В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Однако органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют лишь организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований. Непосредственно бремя утилизации отходов (заключения договоров с лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, несения расходов по оплате их услуг) возлагается на их собственника, то есть лицо, в результате деятельности которого эти отходы образовались.
Деятельность специализированных организаций по обращению с бытовыми отходами, которые производятся гражданами, проживающими в частных жилых домах (то есть домах, не являющихся многоквартирными, где бы действовали органы управления многоквартирными домами), должна осуществляться на основании заключенного между ними договора в соответствии с главой 39 ГК РФ, Законом Российской федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) и Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (далее - Правила вывоза ТБО), утвержденными постановлениемПравительства РФ от 10.02.1997 N 155.
Несоблюдение гражданином экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления (в том числе в случае, если в результате уклонения гражданина от заключения договоров о вывозе ТБО со специализированными организациями отходы накапливаются, загрязняя окружающую среду, либо утилизируются им в нарушение действующих норм и правил) может влечь предъявление уполномоченным органом власти требования к гражданину об устранении допущенных нарушений, а также административную ответственность, предусмотренную ст. 8.2КоАП РФ.
Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" в п. 3.7.8. установлено, что сбор твердых бытовых отходов в неканализированных домовладениях следует производить отдельно в малые (металлические) емкости, которые должны выноситься жильцами в установленное время к месту остановки мусоровоза.
В случае трудности эксплуатации металлических мусоросборников при минусовых температурах допускается применение съемных деревянных ящиков без дна вместимостью до 1 м, устанавливаемых на бетонированной или асфальтированной площадке.
Как следует из абзаца 2 п. 2 Правил твердыми и жидкими бытовыми отходами являются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и другие).
Согласно Санитарным правилам содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 выгребные ямы очищаются по мере их заполнения, но не реже одного раза в полгода (п. 2.3.4), а жидкие бытовые отходы из неканализованных домовладений должны вывозиться на сливные станции или поля ассенизации ассенизационным вакуумным транспортом (п. 2.1.5); обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке, запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях (п. 3.1).
В связи с изложенным отметим, что за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами потребления, правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты статьями 6.3, 8.2 и 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность. Субъектами указанных правонарушений являются, в том числе, и граждане.
Так, в соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ нарушение действующих санитарных правил гражданами влечет предупреждение или наложение на них административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Нарушение гражданами экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, размещении и ином обращении с отходами потребления, согласно ст. 8.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Заместитель прокурора района
советник юстиции Ф.Ю. Лазарева