Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов
Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" под коррупциогенными факторами определены положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции,
органами, организациями, их должностными лицами.
Данной Методикой к коррупциогенным факторам отнесены:
широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
- выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
- чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
- заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
- отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
- отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
- наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
- злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
- юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Прокуратурой Вурнарского района в 2014 г. в ходе проведенной антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов выявлены коррупциогенные факторы в 5 проектах муниципальных нормативных правовых актов и 4 нормативных правовых актах.
В большинстве случаев – это принятие муниципальных нормативных правовых актов за пределами компетенции.
По результатам экспертизы опротестовано 4 муниципальных нормативных правовых акта, направлено 5 информаций в органы местного самоуправления.
За 2 месяца 2015 г. муниципальных нормативных правых актов, содержащих коррупциогенные факторы, не выявлено.
Зам.прокурора
Вурнарского района Е.Н.Дмитриева