборы, устраивать временную электропроводку;
хранить неучтенное имущество;
загружать места хранения средств радиационной и химической защиты выше установленных норм.
2.8.16. Работы на складе должны производиться под руководством заведующего складом.
Вскрытие (закрытие) мест хранения осуществляется лично заведующим складом. В исключительных случаях вскрытие (закрытие) мест хранения может производиться комиссиями (не менее 3 человек) с составлением акта вскрытия (закрытия) места хранения.
По окончании работ места хранения проверяются заведующим складом, ворота (двери) запираются на замок и опечатываются его печатью. Ключи от каждого места хранения должны находиться в отдельном пенале, на котором указывается номер места хранения. Ключи и пломбиры в опечатанном виде сдаются дежурному охраны под роспись в книге приема и выдачи ключей. Порядок хранения запасных ключей от мест хранения устанавливается руководителем организации, которой подчинен склад.
2.9. Требования к размещению и хранению средств радиационной и химической защиты:
2.9.1. Средства радиационной и химической защиты должны размещаться в оборудованных складских помещениях в заводской упаковке - ящиках, складируемых в штабеля крышками вверх, маркировкой на боковых стенках в сторону прохода.
2.9.2. Штабеля должны размещаться на подкладках, высота которых над полом должна быть не менее 0,25 м. С целью лучшего проветривания нижних рядов штабелей подкладки должны устанавливаться на столбики.
2.9.3. В каждом складском помещении штабеля нумеруются по порядку. Номер штабеля обозначается на квадрате из фанеры или картона размером 20 x 20 см цифрами черного цвета на белом фоне. Высота цифр - 10 см, ширина шрифта - 1,5 см. На середине каждого штабеля со стороны центрального прохода на высоте 1,8 м от пола должна быть прикреплена табличка с номером штабеля, а ниже на высоте 30 см прикрепляется стеллажный ярлык по установленной форме (приложение N 7). Между штабелями, а также между стенами хранилища и штабелями должны оставаться проходы шириной не менее 0,6 м в зависимости от размеров тары.
В хранилище должен оставаться центральный или боковой проход шириной не менее 2 м, позволяющий проезд средствам механизации погрузочно-разгрузочных работ.
2.9.4. При складировании средств радиационной и химической защиты устанавливается следующая высота штабелей:
для фильтрующих противогазов, дополнительных патронов, камер защитных детских - не более 7 - 8 ящиков;
для приборов химической разведки - до 6 ящиков;
для дозиметрических приборов - с учетом допускаемой нагрузки на тару.
При этом ширина штабелей должна составлять два ящика.
2.9.5. Средства радиационной и химической защиты в хранилище должны размещаться по видам, модификации, целевому назначению, партиям, срокам изготовления и консервации.
Списанные средства радиационной и химической защиты размещаются на складе в отдельных местах, штабелях, обеспечивающих их количественную и качественную сохранность и защищенных от попадания атмосферных осадков. При этом на стеллажные ярлыки наносится надпись "Списанное".
2.9.6. Места хранения, порядок размещения и укладки средств радиационной и химической защиты должны обеспечивать сохранность изделий, возможность проведения его осмотра и освежения. Размещение имущества в местах хранения должно проводиться с учетом наиболее полного использования вместимости и площади складских помещений.
2.9.7. Оптимальными условиями хранения средств радиационной и химической защиты являются: температура окружающей среды от +5 град. С до +15 град. С; перепад температуры не более 5 град. С в сутки; относительная влажность воздуха 40 - 55%; отсутствие осадков и конденсации влаги, прямой солнечной радиации; отсутствие в воздухе пыли, песка, коррозионно-активных веществ, а также биологических вредителей (грызуны, насекомые, микроорганизмы).
2.9.8. В складских помещениях должен осуществляться контроль за температурой и влажностью воздуха. Для осуществления контроля каждое отапливаемое и одно из каждой группы неотапливаемых хранилищ оборудуются стационарными или переносными приборами для измерения температуры и относительной влажности воздуха (термометры, гигрометры). Приборы устанавливаются на высоте 1,5 м от пола и не ближе 2 м от дверей, вентиляционных отверстий и отопительных устройств. Определение температуры и относительной влажности воздуха производится ежедневно с 9.00 до 10.00 и с 15.00 до 16.00 по местному времени. Полученные данные заносятся в журнал регистрации температуры и влажности воздуха в хранилище по установленной форме (приложение N 8).
2.9.9. При относительной влажности воздуха в складском помещении более 60% они должны проветриваться в сухую погоду, при скорости ветра не более 5 м/с и относительной влажности воздуха ниже, чем в хранилищах.
Для проветривания хранилищ должны открываться ворота (двери), форточки, вентиляционные трубы, люки или включаться вентиляция. При этом должна обеспечиваться быстрая смена воздуха, но без резкого изменения температуры в помещениях.
2.9.10. Средства радиационной и химической защиты при приеме на хранение и в процессе хранения (периодически) должны подвергаться осмотру. Сроки проведения осмотров, лабораторных испытаний, поверок и объемы контроля технического (качественного) состояния средств радиационной и химической защиты приведены в приложении N 9.
2.9.11. Фильтрующие противогазы, камеры защитные детские и дополнительные патроны к противогазам должны храниться в сухих неотапливаемых хранилищах. При хранении изделий не допускается попадание атмосферных осадков на укладочные ящики.
При осмотре тары со средствами индивидуальной защиты проверяется: наличие и четкость маркировки, целостность пломб, запоров, петель на ящиках, состояние тары. В каждом отобранном для осмотра ящике проверяется количество изделий согласно упаковочному листу, качество упаковочного материала и правильность упаковки.
При обнаружении поврежденных ящиков производится их вскрытие, проверяется наличие и осуществляется осмотр изделий согласно упаковочному листу.
2.9.12. При осмотре средств индивидуальной защиты проверяются:
противогазовые коробки и дополнительные патроны - качество покраски; отсутствие коррозии, помятостей, пересыпания и высыпания шихты; плотность завертывания колпачков и правильность установки пробок;
лицевые части - состояние резины (отсутствие трещин, порывов), наличие и состояние клапанов, переговорных устройств и мембран в них, плотность крепления клапанной коробки, состояние очковых стекол, очковых и монтажных обойм;
соединительные трубки - отсутствие повреждений, отслоений трикотажа и постороннего налета на поверхности;
сумки - целостность ткани, наличие и исправность фурнитуры (петель, ремешков, лямок и т.п.);
камеры защитные детские - отсутствие проколов, надрывов и сдиров резинового слоя на прорезиненной ткани оболочки, а также отсутствие отслаивания проклеечной ленты шва и прорезиненной ткани по контуру приклейки окна, разрыва плечевой тесьмы, отрыва ее крепления к скобе, деформации деталей каркаса, поломок планок герметизирующего замка, проколов и других повреждений диффузионно-сорбирующих элементов.
В процессе осмотра противогазов и камер защитных детских также контролируется отсутствие у составных частей, изготовленных из резины, полимерных и текстильных материалов, признаков биологических повреждений: цветных пятен или полос, слизи на поверхности, набухания и изменения формы, налета плесени, обесцвечивания поверхности, изменения эластичности, гниения.
С периодичностью один раз в неделю проводится осмотр штабелей и устраняются дефекты в укладке. Лабораторные испытания средств индивидуальной защиты проводятся: первый раз за шесть месяцев до истечения гарантийного срока хранения, второй раз через пять лет после истечения гарантийного срока хранения, далее - один раз в два года. Рекомендуемые назначенные сроки хранения средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля приведены в приложении N 10.
(в ред. Приказа МЧС РФ от 10.03.2006 N 140)
2.9.13. Приборы радиационной разведки и контроля хранятся в отапливаемых помещениях в заводской упаковке, а приборы химической разведки, а также индикаторные трубки, реактивы, комплекты индикаторных средств (за исключением замерзающих реактивов) - в неотапливаемых помещениях. При отсутствии отапливаемых складских помещений допускается хранение дозиметрических приборов в неотапливаемых помещениях в законсервированном виде методом "чехол".
Консервация (переконсервация) проводится перед закладкой на хранение и в процессе хранения в соответствии с требованиями технического описания и инструкции по эксплуатации соответствующей марки приборов. При хранении приборов в неотапливаемых помещениях сроком до одного года консервация проводится методом нанесения консервационных смазок на металлические неокрашенные поверхности с укладкой приборов в заводскую упаковку.
Источники питания, входящие в комплект приборов, должны изыматься из приборов и храниться отдельно.
Измерители дозы, входящие в комплекты индивидуальных дозиметров, должны храниться в заряженном состоянии в соответствии с требованиями технического описания и инструкции по эксплуатации комплектов индивидуальных дозиметров.
2.9.14. При осмотре приборов радиационной и химической разведки и контроля проверяется:
состояние тары, наличие и комплектность изделий, состояние блоков, узлов, корпуса;
исправность, целостность стекол, положение стрелки измерительного прибора, исправность ручек и тумблеров управления, отсутствие коррозии на корпусе и металлических узлах изделий;
сроки годности реактивов и элементов питания, состояние ампул, состояние и окраска наполнителей в индикаторных трубках и растворов в ампулах;
работоспособность приборов в количестве 5% от партии;
наличие документации и правильность ее заполнения.
Качество консервации проверяется осмотром консервационных материалов, а также по окраске индикаторной бумаги, характеризующей степень увлажнения осушителя. Привес осушителя не должен превышать 18%. При обнаружении привеса осушителя выше допустимого значения хотя бы на одном приборе проверяется степень увлажнения на удвоенном количестве приборов. При повторном обнаружении привеса осушителя выше допустимого проводится переконсервация всех приборов данного типа. Одновременно проверяется в объеме 5% от партии привес осушителя остальных типов приборов, хранящихся в данном складском помещении.
Переконсервация дозиметрических приборов проводится после проведения плановых работ по периодической поверке.
Осмотр стеллажей и штабелей с приборами проводится один раз в неделю.
Замена (освежение) индикаторных трубок и реактивов проводится в соответствии с планом-графиком контроля качественного состояния имущества.
Запрещается хранение дозиметрических приборов, снаряженных источниками питания.
2.10. Проверка качественного состояния средств радиационной и химической защиты при приеме и в процессе хранения:
2.10.1. Проверка качественного состояния при приеме и в процессе хранения проводится методом выборочного или сплошного контроля.
Основным планирующим документом проверки является годовой план-график контроля качественного состояния средств радиационной и химической защиты, которым определяется периодичность проведения выборочного контроля.
При выборочном контроле качество средств радиационной и химической защиты определяется по результатам проверки одной или нескольких выборок (образцов, проб) из партии.
При сплошном контроле качество средств радиационной и химической защиты определяется по результатам каждой единицы продукции партии.
Выборочный контроль является основным видом для определения качественного состояния продукции, который проводится при приеме поступающих средств радиационной и химической защиты от промышленности, в процессе его хранения, а также при проведении проверки, ревизии, инвентаризации материальных ценностей или при передаче дел должностными лицами, отвечающими за хранение.
Выборочный и сплошной контроль качественного состояния средств радиационной и химической защиты осуществляется двумя методами:
осмотра тары (упаковки) и находящихся в ней средств радиационной и химической защиты, с определением его технического состояния по внешнему виду;
проведения периодических испытаний средств радиационной и химической защиты (поверка дозиметрических приборов и лабораторные испытания средств индивидуальной защиты).
2.10.2. Контроль качества имущества осуществляется путем осмотра на специально подготовленной площадке, которая должна быть хорошо освещена и защищена от прямых солнечных лучей. В зимний период осмотр проводится в теплых помещениях, куда средства индивидуальной и химической защиты перемещаются для отогревания за сутки до начала работ.
Если при осмотре изделия окажутся увлажненными, то перед упаковкой в тару их необходимо тщательно протереть и просушить. Одновременно просушке подвергается и тара.
2.10.3. При выявлении в результате выборочного контроля дефектов проводится повторный контроль удвоенного количества изделий.
При повторном обнаружении дефектов в удвоенной выборке партия подвергается сплошному контролю с разбраковкой изделий по категориям, определенным в установленном порядке.
2.10.4. При сплошном контроле партии средств радиационной и химической защиты последовательно вскрываются все ящики и осматривается (испытывается) каждое изделие отдельно.
2.10.5. Выявленные в процессе осмотра незначительные дефекты, не влекущие за собой снижения категории изделий, устраняются немедленно.
2.10.6. Средства радиационной и химической защиты одного наименования (вида), но разных партий, которые поступили на склад (хранилище) от заводов-изготовителей или с других складов в небольших количествах и у которых истекли назначенные сроки хранения, после сплошного неразрушающего контроля могут быть сведены в сборные партии по годам изготовления. В этом случае сборной партии присваивается новый номер с припиской к нему индекса "сб", например: "28 сб".
2.10.7. Проведение периодических испытаний средств радиационной и химической защиты контролируется территориальными органами МЧС России по субъектам Российской Федерации и осуществляется испытательными лабораториями и другими уполномоченными организациями.
(п. 2.10.7 в ред. Приказа МЧС РФ от 10.03.2006 N 140)
2.10.8. Внеплановая поверка дозиметрических приборов проводится при проведении ремонта, повреждении поверительного клейма или утрате документов, подтверждающих прохождение периодической поверки.
Если средства радиационной и химической защиты по истечении назначенного срока хранения признаны непригодными для эксплуатации по результатам лабораторных испытаний (поверки) и не подлежат ремонту, то они подлежат списанию ввиду утраты защитных и эксплуатационных свойств. При этом результаты испытаний (поверки) записываются в формуляр (паспорт) или складской формуляр.
2.10.9. Основанием для продления срока хранения средств радиационной и химической защиты или его списания является акт лабораторных испытаний (поверки). В акте лабораторных испытаний средств радиационной и химической защиты должны указываться: формулярные данные испытанных (поверенных) партий; даты испытаний и номера анализов; количество образцов (проб), подвергнутых испытаниям; результаты испытаний (поверки) по всем показателям; выводы о качестве каждой в отдельности партии, заключение поверочного органа.
2.10.10. Организации, на балансе которых находятся средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля, организуют проведение своевременного отбора образцов средств радиационной и химической защиты со складов и доставку их для проведения лабораторных испытаний (поверки).
(п. 2.10.10 в ред. Приказа МЧС РФ от 10.03.2006 N 140)
2.11. Освежение и замена средств радиационной и химической защиты:
2.11.1. Для поддержания высокого качества хранимых средств радиационной и химической защиты производится своевременное их освежение и замена. Освежению подлежат средства радиационной и химической защиты, у которых по истечении назначенного срока хранения выявлено отклонение основных эксплуатационных параметров от норм, установленных ГОСТами или техническими условиями, и оно не подлежит ремонту.
2.11.2. Замене подлежат средства радиационной и химической защиты, непригодные для использования по прямому предназначению и морально устаревшие.
2.11.3. Учет средств радиационной и химической защиты, подлежащих освежению и замене, ведется на складе в учетных карточках. На основании данных учета заведующим складом в установленные сроки представляются в вышестоящий орган (по подчиненности) заявки на освежение имущества и расходных средств (источники питания, индикаторные трубки), а также на закупку комплектующих изделий, средств для консервации приборов, инструмента и складского инвентаря (оборудования).
2.12. Прием поступающих на склад средств радиационной и химической защиты осуществляется специально назначенными комиссиями, которые по окончании приема оформляют акты приема.
Разногласия в случаях обнаружения недостатков при приеме по количеству и качеству товара разрешаются в установленном порядке.
2.13. Учет наличия средств радиационной и химической защиты в организации и на складе ведется по карточкам в специфицированном виде. Операции в карточках об оприходовании, закладке, отпуске, замене, освежении или списании имущества производятся в день их совершения на основании нарядов, накладных, актов на закладку (выпуск) имущества.
Заведующий складом на основании акта приемки оприходует поступившие средства радиационной и химической защиты по карточкам количественного учета на складе (в хранилище) в специфицированном виде по наименованиям, размерам, сортам, маркам и партиям.
Учет списанных средств радиационной и химической защиты по номенклатуре, количеству и годам выпуска ведется на основании актов.
2.14. Для определения правильности заполнения учетных карточек в организации и на складе должна проводиться сверка бухгалтерского и складского учета два раза в год по состоянию на 1 июля и 1 января. В акте сверки отмечаются расхождения и принимаются немедленные меры к их устранению.
2.15. Проверка административно-хозяйственной деятельности складов (хранилищ) осуществляется постоянно действующими комиссиями организаций. В состав комиссий включаются специалисты различных служб организации, а также должностные лица, имеющие опыт практической работы со средствами индивидуальной защиты.
Проверка производится:
один раз в год в ходе инвентаризации материальных ценностей мобилизационного резерва с целью определения наличия, качественного состояния, условий хранения имущества и соответствия его предназначению; технического состояния зданий складов (хранилищ), выполнения требований пожарной безопасности и т.п.;
при обнаружении недостачи или хищения (порчи) имущества на складе;
при передаче склада;
по решению органов, уполномоченных осуществлять надзор и контроль за накоплением, хранением и использованием запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля.
(в ред. Приказа МЧС РФ от 10.03.2006 N 140)
Документы, характеризующие качественное состояние имущества, сертификаты (при необходимости), акты лабораторных испытаний и на закладку (выпуск) имущества хранятся в отдельных делах организации и уничтожаются в установленном порядке по истечении трех лет после проведения операций выпуска имущества.
Результаты проверок склада с указанием выявленных недостатков и предложений по их устранению оформляются актом, а результаты частных проверок должны записываться в журнал проверки средств радиационной и химической защиты должностными лицами.
2.16. Инструкции по охране труда для работников склада разрабатываются заведующими складами на основании приказа (распоряжения) руководителя организации в установленном порядке.
2.17. Выбор средств радиационной и химической защиты производится с учетом их предназначения и защитных свойств, конкретных условий обстановки и характера заражения. Порядок работы определяется требованиями технического описания и инструкции по эксплуатации для соответствующего средства защиты.
Приложение № 1
к пункту 2.7.3 Правил
ТИПОВЫЕ ТАБЛИЧКИ И УКАЗАТЕЛИ СКЛАДОВ
На территории склада устанавливаются следующие указатели и таблички:
Стоянка машин
На стоянку машин
Площадка приема техники
К хранилищу № __
К месту курения
Место курения
Пожарный водоем
Место хранения огнетушителей
Ответственный за противопожарное состояние
Предупредительные надписи:
Вход воспрещен!
Не курить!
Сдать курительные принадлежности!
Внимание! При пожаре звонить по телефону N _________
Заведующий хранилищем! При уходе из хранилища выключи наружный рубильник.
Приложение N 2
к пункту 2.8.7 Правил
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОБОРУДОВАНИЯ, ИНВЕНТАРЯ И ИНСТРУМЕНТА
В МЕСТАХ ХРАНЕНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯХ (ПЛОЩАДКАХ) ДЛЯ РАБОТЫ
СО СРЕДСТВАМИ РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
1. Оборудование: стеллажи, поддоны, лестницы переносные, доска для документации, переносная лампа электрическая, гигрометр, термометр, стол конторский, ящики для учетных карточек, стулья (табуретки), шкаф металлический для хранения инвентаря, ящики металлические с крышками для ветоши, подкладки (брусья), козелки-подставки, аптечка медицинская, пожарное оборудование.
2. Инвентарь: щетки-сметки, щетки для пола, метлы, лопаты железные и деревянные, совки металлические, лом, ведро железное, косы, грабли металлические, трафареты надписей для ящиков: "Не бросать", "Верх", "Не кантовать", "Осторожно", "Осторожно стекло" и др.
3. Инструмент: слесарно-монтажный инструмент (штангенциркуль, линейка, измерительная рулетка и др.); инструмент для вскрытия и упаковки деревянной тары (гвоздодеры, кусачки, клещи столярные, топор плотницкий, ножовка по дереву, плоскогубцы универсальные, ножницы ручные по металлу, приспособления для кантовки ящиков, молоток, отвертка).
Приложение N 3
к пункту 2.8.10 Правил
ПАСПОРТ СКЛАДСКОГО ПОМЕЩЕНИЯ (ХРАНИЛИЩА)
(Форма)
1. Тип складского помещения (хранилища)
2. Емкость _______ ваг.
3. Загруженность _______ ваг.
4. Год постройки 19__
5. Внутренние габаритные размеры:
длина ________ м
ширина _______ м
высота ________ м
6. Общая площадь _______ кв. м
7. Полезная площадь _______ кв. м
8. Материал постройки
стены _____________
полы _____________
крыша _____________
опоры _____________
настил _____________
9. Отопление _____________
10. Вентиляция _____________
11. Освещение _____________
12. Общая потребляемая мощность_______ кВт
13. Общая мощность электродвигателей,
питающихся от сети ______ кВт
14. Допустимая нагрузка на 1 кв. м пола_____ кг
Примечания. 1. Паспорт изготавливается из фанеры и окрашивается в черный цвет. Текст паспорта пишется белой масляной краской, а все данные - мелом.
2. Данные о загруженности и свободной емкости складского помещения (хранилища) показываются на первое число каждого месяца.
Приложение N 4
к пункту 2.8.10 Правил
ЖУРНАЛ
УЧЕТА СРЕДСТВ РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ПО ГОДАМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
(Форма)
Дата записи |
Наимено- вание |
Номер партии |
Единица измерения |
Год изготовления |
Дата пос- тупления на склад |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 5
к пункту 2.8.10 Правил
ЖУРНАЛ
УЧЕТА СПИСАНИЯ СРЕДСТВ РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
(Форма)
Дата записи |
Наименование |
Год изго- товления |
Дата списания |
Коли- чество |
Дата и количество выданного имущества организациям. Номер накладной |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 6
к пункту 2.8.12 Правил
ЖУРНАЛ
ПРОВЕРКИ СРЕДСТВ РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ
(Форма)
Дата |
Должность, фамилия и инициалы проверяю- щего |
Результаты проверки и отмеченные недостатки. Подпись проверяюще- го |
Сроки устра- нения недос- татков и по- рядок доклада |
Выполнение работы по устранению недостатков. Подпись за- ведующего складом |
Подпись проверяю- щего о проведе- нии про- верки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 7
к пункту 2.9.3 Правил
СТЕЛЛАЖНЫЕ ЯРЛЫКИ
(Форма)
Лицевая сторона
Стеллаж N ____
Учетная карточка N _____
Наименование имущества _____________
Количество ______________
Категория _______________
Дата изготовления _______
Дата закладки ___________
Номер партии ____________
Срок хранения ___________
Срок освежения __________
Подпись ответственного за хранение _____________
Оборотная сторона
Дата проверки |
Подпись лица, проводившего проверку |
Дата проведения консервации |
Подпись лица, проводившего консервацию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 8
к пункту 2.9.8 Требований
ЖУРНАЛ
РЕГИСТРАЦИИ ТЕМПЕРАТУРЫ И ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА
(Форма)
Дата |
Время замера параметров |
Температура сухого тер- мометра, град. С |
Температура смоченного термометра, град. С |
Относительная влажность воз- духа, % |
Подпись проводив- шего за- мер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 9
к пункту 2.9.10 Правил
СРОКИ
ПРОВЕДЕНИЯ ОСМОТРОВ, ЛАБОРАТОРНЫХ ИСПЫТАНИЙ, ПОВЕРОК
И ОБЪЕМЫ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО (КАЧЕСТВЕННОГО) СОСТОЯНИЯ
СРЕДСТВ РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ
┌─────────────────┬─────────────┬────────────────────────────────┐
│Наименование иму-│Периодичность│Периодичность лабораторных испы-│
│щества │ осмотра при │таний, проверок и количество об-│
│ │ хранении, │разцов, отбираемых от заводской │
│ │ % от партии │партии для контроля │
├─────────────────┼─────────────┼────────────────────────────────┤
│1. Противогазы │Один раз в │Первый раз - за шесть месяцев до│
│фильтрующие (гра-│два года, 2%,│истечения гарантийного срока│
│жданские, детс- │но не менее 2│хранения; второй раз через пять│
│кие). │ящиков │лет после истечения│
│Камеры защитные │ │гарантийного срока хранения и│
│детские (КЗД). │ │далее один раз в два года по│
│Дополнительные │ │пять противогазов,│
│патроны (ДПГ-3) │ │дополнительных патронов и 2│
│ │ │камеры защитные детские │
│(в ред. Приказа МЧС РФ от 10.03.2006 N 140) │
├─────────────────┼─────────────┼────────────────────────────────┤
│2. Приборы радиа-│Один раз в │Один раз в пять лет - поверка и│
│ционной разведки │год, 5%, но │консервация, 100% приборов,│
│и контроля │не менее 2 │находящихся на хранении │
│ │ящиков │ │
├─────────────────┼─────────────┼────────────────────────────────┤
│3. Приборы хими- │Один раз в │Один раз в пять лет - проверка│
│ческой разведки │год, 5%, но │работоспособности (поверка),│
│ │не менее 2 │техническое обслуживание и│
│ │ящиков │замена комплектующих изделий,│
│ │ │100% приборов, находящихся на│
│ │ │хранении │
├─────────────────┼─────────────┼────────────────────────────────┤
│4. Индикаторные │Один раз в │Первый раз - за шесть месяцев до│
│трубки (для при- │год, 20 шт. │истечения гарантийного срока│
│боров типа ВПХР) │от партии │хранения и далее один раз в год│
│ │ │(индикаторные трубки ИТ-44 -│
│ │ │один раз в шесть месяцев)
(в ред. Приказа МЧС РФ от 10.03.2006 N 140)
Приложение N 10
к пункту 2.9.12
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НАЗНАЧЕННЫЕ СРОКИ
ХРАНЕНИЯ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, ПРИБОРОВ
РАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ И КОНТРОЛЯ
Наименование средств │Рекомендуемые назначенные
│ │ сроки хранения (лет) │
├──────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤
│Фильтрующие противогазы (гражданские, │ 25 │
│детские) типов ГП-5, ГП-7, ПДФ-Д(Ш) и │ │
│ПДФ-2Д(Ш) │ │
│Камеры защитные детские типа КЗД-4 │ 25 │
│(КЗД-6) │ │
│Дополнительные патроны типа ДПГ-3 │ 25 │
├──────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤
│Измерители мощности дозы типов ДП-5, │ 25 │
│ИМД-5 │ │
│Комплекты индивидуальных дозиметров │ 25 │
│типов ДП-22В, ДП-24, ИД-1 │ │
├──────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤
│Приборы химической разведки типов │ 25 │
│ВПХР, МПХР, ПХР-МВ │ │
│Индикаторные трубки типов │ │
│ИТ-44 (с красным кольцом и красной │ 3 │
│точкой) │ │
│ИТ-45 (с желтым кольцом) │ 8 │
│ИТ-36 (с тремя зелеными кольцами) │ 6 │
├──────────────────────────────────────┼─────────────────────────┤
│Индивидуальные противохимические │ 25 │
│пакеты ИПП-8 │ │
│Элементы питания А-336 (А-343) │ 1,5 │
│Элементы питания 145-У (1,6 ПМЦ-У-8) │ 2 │
└──────────────────────────────────────┴─────────────────────────┘
(введено Приказом МЧС РФ от 10.03.2006 N 140)
Примечание: По истечении назначенного срока хранение изделия прекращается независимо от его технического состояния, и осуществляются мероприятия по его освежению.
Организация обеспечения населения средствами индивидуальной защиты
1. Организация обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648), от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 1, ст. 3) и от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 47, ст. 5334) и от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 18, ст. 1991) и определяет организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации), для обеспечения ими граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население).
2. Предоставление населению средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - в военное и мирное время).
3. Накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - запасы (резервы) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
4. Обеспечение населения СИЗ осуществляется:
федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
органами местного самоуправления - работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений;
организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
5. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) осуществляет контроль и организационно-методическое руководство за накоплением, хранением и использованием запасов СИЗ, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
6. Обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее:
на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне (далее - ГО);
в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО;
на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).
7. Обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее:
на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее - РОО);
на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;
на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
8. Накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения:
для детей - камеры защитные детские или противогазы из расчета на 100% от их общей численности;
для неработающих пенсионеров и другого неработающего населения, проживающих на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности, за пределами названных зон - противогазы из расчета на 100% от их общей численности;
для работников РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций;
для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.
При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
9. Для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах):
медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности;
дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
10. Федеральные органы исполнительной власти определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.
11. Предложения по номенклатуре и количеству СИЗ в запасах (резервах), распределению и использованию СИЗ, находящихся в запасах (резервах) федеральных органов исполнительной власти могут готовиться структурными подразделениями (работниками) этих органов, уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты населения.
12. Закупка и поставка СИЗ в запасы (резервы) федеральных органов исполнительной власти осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Информация о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящегося в запасах (резервах) и использовании СИЗ из запасов (резервов) направляется в МЧС России.
14. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.
15. Предложения по номенклатуре и количеству СИЗ в запасах (резервах), распределению и использованию СИЗ, находящихся в запасах (резервах) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут готовиться структурными подразделениями (работниками) этих органов, уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты населения (далее - органы по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации).
16. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно планируют и осуществляют закупку СИЗ в запасы (резервы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Информация о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах) и использовании СИЗ из запасов (резервов) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно направляется в территориальные органы МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы МЧС России).
18. На основании обобщенных сведений территориальные органы МЧС России ежегодно формируют донесения о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах) и использовании СИЗ из запасов (резервов) субъектов Российской Федерации и направляют их в региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры МЧС России).
19. Региональные центры МЧС России обобщают сведения о СИЗ в запасах (резервах) субъектов Российской Федерации и направляют в МЧС России донесения о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах) и использовании СИЗ из запасов (резервов) субъектов Российской Федерации в текущем году.
20. Органы местного самоуправления определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.
21. Предложения по номенклатуре и количеству СИЗ в запасах (резервах), распределению СИЗ, находящихся в запасах (резервах) и использованию СИЗ из запасов (резервов) органов местного самоуправления могут готовиться структурными подразделениями (работниками) этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений, уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты населения.
Предложения по номенклатуре и количеству СИЗ в запасах (резервах), распределению СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использованию СИЗ из запасов (резервов) в муниципальном образовании могут готовиться органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления (далее - органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления).
22. Органы местного самоуправления ежегодно планируют и осуществляют закупку СИЗ в запасы (резервы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
23. Органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления ежегодно информацию о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах) и использовании СИЗ из запасов (резервов) органов местного самоуправления и в муниципальных образованиях направляют в органы по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации и территориальные органы МЧС России.
24. Организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.
25. Предложения по номенклатуре и количеству СИЗ в запасах (резервах), распределению СИЗ, находящихся в запасах (резервах) и использованию СИЗ из запасов (резервов) организаций могут готовиться структурными подразделениями (работниками) этих организаций, уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты населения.
26. Организации ежегодно информацию о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах) и использовании СИЗ из запасов (резервов) направляют в органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления и территориальные органы МЧС России.
27. Закупка и поставка СИЗ в запасы (резервы) организаций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
28. Информация о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах) и использовании СИЗ из запасов (резервов) ежегодно направляется в органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления и территориальные органы МЧС России.
29. На основании обобщенных сведений органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления информацию о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) организаций направляют в органы по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации и территориальные органы МЧС России.
30. СИЗ в запасах (резервах) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны храниться на складах этих органов (организаций) и (или) организаций, находящихся в их ведении. При отсутствии своих складов допускается хранение запасов СИЗ на складах других организаций.
Требования к складским помещениям, а также порядок хранения СИЗ определены приказом МЧС России от 27.05.2003 г. N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля" (зарегистрирован в Минюсте России 29.07.2003, регистрационный N 4934). При обеспечении соответствующих условий хранения разрешается хранить СИЗ на рабочих местах.
31. Населению территорий в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения) по решению соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций СИЗ могут выдаваться на ответственное хранение по месту жительства при условии обеспечения их сохранности.
СИЗ, находящиеся на хранении в запасах (резервах) или выдаваемые на ответственное хранение населению, должны соответствовать номенклатуре и отвечать техническим условиям и требованиям заводов-изготовителей.
32. Обучение населения правилам хранения и использования СИЗ проводится в соответствии с примерными программами обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, разрабатываемыми МЧС России.
33. СИЗ, находящиеся в запасах (резервах), подлежат освежению по истечении назначенного им срока хранения, выявлении отклонений от нормативных показателей, установленных ГОСТами или техническими условиями, утрате ими защитных и эксплуатационных характеристик и невозможности их ремонта.
34. Списание (разбронирование) и утилизация СИЗ, утративших защитные и эксплуатационные свойства по истечении гарантийных сроков годности, осуществляется по решениям руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на основании актов технического (качественного) состояния.
35. Информация о списании (разбронировании) СИЗ направляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в территориальные органы МЧС России.
36. Проведение периодических испытаний СИЗ с целью проверки их защитных и эксплуатационных характеристик осуществляется химико-радиометрическими лабораториями и другими метрологическими органами (далее - метрологические органы).
37. Если СИЗ по истечении назначенного им срока хранения признаны непригодными для эксплуатации по результатам лабораторных испытаний и не подлежат ремонту, то они подлежат списанию (разбронированию) из запасов (резервов) ввиду утраты ими защитных и эксплуатационных свойств. При этом результаты испытаний записываются в паспорта (формуляры) СИЗ.
38. Основанием для продления срока хранения или списания (разбронирования) СИЗ из запасов (резервов) является акт лабораторного испытания. В акте лабораторного испытания СИЗ должны указываться: формулярные данные испытанных партий средств индивидуальной защиты, даты испытаний и номера анализов, количество образцов (проб), подвергнутых испытаниям, результаты испытаний по всем показателям, выводы о качестве каждой в отдельности партии, заключение метрологических органов.
39. Ответственность за проведение своевременного отбора образцов СИЗ и доставку их в метрологические органы возлагается на организации, в ведении которых они находятся.
40. По окончании гарантийного срока годности СИЗ, выданных на ответственное хранение населению, производится их освежение.
41. Выдача СИЗ из запасов (резервов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения защиты населения в военное и мирное время осуществляется по решению руководителей этих органов с последующим сообщением в территориальные органы МЧС России об изменении объемов накопления СИЗ в запасах (резервах).
42. СИЗ, выданные населению на ответственное хранение, используются населением самостоятельно при получении сигналов оповещения гражданской обороны и о возникновении чрезвычайных ситуаций.
43. СИЗ из запасов (резервов) организаций выдаются по решению руководителей этих организаций для обеспечения защиты своих работников в военное и мирное время с последующим сообщением в органы местного самоуправления и территориальные органы МЧС России об изменении объемов накопления СИЗ в запасах (резервах).
44. Возмещение расходов на подготовку и проведение мероприятий по обеспечению населения СИЗ осуществляется в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
45. Контроль за накоплением СИЗ в запасах (резервах), их хранением и использованием по прямому назначению осуществляется:
МЧС России - за СИЗ в запасах (резервах) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;
структурными подразделениями (работниками) федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты населения, - за СИЗ в запасах (резервах) федеральных органов исполнительной власти и бюджетных организаций, находящихся в их ведении;
региональными центрами МЧС России - за СИЗ в запасах (резервах) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, находящихся на обслуживающих ими территориях;
территориальными органами МЧС России - за СИЗ в запасах (резервах) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
органами по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации - за СИЗ в запасах (резервах) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
органами по делам ГОЧС органов местного самоуправления - за СИЗ в запасах (резервах) органов местного самоуправления и организаций, расположенных на территории муниципального образования;
структурными подразделениями (работниками) организаций, уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты населения - за СИЗ в запасах (резервах) этих организаций.Устанавливается порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты (СИЗ) для обеспечения ими граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (населения).Установлено, что обеспечение населения СИЗ должно осуществляться органами исполнительной власти субъектов РФ. МЧС России участвует в обеспечении СИЗ детей, неработающих пенсионеров, а также населения, проживающего вблизи радиационно опасных, химически и биологически опасных объектов, за счет средств федерального бюджета.