Всё большую распространенность получают преступления, связанные с бесконтактными хищениями.
Основные виды хищений, совершенных бесконтактным способом: мошенничества, кражи и вымогательства.
Бесконтактные мошенничества:
- телефонные мошенничества: «проблемы с банковской картой», «родственник в беде», «компенсация за ранее приобретенные товары или услуги», «перерасчет пенсий» и т.д.;
- интернет – мошенничества: «взлом страницы в социальной сети», «обманул покупатель или продавец», «покупка и заказ товаров», «оформление кредита, страховки».
Бесконтактные кражи - кража денег с банковской карты / счета:
- пользователей мобильных устройств (приложений) при помощи вируса;
- при смене номера мобильного телефона без изменения номера, привязанного к «мобильному банку»;
- при передаче защитной информации (пароли, кодовые слова, CVV-код) третьим лицам.
Вымогательства:
- вымогательство денежных средств за нераспространение личных сведений, ставших известными злоумышленнику после взлома аккаунта социальной сети.
Чтобы не стать жертвой телефонного мошенничества:
- при телефонном звонке от имени якобы родственников и сообщении о трудной ситуации следует дозвониться до родных и близких, о которых идет речь, и выяснить подробности случившегося. Не переводить и не отдавать деньги другим людям;
- перезвонить (а лучше всего подойти) в любое отделение банка, якобы от имени которого пришло сообщение о проблемах обслуживания по расчетному счету/ карте, и уточнить все интересующие вопросы. Также можно позвонить своим близким, которые хорошо ориентируются в современных технологиях, рассказать о поступившем сообщении, и спросить совета. Следует запомнить, что ни один банк не будет просить владельца карты совершать какие-либо действия по телефону или сообщать реквизиты карты;
- не сообщать незнакомым людям (как при личном контакте, так и по телефону или интернет-переписке) данные о себе, своих близких, родственниках, банковских картах, то есть любую конфиденциальную (личную) информацию;
- не осуществлять предоплату за товар или обещанную услугу, производить оплату только после их фактического получения.
Как не стать жертвой интернет-мошенничеств:
- внимательно изучить информацию интернет-сайта, отзывы, сравнить цены за интересующий товар. Отсутствие информации, запутанная система получения товара зачастую являются признаками мошенничества;
- получить максимум сведений о продавце или магазине, адреса, телефоны, отследить историю в социальных сетях, наличие службы доставки и т.п. Действующие легально интернет-магазины или розничные продавцы размещают полную информацию и работают по принципу «оплата товара после доставки»;
- нельзя сообщать, тем более посылать по электронной почте информацию о своих пластиковых картах. Преступники могут воспользоваться их реквизитами и произвести, например, различные покупки.
Пунктом «г» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации за кражу (тайное хищение чужого имущества), совершенную с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств предусмотрен наиболее строгий вид наказания в виделишения свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 80 тыс.руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до 1,5 лет либо без такового.
За совершение мошенничества (хищение чужого имущества или приобретение права