РУССКАЯ СОРМА – Первое – Тинсарино, Троицкое, Вырăс Сурăм, Сала тавраш, село Яндобинского сельского поселения, расположена на левом берегу реки Б. Сорма. Расстояние до с. Аликово – 12 км., г. Чебоксары – 56 км., ж/д. ст. – 46 км. Русско-Сорминское общество. Русско-Сорминский приход. С 1927 – Асакасинская волость Ядринского уезда Казанской губернии. С01.10.1927 – Аликовский р-н., с 20.12.1962 – Вурнарский р-н.,с 04.03.1965 – Аликовский р-н, Русско-Сорминский с/с (01.10.1927), к-з им. Калинина.. По рассказам старожилов, первым поселенцем был монах «черноризец», живший на принадлежавшей монастырю мельнице. В церковных документах сохранились сведения: «Чебоксарский Преображенский монастырь, владевший в 70-х гг. XVII в. д. Голодяихой 124 крепостными крестьянами мужского пола, 384 дес. пашни, 330 дес. сенокоса, 4 мельницами, рыбными ловлями по реке Волге, получил рыбные ловли по реке Цивилю, а в 90-х гг. захватил большую площадь чувашских крестьян. Построив в 1690–91 годах мельницу под деревней Сорма-Маресево Тинсарино тож Чебоксарского уезда, строитель монастыря «с братею» усмотрели возможность захвата земли в этой деревне. В 1691 г. они подали челобитную в Приказ Казанского двора с просьбой пожаловать монастырю якобы «вымороченную, покидную, пустовую землю» в указанной деревне. Просьба была удовлетворена. В 1693 г. монастырю было отмежевано 375,5 дес. пашни. 300 дес. сенокоса, 20 дес. пашенного леса и 15 кв. верст черного леса. Монастырь здесь основал село Русскую Сорму». В дореволюционный период – самый крупный населенный пункт на территории совр. Аликов. р-на. Первоначально не было ни одной чувашской семьи. Прихожане – все русские. Как передают старожилы, они переселились сюда «из великорусских деревень» в 18 веке. Первым обитателем был монах из Чебоксарского монастыря. По 1 ревизии (1718–22 гг.) – 57 душ. Мельница в селе на река Сорма называлась «Хуратуй арман.» (мельница, принадлежащая чернецу-монаху). Русские крестьяне села назывались монастырскими, хотя были подведомственны Асакасинской волости. Относительно прикрепления к земле монаха сохранилось предание: «Говорят, пришел один монах и выбрал местность на реке Сорма. Он попросил у чуваш земли на вечное пользование лишь столько, сколько требуется волу во время лежания «вăкăр выртмалăх вырăн). Чуваши согласились. Тогда монах ухитрился так: заколол порядочного быка, шкуру изрезал тоненькими ниточками и обвел последними меченную им местность. Чуваши, видя обман со стороны монаха, не сопротивлялись ему, так как местность была болотистая, негодная к пользованию. Таким образом, монах присвоил себе у чуваш немало земли, которая стала заселяться русскими, преимущественно Чебоксарского края.