Настоящие основные направления сформированы на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 – 2016 годах от 13.06.2013 г., основных направлений бюджетной политики Батыревского района на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденных постановлением администрации Батыревского района от 06 августа 2013 года №507.
1. Основные результаты и проблемы бюджетной политики
Бюджетная политика, проводимая Бикшикским сельским поселением, направлена на решение приоритетных задач социально-экономического развития Бикшикского сельского поселения, в числе основных – улучшение условий жизни населения сельского поселения.
По итогам 2012 года обеспечена положительная динамика основных показателей бюджета Бикшикского сельского поселения относительно уровня 2012 года. Ожидаемое исполнение бюджета Бикшикского сельского поселения за 2013 год составляет: по доходам – 8765,2 тыс. рублей и по расходам – 8806,4 тыс. рублей, что на 31,6 процента или на 2105,1 тыс. рублей выше показателей 2012 года по доходам и на 29,8 процента или на 2024,0 тыс. рублей – по расходам. По результатам исполнения бюджета Бикшикского сельского поселения сложился дефицит бюджета в сумме 41,2 тыс. рублей.
Основные доходные источники бюджета Бикшикского сельского поселения – собственные налоговые и неналоговые доходы, их объем составил 867,9 тыс. рублей или 9,9 процента всех поступлений в бюджет Бикшикского сельского поселения. Снижение по сравнению с 2012 годом составило 158,5 тыс. рублей.
За счет ежегодного роста собственных доходных источников доля районной финансовой помощи в бюджете Бикшикского сельского поселения в целом снижается. Вместе с тем, поступление целевых межбюджетных трансфертов, направляемых на приоритетные направления социально-экономического развития Бикшикского сельского поселения, сопоставимо с уровнем 2012 года.
Просроченная задолженность по бюджетным и долговым обязательствам бюджета Бикшикского сельского поселения отсутствует.
В сфере расходов бюджета Бикшикского сельского поселения приоритетом являлось обеспечение населения бюджетными услугами культуры. На эти цели будет направлено 3410,2 тыс. рублей, что на 39,7 выше показателя 2012 года. Расходы на культуру составили 38,7 процентов всех расходов бюджета Бикшикского сельского поселения.
Новацией бюджетной политики станет образование дорожного фонда. Основными источниками формирования дорожного фонда являются:
- доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в бюджет сельского поселения;
- транспортного налога, подлежащего зачислению в бюджет Бикшикского сельского поселения в соответствии с нормативом, установленным Законом Чувашской Республики «О регулировании правоотношений в Чувашской Республике»;
- использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования местного значения Бикшикского сельского поселения;
- передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения Бикшикского сельского поселения;
- платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам местного значения Бикшикского сельского поселения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
- платы за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения Бикшикского сельского поселения;
- штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования местного значения Бикшикского сельского поселения;
- поступлений в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Бикшикского сельского поселения.
- безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц на финансовое обеспечение дорожной деятельности, в том числе добровольных пожертвований, в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Бикшикского сельского поселения.
Завершена реализация Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Бикшикском сельском поселении на период до 2012 года, утвержденной решением Собрания депутатов Батыревского района от 18.03.2011 № 3. В целях создания условий для формирования и реализации с 1 января 2014 г. муниципальных программ Батыревского района внесены изменения в решение Собрания депутатов Батыревского района от 20.09.2013 № 21/1 «Об утверждении Положения «о регулировании бюджетных правоотношений в Батыревском районе Чувашской Республики», подготовлена необходимая нормативная база для формирования бюджета сельского поселения на очередной год.
Вместе с тем дальнейшее развитие бюджетной системы Российской Федерации, в том числе на территории Бикшикского сельского поселения, и работа по повышению эффективности управления финансами невозможны без принятия действенных мер на местном уровне по решению проблем, отмеченных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 – 2016 годах. В их числе:
повышение темпов роста качества предоставления муниципальных услуг;
внедрение четкой системы оценки эффективности бюджетных расходов, дальнейшее развитие системы программно-целевого метода бюджетного планирования;
решение задачи по долгосрочному бюджетному планированию;
В связи с этим все ранее поставленные цели не потеряли своей актуальности и должны быть достигнуты.
2. Основные цели и задачи бюджетной
и налоговой политики на 2014 год.
Основными целями, поставленными Бюджетным посланием Президента Российской Федерации, являются обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной бюджетной политики при безусловном исполнении всех обязательств государства, выполнение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации.
Достижению данных целей будут способствовать развитие стратегического планирования, укрепление налогового потенциала Бикшикского сельского поселения, формирование и исполнение бюджета сельского поселения на основе государственных и муниципальных программ, жесткое соблюдение бюджетных правил при планировании бюджетных расходов, эффективное использование бюджетных ресурсов.
2.1. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы. Развитие программно-целевых методов управления
В целях расширения горизонта бюджетного планирования и обеспечения долгосрочной сбалансированности необходимы разработка и принятие долгосрочного прогноза социально-экономического развития Бикшикского сельского поселения и Бюджетной стратегии Бикшикского сельского поселения на период до 2020 года. Разработка данных документов должна быть осуществлена уже для формирования бюджета на следующий год на основе задач и подходов, предусмотренных в аналогичных областных документах.
Стратегия должна содержать ориентиры по ресурсному обеспечению муниципальных программ Батыревского района и оценку рисков бюджетной разбалансированности. Основными инструментами достижения целей Бикшикского сельского поселения в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Бикшикского сельского поселения на период до 2020 года, а также основой для долгосрочного бюджетного планирования будут муниципальные программы Батыревского района. Они станут основным механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
Бюджетные расходы на непрограммные направления деятельности органов местного самоуправления должны быть финансово-экономически обоснованы, их удельный вес в бюджете не значителен.
В 2014 году будет продолжена взвешенная долговая политика, направленная на ограничение размера муниципального долга Бикшикского сельского поселения и дефицита бюджета сельского поселения с учетом требований бюджетного законодательства. Укрепление налогового потенциала Бикшикского сельского поселения, максимально возможное использование собственных налоговых ресурсов будут способствовать дальнейшему снижению дотационности Бикшикского сельского поселения.
2.2. Совершенствование налоговой политики.
Основные цели налоговой политики Бикшикского сельского поселения – создание условий для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета сельского поселения.
Важным направлением реализации налоговой политики до 2018 года является совершенствование налогообложения недвижимого имущества, в связи с чем будет продолжена подготовительная работа по введению налога на недвижимое имущество для физических лиц. Концепция перехода будет осуществлена с учетом подходов и задач, предусмотренных в аналогичных федеральных и республиканских документах. Переходный период предполагает постепенное введение налога на недвижимое имущество физических лиц по мере готовности муниципального образования к его введению.
Будет продолжена ежегодная оценка эффективности социальных, бюджетных, экономических стимулов расширения налоговой базы за счет установления решениями Собрания депутатов Бикшикского сельского поселения налоговых льгот, а также приняты меры по отмене при их неэффективности.
Расширение налогового потенциала сельского поселения предусматривается за счет принимаемых мер по снижению задолженности по платежам в бюджет. Продолжится практика ведения мониторинга изменений федерального и республиканского налогового законодательства и внесение соответствующих изменений в нормативно - правовые акты Бикшикского сельского поселения. Важнейшим направлением остается разработка и реализация механизмов контроля за исполнением доходов бюджета Бикшикского сельского поселения и снижением недоимки.
2.3. Приоритеты бюджетных расходов
Приоритетом бюджетной политики в сфере расходов будет являться улучшение условий жизни населения Бикшикского сельского поселения, решение социальных проблем, предоставление качественных муниципальных услуг на основе целей и задач, определенных указами Президента Российской Федерации и Стратегией социально-экономического развития Бикшикского сельского поселения на период до 2020 года.
Продолжится реализация указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012, от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» (далее – указ Президента Российской Федерации), в том числе по повышению заработной платы работникам учреждений культуры. На эти цели в первоочередном порядке будут направлены ресурсы, высвобождаемые в результате реализации мер по оптимизации расходов бюджета сельского поселения.
Будет продолжена работа по переходу на «эффективный контракт», включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг.
Начиная с 2014 года в состав целевых показателей вновь принимаемых муниципальных программ Батыревского района предусматривается включать основные параметры муниципального задания.
В целях повышения качества оказания муниципальных услуг планируется переход к формированию муниципального задания на оказание муниципальных услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения.
Одним из основных приоритетов бюджетных расходов на предстоящий год будет оставаться финансовая поддержка экономики. Продолжатся мероприятия по развитию дорожного комплекса Бикшикского сельского поселения, газификации и водоснабжению сельского поселения.
Начиная с 2014 года в соответствии с требованиями бюджетного законодательства будут созданы муниципальные дорожные фонды, за счет средств которых будет осуществляться финансирование дорожной деятельности в отношении дорог местного значения. На реализацию данных расходных обязательств необходимо изыскание дополнительных финансовых ресурсов, что в свою очередь потребует более взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств.
2.4. Повышение эффективности и оптимизация структуры бюджетных расходов Бюджетная политика в сфере расходов будет направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе – с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов. Приоритезация расходов в обязательном порядке предполагает выбор приоритетных расходных обязательств, позволяющих достичь наилучшего результата, в том числе в долгосрочном периоде. Этому будет способствовать повышение ответственности и заинтересованности ответственных исполнителей муниципальных программ Батыревского района за достижение целей в сфере социально-экономического развития Бикшикского сельского поселения. В целях создания условий для своевременного и эффективного использования средств продолжится применение «бюджетных правил», которые предусматривались при формировании бюджета на 2013 год.
Для мобилизации ресурсов будет продолжена работа по оптимизации структуры бюджетных расходов за счет повышения эффективности расходов и их концентрации на приоритетных задачах, сформулированных в указах Президента Российской Федерации. Основными резервами повышения эффективности использования бюджетных средств будет являться оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд. При формировании бюджета сельского поселения на 2014 год будут уточнены объемы принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей. Продолжится оптимизация расходов по содержанию органов власти местного самоуправления на основе нормирования управленческих расходов в части материальных затрат.
2.5. Повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса
Наряду с формированием и исполнением бюджета сельского поселения гражданам представится возможность получения в доступной и наглядной форме информации о параметрах бюджета, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств. Обеспечению открытости и подконтрольности бюджетного процесса будет способствовать проведение публичных слушаний по проекту бюджета сельского поселения, отчету о его исполнении, а также о наиболее крупных муниципальных закупках. В целях информирования населения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информация будет регулярно размещаться и обновляться на официальном сайте администрации Бикшикского сельского поселения. Администрации Бикшикского сельского поселения необходимо регулярно публиковать и размещать в информационно-коммуникационной сети «Интернет» информацию о принятии и исполнении бюджета в понятной для граждан информативной и компактной форме. Это позволит им составить представление и обладать актуальной и достоверной информацией о направлениях расходования бюджетных средств, целевом их использовании.
2.6. Развитие и повышение эффективности муниципального финансового контроля
В текущем году и среднесрочной перспективе получит дальнейшее развитие система муниципального финансового контроля Бикшикского сельского поселения. В связи с внесенными Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования государственного (муниципального) финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, а также на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» основными направлениями развития в этой сфере станут разграничение и уточнение полномочий Бикшикского сельского поселения, в том числе:
- проведение санкционирования оплаты каждого денежного обязательства получателей бюджетных средств после проверки документов, подтверждающих возникновение таких обязательств, и проверки на всех этапах осуществления закупок соответствия информации о предоставленных объемах финансового обеспечения информации, зафиксированной в документах;
- осуществление внутреннего муниципального финансового контроля (должностными лицами) полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ Батыревского района, осуществление контроля за соблюдением законодательства при составлении и исполнении бюджета в отношении расходов, связанных с закупками, установление достоверности учета таких расходов;
- осуществление главными распорядителями бюджетных средств контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления, исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем и подведомственными ему получателями бюджетных средств.
Вместе с тем при организации этой работы необходимо исключить возможное дублирование контрольных функций финансового контроля.
Главная задача этой работы – организация действенного, компетентного и всеобъемлющего контроля за эффективным использованием бюджетных средств, в целях повышения качества управления финансами и результативности муниципальных программ Батыревского района.