Утвержден постановлением главы администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики
№ 33 от 11 марта 2011г.
Кодекс этики и служебного поведения
муниципальных служащих
администрации Вурнарского городского поселения
Вурнарского района Чувашской Республики
Статья 1. Общие положения
1.Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики (далее – Кодекс) разработан в соответствии с положениями федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010г. (протокол № 21), а также закона Чувашской Республики от 05.10.2007г. № 62 «О муниципальной службе в Чувашской Республике», Устава Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, установленными общепринятыми нормами морали и нравственности и представляет собой систему этических норм поведения муниципального служащего администрации Вурнарского городского поселения (далее - муниципальный служащий), основанную на морально - этических и нравственно - этических принципах поведения, которые должны соблюдаться муниципальным служащим независимо от замещаемой должности.
2.Цели и задачи Кодекса:
2.1. Целями настоящего Кодекса являются:
2.1.1. Соблюдение установленных законодательством ограничений и запретов на основе соответствия служебного поведения общепринятым этическим нормам, исключение злоупотреблений на муниципальной службе;
2.1.2. Формирование должного уровня морали и нравственности в сфере муниципальной службы;
2.1.3. Повышение нравственной ответственности муниципальных служащих за свою профессиональную деятельность, сохранение ими профессиональной чести и достоинства;
2.1.4. Повышение доверия граждан к администрации Вурнарского городского поселения;
2.1.5. Содействия муниципальному служащему в эффективном выполнении поставленных перед ним профессиональных задач, в решении вопросов, связанных с возникновением этических конфликтов, обусловленных спецификой профессиональной служебной деятельности муниципального служащего;
2.1.6. Поощрение достойного морального поведения муниципального служащего.
2.2. Задачами настоящего Кодекса являются:
2.2.1. Утверждение единых этических норм, стандартов профессионального поведения муниципальных служащих;
2.2.2. Определение основ взаимоотношений муниципальных служащих в администрации Вурнарского городского поселения и с населением;
2.2.3. Повышение авторитета администрации Вурнарского городского поселения и репутации муниципальных служащих;
2.2.4. Повышение эффективности деятельности администрации Вурнарского городского поселения;
2.2.5. Профилактика коррупции в администрации Вурнарского городского поселения;
2.2.6. Установление и закрепление единообразного подхода к служебному поведению муниципальных служащих;
2.2.7. Повышение уровня внутриорганизационной культуры поведения.
3. Гражданин, поступающий на муниципальную службу в администрацию Вурнарского городского поселения, знакомится с положениями настоящего Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.
Статья 2. Общие принципы служебного поведения
муниципальных служащих
1. Муниципальный служащий в рамках реализации своих должностных (служебных) полномочий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:
1.1. Исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы администрации Вурнарского городского поселения;
1.2. Исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности администрации Вурнарского городского поселения и муниципальных служащих;
1.3. Осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках установленной компетенции;
1.4. Не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным, религиозным или социальным группам, организациям (объединениям);
1.5. При принятии решений быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
1.6. Не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей.
1.7. Уведомлять главу администрации Вурнарского городского поселения, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
1.8. Соблюдать ограничения и запреты, установленные федеральным и региональным законодательством для муниципальных служащих;
1.9. Соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою профессиональную (служебную) деятельность, решений политический партий, других общественных (религиозных) объединений и иных организаций;
1.10. Соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
1.11. Не совершать поступки, порочащие честь и достоинство гражданина и муниципального служащего;
1.12. Проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;
1.13. Проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, жителям Вурнарского городского поселения, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
1.14. Воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении муниципальным служащим должностных (служебных) обязанностей;
1.15. Не допускать возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей;
1.16. Не использовать служебное положение для оказания влияния на кого-либо с целью извлечения личной выгоды;
1.17. Воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении администрации Вурнарского городского поселения, главы поселения, если это не входит в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего. При реализации уполномоченным на то лицом публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности администрации Вурнарского городского поселения необходимо исключить возможность неправильного или альтернативного толкования представляемой информации, которая должна соответствовать требованиям законодательства, регулирующего данные отношения.
1.18. Соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
1.19. Уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общественности о работе администрации Вурнарского городского поселения, а также оказывать им в установленных законами и нормативными правовыми актами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации;
1.20. Обеспечивать надлежащее исполнение распоряжений, приказов, поручений непосредственного руководителя, вышестоящего руководителя, соответствующих законодательству и отданных в пределах их полномочий;
1.21. Экономно и эффективно использовать муниципальное имущество и средства организационно-технического, материального и иного обеспечения, пользование и распоряжение которыми входит в компетенцию муниципального служащего.
Статья 3. Общие требования и правила этики поведения
муниципального служащего
1. Нравственным долгом при выполнении профессиональных обязанностей муниципального служащего является стремление к постоянному совершенствованию, росту профессиональных навыков и квалификации.
2. Муниципальный служащий должен использовать только законные и этичные способы продвижения по службе.
3. Муниципальный служащий не должен:
3.1. Влиять в своих личных интересах на какое бы то ни было лицо или организацию, в том числе на других муниципальных служащих, пользуясь своим служебным положением (полномочиями);
3.2. Стремиться получить доступ к служебной информации, не относящейся к его компетенции (полномочиям);
3.3. Задерживать официальную информацию, которая может или должна быть предана гласности, не распространять информацию, о которой ему известно или в отношении которой имеются основания считать, что она является неточной или ложной.
Статья 4. Правила этики поведения муниципального служащего
с представителями проверяемых организаций
1. Во взаимоотношениях с проверяемыми организациями муниципальный служащий не должен допускать нарушений прав и законных интересов проверяемых организаций.
2. Муниципальный служащий обязан быть независимым от проверяемых организаций и их должностных лиц. В случае установления родственных связей с должностными лицами проверяемой организации, муниципальный служащий обязан уведомить об этом свое руководство.
3. Муниципальному служащему не следует вступать в какие-либо отношения с должностными лицами проверяемой организации, способные повлиять на объективность проверки, её результаты, а также которые могут его скомпрометировать или повлиять на его способность действовать независимо.
Статья 5. Культура речи и правила этики поведения
муниципального служащего с коллегами и подчиненными
1. Культура речи является важным показателем профессионализма муниципальных служащих и проявляется в его умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли.
Культура речи обязывает муниципального служащего придерживаться следующих речевых норм:
- ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;
- грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;
- содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;
- логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;
- лаконичности, предполагающей краткость, понятность и отсутствие излишней информации;
- уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.
2. Муниципальному служащему необходимо соблюдать и отстаивать чистоту русского языка. В его речи неприемлемо употребление:
- грубых шуток и злой иронии;
- неуместных слов и речевых оборотов, в том числе иностранного происхождения;
- вульгаризмов, примитивизмов, слов-паразитов;
- высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных или национальных групп;
- резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека,
- использование нецензурной брани, сквернословия, и выражений, подчеркивающих негативное, презрительное отношение к людям.
3. При приеме посетителей муниципальному служащему рекомендуется:
- ответить на приветствие вошедшего в кабинет посетителя, предложить ему присесть;
-проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь посетителю;
- выслушать заявление посетителя и уяснить суть изложенной проблемы, задать уточняющие вопросы в корректной форме;
- разъяснить при необходимости требования действующего законодательства по рассматриваемому вопросу;
- принять решение по существу обращения посетителя в пределах соей компетенции;
- проинформировать посетителя о порядке и сроках рассмотрения обращения, а также обжалования принятого решения.
В случае конфликтного поведения со стороны посетителя муниципальному служащему необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение гражданина, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.
Муниципальный служащий не должен:
- заставлять посетителя необоснованно долго ожидать приема;
- перебивать посетителя в грубой форме;
- проявлять раздражение и недовольство по отношению к посетителю;
- разговаривать по телефону, игнорируя присутствие посетителя.
4. В общении с гражданами и коллегами со стороны муниципального служащего недопустимы:
а) любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) пренебрежительный тон, грубость, заносчивость, некорректность замечаний, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угрозы, оскорбительные выражения или реплики, действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение.
Муниципальный служащий должен способствовать установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
5. Муниципальный служащий, наделенный большими по сравнению со своими коллегами полномочиями, должен с пониманием относиться к коллегам, имеющим собственное профессиональное суждение.
6. Муниципальный служащий, наделенный организационно - распорядительными полномочиями по отношению к своим коллегам, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, примером доброжелательности и внимательности к окружающим, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата, принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
7. Муниципальный служащий, наделенный организационно - распорядительными полномочиями по отношению к своим коллегам, должен:
- точно определять задачи и объем должностных (служебных) полномочий подчиненных в соответствии с занимаемыми ими должностями, не отдавать подчиненным явно невыполнимых распоряжений и не требовать от них исполнения поручений, выходящих за рамки их должностных (служебных) обязанностей;
- не допускать по отношению к подчиненным необоснованных обвинений, фактов грубости, унижения человеческого достоинства, бестактности;
- не понуждать подчиненных к совершению противоправных проступков или поступков, не совместимых с общепринятыми морально-этическими нормами.
Статья 6. Правила этики поведения муниципального служащего
с общественностью
1. Для информирования общественности о своей деятельности муниципальный служащий осуществляет связь с общественными объединениями, со средствами массовой информации и с гражданами в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами.
2. Муниципальный служащий должен воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности администрации Вурнарского городского поселения, его руководителей, если это не входит в его служебные обязанности.
3. В процессе общения с общественными организациями, средствами массовой информации, гражданами муниципальный служащий не должен:
- наносить ущерб репутации должностных лиц и граждан;
- рекламировать свои собственные достижения и полученные результаты;
- пренебрежительно отзываться о работе коллег по служебной деятельности;
- использовать в личных целях преимущества своего служебного статуса.
Муниципальный служащий должен быть тактичным, выдержанным и эмоционально устойчивым.
Статья 7. Этические конфликты
1. Этический конфликт представляет собой ситуацию, при которой возникает противоречие между нормами служебной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности.
2. Муниципальный служащий в ходе осуществления своей профессиональной служебной деятельности может столкнуться с этическими конфликтами, вызванными:
2.1. Реальным или потенциальным столкновением интересов третьих лиц, направленных на то, чтобы муниципальный служащий действовал в противоречии со своими должностными обязанностями, путем воздействия с помощью угроз, слухов, шантажа и других форм, способных привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, либо авторитету администрации Вурнарского городского поселения;
2.2. Неправомерным давлением со стороны руководства;
2.3. Отношениями семейного или личного характера, используемыми для воздействия на его профессиональную служебную деятельность.
3. Муниципальный служащий обязан сделать все возможное, чтобы избежать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации и (или) авторитету администрации Вурнарского городского поселения.
4. Муниципальный служащий не должен использовать свой официальный статус в интересах третьей стороны.
5. В случае если муниципальному служащему не удалось избежать конфликтной ситуации, необходимо:
5.1. Обсудить проблему конфликта с непосредственным руководителем;
5.2. Если непосредственный руководитель не может разрешить проблему или оказывается сам непосредственно вовлечен в нее, муниципальному служащему следует, уведомив об этом своего непосредственного руководителя, обратиться к руководителю более высокого уровня.
Статья 8. Конфликт интересов и его предупреждение
1. Этическое содержание конфликта интересов состоит в противоречии между служебным долгом и личной корыстной заинтересованностью, которое может причинить моральный вред статусу муниципального служащего.
2. Личной корыстной заинтересованностью муниципального служащего признается возможность получения любой формы выгоды для него или иных лиц, с которыми он связан родственными, служебными и иными отношениями.
3. Обязанность муниципального служащего уведомлять в письменной форме непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, требует от него самостоятельности в оценке условий и действий, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности.
4. Муниципальный служащий обязан избегать конфликта интересов во внеслужебной деятельности. При этом внеслужебная деятельность муниципального служащего, выполнение им иной оплачиваемой работы, а также его поведение не должны вызывать сомнений в его порядочности и честности, негативно сказываться на деятельности или репутации администрации Вурнарского городского поселения.
5. Если существует конфликт интересов или возможность возникновения конфликта интересов, муниципальный служащий должен уведомить представителя нанимателя до того, как он даст согласие на внеслужебную деятельность или иную оплачиваемую работу.
6. В процессе урегулирования конфликта интересов нормы служебной этики предписывают муниципальному служащему:
- прекратить сомнительные, компрометирующие межличностные отношения;
- отказаться от возможной выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
- принимать меры по предотвращению негативных последствий конфликта интересов.
Статья 9. Коррупционно опасное поведение
1. Ситуации, создающие возможность нарушения установленных для муниципального служащего запретов и ограничений, признаются коррупционно опасными.
2. Коррупционно опасной является любая ситуация, создающая и содержащая конфликт интересов. Антикоррупционное поведение - предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций - является обязанностью муниципального служащего.
3. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными функциями по отношению к другим муниципальным служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему муниципальные служащие не допускали коррупционно опасного поведения:
- привлекать внимание к коррупционно опасным ситуациям, а также создавать условия недопущения коррупционно опасных ситуаций и преодоления их последствий;
- инициировать или принимать решение о проведении служебных проверок (в соответствии с компетенцией);
- инициировать или принимать решение о применении мер дисциплинарного взыскания (в соответствии с компетенцией);
- одобрять антикоррупционное поведение гражданских служащих;
- своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;
- проводить воспитательную работу, направленную на противодействие коррупции, предотвращение коррупционно опасного поведения.
4. Муниципальный служащий не вправе принимать подарки, стоимость которых превышает законодательно установленный предел стоимости.
Муниципальный служащий не может принимать вознаграждения от лиц, стремящихся добиться официальных действий или установления деловых отношений с администрацией городского поселения, а также от лиц, чьи интересы могут в значительной степени зависеть от муниципального служащего, получающего вознаграждение.
5. Муниципальный служащий может принимать подарки только при соблюдении следующих условий:
- вручение происходит официально и открыто;
- награждение или поощрение надлежащим образом обосновано;
- вышестоящее руководство поставлено в известность о факте вручения подарка.
6. Муниципальный служащий должен быть готов объяснить источники своих крупных покупок и затрат. Этическое содержание обязанности муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы, предусмотренную специальным перечнем - представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей - заключается в том, что личные доходы муниципального служащего и членов его семьи не могут составлять тайны. Вместе с тем эта информация имеет статус конфиденциальной.
7. Муниципальный служащий обязан осуждать коррупцию в любых ее проявлениях. Нравственным долгом, а в отдельных случаях прямой обязанностью, муниципального служащего является уведомление представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры или других государственных органов о фактах обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, о фактах совершения другими муниципальными служащими коррупционных нарушений, непредставления сведений либо предоставления заведомо недостоверных или не полных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Статья 10. Организация рабочего места
1. В рамках требований действующего законодательства муниципальный служащий имеет право:
1.1. На обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
1.2. На исполнение действующих санитарных норм и правил при организации рабочего места;
1.3. На охрану труда в соответствии с действующим законодательством.
2. В целях поддержания порядка, деловой атмосферы в служебных помещениях муниципальный служащий обязан содержать свое рабочее место в надлежащем состоянии, не допускать беспорядка в рабочей документации.
3. Документы, содержащие служебную информацию, персональные данные сотрудников органов местного самоуправления должны храниться в местах, недоступных для посторонних лиц.
Статья 11. Внешний вид муниципального служащего
1. Внешний вид муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к администрации Вурнарского городского поселения, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
2. Учитывая важность формирования культуры внешнего вида, муниципальные служащие обязаны придерживаться следующих принципов:
1.1. Внешний вид муниципального служащего должен быть опрятным;
1.2. Одежда и обувь муниципального служащего должна быть делового (классического) стиля;
1.3. Не допускается использование ярких аксессуаров;
1.4. Не допускается нахождение на рабочем месте служащих в спортивной одежде, за исключением случаев, когда этого требует выполняемая работа;
1.5. Не допускается нахождение на рабочем месте в верхней одежде;
1.6. Не допускается курение на рабочем месте.
2. В соответствии с требованиями современного делового этикета, для повышения эффективности общения при проведении протокольных и иных официальных мероприятий служащим, участвующим в проведении мероприятий рекомендуется использовать визитные карточки - бейджи с указанием имени, фамилии, должности, организации.
Статья 12. Соблюдение муниципальным служащим настоящего Кодекса
1. Соблюдение муниципальным служащим норм и требований к служебному поведению обеспечивается систематическим анализом соответствия поведения, который осуществляется муниципальным служащим, непосредственным и вышестоящим руководителями служащего и комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
2. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными функциями по отношению к другим муниципальным служащим, обязан:
2.1. Осуществлять контроль и анализ соответствия служебного поведения подчиненных ему муниципальных служащих;
2.2. Принимать меры по профилактике и предупреждению нарушений правил служебного и делового поведения муниципальных служащих.
3. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными функциями по отношению к другим муниципальным служащим, несет ответственность за действия (бездействие) подчиненных муниципальных служащих, нарушающие правила служебного поведения и профессиональной этики, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий (бездействия).
4. Соблюдение муниципальным служащим настоящего Кодекса учитывается при оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена, при продвижении по службе на конкурсной основе, а также при поощрении муниципального служащего.