3.2.10. Санитарная очистка территории
Одной из самых серьезных экологических проблем для поселения является проблема обращения с отходами. Все возрастающее количество отходов (в том числе опасных), отсутствие учета, беспорядочное и бесконтрольное складирование оказывает отрицательное воздействие на состояние здоровья населения и на окружающую среду.
Бытовые отходы сельских поселений содержат заметно меньшее количество компостируемых веществ, потому что они, как правило, вносятся в почву, идут на корм скоту или сжигаются на местах в кострах и отопительных печах. Опытным путем установлено, что от сельских жителей на свалки может поступать на 25% отходов меньше, чем от городских.
Выбор и изъятие на переработку утильных фракций позволит сократить объем утилизируемых отходов, как минимум, на 20%.
Предлагается строительство запроектированного полигона ТБО с его расположением в зоне п.г.т.Вурнары, единого для района и поселения. Тем самым будет сокращена площадь отводимых под полигон земель, полигон будет обслуживаться единым парком техники и персоналом, будет упрощен контроль за состоянием этого специального объекта.
Технология захоронения ТБО выбирается в проекте полигона, который должен быть разработан специализированной организацией. Захоронение отходов животноводства на полигоне категорически запрещается.
Жидкие отходы из выгребов предлагается обрабатывать на очистных сооружениях канализации. На перспективу в населенных пунктах планируются локальные системы канализации и очистные сооружения .
Накопления ТБО в сельской местности, за нормативное количество на душу населения можно принять 190 кг в год. Исходя из этого, количество ТБО в поселении составит в год:
Таблица 3.2.10.1
Первая очередь (2010 год) |
Расчетный срок (2025 год) |
Население тыс.чел. |
Кол-во ТБО, т |
Население тыс.чел. |
Кол-во ТБО, т |
1408 |
267,5 |
1460 |
277,4 |
|
|
|
|
Поскольку к вывозу на полигон принимаются только отходы 3 и 4 классов опасности, опасные отходы, если таковые образуются (ртутные лампы, батарейки, остатки краски и пр.), должны собираться отдельно.
В сельских населенных пунктах в целях создания благоприятных условий для сбора и временного хранения ТБО необходимо оборудовать специальные площадки с контейнерами. Площадки должны быть оборудованы асфальтовым покрытием, обвалованием, благоустроенными подъездными путями, сменяемыми контейнерами для временного хранения отходов с одновременной их сортировкой на утильные фракции. В перспективе площадки должны быть приспособлены для раздельного сбора ТБО, рассортированного по видам.
Для стабилизации и дальнейшего решения проблемы ТБО в поселении необходимы следующие мероприятия:
· Разработать схему обращения с отходами на территории поселения. В составе схемы должны быть предусмотрены следующие первоочередные меры:
ü выявление всех несанкционированных свалок и их рекультивация.
ü организация селективного сбора отходов в жилых образованиях в сменные контейнеры.
ü обеспечение отдельного сбора и сдачи на переработку или захоронение токсичных отходов (1 и 2 классов опасности).
ü заключение договора на сдачу вторичного сырья на дальнейшую переработку.
3.2.11. Защита территории от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
Противоэрозионные мероприятия
На первую очередь намечается проведение в поселении комплексных противоэрозионных мероприятий (организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических).
При этом предусматривается реконструкция 2 противоэрозионных гидротехнических сооружений. Финансирование строительства и реконструкции может осуществляться в рамках региональной программы «Мероприятия по оздоровлению экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна на территории Чувашской Республики на 1997-2010 годы».
Организация и очистка поверхностного стока
На первую очередь предусматривается организация и очистка поверхностного стока в д. Большие Торханы. Организация поверхностного стока предусматривается открытыми одернованными канавами с последующей очисткой поверхностных вод на очистных сооружениях ливневой канализации.
Благоустройство русел водотоков
Практически все мероприятия по повышению водности и благоустройству малых рек. В частности, это следующие мероприятия:
1. Проведение расчистки рек от топляка;
2. Правильный режим использования мелиоративных систем;
3. Расчистка и дноуглубление притоков;
4. Соблюдение режима хозяйствования, предусматриваемого Положением № 1404 от 1996г., в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос р.Ирар и ее малых притоков.
Главной целью государственной инвестиционной политики в «Стратегии социально – экономического развития Чувашской Республики до 2010г.» является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, мобилизация имеющихся и привлечение новых инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики для обеспечения необходимых темпов экономического роста.
Инвестиции в основной капитал являются важнейшим фактором развития территории поселения. В последние годы наблюдается существенный рост инвестиций в основной капитал, о чем свидетельствуют следующие сведения.
Инвестиции по видам строительства (тыс. руб.)
Таблица 3.2.12.1
Годы |
Жилищное
строительство
|
Объекты соцкультбыта
|
Производ-
ственны
объекты
|
Объекты инженерной
инфраструтуры
|
Объекты
транспор-
тной инфраструк-
туры
|
2002 |
600 |
- |
- |
|
- |
2003 |
630 |
|
- |
- |
|
2004 |
630 |
|
|
- |
|
2005 |
850 |
|
- |
- |
|
2006 |
970 |
- |
- |
- |
12000 |
2007 |
1100 |
- |
- |
- |
18000 |
Всего: |
4780 |
- |
- |
- |
30000 |
Реализации проектных решений настоящего проекта требует привлечение значительных инвестиций, что во многом зависит от инвестиционной привлекательности поселения.
В соответствии с оценкой инвестиционной привлекательности районов Чувашии, произведенной в «Схеме развития Республики», поселение относится к группе с относительно низким инвестиционным потенциалом.
Оценка инвестиционной привлекательности Большеторханского поселения с учетом анализа сильных и слабых сторон социально-экономического развития представлена ниже:
Сильные стороны |
Возможности |
Удобное географическое положение: равноудалено от всех поселений района, близость к важнейшим железнодорожным и автомобильным магистралям. |
Условия для развития бизнеса, повышение инвестиционной привлекательности . |
Дешевая рабочая сила, оживление самозанятости населения. |
Развитие высокотехнологичных производств, конкурентоспособность по стоимости выпускаемой продукции.
Дешевая и квалифицированная рабочая сила позволяет предприятиям получать соответственно большую долю прибыли, тем самым предприятия имеют возможность производить реконструкцию и модернизацию производства. |
Наличие производственных площадей, возможных для развития экономики .
Наличие природных ресурсов, которые могут служить сырьевой базой (залежи глины, песка, торфа). |
Улучшение экономического состояния , освоение передовых технологий на предприятиях .
Оптимизация бюджета по доходам и расходам. |
Благоприятные условия для отдыха и оздоровления жителей и гостейпоселения.
Благоприятные экологические условия, артезианское водоснабжение. |
Организация рекреационной зоны . Развитие туристического комплекса, укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта, условия для формирования здорового образа жизни населения. |
Технологическая отсталость базовых отраслей.
Недостаточная материально-техническая и сырьевая база агропромышленного комплекса.
Моральный и физический износ промышленно-производственных фондов.
Недостаточное наличие производств по переработке продукции сельского хозяйства (мяса, овощей). |
Сворачивание производства в связи с износом основных фондов. Развал крупных предприятий из-за банкротства. |
Снижение плодородия почв. |
Снижение объемов производства и уровня потребления населением основных продуктов питания, ухудшение здоровья людей. |
Отток активной части населения.
Значительная скрытая безработица. |
Дефицит квалифицированных кадров в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. |
Недостаточная степень обеспеченности объектами инженерной инфраструктуры. |
Невозможность устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства, снижение уровня обеспеченности населения жилищно-коммунальными услугами, опасность возникновения чрезвычайных ситуаций. |
Недостаточная сеть культурно-развлекательных организаций.
Снижение интереса к массовой физкультуре и спорту.
Недостаточное финансирование отраслей здравоохранения, культуры, образования и спорта. |
Повышение уровня преступности.
Снижение качества образования и уровня успеваемости учащихся. |
Основные проблемы в инвестиционной сфере:
- недостаток собственных инвестиционных ресурсов и недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, не отвечающий потребностям роста экономики;
- депрессивность экономики поселения, значительная зависимость бюджета от трансфертов и субсидий региона (91%),
- недостаточное развитие инвестиционного сотрудничества с экономическими партнерами.
Для наиболее полного и эффективного использования одного из главных преимуществ – удобного географического положения на стыке ряда крупных транзитных автомобильных и железнодорожных магистралей, необходимо повысить интенсивность дорожного строительства и транспортной инфраструктуры. Так как возведение инженерных и транспортных объектов является прерогативой государства, важно дальнейшее увеличение капитальных вложений в данную отрасль.
Строительство современной, так называемой, инфраструктуры-развития даст, мощный толчок для привлечения в экономику поселения частных инвестиций. Эффективность государственных вложений может быть рациональной в случае получения на один рубль государственных вложений - 5-6 рублей частных.
С целью максимально полного использования преимуществ поселения, необходимо рассмотреть перспективы развития в нем пунктов общественного питания. Учитывая то, что в поселении предполагается развивать не только инфраструктуру обслуживания транзитного транспорта, но и туризм, важным является создание кафе (летних, стационарных). Для их организации не требуется больших первоначальных вложений. Очень велика оборачиваемость вложенных средств и не значителен срок окупаемости. Все это создает возможности для инвестиций со стороны малого бизнеса. В свою очередь, администрации поселения необходимо максимально упростить процедуру подключения пунктов общественного питания ко всем необходимым коммуникациям, наладить систему санитарного контроля за качеством продуктов.
В настоящее время в основные зоны инвестиционной активности входит д. Большие Торханы, с.Артеменькино, д.Тюлюкасы. Актуален проект по созданию промышленного округа «переработка молока» на базе ОАО «Вурнарский завод СОМ» в п.г.т.Вурнары, для которого поселение сможет стать не только поставщиком сырья, но и базой для производства мелких молочных продуктов.
Перспективный узел концентрации инвестиционного капитала в д. Большие Торханы характеризуется высоким природно-ресурсным, сельскохозяйственным потенциалом. Этому также способствует близкое расположение поселения к автодорогам республиканского значения.
Инструментами эффективности инвестирования поселения являются «Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов» и «Положение об оценке проектов развития общественной инфраструктуры , финансирование которых осуществляется с привлечением средств республиканского бюджета ЧР в рамках республиканской адресной инвестиционной программы» (постановление Кабинета Министров ЧР от 29.06.2007г. №160).
3.2.13.Анализ бюджета
Система бюджетных правоотношений в поселении регулируется Бюджетным Кодексом Российской Федерации, принятым в соответствии с ним федеральными и республиканскими законами о бюджете на соответствующие годы и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
На 2006 год в бюджет поселения составил:
- доходы в размере 1500,0тыс. рублей,
в т.ч. собственные доходы - 260,0 тыс.руб.;
- расходы в размере 1500,0 тыс. рублей.
Доля собственных доходов поселения в общем объеме доходов районного бюджета невелика. Это объясняется тем, что в структуре налоговых доходов сохраняется высокая доля федеральных и республиканских налогов.
В целом можно констатировать, что расходы поселения связаны с поддержанием его жизнеспособности. Увеличение расходной части бюджета покрывается за счет трансфертов, передаваемых из бюджета Республики Чувашия.
Необходимо сокращение расходной части путем оптимизации бюджета, в целях повышения эффективности его исполнения . Рациональное использование средств будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности поселения.
Основными направлениями бюджетной политики являются:
· эффективное использование бюджетов для сохранения темпов экономического роста и создания условий для повышения уровня жизни населения;
· обеспечение нового качественного уровня использования бюджетных средств, прозрачности бюджетных процедур, конкурентного режима при закупках товаров и услуг для государственных нужд, общественной подконтрольности расходов;
· разграничение бюджетных полномочий между республиканскими органами власти и органами местного самоуправления по принципу реальной ответственности и заинтересованности в результатах своей деятельности и максимального сокращения совместно финансируемых расходов, обеспечение на этой основе доступа граждан вне зависимости от места их проживания к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям.
Ключевой проблемой является низкий уровень бюджетной обеспеченности на душу населения и собственных доходов местных бюджетов.
Выводы:
1. В целях повышения доходной части необходимо:
- повышение эффективности системы налогообложения;
- улучшение налогового «климата»;
- стимулирование развития малого бизнеса;
- стимулирование повышения потребления населения;
- повышение жилищно-коммунальной сферы;
- создание бытовой кооперации;
- привлечение внебюджетных источников;
- эффективное использование административных ресурсов.
2. В целях оптимизации расходов части необходимо:
- оптимизация расходной части в социальной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве;
- оптимизация расходов на инженерную структуру;
- оптимизация расходов на административное управление;
- реальное и целесообразное использование бюджетных средств;
- проведение оценки состояния муниципального имущества;
- проведение инвентаризации муниципального имущества с целью оценки технического состояния, износа и реализация с аукциона нефункционирующего имущества.