3.2.5. Жилищный фонд
Современный жилищный фонд Большеторханского поселения на 01.01.2007года 32,02тсч.м2 общей площади. При численности населения 1408 чел., средняя по поселению жилищная обеспеченность составляет 17,6 м2 общей площади на человека.
Отмечается, что в последние годы в структуре жилищного фонда по видам собственности стал преобладать частный фонд.
Структура жилищного фонда по видам собственности
Таблица 3.2.5.1
%%
видам собственности |
Вурнарский район (сельское население) |
Большеторханское поселение |
муниципальный |
9,4 |
- |
государственный |
1,7 |
- |
частный фонд |
88,9 |
100 |
Техническое состояние жилищного фонда – удовлетворительное. Площадь жилищного фонда, требующего полной или частичной реконструкции и модернизации, составляет279 м2 или 0,7% от всего жилищного фонда.
Степень развития инженерного благоустройства жилья отражает качество жилой среды. Уровень благоустройства жилищного фонда поселения различен по сельским населенным пунктам, в зависимости от характера имеющегося оборудования. Наиболее благоустроенный фонд в д. Большие Торханы. В целом отмечается низкий уровень благоустройства в поселении..
Сравнительная характеристика обеспеченности жилищного фонда инженерным оборудованием
Таблица 3.2.5.2
%%
Оборудование жилищного фонда |
Большеторханское поселение |
Вурнарский район
(сельский жилищный фонд) |
Водопроводом |
- |
8,8 |
Канализацией |
- |
1,3 |
Центральным отоплением |
- |
25,5 |
Горячим водоснабжением |
- |
1,3 |
Газом |
100 |
71,1 |
Ванными (душем) |
- |
1,3 |
Общий экономический спад и сокращение инвестиций оказали негативное влияние на состояние строительства и строительной базы в целом. Среднегодовой ввод жилья за последние 5 лет – составил около 170 м2 общей площади, в основном, строится индивидуальное жилье с использованием ипотечного кредита.
Динамика ввода нового жилья
Таблица 3.2.5.3
|
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. |
2005г. |
Общий ввод,
(м2общей площади) |
240 |
190 |
220 |
120 |
80 |
- |
в том числе индивидуальный жилищный фонд |
240 |
190 |
220 |
120 |
80 |
- |
В 2006 г. строительство жилья не велось. Было реализовано вторичного жилья 11 жилых домов. Это в основном малообеспеченные и молодые семьи, для которых необходимо строительство социального жилья, с использованием средств населения, ипотечного кредита и субсидий. Будет продолжено в основном уплотнение существующей застройки и индивидуальное строительство. Для преодоления складывающихся негативных тенденций в настоящее время в поселении внедряются механизмы, позволяющие задействовать в процессе строительства жилья внебюджетные фонды.
С 2001г. в республике начала действовать программа ипотечного жилищного кредитования «Молодая семья», направленная на закрепление молодых кадров в сельской местности. Программа ипотечного кредитования предусматривает предоставление молодым семьям кредиты с погашением процента по кредиту за счет бюджетных средств.
В поселении действует федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», граждане проживающие в сельской местности и работающие на сельскохозяйственных предприятиях получили возможность взять безвозмездную субсидию из федерального бюджета в размере 30% от стоимости строящегося жилья и оформление ипотечного кредита для завершения строительства.
Выводы:
· необходимо сохранение и некоторое увеличение темпов строительства социального жилья для ускорения обеспечения потребности социально незащищенных слоев населения;
· создание благоприятной жилой среды высокого качества;
· ускорение темпов ликвидации ветхого и аварийного фонда;
· необходимо решение полноценного инженерного благоустройства всего жилищного фонда в поселении, с целью создания привлекательной среды обитания для населения и закрепления их на селе;
· для решения жилищной проблемы, а также учитывая ограниченные возможности бюджетного финансирования строительства, необходимо: активное вовлечение в жилищное строительство средств дольщиков, вовлечение частных инвесторов, развитие ипотечного кредитования, создавая благоприятный инвестиционный климат;
· поддержка стремления граждан строить и жить в собственных индивидуальных домах, путем изыскания свободных территорий, решения проблем инженерного обеспечения и предоставляя льготные жилищные кредиты, что значительно ускорит проблему жилищной обеспеченности;
Проектные предложения:
Основные цели решения жилищной проблемы – улучшение качества жизни, качества жилой среды населения, что в свою очередь повысит инвестиционную привлекательность поселения и позволит закрепить молодые кадры на селе.
Задачи программы жилищного строительства в проектный период:
· наращивание на территории поселения объемов жилищного строительства, в том числе социального жилья;
· снижение стоимости возводимых домов и квартир за счет применения новых технологий в строительстве;
· поиск и привлечение различных внебюджетных и внегосударственных источников;
· повышение качества возводимого жилья (в том числе и за счет строительства жилья из качественных материалов с применением новых материалов).
Темп строительства на I очередь увеличится, за счёт индивидуального строительства. Размещение нового муниципального жилья предусматривается в д. Большие Торханы.
3.2.6. Социальная инфраструктура и система
культурно-бытового обслуживания
Важным в системе культурно-бытового обслуживания поселения становится поддержание устойчивого функционирования учреждений и предприятий социальной сферы с предоставлением полноценных услуг каждому жителю. Дальнейшее развитие культурно-бытового обслуживания в перспективе позволит увеличить диапазон предоставляемых услуг населению.
Проектом предлагается на базе существующего клубного учреждения поселения создание базового учреждения клубного типа на ассоциативной основе с целью применения комплексного метода при создании культурно-бытового обслуживания.
При решении проблемы совершенствования культурно - бытового обслуживания населения в условиях современного развития необходимо выделить социально-нормируемые отрасли, деятельность которых определяется государственными задачами и высокой степенью социальной ответственности перед обществом. Соблюдение норм обеспеченности учреждениями этих отраслей требует строго контроля.
Качество социальных услуг и критерии, которые его характеризуют, должны четко соответствовать ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения».
Спрос на те или иные виды услуг будет зависеть от уровня жизни населения, который, в свою очередь, определится уровнем развития экономики поселения.
Система культурно-бытового обслуживания формируется с учетом следующих факторов:
- сложившихся коммуникационных связей между населенными пунктами;
- экономического и социально-культурного потенциала поселений;
- особенностей системы расселения по территории;
- уровня развития транспортной сети.
К социально-нормируемым отраслям относятся следующие: детское дошкольное воспитание, школьное образование, здравоохранение, социальное обеспечение, учреждения культуры и искусства, частично учреждения спорта и учреждения досуговой деятельности.
Школьное образование
Развитие системы образования включает в себя развитие учебно-материальной базы базовых образовательных учреждений: оснащение их средствами обучения, лабораторным оборудованием, информационно-вычислительной техникой, подключение сельских общеобразовательных учреждений к Всемирной телекоммуникационной сети интернет, строительство и ремонт зданий и сооружений учреждений системы образования.
Программой реструктуризации намечено в масштабе Большеторханского поселения объединение всех школьных и дошкольных учреждений в «Территориальное школьное объединение».
Целью этих организационных мероприятий является повышение качества школьной подготовки, общего культурного уровня молодежи и создание условий для гармонического развития личности каждого молодого человека.
В перспективе планируется постепенное прекращение тенденции снижения наполняемости школы, что объясняется прогнозируемым улучшением общей демографической ситуации и соответственно повышения процента детей в возрастной структуре поселения. Расчет норматива обеспечения детскими дошкольными и школьным учреждениями показывает избыток в размере 80 мест в школе поселения. На перспективу вероятно нестандартное решение данной проблемы - совмещение разных социально – общественных функций под одной крышей и с разными входами (желательно культурно – образовательного направления).
Дошкольное образование
В настоящее время в поселении отсутствует дошкольное учреждение.
В целях обновления дошкольного образования и удовлетворения потребности родителей в качестве и разнообразии оказываемых услуг предлагается построить садик на гибкий график посещения (с указанием в родительском договоре условий пребывания).
Современное дошкольное образование в поселении остается доступным для населения (родители оплачивают менее 20 % затрат на содержание ребенка в детском саду) и строится на принципах вариативности программ, реализации потребностей родителей и личности ребенка.
Система дошкольных учреждений в настоящее время не может быть строго регламентирована, как школьное образование. Она может принимать различные формы, в том числе и платное небольшое учреждение по подготовке детей к школе. Для организации его могут использоваться помещения незагруженной школы поселения.
Принимая во внимание постепенное преодоление демографического спада детского населения на расчетный срок (2025 год), проектом определяется возникновение потребности в 20 мест в детском дошкольном учреждении поселения. Для этого потребуется перепрофилировать часть площадей в незагруженной школе.
Перспективным будет организация частных дошкольных учреждений, чему будет способствовать прогнозируемое повышение уровня жизни.
Внешкольное образование
Особое значение необходимо уделить развитию системы внешкольного дополнительного образования в целях способствования формирования всесторонне развитой, социально активной и творческой личности.
В настоящее время в поселении в сельских клубах действуют 5 кружков по разным интересам, функционирует библиотека.
Здравоохранение и социальное обеспечение
В 2010 году планируется открыть два офиса врача общей практики на базе двух ФАП поселения.
Обеспеченность врачами составляет 0,24 на 100 человек (57,7% от республиканского показателя), обеспеченность средним медицинским персоналом 1 на 100 человек (превышает средне республиканские показатели). Сравнительный уровень обеспечения инфраструктурой медицинского обслуживания и медицинским персоналом показывает острую потребность укомплектования медучреждений Большеторханского поселения, прежде всего, врачами.
Проектные предложения:
Учреждения здравоохранения уже получают новые направления в рамках реализации программы Международного банка реконструкции и развития в Чувашской республике - открытие взамен сельских врачебных амбулаторий офисов врача общей практики в плане развития службы семейной медицины.
Организация на базе сельских врачебных амбулаторий офисов врачей общей практики, предусматривает применение новейшего оборудования и стационарно замещающих технологий, позволяющих в амбулаторном режиме проводить полное обследование пациента.
Потребность в услугах кабинета врача общей практики определена на 1 очередь 550 посещений/смену, на расчетный срок – 540 посещений/смену.
Их размещение предусматрено в д. Большие Торханы, д.ЧиршкасМураты. С развитием рыночной экономики отрасль здравоохранения может принимать и частные формы. Возможно появление частных кабинетов стоматологии, массажных кабинетов, медицинского центра красоты.
Культурно - досуговая деятельность
Сфера культурно-досуговой деятельности является одним из важнейших социальных факторов, определяющих качество жизни населения. В системе приоритетов молодежи качество сферы досуговой деятельности, как правило, идет сразу после возможности трудоустройства, опережая уровень комфортности условий проживания. Развитие этой сферы, обеспечивающее не только удовлетворение культурных запросов, но и формирование их – одно из средств уменьшения оттока молодежи из села.
Потребности в сфере досуга определяются возрастом, семейным положением, уровнем образования, исторически сложившимися национальными традициями и жизненным укладом, а также культурно-досуговой инфраструктурой сложившейся или формирующейся в поселении. Предоставляемые слуги должны соответствовать требованиям Госстандарта РФ ГОСТ Р52024-2003 «Услуги физкультурно - оздоровительные и спортивные. Общие требования»
В сфере досуговой деятельности весьма условно можно выделить несколько взаимосвязанных направлений:
ü культурно-просветительную;
ü развлекательную;
ü спортивно-оздоровительную;
ü туризм и рекреация.
Частично эти потребности удовлетворяются за пределами рассматриваемой территории (например, санаторно-курортное лечение), частично – на базе объектов разного профиля в пределах населенных пунктов, частично – в условиях природных ландшафтов.
В настоящее время в поселении функционируют 4 учреждения. Основным организационным центром культурно-досуговой деятельности выступает сельским клуб. Имеется 5 кружков, дети обучаются игре на народных инструментах, фортепиано, рисованию, танцам.
В учреждениях культуры работают 7 специалистов. Библиотечный фонд составляет 7,6 тыс. ед. На расчетный срок в целях повышения качества услуг предоставляемых библиотечной системой необходимо создание читального зала на базе недогруженной школы с использованием компьютерной сети.
3.2.7. Транспортная инфраструктура
Согласно прогнозу соцразвития Вурнарского района построена дорога « Шихазаны-Калинно»-Чиршкас-Мураты-Тюлюкасы» протяженностью 1,6км..
Намечается также:
- сформировать систему технического обслуживания автотранспортных средств и придорожного сервиса;
- по трассам школьного маршрута Кумаши-Тюлюкасы предусмотрено обустройство дорог, строительство автопавильонов, разворотных площадок, благоустройство улиц в поселках;
- асфальтирование главных уличных дорог в д.Чиршкас-Мураты, д.Кумаши, д.Б.Торханы, д.Тюмбеки, д.Альмень – Сунары.
3.2.8. Инженерная инфраструктура
Водоснабжение
Проектом предусматривается реконструкция и развитие существующих сетей в д. Большие Торханы, обеспечение лицензиями на обслуживание источников водоснабжения обслуживающего их персонала . Организация новых водозаборов подземных вод (при необходимости) и организация зон санитарной охраны на них в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 (1-й пояс – на расстоянии 30-50 м от центра скважины). Обследование технического состояния эксплуатационных скважин по поселению с целью оценки возможности водозабора из них в соответствии с СанПиН 2.1.4.1175-02.
С целью выполнения Указа президента ЧР №142 от 29.12.04года «О республиканской целевой программе «Обеспечение населения качественной питьевой водой на 2005-2008 годы» предусматривается до 2009г. выполнить трассу водоснабжение д. Большие Торханы протяженностью 11 км.
Хозяйственно-бытовая канализация
До 2020 г. необходима прокладка новых сетей и строительство очистных сооружений в д. Большие Торханы , которые должны обслуживать : д.Тюмбеки, д.Артеменькино, д.Альмень-Сунары, д.Кожниково.
По расчету и на основании п.2.7.6 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» проектом предлагается строительство автономных очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков с установками «Водолей» мощностью 12м3/сут. от существующего здания школы на 320 мест и детского сада на100мест.
Практика внедрения в 15 регионах РФ в 2004 году показала, что при применении подобных установок мощностью 6 и 12м3/сут. экономия составляла 160 тыс. рублей по сравнению с централизованной системой очистки.
Электроснабжение
Электроснабжение потребителей района на I очередь сохранится от существующей системы «Чувашэнерго». Для повышения уровня надежности электроснабжения необходимо осуществить реконструкцию распределительных электрических сетей 0,4-10кВ в населенных пунктах.
Тепло- и газоснабжение
Для повышения уровня благоустройства до 2010 года поселение полностью газифицировано. ля теплоснабжения жилого фонда вместо устаревшего оборудования на I очередь проектом предлагается внедрять тепловые генераторы на газовом топливе.
3.2.9. Охрана окружающей среды
1. На первую очередь необходимо обратить особое внимание на проблему сбора, транспортировки, переработки и захоронения твердых бытовых отходов. Для ее решения необходимы следующие меры.
Разработать схему обращения с отходами на территории поселения. В составе схемы должны быть предусмотрены следующие первоочередные меры:
ü Выявление всех несанкционированных свалок и их рекультивация.
ü Организация строгого учета образования отходов
ü Организация селективного сбора отходов в населенных пунктах в сменные контейнеры.
ü Обеспечить отдельный сбор и сдачу на переработку или захоронение токсичных отходов (1 и 2 классов опасности).
ü Заключить договора на сдачу вторичного сырья на дальнейшую переработку.
ü Организовать вывоз трупов животных на переработку.
2. В целях охраны и оздоровления водных ресурсов необходимо:
ü произвести строительство систем канализации и очистных сооружений с полной биологической очисткой в д. Большие Торханы;
ü обеспечить выполнение требований охранного режима водоохранных зон рек и водоемов (прекратить выпас скота, регламентировать рекреацию, запретить размещение загрязняющих среду объектов и пр.).
3. В целях охраны воздушного бассейна необходимо:
ü завершить газификацию района
ü разработать проекты ПДВ на всех предприятиях-загрязнителях.
ü внедрить на промышленных и коммунальных предприятиях газо-, пылеулавливающее оборудование.
4. Разрешить вопрос об изменении регламента использования территории , прилегающей к реке Бездне, для обеспечения возможности развития прилегающих населенных пунктов и организации рекреации на ее территории.