Аналитическая записка
об оценке социально-экономической эффективности налоговых льгот
за 2016год в Сигачинском сельском поселении
В целях повышения эффективности управления бюджетными средствами в Сигачинском сельском поселении проведена оценка бюджетной, социальной и экономической эффективности предоставленных налоговых льгот по местным налогам.
Согласно статье 61 Бюджетного кодекса в бюджет поселения зачисляются налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
1) Земельный налог – по нормативу 100 процентов;
2) налог на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов.
Оценка эффективности налоговых льгот проводится в целях оптимизации перечня налоговых преференций и обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления поддержки в виде налоговых льгот.
Для оценки эффективности налоговых льгот используются следующие критерии:
бюджетная эффективность – влияние налоговых льгот на доходы и расходы местного бюджета;
социальная эффективность – социальные последствия предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, которые выражаются в изменении уровня и качества товаров, работ, услуг для населения, оказание поддержки незащищенным категориям граждан;
экономическая эффективность- результативность затрат и экономической деятельности налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы;
Результаты оценки эффективности налоговых льгот используются в процессе:
- разработки бюджета Сигачинского сельского поселения на очередной финансовый год и плановый период;
- своевременного принятия мер по отмене неэффективных налоговых льгот;
- разработки предложений администрации Сигачинского сельского поселения по совершенствованию мер поддержки отдельных категорий налогоплательщиков;
- установления налоговых льгот.
Льготы, установленные на местном уровне, направлены на поддержку социально незащищенных категорий граждан, имеют исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности и повышающие покупательскую способность.
Льготы, по сути, нацелены на минимизацию расходов граждан Сигачинского сельского поселения, деятельность которых не направлена на получение доходов.
В целях повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и устойчивого развития Сигачинского сельского поселения, в пределах полномочий Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения, установленных налоговым законодательством, в отношении местных налогов, приняты муниципальные правовые акты:
Решения Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения:
- от 05.11.2013 № 2 Об утверждении Положения «О вопросах налогового регулирования в Сигачинском сельском поселении»;
- от 05.11.2013 года № 2 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения от 05.11.2013 г. № 2 «Об утверждении Положения «О вопросах налогового регулирования в Сигачинском сельском поселении»;
- от 25.09.2014 года №3 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения от 05.11.2013 г. № 2 «Об утверждении Положения «О вопросах налогового регулирования в Сигачинском сельском поселении»;
- от 11.11.2014 №2 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения от 05.11.2013 г. №2 «Об утверждении Положения «О вопросах налогового регулирования в Сигачинском сельском поселении Батыревского района Чувашской Республики, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления»;
- от 23.11.2015 № 2 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения от 05.11.2013 г. № 2 «Об утверждении Положения «О вопросах налогового регулирования в Сигачинском сельском поселении Батыревского района Чувашской Республики, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления»;
Мероприятия по оценке эффективности льгот по налогам, являющимся доходными источниками бюджета Сигачинского сельского поселения, закреплены постановлением Администрации Сигачинского сельского поселения от 25.11.2008г №35/2 «Об утверждении Порядка оценки социально-экономической эффективности и Методики оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот».
Информационной базой Оценки являются:
- от 05.11.2013 № 2 «Об утверждении Положения «О вопросах налогового регулирования в Сигачинском сельском поселении» (с изменениями от 05.11.2013 года № 2 от 26.09.2014 года №3; 11.11.2014 №2; от 23.11.2015 № 2);
- финансовый отчет межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Чувашской Республики по форме № 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2015 год».
Решением Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения от 05.11.2013 № 2 «Об утверждении Положения «О вопросах налогового регулирования в Сигачинском сельском поселении Батыревского района Чувашской Республики, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления» «О вопросах налогового регулирования в Сигачинском сельском поселении» (с изменениями от 05.11.2013 года № 2 от 26.09.2014 года №3; 11.11.2014 №2; от 23.11.2015 № 2) на территории Сигачинского сельского поселения Батыревского района введён земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Налоговые льготы по земельному налогу,предоставленные на территории Сигачинского сельского поселения Батыревского района, перечислены в реестре (приложение 1 таблица 1).
Налоговые льготы по налогу на имущество,предоставленные на территории Сигачинского сельского поселения Батыревского района, перечислены в реестре (приложение 1 таблица 2).
Определение объемов недополученных (выпадающих) доходов бюджета Сигачинского сельского поселения, обусловленных предоставлением налоговых льгот:
Земельный налог
Решением Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения от 05.11.2013 № 2 «Об утверждении Положения «О вопросах налогового регулирования в Сигачинском сельском поселении Батыревского района Чувашской Республики, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления» «О вопросах налогового регулирования в Сигачинском сельском поселении» (с изменениями от 29.11.2013 года № 01 от 25.09.2014 года №03; 11.11.2014 №02; от 26.11.2015 № 01(с изменениями от 05.11.2013 года № 2 от 26.09.2014 года №3; 11.11.2014 №2; от 23.11.2015 № 2)) установлен земельный налог. В соответствие с п.2 статьи 24 данным решением от уплаты земельного налога в размере 100 % освобождены следующие категории:
- муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, искусства и кинематографии, физической культуры и спорта, учреждения социального обслуживания, органы местного самоуправления в отношении земель, используемых ими для осуществления полномочий, финансируемых из бюджета Батыревского района и бюджета сельского поселения;
- организации – в отношении земельных участков, занятых муниципальными автомобильными дорогами общего пользования;
- организации – в отношении земельных участков, непосредственно занятых гидротехническими сооружениями, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
- органы местного самоуправления сельского поселения - в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них действующим законодательством полномочий;
- многодетные семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, сроком на три года со дня предоставления им земельного участка в соответствии с Законом Чувашской Республики от 01 апреля 2011 года №10 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республики.
- ветеранов и инвалидов Великой Отечественной Войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий в отношении земельного участка, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
Сумма предоставленных физическим лицам налоговых льгот по земельному налогу, установленных нормативным правовым актом представительного органа Сигачинского сельского поселения в 2016 году составила 0,0 тыс. рублей. Количество налогоплательщиков земельного налога, учтенных в базе данных налогового органа – 442, из них которым предоставлены налоговые льготы, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований – 0.
Учитывая, что установленные решением представительного органа Сигачинского сельского поселения налоговые льготы по земельному налогу для физических лиц имеют социальную направленность, следовательно, социальная эффективность от пользования льготой физическими лицами может иметь только положительный результат.
Количество налогоплательщиков земельного налога по юридическим лицам , учтенных в базе данных налогового органа - 4, количество налогоплательщиков, которые воспользовались налоговой льготой, установленной нормативным правовым актом представительного органа – 2. Сумма предоставленных юридическим лицам налоговых льгот по земельному налогу, установленных нормативным правовым актом представительного органа Сигачинского сельского поселения, в 2016 году составила 48,0 тыс. руб., установленных федеральным законодательством – 0 тыс. рублей. Налогоплательщик-юридическое лицо, воспользовавшийся правом применения льготного налогообложения в 2015 году, установленных нормативным правовым актом представительного органа Сигачинского сельского поселения, финансируется из бюджета Сигачинского сельского поселения.
Бюджетная, экономическая эффективность налоговых льгот по земельному налогу для юридических лиц за 2016 год может быть признана положительной.
Налог на имущество физических лиц
Решением Собрания депутатов Сигачинского сельского поселения от 05.11.2013 № 2 «Об утверждении Положения «О вопросах налогового регулирования в Сигачинском сельском поселении» (с изменениями от 05.11.2013 года № 2 от 26.09.2014 года №3; 11.11.2014 №2; от 23.11.2015 № 2) на территории сельского поселения установлен налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости. При этом налоговые льготы для физических лиц не устанавливались, так как Налоговым кодексом Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень категорий лиц, которым предоставлены льготы, а также, в отношении каждого объекта недвижимого имущества установлены налоговые вычеты.
За 2016 год сумма предоставленной льготы по налогу на имущество физических лиц составила 9,0 тыс. рублей. Сумма предоставленных налоговых льгот, установленных нормативным правовым актом представительного органа Сигачинского сельского поселения, в 2015 году составила 0 рублей.
Количество налогоплательщиков налога на имущество физических лиц, учтенных в базе данных налогового органа – 288, количество налогоплательщиков которым исчислен налог и не предоставлены налоговые льготы – 84, предоставлены налоговые льготы, установленные федеральным законодательством – 40.
Исходя из проведенного анализа достигнута социальная, бюджетная и экономическая эффективность по всем критериям, определяемым порядком оценки эффективности льгот. Льготы, предоставляемые в соответствии с нормативными правовыми актами по местным налогам признаны эффективными.
Оценка бюджетной, социальной эффективности предоставленных налоговых льгот.
|
|
|
|
|
|
|
|
№ п/п
|
Наименование показателя
|
Ед.изм.
|
2015 год (отчет)
|
2016 год (отчет)
|
Коэффициент эффективноти
|
Предельное значение коэффициентов эффективноти
|
Оценка эффективности налоговых льгот (эффективный /неэффективный)
|
|
Бюджетная эффективность
|
|
|
|
0,104
|
≥0
|
эффективный
|
1.1
|
Налоговые доходы,доходы от имущества
|
(тыс.руб.)
|
504,0
|
509,70
|
|
|
|
1.2
|
Сумма потерь бюджета от предоставлении налоговой льготы
|
(тыс.руб.)
|
160
|
48
|
|
|
|
|
Социальная эффективность
|
|
|
|
0,404
|
≥0
|
эффективный
|
2.1.
|
Налоговая база
|
(тыс.руб.)
|
99211
|
65861
|
|
|
|
2..2.
|
Сумма исчисленного налога, подлежащего уплате в бюджет
|
(тыс.руб.)
|
127
|
156
|
|
|
|
2..3.
|
Сумма предоставленных налоговых льгот
|
(тыс.руб.)
|
160
|
48
|
|
|
|
|
Экономическая эффективность
|
|
|
|
0,0166
|
≥0
|
эффективный
|
3.1.
|
Среднемесячная заработная плата
|
(тыс.руб.)
|
11,9
|
12,7
|
|
|
|
3.2.
|
Рост среднемесячной заработной платы
|
(тыс.руб.)
|
|
0,8
|
|
|
|
3.3.
|
Сумма предоставленных налоговых льгот
|
|
160
|
48
|
|
|
й
|
|
Сводный показатель
|
|
|
|
0,524
|
≥0
|
эффективный
|
Оценка бюджетной, социальной эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот в 2016 -2017 годах:
- земельный налог
№ п/п
|
Наименование показателя
|
Ед.изм.
|
2016 год
|
2017 год
|
Коэффициент эффективности
|
Предельное значение коэффициентов эффективности
|
Оценка эффективности налоговых льгот (эффективный /неэффективный)
|
2017 год
|
2018 год
|
Коэффициент эффективности
|
Предельное значение коэффициентов эффективности
|
Оценка эффективности налоговых льгот (эффективный /неэффективный)
|
|
Бюджетная эффективность
|
|
|
|
0,206
|
≥0
|
эффективный
|
|
|
0,222
|
≥0
|
эффективный
|
1.1
|
Налоговые доходы,доходы от имущества
|
(т.р.)
|
509,70
|
519,1
|
|
|
|
519,1
|
529
|
|
|
|
1.2
|
Сумма потерь бюджета от предоставлении налоговой льготы
|
(т.р.)
|
48
|
48
|
|
|
|
48
|
45
|
|
|
|
|
Социальная эффективность
|
|
|
|
0,186
|
≥0
|
эффективный
|
|
|
0,445
|
≥0
|
эффективный
|
2.1.
|
Налоговая база
|
(т.р.)
|
65861
|
65861
|
|
|
|
65861
|
65861
|
|
|
|
2.2.
|
Сумма исчисленного налога, подлежащего уплате в бюджет
|
(т.р.)
|
156
|
156
|
|
|
|
156
|
156
|
|
|
|
2.3.
|
Сумма предоставленных налоговых льгот
|
(тыс.руб.)
|
48
|
48
|
|
|
|
48
|
45
|
|
|
|
2.4
|
Среднесписочная численность работников налогплательщика
|
(человек)
|
24,25
|
22,25
|
|
|
|
22,25
|
22,25
|
|
|
|
|
Экономическая эффективность
|
|
|
|
0,0083
|
≥0
|
эффективный
|
|
|
0,02
|
≥0
|
эффективный
|
3.1.
|
Среднемесячная заработная плата
|
(тыс.руб.)
|
12,7
|
13,1
|
|
|
|
13,1
|
14,0
|
|
|
|
3.2.
|
Рост среднемесячной заработной платы
|
(тыс.руб.)
|
|
0,4
|
|
|
|
|
0,9
|
|
|
|
3.3.
|
Сумма предоставленных налоговых льгот
|
|
48
|
48
|
|
|
|
48
|
45
|
|
|
|
|
Сводный показатель
|
|
|
|
0,4
|
≥0
|
эффективный
|
|
|
0,687
|
≥0
|
эффективный
|
Бюджетная эффективность.
Учитывая, что в 2015 году получатели налоговых льгот являются муниципальные учреждения финансируемы из бюджета района и сельского поселения, обеспечивающие выполнение возложенных на них функциональных задач в интересах населения района, бюджетная эффективность является положительной (эффективной), так как является разновидностью бюджетного финансирования, поступающего в распоряжении налогоплательщика в ускоренном и упрощённом порядке. Следовательно, бюджетная эффективность от предоставления налоговых льгот здесь проявляется в экономии бюджетных средств, выделяемых на прямое финансирование выполнения социальных задач, сокращении встречных финансовых потоков.
Социальная эффективность.
Социальная эффективность определяется социальной направленностью предоставленных
налоговых льгот и признана эффективной, так как направлена на достижение следующих целей:
- повышение уровня жизни населения (поддержка малообеспеченных и социально
незащищённых категорий граждан, повышение покупательской способности населения, снижение доли расходов на уплату обязательных платежей);
- исключение встречных финансовых потоков в бюджет района и сельского поселения;
- повышение доступности и качества услуг, оказываемых населению;
- на поддержку осуществления деятельности организаций по предоставлению на территории района и сельского поселения услуг в сфере культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, социальной политике.
Экономическая эффективность.
Экономическую эффективность рассчитывать не целесообразно, так как льготы,
планируемые к предоставлению в 2016 году, имеют социальную направленность.
Вывод результатов оценки социально-экономической эффективности налоговых льгот.
Общая сумма потерь местного бюджета в результате предоставления льгот по местным налогам за 2016 год составила 57,0 тыс. рублей, в том числе по земельному налогу - 48,0 тыс.рублей (из них. сумма льгот по земельному налогу по юридическим лицам – 48,0 тыс.руб., по физическим лицам – 0,0 тыс.руб.), по налогу на имущество физических лиц - 9,0 тыс.руб.
Сумма налоговых льгот, предоставленных в отношении местных налогов Сигачинского сельского поселения, за 2016 год составила48,0 тыс.рублей (84,2% от общей сумме предоставленных налоговых льгот в соответствии с федеральным законодательством), уменьшение к уровню 2015 года на 5,9%.
Удельный вес потерь бюджета Сигачинского сельского поселения в общей сумме поступлений налоговых доходов составил 8,7 %.
Таким образом, в результате проведенной финансовым отделом администрации Батыревского района оценкой социально-экономической эффективности, предоставленных в 2016 году налоговых льгот по местным налогам, установлено, что предоставленные налоговые льготы являются эффективными и не требующими отмены.
Бюджетная эффективность составляет 48,0 тыс.рублей, которая направлена на сокращение расходов бюджета за счет исключения встречных финансовых потоков бюджетных средств. Социальная эффективность составляет 9,0 тыс.рублей, которая направлена на повышение уровня жизни и социальной защищенности населения.
Вед. специалист-эксперт
финансового отдела администрации
Батыревского района Г.В.Мельникова