Статьи, устанавливающие административную ответственность за нарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, содержатся в гл. 18 КоАП РФ «Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации». Также, к данной группе правонарушений также относится норма, закрепленная в ст. 19.27 гл. 19 КоАП РФ «Предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета».
В последние годы имеет место устойчивая тенденция усиления ответственности за нарушения в сфере обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации. В связи с указанными обстоятельствами необходимо обратить внимание на статью 18.8 КоАП РФ «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации», которая претерпела существенные изменения в 2013 году.
Изначально статья 18.8 КоАП РФ предусматривала ответственность за несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания и несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
Однако, уже в 2006 году была осуществлена попытка решить вопросы незаконной трудовой миграции путем ужесточения административной ответственности. К начальной формулировке статьи добавилась ответственность за отсутствие или утрату документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, неподачу заявления об их утрате, нарушение правил миграционного учета и не уведомление миграционной службы в случаях, установленных федеральным законом.
Также была введена часть 2 статьи 18.8 КоАП РФ, которая предусматривает, что если иностранный гражданин или лицо без гражданства занимается на территории России деятельностью, несоответствующей заявленной при въезде, то это также является нарушением режима пребывания.
В этот же период были значительно увеличены штрафы за нарушение миграционного законодательства. Так, если рассматриваемая статья 18.8 КоАП РФ изначально предусматривала штраф от 5 до 10 МРОТ (500-1000 рублей), то с 2004 года штраф вырос до 10 — 15 МРОТ (1000-1500 рублей), а с 2006 года до 20 — 50 МРОТ (2000-5000 рублей).
Часть 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает в случае отсутствия или утраты документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации либо уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, не только штраф, но и административное выдворение за пределы Российской Федерации. Однако, если часть 2 статьи 18.8, принятая в 2006 году позволяет применять или не применять меру административного выдворения, то часть 1.1 предусматривает обязательное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ.
Часть 3 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает, что если нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенны в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, то сумма штрафа составляет от 5000 до 7000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Вполне разумное увеличение суммы штрафа с учетом возможных заработков мигрантов в столицах. Кроме того, в столичных регионах для применения обязательного административного выдворения достаточно всего одного нарушения режима пребывания иностранного гражданина на территории РФ.
Наконец, часть 4 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает, что повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Таким образом, часть 4 рассматриваемой статьи позволяет выдворить за пределы Российской Федерации тех лиц, которых неоднократно привлекали к ответственности за нарушение режима пребывания, а они, как не соблюдали этот режим, так и не соблюдают.
Однако, самое важное во внесенных изменениях содержится в примечании к статье 18.8 КоАП РФ: «Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи». В результате иностранный гражданин, который дважды в течение года нарушил миграционное законодательство, будет выдворен за пределы Российской Федерации под непосредственным контролем Федеральной миграционной службы.
Кроме того, в статью 18.10 КоАП РФ «Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации» были внесены аналогичные изменения. Указанная статья была дополнена частями 2 и 3, которые предусматривают обязательное административное выдворение в том случае, если у мигранта все документы в порядке и сроки не нарушены, но он вместо «туризма» занимается трудовой деятельностью без официального оформления. Причем, аналогично статье 18.8 в статье 18.10 для столичных регионов достаточно однократного нарушения, а для всей остальной страны — двукратного. Примечание к статье 18.10 также предусматривает несамостоятельный выезд.
Также стоит обратить внимание на то, что с начала текущего 2015 года в статьи КоАП РФ 18.10, 18.16 и 18.20, а так же в статью 18.15 добавлены нормы, предусматривающие ответственность иностранных граждан и работодателей за нарушение порядка применения трудовых патентов. Так, новая статья 18.20 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за выдачей патента в виде наложения административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.