Статья 2 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Закон об антикоррупционной экспертизе), устанавливает основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), к которым относится, в том числе, обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Аантикоррупционная экспертиза нормативных актов направлена на определение коррупциогенности норм законов, потенциальной возможности злоупотреблений. По сути, антикоррупционная экспертиза связана с прогнозированием коррупционных рисков при реализации проверяемых нормативных актов.
Согласно ст. 3 Закона об антикоррупционной экспертизе антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится следующими субъектами:
- прокуратурой Российской Федерации;
- федеральным органом исполнительной власти в области юстиции;
- органами, организациями, их должностными лицами.
Кроме того, согласно ст. 5 Закона об антикоррупционной экспертизе, независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) могут проводить также институты гражданского общества и граждане, аккредитованные в установленном порядке Министерством юстиции Российской Федерации (далее - независимые эксперты). Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время такой порядок установлен Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96*(2) (далее - Правила проведения антикоррупционной экспертизы). При этом данные Правила определяют порядок проведения как антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, осуществляемой Министерством юстиции РФ, так и независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. По результатам антикоррупционной экспертизы направляются заключения, в числе которых также уставы муниципальных образований и муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а также проекты указанных актов.
Согласно ст. 5 Закона об антикоррупционной экспертизе, институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Заместитель прокурора района
советник юстиции Ф.Ю.Лазарева