В прокуратуру района продолжают поступать устные обращения граждан по вопросам ухудшения качества питьевой воды п.Вурнары. Недовольство жильцов многоквартирных домов вызывает также и то, что управляющие организации, невзирая на качество поставляемого коммунального ресурса, начисление за потребленную воду осуществляют в полном объеме.
В этой связи разъясняю следующее.
С 1 сентября 2012 года порядок предоставления коммунальных услуг, определения и изменения размера платы за коммунальные услуги, права и обязанности исполнителя и потребителя в указанной сфере регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г. N354.
Указанными Правилами предусмотрена возможность перерасчета размеров платы за коммунальные услуги, в том числе и за водоснабжение, если : 1) коммунальные услуги не предоставлены; 2) коммунальные услуги предоставлены ненадлежащего качества; 3) услуги предоставлены с перерывами, превышающими установленную продолжительность; 4) в жилом помещении, не оборудованном соответствующими индивидуальными приборами учета, временно отсутствует потребитель.
При этом во всех случаях, кроме временного отсутствия потребителя, данный факт должен быть зафиксирован в Журнале регистрации сообщений аварийно-диспетчерской службы и (или) в акте проверки.
Например, гражданин письменно либо устно по телефону сообщает в диспетчерскую о факте отсутствия коммунальной услуги либо о ненадлежащем ее качестве. Гражданин при этом обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник диспетчерской службы , в свою очередь, обязан сообщить потребителю фамилию, имя и отчество лица, принявшего сообщение, номер и время регистрации сообщение.
После регистрации сообщения управляющая компания обязана согласовать с жильцом время проверки по заявке и в указанный срок совместно с жильцом провести проверку с составлением акта. Время проведения проверки, если не согласовано иное время, должно назначаться не позднее 2 часов с момента получения заявки.
Если в ходе проверки между потребителем и исполнителем возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Если для проведения указанной экспертизы необходим отбор образца коммунального ресурса, то управляющая организация обязана произвести или организовать проведение отбора такого образца. В этом случае в акте проверки указывается кем инициировано проведение экспертизы, кем, в каких условиях и в какую емкость произведен отбор образца, каковы параметры качества отобранного образца (если их возможно определить), в какие сроки, куда и каким участником проверки отобранный образец должен быть передан для проведения экспертизы, порядок уведомления заинтересованных участников проверки о результатах экспертизы. Исполнитель обязан получить и приобщить к акту проверки экспертное заключение, содержащее результаты экспертизы, а также не позднее 3 рабочих дней с даты получения экспертного заключения передать его копии всем участникам проверки.
Если проведение экспертизы возможно в месте ее предоставления, то потребитель и исполнитель, могут определить дату и время проведения повторной проверки с участием приглашенного эксперта. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки, кем инициировано проведение экспертизы, каким участником проверки будет приглашен эксперт, из какой организации должен быть приглашен эксперт.
Расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несет исполнитель. Однако, если по результатам инициированной потребителем экспертизы, установлено отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги, то потребитель обязан возместить исполнителю расходы на ее проведение.
Расходы на проведение экспертизы, инициированной иным участником проверки, несет такой участник.
Если в ходе проверки никто не инициировал проведение экспертизы, но при этом стороны не пришли к единому решению относительно качества услуг, то ими определяются новое время и дата проверки, на которую приглашаются представители государственной жилищной инспекции и общественного объединения потребителей. По результатам повторной проверки также составляется соответствующий акт.
Только запись в журнале регистрации сообщений и (или) акт проверки, составленный в установленном порядке, в последующем могут служить основанием для перерасчета платы.
Таким образом, управляющие компании в отсутствие соответствующей заявки о некачественной воде и акта проверки, подтверждающего указанное обстоятельство, не несут обязанности по осуществлению перерасчета за водоснабжение.
Дополнительно разъясняем, что в силу требований Гражданского кодекса РФ гражданин, использующий услуги для личных бытовых нужд пользуется правами, предоставленными Законом РФ «О защите прав потребителей». Следовательно, с заявления и жалобами по вопросам качества предоставления коммунальных услуг граждане имеют право обратиться в органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей. Ввиду отсутствия соответствующего органа на территории Вурнарского района рассмотрение обращений о нарушениях в указанной сфере, совершенных на территории Вурнарского района, осуществляется территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике –Чувашии в городе Канаш, расположенном по адресу: г.Канаш, ул. Чкалова, д. 2.
Кроме этого, граждане вправе обращаться с обращениями и заявлениями о нарушениях законодательства, регламентирующего порядок предоставления коммунальных услуг в прокуратуру района по адресу: п.Вурнары, ул. Ленина, д.75. Сотрудниками прокуратуры района также ежедневно в рабочие дни с 10 до 17 часов (обеденный перерыв с 13 до 14) осуществляется прием граждан, в ходе которого обратившиеся могут получить юридическую консультацию по интересующим вопросам.
Помощник прокурора района Е.Бородина