3.2.3 Трудовые ресурсы. Структура занятости
Необходимо перераспределение трудовых ресурсов, прежде всего, между двумя крупными сферами труда: производством товаров и сферой производства услуг. А также развитие структурных характеристик занятости населения. В первую очередь, включение в них, как традиционных направлений деятельности – торговли, здравоохранения, образования, так и новых нетрадиционных, но наиболее вероятных, предусматриваемых настоящим проектом – туризм, предпринимательская деятельность, малый и средний бизнес.
Прогнозируемая структура занятости
Таблица 2.1.3.1
чел
Численность занятых на предприятиях и организациях района по отраслям |
Исходный год 2007 г. |
1 очередь 2010 г. |
Расчетный срок 2025 г. |
Сфера производства товара |
Промышленность |
4 |
4 |
6 |
Сельское хозяйство |
133 |
130 |
140 |
Лесное хозяйство |
6 |
12 |
12 |
Строительство |
|
|
|
|
Итого: |
144 |
146 |
158 |
Сфера производства услуг |
ЖКХ и сфера бытовых услуг |
- |
18 |
18 |
Торговля, общественное питание |
11 |
12 |
15 |
Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение |
22 |
84 |
89 |
|
Культура и искусство |
10 |
14 |
18 |
финансы, кредитование и страхование |
управление |
Туризм и отдых |
|
|
|
Прочие сферы деятельности |
|
|
|
Итого: |
43 |
43 |
|
От величины трудовых ресурсов |
Всего занято в экономике поселения: |
187 |
189 |
270 |
Кроме того, лица трудоспособного возраста, не занятые трудовой деятельностью (включая безработных) и обучающиеся с отрывом от производства |
260 |
220 |
200 |
Итого трудовые ресурсы: |
467 |
409 |
470 |
Население поселения, чел. |
1408 |
1360 |
1460 |
Основные задачи в регулировании структуры занятости:
ü закрепление молодого трудового потенциала в сельской местности;
ü улучшение жилищных условий при активном введении ипотечного кредитования молодой семьи с погашением процентов по кредитам за счет бюджетных средств для работающих в сельском хозяйстве;
ü улучшение бытовых условий;
ü развитие полноценной сферы культурно – бытового обслуживания на селе;
ü увеличение заработной платы, доплаты за качество и эффективность, премии за лучшие результаты;
ü участие в дивидендах, процентах на капитал, акциях, участие в прибылях, в накоплении капитала;
ü развитие частного сектора во всех сферах занятости путем предоставления субсидий и введения льготного налогообложения на период становления частных хозяйств, что позволит увеличить число рабочих мест.
3.2.4. Население. Система расселения
Представленный в проекте демографический прогноз численности населения Большеторханского поселения предусматривает анализ изменения численности населения при различных вероятных сценариях демографического развития.
Исходя из тенденции сокращения численности населения, необходимости увеличения занятости трудоспособной его части и повышения качества жизни, в проекте гипотетически рассматриваются следующие сценарии:
I - пессимистический
II – оптимистический
III – вероятностный
Масштабы развития сельских населенных пунктов по численности населения определены ориентировочно, в зависимости от положения каждого поселения в общей структуре расселения, изменения численности населенных пунктов и их прогнозируемым экономическим потенциалом.
I сценарий (пессимистический) – основан на принятии современных показателей в качестве прогноза и возможен, если экономический кризис затянется. В случае, если не будет предпринята попытка поддержки промышленных предприятий, развития сельского хозяйства, не будут выработаны новые законодательные акты, то реальный подъем экономики не может наступить скоро.
Гипотетически можно предположить продолжение спада еще в течение нескольких лет.
Развитие новых сфер занятости при этом сценарии либо будет вовсе отсутствовать, либо находиться в стадии зарождения. Что касается численности населения, то она будет иметь тенденцию к сокращению и, прежде всего, из-за отрицательного естественного прироста, который сохранится до конца прогнозируемого периода.
II сценарий (оптимистический) – сценарий с растущей численностью населения. Он основывается на том, что кризисные явления последних лет удастся достаточно быстро нейтрализовать, вследствие форсированного развития всех сфер деятельности, при исправлении современной тенденции низкой рождаемости и высокой смертности, стабилизации и совершенствовании структуры занятости.
При этом должны получить активное развитие ряд новых направлений хозяйствования, основанных на использовании имеющегося ресурсного потенциала и модернизации производств (деревопереработка, сельхозпереработка, стройиндустрия, рекреация, туризм, кустарные промыслы и ремесла и пр.).
III сценарий (вероятностный) – промежуточный, компромиссный, сочетающий те и другие моменты и отвечающий методам вероятностной оценки событий.
Данный сценарий предполагает постепенный выход из экономического кризиса. Главное, что характеризует этот период – начало структурной перестройки экономики района, появление новых производств, основанных на использовании собственного ресурсного потенциала.
При определении прогноза численности населения принимается во внимание и возможный миграционный приток населения, который будет зависеть от объема и состава миграционных потоков.
В сводном виде итоговые показатели проектной численности населения Большеторханского поселения по сценариям представлены ниже.
Прогноз динамики численности населения и источники её формирования
Таблица 3.2.4.1
Периоды |
Численность населения на начало и конец периода (чел.) |
Прирост «+»; Убыль «—» всего |
В том числе за счет |
Естественного прироста |
механический прирост |
Всего (тыс.чел.) |
на 1000 жителей |
Всего (тыс.чел.) |
на 1000 жителей |
I сценарий – пессимистический |
2006-2010 гг. |
1408-1370 |
- 2,4 |
- 1,7 |
- 18,5 |
- 0,7 |
- 6,6 |
2011-2015 гг. |
1370-1350 |
- 2,5 |
- 1,8 |
- 18,7 |
- 0,7 |
- 7,7 |
2016-2025 гг. |
1350-1360 |
- 4,0 |
- 2,6 |
- 18,7 |
- 1,4 |
- 9,0 |
II сценарий – оптимистический |
2006-2010 гг. |
1408-1358 |
+0,7 |
- 1,0 |
- 10,0 |
+1,7 |
+16,0 |
2011-2015 гг. |
1358-1380 |
+0,9 |
- 0,9 |
- 7,0 |
+1,8 |
+15,0 |
2016-2025 гг. |
1380-1400 |
+1,9 |
+ 0,1 |
+ 0,4 |
+1,8 |
+7,0 |
III сценарий – вероятностный
(основной) |
2006-2010 гг. |
1408-1360 |
+0,1 |
- 0,8 |
- 13,0 |
+0,7 |
+1,1 |
2011-2015 гг. |
1360-1400 |
+0,2 |
- 0,6 |
- 11,0 |
+0,8 |
+3,5 |
2016-2025 гг. |
1400-1460 |
+0,7 |
- 0,3 |
- 5,0 |
+1,0 |
+4,5 |
Таким образом, учитывая достаточно высокий жизненный потенциал поселения, в качестве основного сценария выбрано направление на стабилизацию численности населения, т.е. – «вероятностный сценарий»
Несмотря на происходящее сокращение населения поселения из-за естественной убыли, есть основание полагать, что при формировании процесса устойчивого функционирования поселения при проведении привлекательной инвестиционной политики изменится и динамика численности населения в сторону ее стабилизации, с некоторым повышением численности населения к концу расчетного периода.
Прогнозируемый возрастной состав населения
Таблица 3.2.4.2
%%
Возрастной состав населения |
2007 г. |
1 очередь
2010г. |
Расчетный
год 2025г. |
% |
% |
% |
Дети до 16 лет |
18 |
18 |
19 |
Лица трудоспособного возраста |
53 |
54 |
56 |
Лица пенсионного возраста |
29 |
28 |
25 |
Прогнозируемая динамика постоянной численности Большеторханского поселения по населенным пунктам
Таблица 3.2.4.3
№ п/п |
Наименование |
Население (человек) |
2007 г. |
1 очередь 2010г. |
Расчетный год 2025г. |
|
1 |
д. Большие Торханы |
273 |
267 |
|
2 |
д. Аьмень-Сунары |
241 |
235 |
|
3 |
д. Тюлюкасы |
68 |
62 |
|
4 |
д. Чиршкас-Мураты |
316 |
308 |
|
5 |
д. Тюмбеки |
129 |
121 |
|
6 |
д. Кумаши |
248 |
240 |
|
7 |
С.Артеменькино |
61 |
57 |
|
8 |
д.Кожиково |
72 |
64 |
|
|
Всего: |
1408 |
1360 |
1460 |
Всесторонняя поддержка развития градообразующих отраслей хозяйства должна обеспечить повышение эффективности сельскохозяйственного производства и промышленности – т.е. привести к увеличению занятости и повышению доходов населения.