КАГАСИ – Кака=, д. Чувашско-Сорминского поселения, расположена в верховьях речки «Иван ой», на обоих берегах оврага «Нимич», входила в Больше-Шатьминский приход, Босаевское общество, до 1894 – в Тинсаринскую вол. (входили 43 селений, вол. правление – в д. Тиуши), 1894 – 1927 – в Чувашско-Сорминскую вол., Кагасьский с/с (1919–28). Расст. до с. Аликово – 18 км., г. Чебоксары – 43 км., ж/д. ст. – 33 км.1.10.1927 – Аликовский р-н., 30.3.1944 – Моргаушский р-н, 14.7.1959 – Аликовский р-н., 29.12.60 – Чебоксарский р-н., 11.3.1964 – Моргаушский р-н., 3.10.1966 – Аликовский р-н. 1.10.1927 – Кагасьский с/с, 11.10.1928 – Шиушский с/с, 20.4.1973 – Чувашско-Сорминский с/с, Чувашско-Сорминское поселение. К-з «им. Ворошилова», «Правда», «Сорма», с-з «Сорминский», ККП «Сорма», СХПК «Новый путь». Название д. – от языческогоимени «Кага=» (Мага=). Отрогами оврага, при котором расположена д., селение делится на 3 улицы: Янглать, Нимич, Магась. По преданию, родоначальником поселенцев околотка был некрещеный чуваш по имени Магась, который составлял родовую фамилию потомков основателя селения. Больше-Шатьминский приход состоял из Тинсаринского, Байряшевского (входили дд. Тюрекасы, Мартынкино, Шор-Байрашево, Шыпырлывары, Обрыскино), Босаевского обшеств. Родоначальниками обществ были некрещеные чуваши, братья Тинсар, Байряш, Босай. Их потомки Отян, Тоин, Отриван образовали Босаевское общество (входили дд. Кагаси, Энехмет, Шор-Босай, Тиуши-Пондрейкино). Первыми переселенцами д. Кагаси из поселения Лискар были Магась, Платка, Кумза, Москани, Паймарса и др. В глубокую старину, гласит предание, на пр. берегу р. Шатьма около кургана была деревня, называемая «Лискар», жители которой после ее исчезновения организовали новые выселки: Кагаси, Тиуши и Шоры (по сей день сохранилась местность «Лискар-вар»). Эти деревни образовали Босаевское общество. В д. Шоры проживал (1893 г.) Никита Степанов, который утверждал, что он – потомок Отревана, и предка его, Отяна, в д. Кагаси указывают как на первых переселенцев из д. Лискар: Мака=, Платка, Кёмса, Москани, Паймёрса и др., ведущих свой род от обывателей исчезнувшей деревни. Жителями д. Лискар были: Отян, Юлюжер, Тоин. Отяна родня – Никита Степанов, отец – Ойри Иван». Между дд. Кадыкой и Тиуш расположены 3 кургана: на левой стороне р. Шатьма, в полуверстах от Кадыкой; около Мён к.пер – курган «Х.вел амёш =ырми» (в 1 км от д. Кадыкой, к Ю-З от Тиуши и к С-В от Кагаси. Другой курган – на левом берегу Иван-ой, 1,2 км от Шор на З, 1,2 км от д. Кагаси на Ю-В. Курган имел овально-круглую форму. Южная сторона оборвана оврагом «Иван-ой», в длину – 141 шаг (с В на Ю-З). Полуокружность равна 205 м, с В закруглен остро, с Ю-З – дугообразно: в поперечнике – 53 шага. На западной пол. пролегала сеновозная дрога в д. Шор (с Ю-З на С-В). В шагах 30 от кургана на З находится овраг Москани вар, к востоку от него, в 1,2 км близ д. Шор с правой стороны оврага Иван-ой лежит «Увыс–вар» (осиновый дол) – киремет, имеющий направление с Ю на С. Напротив кургана на пр. стороне оврага Иван-ой находится урочище Аскар-ой.(См.: Н. Архангельский. Экскурсия 1898 г. по Ядринскому уезду. ИОАИЭ. Т.16. – Казань, 1900). Левый берег водного оврага Иван-ой известен под названием Парас осси – служил местом для жертвоприношений всего Босаевского общества.Под Парас осси подразумевалась огромнейшая сосна, срубленная в 1750-е г. и увезенная на строительство мельницы на р. Сорма на 18 подвозах. По рассказам старожилов, вокруг сосны перевенчивали венчанных в приходской церкви чуваш. При языческих жертвенных молитвословиях и действиях был гл. жрец Москани (овраг от его имени Москани вар),(См.: Противомусульманский сборник. Вып 5. – Казань, 1874). Упоминаются киремети: Вутлё =ырма-Торхандей (овраг, в котором в старину приносились кровавые жертвы злорму духу Торхандею), Сурёмварпу= (место жертвоприношения), Малти киреметь по= (овраг, приток р. Йошлаваш, которая впадает в Иван ой).
На 1898 жители д. (176 муж., 180 жен.) занимались отхожим промыслом – 10 дв., многие – кулеткачеством, хлебопашеством – 48 дв., портняжеством – 3 дв., изготовлением чубука – 2 дв. Ныне – в основном, земледелием (в ЛПХ, КФК, СХПК «Новый путь»). В первой четверти ХХ в. действовали 2 мельницы? В 1930 открыта начальная школа. 36 человек погибли на фронтах ВОВ. В деревне находятся клуб, магазин райпо, ферма СХПК «Новый путь». Радиофикация осуществл. в нач. 1950-х, электрификация – в 1962, телефон – в 1976, природный газ – в 1974, газификация – в 2000, дорога с тверд. покр. (2008). Число дворов и жителей: в 1782 – 38 дв.; 1859 – 47 дв., 241 чел. (121 м., 120 ж.); 1882 – 299 чел. (153 м., 146 ж.); 1897 – 347 чел. (167 м., 180 ж.); 1907 – 82 дв.; 1926 – 79 дв., 315 чел. (116 м., 197 ж.); 1939 – 375 чел. (166 м., 209 ж.); 1959 – 267 чел. (103 м., 164 ж.); 1970 – 246 чел. (104 м., 142 ж.); 1979 – 231 чел. (106 м., 125 ж.); 1989 – 180 чел. (82 м., 98 ж.); 1992 – 60 дв., 165 чел.; 1995 – 60 дв., 182 чел.; 2002 – 59 дв., 155 чел.; 2005 – 54 дв., 145 чел. Топонимика: Вышка уй (деревня находится на 198 м выше уровня океана, геодезическая вышка (дерев.) построена в нач. 1960-х гг., h=37 м.), Й.тем =и (кр? ток): Мён ш.ньк.: Ш.ньк. по=: Платка кашти (Плаккашти): Салтак =еч.: Василий Иванович тёвайкки: Мён =ут: Кив =ерт: Палай касси: Яр-ту: Элекка хёртни: Тайри пёралук.: Уличе: Уличе пёралук.: Левенти уйалёк. (пралук.): Арсенти (Тимуха) пралук. (уй алёк.): Кара=и сёрч.: Кара=и пёралук.: Хёйёр шётёк (карьер): Чипер юман: Ехх.м лупашки (принадлежал Ефиму Данилову): Вутланка к.пер.: Кив Мён =ул: Вырёс Сурам (Энехмет) =ул.: Шор =ул. (дороги); Мён Ш.в.ш =ёви: Мён Шетьм. =ёви: Тив.ш =ёви: Хурёнкасси =ёви (умерших хоронили на этих кладбищах): Мор карти (скотомогильник); Вотланкё: Кёканар вёрман.: Мён Ш.в.ш вёрман.: Мён .шне: П.ч.к Вотлан вёрман.: П.ч.к .шне: Ш.ньк. вёрман.: Шор вёрман. (леса); Автанкас вар: Ва==а вар: Вёля вар: Вотлё =ырма: Калай вар: Кипеш вар: Лаша вар: Лискар вар: Мага= =ырми: Мён к.пер =ырми: Москани вар: Пали вар: С.нт.р вар: Сив. =ул вар: Сорм =ырми: +ильчэ вар: +ил=и вар: +ил=и вар =ырми: +\=е вар кукри: +ятёрка вар: Тарн =ырма (Кёмзи вар): Тон =ёл вар: Торханди: Шап вар: Ш.нер киремет вар.: Чаган вар: Чокмар вар (овраги); Паймёрза олёх: Сурём уй: Ш.ньк. (Торхан ой): Шур уй: Юман уй (поля); Вёля вар =ёл: Кака= к\лли (плотина): Мака= п.ви (принадлежал сель. старосте Р.Н. Юдину: потомку Магася): Марья п.ви: П.ч.к п.ве: +.н п.ве: Тон =ёл: Тунан (Лизук) п.ви: Улича п.ви: Хурал п.ви (пруды); Торханди: Янглать: Нимич: Союзная, Южная, пер.Мирный (улицы).