1.1.8.Леса и лесное хозяйство
По природному районированию территория Большеторханского поселения относится к подзоне широколиственных лесов северной лесостепной зоны.
Лесистость поселения низкая – 1,1%. Основными лесообразующими породами являются сосна, ель, дуб, липа, осина, береза. В подлеске обычно встречаются лещина, жимолость, рябина, крушина, бересклет бородавчатый.
В составе лесов, управляемых ГУ Вурнарский лесхоз, преобладают лиственные насаждения, занимающие 42% лесопокрытой площади. Это леса с преобладанием березы (до 35%), осины, липы . Насаждения из дуба (как высокоствольного, так и низкоствольного) незначительны по площади (1,5-2%).
Распределение лесов Большеторханского поселения по фондодержателям
Таблица1.1.8.1
№ п/п |
Владелец лесного фонда
|
Общая площадь лесов, га |
Покрытая лесом площадь, га |
%% к общей площади |
1 |
ГУ «Вурнарский лесхоз» |
90 |
70 |
78 |
Распределение лесного фонда по категориям земель
Общая площадь 66,6га (по данным отчетности состояния лесного фонда по лесхозам).
I. Лесные земли
Таблица 1.1.8.2
№ п/п |
Территориальный орган управления |
Покрытая лесом |
Непокрытая лесом площадь |
Всего лесных земель |
всего |
лесные культуры |
Питомники |
фонд лесовосстановления |
сомкнув-шиеся |
несомкнувшиеся |
вырубки |
пустыри, гари, погибшие древостои |
1 |
Калининское лесничество |
70 |
8 |
5 |
- |
2
|
1 |
87 |
II. Нелесные земли (болота, водные объекты, , сенокосы, просеки, дороги и пр.) -3га.
В составе лесопокрытой площади лесные культуры занимают значительное место – 43% площади.
Подавляющая часть площади лесного фонда –(96,5%) используется в защитных целях.
Одной из важнейших задач лесного хозяйства является лесовосстановление. Естественное возобновление вырубок (в основном вегетативным путем) без смены пород происходит удовлетворительно в древостоях березы, осины, липы, ольхи.
В дубравах также может идти порослевое восстановление от пней, но поросль дуба с самого начала заглушается быстрорастущими породами, и, если не проводится осветление, погибает. В таких случаях происходит смена дубовых лесов осиновыми, березовыми, липовыми и т.д. Качество древесины порослевого происхождения довольно низкое.
В 2006 г. объем лесовосстановления (лесные культуры) составил в ГУ «Вурнарский лесхоз» 8 га.
1.1.9.Охотничье-промысловые ресурсы
На территории поселения охотничьи угодья незначительны. Наблюдаются непостоянные места обитания и пути миграции птиц и зверей.
Объектами охоты в районе являются: выдра, лисица, ондатра, заяц. Из птиц объектами охоты являются утка, перепел, глухарь.
В 2002 году из-за неблагоприятных погодных условий в весенний период произошло резкое снижение численности охотничье-промысловых птиц. По видам численность животного мира нестабильна и имеет тенденцию к снижению
Летом 2006 года в составе Министерства природных ресурсов и экологии ЧР появилась новая структура – Управление охотничьего хозяйства и рыболовства, в т.ч. создана одноименная служба в Канашском районе с центром в г.Канаш, в зону деятельности которой входит и Большеторханское поселение. В обязанности службы входят :
- контроль природопользования в рамках Постановления Кабинета Министров ЧР № 105 от 28.04.2006г. «Об утверждении Порядка пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства в Чувашсой Республике»;
-выполнение лесопользователями требований Постановления Кабинета Министров ЧР №174 от 13.07.2006г. «Об утверждении нормативов обязательных биотехнических мероприятий по сохранению и воспроизводству основных видов охотничьих животных в Чувашской Республике».
Это способствует пресечению браконьерства в поселении. Численность основных охотничье-промысловых животных подвержена колебаниям, которые зависят от погоды, взаимоотношений «хищник – жертва», болезней.
На территории поселения закреплены охотничьи угодья за Управлением охотничьего хозяйства и рыболовства Министерства природных ресурсов и экологии ЧР.
Согласно Постановлению Кабинета Министров ЧР «Об утверждении типовых положений об особо охраняемых природных территориях республиканского значения» (Приложение №3) №338 от 27.12.2006г. поселение является частью памятника природы по охране сурков в Вурнарском районе.
Проектные предложения:
На территории охотничьих хозяйств поселения создать благоприятные условия для увеличения численности охотничьих животных.
- в случае предоставления в аренду для нужд охотничьего хозяйства на срок более 5 лет участка лесного фонда более 200га обязывать его арендатора в течение года после подписания передаточного акта предоставлять арендодателю проект организации ведения охотничьего хозяйства на переданном в аренду участке лесного фонда
1.1.10.Рыбное хозяйство
Рыбный промысел, систематическая работа по зарыблению, кормлению и вылову не ведутся.
1.1.11.Ландшафтно-рекреационные ресурсы
По физико-географическому районированию Большеторханское поселение входит в Центральный – Межцивильский район, по агроклиматическому – в прохладный умеренно влажный подрайон Приволжских дубрав. В пойме р.Большой Цивиль сохранились небольшие участки широколиственных пойменных лесов. Большеторханское поселение - одно из самых нелесных в районе. Лесистость территории поселения составляет 2,3 %. Леса в поселении являются защитными. Сосновые и дубовые леса обладают наивысшими рекреационными и целебными качествами.
Заболоченных земель нет.
По степени благоприятности для различных видов рекреационного использования на основании Постановления кабинета министров ЧР №338 от 27.12.2006г. «Об утверждении типовых положений об особо охраняемых природных территориях республиканского значения» ландшафты поселения можно классифицировать следующим образом.
1. Уникальные природные ландшафты и объекты для строгой охраны с регламентированной рекреацией:
- этноприродный парк.
В поселении рекомендуется развивать экотуризм.
2. Благоприятные
- Урочища плоских равнин и пологих склонов с сочетанием нормально-увлажненных и временно переувлажненных сосновых и мелколиственных лесов. Благоприятны для кратковременного, длительного отдыха, спорта, туризма, экотуризма, сбора ягод и грибов.
3. Неблагоприятные
- Сельскохозяйственные земли
Выводы:
Ø Большеторханское поселение обладает значительными рекреационными ресурсами, которые могут обеспечить процветание поселения, внести весомый вклад в экономику поселения.
Ø Снижают рекреационные возможности территории локальное развитие эрозионных процессов, а также слабая устойчивость ландшафтов к антропогенным нагрузкам.
Ø 1.1.12. Особо охраняемые природные территории
Согласно закону «Об особо охраняемых территориях и объектах Чувашской Республики», принятому Госсоветом ЧР 03.04.96 г., особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния.
На территории Большеторханского поселения объектом охраны является экосистема. Охраняемые виды животных - выхухоль, растений - смородина пушистая, валериана лекарственная, осокорь, ладьян трехнадрезный.
Согласно Постановлению Кабинета Министров ЧР «Об утверждении типовых положений об особо охраняемых природных территориях республиканского значения» (Приложение №3) №338 от 27.12.2006г. поселение является частью памятника природы по охране сурков в Вурнарском районе.
В настоящее время особо охраняемые территории поселения нуждается в мероприятиях по улучшению экологического состояния, контролю и мониторингу. Охранная деятельность должна сочетаться с возможностью использования ее в научных, познавательных, рекреационных целях. Для привлечения ООПТ к рекреационному использованию необходима разработка системы мероприятий с учетом всех факторов воздействия и с прогнозом возможных экологических последствий.
Главным направлением деятельности ООПТ, помимо сохранения природных экосистем и объектов, должно стать развитие экологического, познавательно-оздоровительного, спортивного туризма, как для местного населения, так и для туристов из России и из-за рубежа.
Важнейшим фактором, влияющим на качество жизни населения, является благоприятная экологическая обстановка. От нее во многом зависит состояние здоровья населения.
Здоровая и чистая среда обитания, рациональное природопользование способствуют также повышению инвестиционной привлекательности территории.
В соответствии с действующим законодательством, органы местного самоуправления обязаны заниматься охраной окружающей среды и должны быть заинтересованы в ее улучшении. Для этого органам управления необходимо использовать комплексную экологическую оценку территории муниципального образования.