Об утверждении Программы комплексного развития
социальной инфраструктуры Сугутского сельского поселения
Батыревского района Чувашской Республики на 2017-2026 гг."
В целях повышения качества жизни населения, его занятости и само занятости, экономических, социальных и культурных возможностей на основе развития сельхозпроизводства, предпринимательства, личных подсобных хозяйств торговой инфраструктуры и сферы услуг на территории Сугутского сельского поселения, руководствуясь Уставом Сугутского сельского поселения, администрация Сугутского сельского поселения
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Утвердить Программу комплексного развития социальной инфраструктуры Сугутского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики на 2017-2026 гг.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
3. Опубликовать настоящее постановление на сайте администрации сельского поселения и в газете «Сугутский Вестник».
Глава Сугутского сельского поселения Л.В.Чернов
Утвержден:
постановлением администрации
Сугутского сельского
поселения Батыревского района
Чувашской Республики
от «09» ноября 2017 года №68
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫСУГУТСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БАТЫРЕВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
на 2017 - 2026 гг.
2017 г.
Паспорт программы «Комплексного развития социальной инфраструктуры Сугутского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики
2017-2026 годы»
Наименование программы:
|
Программа «Комплексного развития социальной инфраструктуры Сугутского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики 2017-2026 годы»
|
Основание разработки программы:
|
Федеральный Закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
|
Заказчик программы:
Разработчик программы:
|
Администрация Сугутского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики
Администрация Сугутского сельского поселения района Чувашской Республики
|
Основная цель программы:
|
Повышение качества жизни населения, его занятости и само занятости, экономических, социальных и культурных возможностей на основе развития сельхозпроизводства, предпринимательства, личных подсобных хозяйств торговой инфраструктуры и сферы услуг.
|
Задачи программы:
|
1. Создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социальной инфраструктуры поселения, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления;
2. Развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания населения;
3. Строительство и ремонт водопровода, благоустройство поселения, ремонт дорог;
5. Развитие социальной инфраструктуры, культуры, физкультуры и спорта: повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
6. Ремонт объектов культуры и активизация культурной деятельности;
7. Развитие личных подсобных хозяйств;
8. Создание условий для безопасного проживания населения на территории поселения.
9. Содействие развитию малого предпринимательства, организации новых рабочих мест:
10. Содействие в привлечении молодых специалистов в поселение (врачей, учителей, работников культуры, муниципальных служащих);
11. Содействие в обеспечении социальной поддержки слабозащищенным слоям населения:
12. Привлечение средств из бюджетов различных уровней на укрепление жилищно-коммунальной сферы, на строительство и ремонт внутри-поселковых дорог, благоустройство поселения, развитие физкультуры и спорта.
|
Сроки реализации Программы:
|
2017 - 2026 год
|
Перечень подпрограмм и основных мероприятий
|
Основные исполнители программы:
|
- Администрация Сугутского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики
- предприятия, организации, предприниматели, учреждения Сугутского сельского поселения
- население Сугутского сельского поселения
|
Источники финансирования Программы (млн. руб.)
|
Программа финансируется из местного, районного, республиканского и федерального бюджетов, инвестиционных ресурсов, предприятий, организаций, предпринимателей, учреждений, средств граждан
|
Система контроля за исполнением Программы:
|
Собрание депутатов Сугутского сельского поселения, администрация Сугутского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики
|
1. Введение
Необходимость реализации закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» актуализировала потребность местных властей в разработке эффективной стратегии развития не только на муниципальном уровне, но и на уровне сельского поселения.
Стратегический план развития сельского поселения отвечает потребностям и проживающего на его территории населения, и объективно происходящих на его территории процессов. Программа комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения(далее – Программа) содержит чёткое представление о стратегических целях, ресурсах, потенциале и об основных направлениях социальной инфраструктуры поселения на среднесрочную перспективу. Кроме того, Программа содержит совокупность увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на достижение стратегических целей социальной инфраструктуры сельского поселения.
Цели развития поселения и программные мероприятия, а также необходимые для их реализации ресурсы, обозначенные в Программе, могут ежегодно корректироваться и дополняться в зависимости от складывающейся ситуации, изменения внутренних и внешних условий.
Разработка настоящей Программы обусловлена необходимостью определить приоритетные по социальной значимости стратегические линии устойчивого развития сельского поселения- доступные для потенциала территории, адекватные географическому, демографическому, экономическому, социокультурному потенциалу, перспективные и актуальные для социума поселения. Программа устойчивого развития направлена на осуществление комплекса мер, способствующих стабилизации и развитию экономики, развитию налоговой базы, повышению уровня занятости населения, решению остро стоящих социальных проблем.
Главной целью Программы является повышение качества жизни населения, его занятости и самозанятости экономических, социальных и культурных возможностей на основе развития сельхозпроизводства, предпринимательства, кредитной кооперации, личных подсобных хозяйств торговой инфраструктуры, сферы услуг и т.д.. Благоприятные условия для жизни населения - это возможность полноценной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, соблюдение высоких экологических стандартов жизни. В первую очередь это налаживание эффективного управления, рационального использования финансов и собственности. Многие из предлагаемых в Программе мер не требуют масштабных бюджетных вложений, затрат.
Для обеспечения условий успешного выполнения мероприятий Программы, необходимо на уровне поселения разработать механизм, способствующий эффективному протеканию процессов реализации Программы. К числу таких механизмов относится совокупность необходимых нормативно-правовых актов, организационных, финансово-экономических, кадровых и других мероприятий, составляющих условия и предпосылки успешного выполнения мероприятий Программы и достижения целей развития социальной инфраструктуры сельского поселения.
- Социальная инфраструктура и потенциал развития Сугутского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики
2.1. Анализ социальной инфраструктуры сельского поселения
Общая площадь земель Сугутского поселения составляет 3439 га, в том числе площадь застроенных земель 471,38 га. Численность населения по данным на 01.01.2017 года составила 2038 чел. В состав поселения входят 1 населенных пунктов.
Наличие земельных ресурсов Сугутского сельского поселения состоянию на 01.01.2017г.
Показатели
|
Ед. измерен. га
|
Количество
|
Общая площадь земель поселения в установленных границах
|
|
3439
|
В том числе
|
|
|
Земли сельхоз. назначения
|
|
1939
|
Населенных пунктов:
|
|
643
|
с.Сугуты
|
|
643
|
Земли сельскохозяйственного назначения являются экономической основой поселения, и одним из основных источников дохода жителей поселения.
2.1.1. Административное деление
Сельское поселение включает в себя 1 населенный пункт, с центром с. Сугуты.
Наименование населенных пунктов, входящих в состав поселения
|
Численность населения населенного пункта, чел. на 01.01.2017 г.
|
Расстояние от населенного пункта до центра
|
с.Сугуты
|
2038
|
8
|
Итого:
|
2038
|
|
2.1.2. Демографическая ситуация
Общая численность населения Сугутского сельского поселения на 01.01.2017 года составила - 2038 человек. Численность трудоспособного возраста составляет - 1237 человек (60 % от общей численности). Детей в возрасте до 18 лет - 442 человек.
Состав населения сельского поселения.
Демографические изменения в составе населения (на 01.01.2017г.)
Данные о среднегодовом приросте населения и тенденции его изменения
№
|
Наименование
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
1
|
Естественный прирост (убыль)
|
-13
|
-22
|
-15
|
-17
|
-32
|
1.1
|
Рождаемость, чел.
|
21
|
28
|
20
|
27
|
18
|
1.2
|
Смерть, чел
|
30
|
29
|
21
|
26
|
26
|
2
|
Механический прирост
|
48
|
32
|
-15
|
61
|
-98
|
3
|
Общий прирост
|
61
|
10
|
-30
|
44
|
-130
|
4
|
Общая численность населения
|
2761
|
2771
|
2741
|
2785
|
3675
|
Структуру населения за 2016 год можно обозначить следующим образом:
Количество наличного населения по сельскому поселению – 2036чел.
Население в трудоспособном возрасте – 1235 чел. (60 %)
Население старше трудоспособного возраста – 435 чел. (21 %)
Демографическая ситуация, складывающаяся на территории сельского поселения, свидетельствует о наличии общих тенденций, присущих большинству сельских территорий Чувашской Республики, и характеризуется низким уровнем рождаемости, высокой смертностью, неблагоприятным соотношение «рождаемость-смертность»
Короткая продолжительность жизни, невысокая рождаемость, объясняется следующими факторами: многократным повышением стоимости самообеспечения (питание, лечение, лекарства, одежда). С развалом экономики в период перестройки, произошел развал социальной инфраструктуры на селе, обанкротилась ранее крупные производственные и сельскохозяйственные предприятия, появилась безработица, резко снизились доходы населения. Деструктивные изменения в системе медицинского обслуживания также оказывают влияние на рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии. На показатели рождаемости влияют следующие моменты:
- материальное благополучие;
- государственные выплаты за рождение второго ребенка;
- наличие собственного жилья;
- уверенность в будущем подрастающего поколения.
Рынок труда в поселении
Численность трудоспособного населения – около 1235 человек, население граждан, не достигших совершеннолетия - 413 человек. Доля численности населения в трудоспособном возрасте от общей составляет –60 процента.
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
Кол-во жителей всего
|
2056
|
2057
|
2058
|
2038
|
2036
|
Кол-во работающих всего
|
|
|
|
|
1235
|
% работающих от общего кол-ва жителей
|
|
|
|
|
60
|
Количество безработных
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
стоящих в службе занятости
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Количество безработных всего;
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Количество дворов
|
661
|
661
|
661
|
661
|
661
|
Кол-во двор занимающихся ЛПХ
|
560
|
560
|
560
|
558
|
556
|
Кол-во дворов, с неработающим населением занимающихся ЛПХ
|
|
|
|
|
|
Кол-во пенсионеров
|
|
|
|
|
435
|
2.1.4. Развитие отраслей социальной сферы
В связи с прогнозными показателями динамики численности населения, изменившимися условиями экономического развития, предусматриваются изменения в социальной инфраструктуре.
Прогнозом на 2017 год и на период до 2026 года определены следующие приоритеты социальной инфраструктуры развития сельского поселения:
-повышение уровня жизни сельского населения, в т.ч. на основе развития социальной инфраструктуры;
-улучшение состояния здоровья населения на основе доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества медицинских услуг;
-развитие жилищной сферы в сельском поселении;
-создание условий для гармоничного развития подрастающего поколения в сельском поселении;
-сохранение культурного наследия.
2.1.4.1. Культура
Предоставление услуг населению в сфере культуры в сельском поселении осуществляют:
- Сугутский сельский Дом культуры;
- Сугутская сельская библиотека.
В Домах культуры поселения созданы взрослые и детские коллективы, работают кружки для взрослых и детей различных направлений: театральные, танцевальные, музыкальные и т.д.
Одним из основных направлений работы является работа по организации досуга детей и подростков, это: проведение интеллектуальных игр, дней молодежи, уличных и настольных игр, различных спартакиад, соревнований по военно-прикладным видам спорта, Дни призывника, проведение единых социальных действий.
Задача в культурно-досуговых учреждениях - вводить инновационные формы организации досуга населения и увеличить процент охвата населения.
Проведение этих мероприятий позволит увеличить обеспеченность населения сельского поселения культурно-досуговыми услугами.
2.1.4.2.Физическая культура и спорт
№
|
Наименование
|
Улица
|
№ дома
|
Состояние
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Спортивный зал МБОУ «Сугутская СОШ»
|
ул. Советская
|
2
|
Хорошее
|
В сельском поселении ведется спортивная работа в многочисленных секциях
На территории сельского поселения на пришкольных участках имеются спортивные площадки, где проводятся игры и соревнования по волейболу, баскетболу, футболу, военно-спортивные соревнования и т.д.
В зимний период любимыми видами спорта среди населения является катание на коньках, на лыжах.
Поселение достойно представляет многие виды спорта на районных и республиканских соревнованиях.
3. Образование
На территории поселения находится одна школа и один детский сад. Численность учащихся составляет_197 человек и 90_ детей, посещающих детский сад.
№
п/п
|
Наименование
|
Улица
|
№ дома
|
Мощ-ность,
место
|
Этажность
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
МБОУ «Сугутская СОШ»
|
ул.Советская
|
2
|
300
|
3
|
2
|
МБДОУ «Родник»
|
Ул.Советская
|
6
|
220
|
2
|
2.1.4.4. Здравоохранение
На территории поселения находится 1 врачебная амбулатория
№
|
Наименование
|
Улица
|
№
дома
|
Мощность
|
Этажн.
|
Состояние
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
Сугутская врачебная амбулатория
|
Советская
|
4
|
2
|
1
|
хорошее
|
|
2014
|
2015
|
2016
|
|
численность среднего медицинского персонала
|
3
|
2
|
2
|
|
наличие медицинских учреждений
|
1
|
1
|
1
|
|
Специфика потери здоровья сельскими жителями определяется, прежде всего, условиями жизни и труда.
Причина высокой заболеваемости населения кроется в т.ч. и в особенностях проживания:
·низкий жизненный уровень,
·низкая социальная культура
Многие больные обращаются за медицинской помощью лишь в случаях крайней необходимости, при значительной запущенности заболевания и утяжелении самочувствия.
2.1.6. Экономика поселения
2.1.6.1.Сельхозпредприятия, фермерские хозяйства, предприниматели
Сельское хозяйство поселения представлено 1 сельскохозяйственными предприятиями, 2 фермерскими хозяйствами и личными подсобными хозяйствами населения.
Прогноз развития сельского хозяйства на 2017 год и на период до 2026 года разработан с учетом имеющегося в сельском поселении производственного потенциала, сложившихся тенденций развития сельскохозяйственных организаций и личных подсобных хозяйств населения.
Территория сельского поселения находится в зоне рискованного земледелия, но в целом агроклиматические условия поселения благоприятны для получения устойчивых урожаев районированных сельскохозяйственных культур и развития животноводства.
Производством молока в поселении занимаются сельхозпредприятия и в личных подсобных хозяйствах.
Производство продукции растениеводства в поселении ориентировано в основном, на зерновые культуры.
Производством овощей в поселении занимаются, в основном личные подсобные хозяйства.
Хозяйства населения в основном занимаются посевами сельскохозяйственных культур (картофель, овощи открытого и закрытого грунта). Отведенная площадь под сады и огороды практически используется в полном объеме по назначению.
Одной из значимых экономических составляющих для поселения, являются личные подсобные хозяйства и от их развития во многом, зависит сегодня благосостояние населения.
2.1.6.2. Личные подсобные хозяйства
кол-во ЛПХ на территории поселения
в разрезе населенных пунктов:
|
01.01.2014
|
01.01.2015
|
01.01.16
|
с. Сугуты
|
661
|
661
|
661
|
Наличие животных на территории сельского поселения:
Вид животных (гол.)
|
01.01.2014
|
01.01.2015
|
01.01.2016
|
КРС всего
|
693
|
554
|
569
|
В т.ч. в крестьянско- фермерских хозяйствах
|
-
|
-
|
-
|
ЛПХ
|
693
|
554
|
569
|
коров
|
266
|
289
|
301
|
в крестьянско- фермерских хозяйствах
|
-
|
-
|
-
|
ЛПХ
|
-
|
-
|
-
|
свиней
|
1499
|
509
|
1574
|
в крестьянско- фермерских хозяйствах
|
-
|
-
|
-
|
ЛПХ
|
1499
|
509
|
1574
|
Лошадей
|
48
|
23
|
9
|
в крестьянско- фермерских хозяйствах
|
-
|
-
|
-
|
ЛПХ
|
48
|
23
|
9
|
Овец, коз всего:
|
353
|
240
|
178
|
В последний год наблюдается тенденции снижения поголовья животных в частном секторе.
Причины, сдерживающие развитие личных подсобных хозяйств, следующие:
- Нет организованной закупки сельскохозяйственной продукции;
- Высокая себестоимость с/х продукции, и ее низкая закупочная цена.
Проблемы:
1) владельцы ЛПХ, предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики;
2) не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания К(Ф)Х и ЛПХ, других малых форм хозяйствования. В поселении и районе не производятся централизованные муниципальные закупки в хозяйствах молока, картофеля, овощей и других сельскохозяйственных продуктов. Владельцы ЛПХ вынуждены реализовывать продукцию самостоятельно или продавать частным перекупщикам и заготовителям. Отсутствие кооперативов по закупке продукции тормозит как увеличению численности поголовья скота, так и увеличению земельных площадей под картофель и овощи;
3) низкий уровень заработной платы в отрасли, и отток работоспособного населения в другие отрасли производства и в социальную сферу;
Самостоятельно решить проблемы, с которыми сталкиваются жители сельского поселения при ведении личных подсобных хозяйств достаточно трудно.
- Существенной причиной, сдерживающей рост численности поголовья скота у населения, является трудности с обеспечением кормами. Предприятия, сегодня работают в условиях рынка и не имеют достаточных ресурсов, чтобы оказывать гражданам помощь в необходимых объемах, в заготовке кормов.
- Закуп сельскохозяйственной продукции производятся по низким ценам.
- Старение населения из - за ухудшающейся демографической ситуации.
Способствуя и регулируя процесс развития ЛПХ в поселении можно решать эту проблему.
Развитие животноводства и огородничества, как одно из направлений развития ЛПХ.
Производство продукции животноводства в личных подсобных хозяйствах является приоритетным направлением в решении главного вопроса - самозанятости населения.
Эту проблему, возможно, решить следующим путем:
- увеличения продажи населению молодняка крупного рогатого скота и свиней сельскохозяйственными предприятиями;
- увеличения продажи населению птицы различных видов и пород через близлежащие птицеводческие предприятия;
Для повышения племенной ценности молодняка крупнорогатого скота, находящегося в личных подсобных хозяйствах, и экономической эффективности производства животноводческой продукции необходимо:
- обеспечить высокий уровень ветеринарного обслуживания в личных подсобных хозяйствах;
- необходимо всячески поддерживать инициативу граждан, которые сегодня оказывают услуги по заготовке кормов, вспашке огородов, сбору молока;
- создавать условия для создания и развития потребительско - сбытовых кооперативов на территории поселения.
2.1.7. Жилищный фонд
Состояние жилищно - коммунальной сферы Сугутского сельского поселения
Данные о существующем жилищном фонде
№ п/п
|
Наименование
|
На 01.01. 2015 г.
|
На 01.01.2016 г.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
1
|
Средний размер семьи, чел.
|
3
|
3
|
|
2
|
Общий жилой фонд, м2 общ. площади, в т.ч.
|
38100,00
|
38100,00
|
|
|
государственный
|
-
|
-
|
|
|
муниципальный
|
-
|
-
|
|
|
частный
|
38100,00
|
38100,00
|
|
3
|
Общий жилой фонд на 1 жителя,
м2 общ. площади
|
18,6
|
19,0
|
|
4
|
Ветхий жилой фонд, м2 общ. площади
|
-
|
-
|
|
|
Единица измерения
|
На 01.01.2015
|
На 01.01.2016
|
Жилищный фонд - всего
|
м2
|
38100,00
|
38100,00
|
Благоустроенный жилой фонд «(газ, центр.отопл., водопровод) (кол-во жителей) на территории
|
м2
|
37100,00
|
37100,00
|
Неблагоустроенный жилой фонд «местн.отопление, без канализации) (кол-во жителей) на территории
|
м2
|
-
|
-
|
обеспеченность жильем в среднем на одного жителя (кв.м.)
|
м2
|
18,6
|
19,0
|
Жилищный фонд сельского поселения характеризуется следующими данными: общая площадь жилищного фонда – 38,1 тыс. м2, обеспеченность жильем -19,0 м2 общей площади на одного жителя. Тем не менее, проблема по обеспечению жильем населения существует.
Жители сельского поселения активно участвуют в различных программах по обеспечению жильем: «Жилье молодым семьям», «Социальное развитие села» и т.д.
К услугам жилищно-коммунальной сфере предоставляемым в поселении относится водоснабжение населения и вывоз мусора.
Развитие среды проживания населения сельского поселения создаст непосредственные условия для повышения качества жизни нынешнего и будущих поколений жителей. Перед органами местного самоуправления поселения стоит задача развития коммунальной инфраструктуры, повышения эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса, улучшение качества предоставляемых услуг.
Поселение не может развиваться без учета состояния и перспектив развития инженерных систем жизнеобеспечения, которые включают в себя такие составные части, как теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и водоснабжение.
Непосредственно под развитием систем коммунальной инфраструктуры поселения понимается проведение комплекса мероприятий нормативно-правового, организационного и иного характера, направленных на повышение качества жизни населения поселения, понимание жителями поселения сложности проводимой коммунальной реформы, а также подготовку и проведение соответствующих инвестиционных программ.
2.1.8. Анализ сильных и слабых сторон населения
Анализ ситуации в поселении сведен в таблицу и выполнен в виде SWOT-анализа проанализированы сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
Наличие дорог с твердым покрытием к каждому населенному пункту сельского поселения
2. Сохранена социальная сфера - образовательные, медицинские учреждения, дома культуры.
3. Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства и личного подсобного хозяйства.
4. Благоприятная экологическая ситуация.
5.Высокий уровень развития средств коммуникаций и информационных технологий в сфере управления (наличие сотовой связи, Интернет и т.п.), наличие оптоволоконной линии связи.
6.Благоприятная экологическая ситуация; низкий уровень антропогенного воздействия на территорию поселения, комфортная экологическая среда проживания населения.
7.Достаточный уровень предоставления образовательных услуг.
|
1.Удаленность от столицы Чувашской Республики - г. Чебоксары, удаленное расположение по отношению к развитой региональной автомобильной и транспортной сети.
2. Неудовлетворительное состояние внутри поселковых дорог с асфальтобетонным и с твердым покрытием.
3.Неблагоприятная демографическая ситуация: высокий уровень естественной убыли, старение населения, отток молодёжи из поселения.
4. Недостаточно развитая рыночная инфраструктура.
5.Изношенные коммунальные сети, требующие срочного ремонта или частичной замены (водопроводные сети).
6. Недостаточно рабочих мест.
7. Недостаточная доходная база бюджета поселения (недостаточный % населения, имеющие оформленные паспорта на имущество в котором они проживают).
8. Отсутствие предприятий жилищно-коммунального хозяйства (по водоснабжению населения)
9. Низкий уровень заработной платы, нерегулярная её выплата у всех категорий работодателей.
10. У предпринимателей зачастую отсутствуют трудовые договора с работниками.
11. Осуществление предпринимательской деятельности в сфере торговли, недостаточное количество предпринимателей в сфере бытового обслуживания.
12. Низкая покупательная способность населения.
13. Отсутствие системы бытового обслуживания на территории поселения;
14. Недостаточно развитая материальная база для развития физкультуры и спорта, слабое финансирование этой сферы;
15. Отсутствие инвестиционной привлекательности предприятий находящихся в поселении.
16. Снижение объемов продукции в личных подсобных хозяйствах.
|
Проведенный анализ показывает, что как сильные, так и слабые стороны сельского поселения его географическим (транспортным) положением по отношению к районному центру и крупным городам.
Экономический потенциал поселения значителен, но в настоящее время слабо задействован, особенно в части, развития предпринимательства, переработки сельскохозяйственной продукции, развития услуг населению, развития личных подсобных хозяйств.
Базовый ресурсный потенциал территории (природно-ресурсный, экономико-географический, демографический) не получает должного развития.
Блок обеспечивающих ресурсов развития (трудовой, производственный, социально-инфраструктурный, бюджетный, инвестиционный) имеет тенденцию к росту, но пока не позволяет решать стратегические задачи повышения качества и уровня жизни поселения.
В поселении присутствует тенденция старения и выбывания квалифицированных кадров, демографические проблемы, связанные со старением, слабой рождаемостью и оттоком населения за территорию поселения, усиливающаяся финансовая нагрузка на экономически активное население, нехватка квалифицированной рабочей силы, выбытие и не возврат молодежи после обучения в вузах.
Старение объектов образования, культуры, спорта и их материальной базы, слабое обновление из-за отсутствия финансирования.
Проанализировав вышеперечисленные отправные рубежи необходимо сделать вывод:
В обобщенном виде главной целью Программы развития социальной инфраструктуры Сугутского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики на 2017-2026 гг. является устойчивое повышение качества жизни нынешних и будущих поколений жителей и благополучие развития сельского поселения через устойчивое развитие территории в социальной и экономической сфере.
Для достижения поставленных целей в среднесрочной перспективе необходимо решить следующие задачи:
1. создать правовые, организационные, институциональные и экономические условия для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию поселения, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления;
2. развить и расширить сферу информационно-консультационного и правового обслуживания населения;
3. капитальный ремонт водопроводных сетей;
4. ремонт дорог на территории сельского поселения;
5. устройство хоккейных площадок;
6. улучшить состояние здоровья населения путем вовлечения в спортивную и культурную жизнь сельского поселения;
7. повысить роль физкультуры и спорта в целях улучшения состояния здоровья населения и профилактики правонарушений, преодоления распространения алкоголизма;
8. отремонтировать объекты культуры и активизация культурной деятельности;
9. развить личные подсобные хозяйства;
10. создать условия для безопасного проживания населения на территории поселения;
11. повышение качества и уровня жизни населения, его занятости и самозанятости экономических, социальных и культурных возможностей на основе развития сельхозпроизводства, предпринимательства, кооперации, личных подсобных хозяйств, торговой инфраструктуры и сферы услуг.
Уровень и качество жизни населения должны рассматриваться как степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, достигаемых за счет создания экономических и материальных условий и возможностей, которые характеризуются соотношением уровня доходов и стоимости жизни.
3. Основные стратегическими направлениями развития поселения
Из анализа вытекает, что стратегическими направлениями развития поселения должны стать следующие действия:
Экономические:
1. Содействие развитию сельскохозяйственного бизнеса, и вовлечение его как потенциального инвестора для выполнения социальных проектов, восстановление объектов образования, культуры и спорта.
2. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства для развития поселения и организации новых рабочих мест.
Социальные:
1. Развитие социальной инфраструктуры, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта:
- участие в отраслевых районных, республиканских программах;
-содействие предпринимательской инициативы по развитию данных направлений и всяческое ее поощрение (развитие и увеличение объемов платных услуг предоставляемых учреждениями образования, здравоохранения, культуры, спорта на территории поселения).
2. Развитие личного подворья граждан, как источника доходов населения.
- привлечение льготных кредитов из республиканского бюджета на развитие личных подсобных хозяйств;
- организация торговли населения продукцией с личных подворий ;
-по максимуму привлечение населения к участию в сезонных ярмарках со своей продукцией;
-привлечение средств на восстановление пастбищ;
-помощь населению в реализации мяса и молока с личных подсобных хозяйств;
-поддержка предпринимателей ведущих закупку продукции с личных подсобных хозяйств на выгодных для населения условиях.
3. Содействие в привлечении молодых специалистов в поселение ( учителей, работников культуры );
-помощь членам их семей в устройстве на работу;
-помощь в решении вопросов по приобретению этими специалистами жилья через районные, областные и федеральные программы, направленные на строительство и приобретения жилья, помощь в получении кредитов, в том числе ипотечных на жильё.
4. Содействие в обеспечении социальной поддержки слабозащищенным слоям населения:
-консультирование, помощь в получении субсидий, пособий различных льготных выплат;
-содействие в привлечении бюджетных средств, спонсорской помощи для поддержания одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных семей .
5. Привлечение средств из республиканского и федерального бюджетов на укрепление жилищно-коммунальной сферы:
-по программе «Модернизация системы коммунальной инфраструктуры Сугутского сельского поселения» на восстановление системы водоснабжения;
- по программам молодая семья, жилье для молодых специалистов, ипотечное кредитование для строительства приобретения жилья гражданами, работающими проживающими на территории поселения;
6. Содействие в развитие систем телефонной и сотовой связи.
7. Освещение населенных пунктов поселения на должном уровне.
8. Привлечение средств из республиканского и федерального бюджетов на ремонт внутри поселковых дорог.
9. Привлечение средств из бюджетов различных уровней для благоустройства поселения.
Система основных программных мероприятий по развитию Сугутского сельского поселения
Задача формирования стратегии развития сельского поселения не может быть конструктивно решена без анализа, выявления и адекватного описания его важнейших характеристик. Для этих целей при разработке Программы был использован эффективный инструмент исследования объектов подобного рода - системный анализ, который позволил воспроизвести основные системные характеристики поселения, показать механизмы его функционирования и развития. Использование инструментов системного анализа обусловлено необходимостью учета сложности и многообразия экономических, социальных, политических и других факторов, влияющих на развитие поселения. С данных позиций поселение представляет собой систему, которая характеризуется совокупностью различных подсистем, сложными и многочисленными взаимосвязями между ними, динамичностью протекающих процессов.
Использование системного анализа для разработки Программы позволило выявить и описать основные сферы деятельности в сельском поселении. Таковыми являются: производственная сфера, сфера управления и развития, а также сферы обеспечения условий функционирования и поддержания работоспособности основных элементов, составляющих основу сельского поселения.
Мероприятия Программы комплексного развития социальной инфраструктуры Сугутского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики включают как планируемые к реализации инвестиционные проекты, так и совокупность различных организационных мероприятий, сгруппированных по указанным выше системным признакам. Перечень основных программных мероприятий на период 2017-2026 гг., ответственных исполнителей и ожидаемых результатов от их реализации с указанием необходимых объемов и потенциальных источников финансирования, приведены в таблицах.
Состав мероприятий по совершенствованию сферы управления и развития Сугутского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики
№
|
Содержание мероприятия
|
Ответственный исполнитель
|
Сроки выполнения
|
Ожидаемые результаты
|
1
|
Разработка перспективного плана развития сельского поселения в соответствии с программой комплексного развития социальной инфраструктуры поселения и с требованиями закона № 131-ФЗ
|
Администрация Сугутского сельского поселения
|
2017 г.
|
Современная концепция управления городским поселением, включающая основные направления социальной и экономической политики
|
2
|
Разработка плана мероприятий по реализации программы комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения
|
Администрация Сугутского сельского поселения
|
2017-2026 гг.
|
Ежегодный план мероприятий по реализации Программы
|
3
|
Отбор, подготовка и переподготовка персонала для сферы местного самоуправления
|
Администрация Сугутского сельского поселения
|
2017-2026 гг.
|
Повышение эффективности муниципального управления (график переподготовки, и обучения специалистов)
|
4
|
Поддержки и развитие малого и среднего предпринимательства в Кильдюшевском сельском поселении
|
Администрация Сугутского сельского поселения
|
2017-2026 гг.
|
Повышение предпринимательской активности в сельском поселении
|
5
|
Повышение эффективности использования муниципальной собственности
|
Администрация Сугутского сельского поселения
|
2017-2026 гг.
|
Повышение доходной части местного бюджета за счет эффективного использования муниципальной собственности (оформление земельных участков и имущества в собственность граждан, получение свидетельств на землю, на жилые помещения)
|
6
|
Формирование и совершенствование системы муниципального заказа в поселении
|
Администрация Сугутского сельского поселения
|
Систематически.
|
Эффективное использование местного бюджета за счет внедрения системы муниципального заказа в поселении
|
7
|
Проведение систематических мероприятий по продвижению продукции предприятий сельского поселения: участие в проведении ярмарок, выставок, смотров, конкурсов и т.п.
|
Администрация Сугутского сельского поселения
|
2017-2026 гг.
|
Стимулирование производства и продвижение на рынок продукции, производимой предприятиями сельского поселения
|
8
|
Совершенствование системы принятия и исполнения местного бюджета
|
Администрация Сугутского сельского поселения
|
2016 г.
|
Повышение эффективности бюджетного процесса на местном уровне (Наработка нормативной базы)
|
9
|
Выполнение мероприятий в соответствии с программой «Комплексное развитие систем коммунальной
инфраструктуры Сугутского сельского поселения
Батыревского района Чувашской Республики
на 2015-2025 годы»
|
Администрация Сугутского сельского поселения
|
2017-2026 гг.
|
Повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг ( разработка и реализация мероприятий по развитию коммунального комплекса поселения
|
10
|
Разработка системы контроля и регулирования потребительского рынка поселения
|
Администрация Сугутского сельского поселения
|
Систематически
|
Обеспечение наполнения потребительского рынка товарами и услугами, удовлетворение спроса населения
|
11
|
Организация системы контроля за исполнением Программы развития и ежегодного плана мероприятий по ее реализации
|
Администрация Сугутского сельского поселения
|
Систематически
|
Выявление отклонений основных фактических показателей развития поселения от запланированных.
|
12
|
Контроль за экологической ситуацией и рациональным использованием природных ресурсов на территории поселения
|
Администрация с Сугутского сельского поселения
|
Систематически
|
Улучшение экологической ситуации, сохранение природных ресурсов поселения
|
13
|
Проведение учета граждан занимающихся личными подсобными хозяйствами, наличие животных в подворьях определение потенциала развития ЛПХ
Контроль динамики развития ЛПХ.
Выявление потребности в кредитных ресурсах.
|
Администрация Сугутского сельского поселения
|
2017-2026
|
Развитие ЛПХ на территории поселений
|
Состав мероприятий по обеспечению условий функционирования и поддержанию работоспособности основных элементов Сугутского сельского поселения
№
|
Содержание мероприятия
|
Ресурсное обеспечение
|
Сроки выполнения
|
Ожидаемые результаты
|
1
|
Создание условий для привлечения финансовых ресурсов и инвестиций на территорию сельского поселения
|
Местный бюджет Республиканский бюджет
Привлеченные средства
|
2017-2026 гг.
|
Увеличение потоков финансовых ресурсов
|
2
|
Ремонт и содержание дорог в границах поселения, поддержание дорожного полотна в работоспособном состоянии
|
Республиканский бюджет, местный бюджет
160тыс. руб. в год
|
2017-2026 гг.
|
Обеспечение безопасности дорожного движения и транспортной доступности населенных пунктов сельского поселения
|
3
|
Создание условий для реализации перспективных предпринимательских проектов
|
Республиканский бюджет,
местный бюджет
|
2017-2026 гг.
|
Создание новых рабочих мест, повышение уровня оплаты труда персонала, снижение уровня безработицы, увеличение доходной части местного бюджета
|
4
|
Поддержание материально-технической базы учреждений находящихся в ведении администрации сельского поселения в надлежащем для использования состоянии
|
Местный бюджет
|
2017-2026 гг.
|
Обеспечение населения необходимыми социальными услугами
|
5
|
Формирование условий для развития личных подсобных хозяйств
|
Местный бюджет
Республиканский бюджет
|
2017-2026 гг.
|
Увеличение производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах
|
6
|
Обеспечение участия жителей всех населённых пунктов поселения в социальных, культурных, спортивных и других мероприятиях, проводимых районной администрацией
|
Местный бюджет
|
2017-2026 гг.
|
Повышение активности населения, нацеливание на здоровый образ жизни
|
7
|
Благоустройство территории
|
Местный бюджет
тыс.руб. в год
|
2017-2026 гг.
|
Благоустройство населенных пунктов поселения, освещение улиц
|
8
|
Освещение территории населенных пунктов сельского поселения
|
Местный бюджет
__ тыс.руб.
|
2017-2026 гг.
|
Освещение улиц, установка дополнительных светильников, замена ламп типа ДРЛ и ДРВ на светодиодные лампы
|
9
|
Ремонт водонапорных башен, замена глубинных насосов в артезианских скважинах, ремонт пожарных гидрантов на территории поселения
|
Республикан-ский бюджет
Местный бюджет
|
2017-2026 г.
|
Развитие ЖКХ
|
11
|
Устройство и ремонт подъездных дорог к пожарным водоемам
|
Местный бюджет
_____ тыс. руб.
|
2017-2026
|
Обеспечение пожарной безопасности
|
Развитие и поддержка малого предпринимательства
Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства является одним из главных направлений экономической деятельности, т.к. именно данным сектором решается ряд важнейших проблем социальной стабильности населения. Это, прежде всего, занятость, повышение жизненного уровня населения, увеличение наполняемости бюджета.
Цель политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства - создание благоприятных политических, правовых, экономических и организационных условий для повышения устойчивого и динамичного развития малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих сохранение и создание новых рабочих мест, насыщение рынка отечественными товарами и услугами, стабильное поступление налогов в бюджет поселения, формирование среднего класса, самостоятельно создающего собственное благосостояние и достаточный уровень жизни.
Основные задачи:
- формирование правового пространства, обеспечивающего беспрепятственное развитие малого и среднего предпринимательства.
- выявление и поддержка приоритетных направлений развития малого бизнеса.
- формирование положительного общественного мнения о деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, укрепление социального статуса, повышение престижа и создание механизма защиты предпринимательства.
- участие предпринимателей в формировании политики поселения по развитию малого и среднего предпринимательства (Совет предпринимателей);
- вовлечение в предпринимательскую деятельность представителей различных слоев населения;
- увеличение доходов населения и создание условий для самореализации граждан;
-поддержка в продвижении местных товаропроизводителей посредством участия ярмарках и выставках.
При проведении конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупки товаров, услуг для нужд Сугутского сельского поселения субъектам малого предпринимательства оказывается преимущество.
В рамках реализации политики в области развития малого и среднего предпринимательства определены следующие приоритеты:
1) организация мероприятий по сбыту сельскохозяйственной продукции;
2) производство товаров народного потребления продовольственного и промышленного назначения;
3) развитие народных ремесел, туризма;
4) бытовые услуги (ремонт, реставрация и пошив обуви; ремонт и пошив верхней одежды; фотография; парикмахерские и др.)
5) строительство, в том числе жилья;
6) выполнение дорожных работ;
7) производство строительных материалов;
Система программных мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства представлена следующими направлениями:
1. Сдача в аренду земли с целью производства сельскохозяйственной продукции, организации культурного отдыха населения, создания новых рабочих мест, увеличения местного бюджета.
2. Проведение различных конкурсов среди предпринимателей.
3. Сдача в аренду не жилых муниципальных помещений и помещений муниципальных учреждений и предприятий под создание и развитие приоритетных сфер услуг.
Развитие коммунального комплекса
Развитие среды проживания населения Сугутского сельского поселения создаст непосредственные условия для повышения качества жизни нынешнего и будущих поколений жителей. Перед органами местного самоуправления поселения стоит задача развития коммунальной инфраструктуры, повышения эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса. Улучшение качества предоставления коммунальных услуг.
Поселение не может развиваться без учета состояния и перспектив развития инженерных систем жизнеобеспечения, которые включают в себя такие составные части, как теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и газоснабжение.
Непосредственно под развитием систем коммунальной инфраструктуры поселения понимается проведение комплекса мероприятий нормативно-правового, организационного и иного характера, направленных на повышение качества жизни населения поселения, понимание жителями поселения сложности проводимой коммунальной реформы, а также подготовку и проведение соответствующих инвестиционных программ.
В целях привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру Сугутского сельского поселения, на основании федеральных законов о водоснабжении и водоотведении, о теплоснабжении, о концессионных соглашениях определен перечень объектов водоснабжения, в отношении которых, планируется заключение концессионных соглашений.
Благоустройство
Все возрастающее значение в формировании имиджа любой территории приобретают чистота и качество благоустройства. Статьей 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" определены вопросы местного значения поселений в части создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан в контексте благоустройства. Чистота и благоустройство территории обеспечивают нормальное функционирование сложного организма. С улучшением чистоты и качества благоустройства территории, благоустройства скверов и парков, находящихся на территории Сугутского сельского поселения, увеличится привлекательность сельского поселения для населения. Улучшение имиджа поселения привлечет в экономику внешние инвестиции, благодаря которым повысится качество жизни населения.
При обустройстве придомовой территории и дворов необходимо уделять больше внимания созданию зеленых уголков отдыха с применением архитектурных композиций. Привлечение жителей поселения для выполнения работ по благоустройству территории Сугутского сельского поселения и участия в конкурсах проводимых администрацией Батыревского района и министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Обеспечение безопасности населения
Так как личная безопасность населения является составляющей понятия "качество жизни" жителей любой территории, в число приоритетов могут быть включены такие направления, как:
- профилактика детской и подростковой беспризорности и преступности;
- система социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
- организация работы добровольных народных дружин (по соблюдению пожарной безопасности, общественного порядка);
- обеспечение пожарной безопасности населения.
Социальное развитие поселения
За последние годы, в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, увеличилось отставание поселка от города по уровню и условиям жизнедеятельности, снизилась доступность образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг для населения.
Сложившаяся в поселении ситуация препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса. Уровень и качество жизни напрямую зависят от состояния и обеспеченности сельского населения жильем, инженерной инфраструктурой, социальными объектами - школами, медицинскими, культурно-досуговыми учреждениями.
В рамках социального развития предполагается проведение программных мероприятий по развитию личных подсобных хозяйств в поселении и участие в реализации целевых программах.
Таким образом, Программа развития Сугутского сельского поселения на 2017-2026 гг. представлена в виде совокупности конкретных мероприятий и ожидаемых результатов, сгруппированных по обозначенным выше системным признакам и направленных на достижение основных социально-экономических целей Сугутского поселения на основе эффективного использования имеющихся ресурсов и потенциала территории.
5. Оценка эффективности мероприятий Программы
Выполнение включённых в Программу организационных мероприятий и инвестиционных проектов, при условии разработки эффективных механизмов их реализации и поддержки со стороны местных администраций, позволит достичь следующих показателей комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения.
За счет активизации предпринимательской деятельности, ежегодный рост объемов производства в поселении в стоимостном выражении составит около примерно – _________ млн. руб. Соответственно, увеличатся объёмы налоговых поступлений в местный бюджет. При выполнении программных мероприятий ожидается рост объёмов производства сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных предприятиях и в личных подсобных хозяйствах граждан.
В целях оперативного отслеживания и контроля хода осуществления Программы, а также оценки влияния результатов реализации Программы на уровень развития социальной инфраструктуры поселения в рамках выделенных приоритетов проводится ежегодный мониторинг по основным целевым показателям социально-экономического развития территории.
6. Организация контроля за реализацией Программы
Организационная структура управления Программой базируется на существующей схеме исполнительной власти Сугутского сельского поселения.
Общее руководство Программой осуществляет глава Сугутского поселения, в функции которого в рамках реализации Программы входит:
- определение приоритетов, постановка оперативных и краткосрочных целей Программы;
-утверждение Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения;
- контроль за ходом реализации программы развития социальной инфраструктуры Сугутского сельского поселения;
- рассмотрение и утверждение предложений, связанных с корректировкой сроков, исполнителей и объемов ресурсов по мероприятиям Программы;
-утверждение проектов программ Сугутского поселения по приоритетным направлениям Программы;
Оперативные функции по реализации Программы осуществляют штатные сотрудники администрации Сугутского сельского поселения под руководством Главы сельского поселения.
Глава сельского поселения осуществляет следующие действия:
- рассматривает и утверждает план мероприятий, объемы их финансирования и сроки реализации;
- выносит заключения о ходе выполнения Плана, рассматривает предложения по внесению изменений по приоритетности отдельных программных направлений и мероприятий.
- взаимодействует с районным органом исполнительной власти по включению предложений Сугутского сельского поселения в районные и республиканские целевые программы;
-контроль за выполнением годового плана действий и подготовка отчетов о его выполнении;
-осуществляет руководство по подготовке перечня муниципальных целевых программ поселения, предлагаемых к финансированию из районного и республиканского бюджета на очередной финансовый год;
- составление ежегодного плана действий по реализации Программы;
- реализации мероприятий Программы поселения.
Специалисты администрации Сугутского сельского поселения осуществляет следующие функции:
-подготовка проектов нормативных правовых актов по подведомственной сфере по соответствующим разделам Программы;
-подготовка проектов программ Сугутского поселения по приоритетным направлениям Программы;
-формирование бюджетных заявок на выделение средств из муниципального бюджета поселения;
-подготовка предложений, связанных с корректировкой сроков, исполнителей и объемов ресурсов по мероприятиям Программы;
-прием заявок предприятий и организаций, участвующих в Программе, на получение поддержки для реализации разработанных ими мероприятий или инвестиционных проектов;
-предварительное рассмотрение предложений и бизнес-планов, представленных участниками Программы для получения поддержки, на предмет экономической и социальной значимости;
7. Механизм обновления Программы
Обновление Программы производится:
- при выявлении новых, необходимых к реализации мероприятий,
- при появлении новых инвестиционных проектов, особо значимых для территории;
- при наступлении событий, выявляющих новые приоритеты в развитии поселения, а также вызывающих потерю своей значимости отдельных мероприятий.
Внесение изменений в Программу производится по итогам годового отчета о реализации программы, проведенного общественного обсуждения, по предложению Собрания депутатов Сугутского сельского поселения и иных заинтересованных лиц.
Программные мероприятия могут также быть скорректированы в зависимости от изменения ситуации на основании обоснованного предложения исполнителя.
По перечисленным выше основаниям Программа может быть дополнена новыми мероприятиями с обоснованием объемов и источников финансирования.
8. Заключение
Реализация Программы строится на сочетании функций, традиционных для органов управления поселением (оперативное управление функционированием и развитием систем поселения), и новых (нетрадиционных) функций: интеграция субъектов, ведомств, установления между ними партнерских отношений, вовлечение в процесс развития новых субъектов (например, других муниципальных образований, поверх административных границ), целенаправленного использования творческого, культурного, интеллектуального, экономического потенциалов сельского поселения.
Ожидаемые результаты:
За период осуществления Программы будет создана база для реализации стратегических направлений развития поселения, что позволит ей достичь высокого уровня социально-экономического развития:
1. переход уличного освещения на светодиодные лампы обеспечит энергосбережение и стабильное освещение в ночное время улиц сельского поселения;
2. проведение капитального ремонта старых водопроводных сетей, повысит уровень обеспеченности населения водой;
3. капитальный ремонт автомобильных дорог обеспечит безопасность дорожного движения и связь с населенными пунктами поселения.
4. улучшение культурно-досуговой деятельности будет способствовать формированию здорового образа жизни среди населения, позволит приобщить широкие слои населения к культурно-историческому наследию;
5. защищенности личности, безопасности жизнедеятельности общества, стабилизации обстановки с пожарами на территории поселения;
6. привлечения внебюджетных инвестиций в экономику поселения;
7. повышения благоустройства поселения;
8. развития малого и среднего предпринимательства на территории поселения, повышение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет поселения;
9. формирования современного привлекательного имиджа поселения.
Результатом реализации программы должна стать стабилизация социально-экономического положения поселения, улучшение состояния жилищно-коммунального хозяйства, социальной сфер, эффективное использование бюджетных средств и имущества; улучшение благоустройства территории.
Реализация Программы позволит:
1) повысить качество жизни жителей сельского поселения, сформировать организационные и финансовые условия для решения проблем поселения;
2) привлечь население поселения к непосредственному участию в реализации решений, направленных на улучшение качества жизни;
3) повысить степень социального согласия, укрепить авторитет органов местного самоуправления.
Социальная стабильность и экономический рост в сельском поселении в настоящее время могут быть обеспечены только с помощью продуманной целенаправленной социально-экономической политики. И такая политика может быть разработана и реализована через программу комплексного развития социальной инфраструктуры сельского поселения.
Переход к управлению сельским поселением через интересы благосостояния населения, интересы экономической стабильности и безопасности, наполненные конкретным содержанием и выраженные в форме программных мероприятий, позволяет обеспечить социально-экономическое развитие, как отдельных поселений, так и муниципального образования в целом.
Разработка и принятие программы развития Сугутского сельского поселения позволяет закрепить приоритеты социальной, финансовой, инвестиционной, экономической политики, определить последовательность и сроки решения накопившихся за многие годы проблем. А целевые установки Программы и создаваемые для её реализации механизмы, позволят значительно повысить деловую активность управленческих и предпринимательских кадров сельского поселения, создать необходимые условия для активизации экономической и хозяйственной деятельности на его территории.