Согласно статье 435 УПК РФ при выявлении факта психического заболевания у лица, к которому в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа суд в порядке статьи 108 УПК РФ принимает решение о переводе этого лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.
Вместе с тем, не всегда судом и администрацией медицинского учреждения верно толкуется данная уголовно-процессуальная норма.
Нередко судами выносятся постановления о помещении лица в медицинскую организацию для принудительного лечения в условиях стационара до момента его выздоровления, в связи с чем впоследствии администрации таких организаций вынуждены обращаться в органы прокуратуры и суд для разъяснения им дальнейшего порядка прекращения нахождения у них данного лица, ввиду отсутствия законодательно урегулированного порядка их действий.
Так, в следственной практике встречаются случаи, когда от медицинской организации в органы предварительного следствия поступает акт психиатрического освидетельствования, согласно которому констатировано, что в дальнейшем лечении от временного психического расстройство лицо не нуждается, и одновременно в суд направляется ходатайство администрации для принятия решения о прекращении его пребывания в стационаре.
Однако данный порядок является неверным, когда речь идет о стадии предварительного следствия по уголовному делу.
Администрацией медицинской организации осуществляется подмена понятий меры пресечения и принудительных мер медицинского характера.
Конституционный суд Российской Федерации определил, какой конституционно-правовой смысл заложен в статье 435 УПК РФ.
Так, в Постановлении КС РФ от 24.05.2018 № 20-П «По делу о проверке конституционности ст. 435 УПК РФ в связи с жалобами граждан Д. и К.» указано, что в случае выявления факта психического заболевания у лица, к которому в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, суд обязан установить срок, на которой данное лицо помещается в медицинскую организацию, в том числе календарную дату его истечения. Продление срока должно осуществляться в порядке статьи 109 УПК РФ.
Прекращение нахождения лица в медицинской организации осуществляется путем констатирования уполномоченным должностным лицом соответствующей организации отсутствия оснований для дальнейшего прохождения лечения.
При этом если срок содержания под стражей лица, находящегося в такой организации на лечении, истек, то следователю необходимо решить вопрос об избрании той или иной меры пресечения, установленной уголовно-процессуальным законом, в обратном случае дополнительное избрание меры пресечения не требуется.
Кроме того, Конституционный суд Российской Федерации установил, что федеральный законодатель не лишен возможности в процессе совершенствования правового регулирования уточнить механизм и условия помещения лиц, к которым в качестве меры пресечения применено содержание по стражей, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в том числе в части порядка и оснований продления срока их нахождения в такой медицинской организации.
Старший помощник
прокурора Аликовского района
юрист 1 класса Д.Ю. Бородин