Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года
К Посланию Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики 2003 г.)
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2010 ГОДА
Реалии XXI века требуют определения стратегических направлений развития экономики на долгосрочную перспективу, ставят перед органами власти и хозяйствующими субъектами Чувашской Республики задачу активного поиска и практического использования новых факторов и открывающихся возможностей экономического роста.
На основе наработанного за эти годы опыта, с учетом успешной поэтапной реализации среднесрочной Президентской программы основных социально-экономических преобразований в Чувашской Республике до 2005 года, сегодня мы имеем возможность достаточно уверенно прогнозировать и планировать основные параметры развития республики уже до
2010 года.
Тенденции развития экономики республики в период до 2010 года будут определяться действием ряда объективных макроэкономических факторов, таких как:
- усиливающиеся процессы глобализации мировых хозяйственных связей;
- ускорение перехода на новые технологические уклады;
- возможные изменения на федеральном уровне в части политики монетаризма, международных отношений, законодательства;
- тарифная политика естественных монополий.
Ограничивающее воздействие на темпы экономического роста будут оказывать такие внутренние факторы, как:
- сложившаяся недостаточно эффективная структура производства, для которой характерна небольшая доля производств с высокой добавленной стоимостью;
- высокая степень изношенности производственных фондов, незначительный удельный вес конкурентоспособных мощностей;
- низкая техническая вооруженность в сельском хозяйстве, неэффективная занятость на селе;
- состояние трудовых ресурсов и развитие рынка труда.
По прогнозным данным в связи с демографическим сдвигом значительно увеличится трудоспособное население: с 819,5 тыс.человек в 2002 году до 850,4 тыс.человек в 2007 году. Предполагается, что в период до 2010 года в республике сохранится тенденция превышения предложения рабочей силы над ее спросом как за счет роста численности трудовых ресурсов, так и за счет продолжающейся реструктуризации экономики.
В результате структурных преобразований экономики ежегодно будут высвобождаться 3-4 тыс. работников, которых мы обязаны обеспечить рабочими местами.
Благоприятными внутренними стартовыми факторами являются:
- политическая стабильность в республике;
- наличие активно развивающейся относительно большинства регионов России производственной, транспортной, телекоммуникационной и социальной инфраструктуры;
- устойчивый имидж республики как «модельного» региона, использующего новаторские методы управления и проводящего прозрачную и эффективную бюджетную политику;
- положительная динамика инвестиционного потенциала, достаточно высокий инвестиционный рейтинг среди регионов России;
- отсутствие социальной напряженности, относительно благоприятная экологическая обстановка.
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ
Целями долгосрочной экономической стратегии Чувашской Республики являются:
- обеспечение достойного уровня жизни населения;
- создание эффективной, конкурентоспособной, инновационно восприимчивой экономики, обладающей диверсифицированной структурой производства и значительным экспортным потенциалом.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
модернизация экономики, направленная на повышение ее эффективности, осуществление структурных сдвигов, обеспечение высоких темпов экономического роста через:
- повышение инвестиционной и инновационной активности предприятий;
- создание интегрированных структур в приоритетных отраслях экономики;
- сохранение традиционных отраслей специализации, расширение рынков сбыта действующих производств;
- реструктуризацию предприятий;
- создание новых производств на базе передовых технологий;
- обеспечение благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, привлечение инвестиций в развитие реального сектора экономики, ускорение процессов обновления основных производственных фондов, обеспечение эффективности капиталовложений;
- повышение энергоэффективности экономики;
- развитие малого и среднего бизнеса, обеспечивающего еще и эффективную занятость населения;
- повышение конкурентоспособности экономики республики, наращивание ее экспортного потенциала, усиление межрегиональных кооперационных связей;
- стимулирование эффективного потребления и рационального использования сбережений населения;
- обеспечение доступности базовых социальных благ и услуг, оптимизация механизмов и системы поддержки социально незащищенных слоев населения;
- сокращение дифференциации в уровне социально-экономического развития муниципальных образований республики;
- масштабное развитие кадрового потенциала республики.
II. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДО 2010 ГОДА
На первом (сегодняшнем) этапе (до 2005 года) осуществляется реформирование предприятий, поиск и определение эффективных собственников и улучшение управления (замена на квалифицированных менеджеров), что позволит значительно повысить эффективность действующих предприятий, привлечь инвестиции и провести модернизацию, повысить конкурентоспособность продукции и выйти на новые рынки сбыта. Рост производства предполагается обеспечить через расширение внутреннего рынка, импортозамещение.
На этом этапе ключевым словом в экономике Российской Федерации и Чувашской Республики должно быть – реструктуризация. Реструктуризация – это неприятный процесс освобождения прибыльной части бизнеса предприятия от исторического балласта, той части бизнеса, которая не удалась и сегодня приносит убытки и делает предприятие в целом убыточным.
Реструктуризация – это создание экономической опоры для нового начала, без которой серьезного развития экономики нельзя ожидать.
Сегодня большинство предприятий Чувашской Республики нуждается в реструктуризации, но она не проводится по ряду таких причин, как:
- отсутствие знаний, как ее провести;
- отсутствие ресурсов менеджмента, который может ее провести;
- отсутствие координации и сотрудничества между акционерами и государством;
- отсутствие стратегии развития предприятий и краткосрочная, безответственная политика акционеров в получении моментальной прибыли при отсутствии среднесрочной и долгосрочной политики и стратегии предприятия.
Учитывая значимость этой проблемы, которая является определяющей для будущего экономики республики, в целях поддержки этой политики и управления данным процессом на предприятиях Чувашии до 2010 года необходимо объединить усилия Кабинета Министров и бизнеса, предприятий - создать мощное агентство по реструктуризации. Данное агентство также будет координировать обмен опытом на удачных и неудачных примерах реструктуризации в целях использования лучшего опыта и ускорения удачного окончания процесса реструктуризации на предприятиях республики.
Поскольку процесс реструктуризации - тяжелый, но неизбежный процесс и процесс, который чаще всего не получается из одной итерации, а требует несколько итераций, то необходимо подготовить общественность информационно и психологически к тому, что это не просто нужный, а жизненно необходимый процесс, без которого у данного предприятия, а значит, и у его работника, нет перспективы. Мы знаем, как это сделать и знаем, что после ее проведения произойдет существенный спад безработицы, рост производительности, рост валового дохода. И только этот путь приведет к реальному улучшению качества жизни конкретных людей.
На данном этапе понадобится совокупность следующего:
- решительность Кабинета Министров Чувашской Республики на проведение реструктуризации, несмотря на непопулярность этой меры;
- четкое понимание (программа) того, что делать на конкретных предприятиях;
- получение поддержки общественности за счет первых удачных примеров реструктуризации.
Все сказанное определяет высокую значимость агентства по реструктуризации, которое будет обязано координировать всю эту работу.
На данном этапе требуется:
1. Выделение прибыльного бизнеса от убыточного и дальнейшая работа по приведению его в соответствие с мировыми стандартами.
2. Реструктуризация убыточного бизнеса (при активном содействии государства) имеет несколько фаз:
2.1. Сначала надо сделать попытку перепрофилировать производство (где это представляется возможным), в случае неудачи закрыть убыточные направления.
2.2. Необходимо организовать переквалификацию персонала, не имеющего работу на данный момент, для обеспечения их занятости либо в существующих дефицитных профессиях в развивающихся отраслях, либо в малом бизнесе, стимулируемом государством и самим предприятием (при реструктуризации государство должно обеспечить информационно-аналитическую поддержку в целях перепрофилирования людей, потерявших работу).
2.3. Нужно обеспечить тесное взаимодействие биржи труда на местах и в других регионах с предприятиями в процессе реструктуризации (с целью выполнения вышеперечисленного).
2.4. Необходимо оказать содействие бизнесу улучшением аналитической информации о состоянии отраслей экономики и выявления “ниш” для начала новых бизнесов в Чувашии, нацеленных в первую очередь на рынок России и уменьшение импортной составляющей.
2.5. Без интенсивной инвестиционной политики невозможно ожидать быстрого роста экономики республики. Поэтому необходимо обеспечить источники финансирования для создания нового бизнеса, в первую очередь – расширения “удачных” бизнесов, а также создания новых. Источники финансирования могут быть разные: оборотные средства удачных предприятий, коммерческие кредиты, коммерческие кредиты под гарантию Правительства и другие.
Следующий ключевой для нашей экономики, да и жизни объективный процесс – это процесс глобализации, без учета которого нет современной экономики как таковой.
Надо отметить, что Российская Федерация упустила возможность (была неготовой) принять участие в первой волне глобализации, когда крупные западные корпорации искали партнеров для дешевого производства, в первую очередь – товаров широкого потребления.
На этой волне дальновидное, стратегически мудрое экономическое решение принял Китай, который вроде бы на невыгодных для него условиях взялся за данное предложение и развил у себя современное производство с самой низкой и конкурентоспособной ценой, базированной, в основном, на низкооплачиваемой рабочей силе.
На первый взгляд это выглядело как эксплуатация бедного китайского народа, а потом оказалось хорошим каналом для доступа к современным технологиям производства и самым коротким способом для обучения низкоквалифицированных кадров самому современному производству.
Этим правильным стратегическим решением Китай связал, прежде всего, экономику США со своим дешевым производством, сделав ее полностью зависимой и используя, таким образом, возникшие серьезные торговые потоки для быстрого создания дешевой транспортной инфраструктуры, в первую очередь морского транспорта.
По оценке многих экспертов, если сегодня остановить поток товара из Китая в США, то в течение месяца полностью остановился бы бизнес торговли товарами широкого потребления, причем ведущих американских производителей, которые уже сегодня почти все расположились и производят в Китае.
Этим путем пошли и европейские производители. Так, в частности, все ведущие итальянские производители мебели перенесли свои ключевые фабрики в Китай.
Я долго задержался на этом вопросе потому, что одной из главных тем прошедшей встречи в Давосе была вторая волна глобализации, которая в этот раз влечет за собой перевод из США не простого производства, а уже высококвалифицированных работ по инжинирингу, НИОКРу (даже микрочипов) и даже услуг по финансовому анализу.
По экспертным прогнозам и статистике в обозримой перспективе около 3 млн. 300 тыс. рабочих мест из США будут экспортированы в другие страны, и средняя зарплата, которую компании США будут платить за этих работников, будет от 500 до 1000 долларов в месяц.
Сегодня General Electric, Intel, Phillips, Microsoft и другие компании уже активно передают эту работу в Китай, Мексику, Коста-Рику, на Филиппины, в Южную Африку, Индию и, совсем незначительно, в Восточную Европу и Россию.
Если посмотреть на ряд этих стран-конкурентов, то только Индия сегодня может сравнить свой инженерный потенциал с Россией. Но именно Индия ожидает рост объемов экспорта вышеперечисленных услуг с сегодняшних 10 миллиардов долларов в год до 57 миллиардов к 2008 году.
Поэтому считаю, что отсутствие заметного участия Чувашии в данном процессе является серьезным упущением в использовании человеческого потенциала, который является главным потенциалом Чувашской Республики (об уровне зарплаты от 500 до 1000 долларов я уже говорил).
В связи с этим нам нужно иметь агентство по проблемам глобализации, которое в первую очередь срочно изучило бы опыт Индии (в частности, провинциального города Бангалор, где сегодня находятся многие современные западные производства), а потом в кратчайший срок предложило план мероприятий, необходимых для эффективного включения человеческих ресурсов Чувашской Республики во вторую волну глобализации.
Актуальное направление для экономической политики Чувашии до 2005 года – это начало развития отраслей с большим потенциалом роста в будущем. В частности, речь идет о таких отраслях, как фармацевтическая, легкая, биотехнологическая. Уверен в хороших перспективах пищевой промышленности и глубокой переработки сельхозпродукции. Нам необходимо изучить рынок импорта продуктов питания в Российской Федерации, который сегодня составляет порядка 5-7 миллиардов долларов в год, и в срочном порядке разработать стратегию и тактику частичной замены этой продукции на товары, произведенные в Чувашской Республике. Такие проекты в Чувашской Республике должны получить приоритет.
На этом этапе необходима концентрация ресурсов для поддержки предприятий и направлений, дающих наибольшую отдачу (точки экономического роста), поиск самых современных технологий и инноваций для создания новых производств. Мы планируем сформировать основные интегрированные структуры, “промышленные округа”, значительно повысить численность занятых в малом бизнесе.
Будет создана основная, базовая инфраструктура для развития экономики: проведена газификация села, развиты сеть дорог, информатизация, начато масштабное внедрение энергоэффективных технологий.
Степень государственного регулирования экономики и доля государственного сектора оптимизируются.
Планируемый рост объемов производства в период до 2005 года позволит сформировать все предпосылки для перехода к следующему этапу.
На втором этапе – инновационном (до 2010 года) – развитие будет базироваться в основном на фундаменте, заложенном на предыдущем (сегодняшнем) этапе. Предприятия ориентированы на повышение эффективности капитала через активное применение современных технологий (включая сферу управления). Инновации будут связаны как с новыми высокотехнологичными и наукоемкими отраслями, развитием технопарков, так и с традиционными для республики производствами. Реализация инновационных проектов активизирует создание новых производств. Этот процесс будет опираться на уже созданные интегрированные структуры, расширяющиеся за счет присоединения новых субъектов к устойчиво функционирующим предприятиям. Положительные результаты инновационного этапа станут наиболее ощутимы к 2008-2010 годам, что позволит завоевать новые ниши на российском и мировом рынках.
Для обеспечения потребности растущей экономики в энергоресурсах будут применены теплофикационная генерация, вторичные и возобновляемые источники, принцип децентрализованного обеспечения.
Ускоренное развитие получит финансовая и инвестопроводящая инфраструктура.
Существенно сократятся различия между муниципальными образованиями в обеспечении объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
Видение перспектив развития Чувашии в XXI веке, претворение в жизнь намеченных целей, ответственность, профессионализм, качество и эффективность управления, объединение усилий органов государственной власти с инициативами населения должны позволить сформировать конкурентоспособную экономику и обеспечить достойный уровень жизни народа Чувашии.
Стратегия экономического развития Чувашской Республики до 2010 года определена исходя из опыта и проблем, выявленных при анализе социально-экономической ситуации в республике за предшествующий период, основывается на Президентской программе основных социально-экономических преобразований в Чувашской Республике до 2005 года и
является ее логическим продолжением.
Осуществление экономических «маневров» при решении стратегических задач должно основываться на разработке четко выверенных и рациональных механизмов экономической политики в соответствии с определенными приоритетами.
III. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. Промышленная и инновационная политика
Цель промышленной и инновационной политики – формирование высокодинамичного и конкурентоспособного промышленного комплекса, ориентированного на использование инноваций, создание единого процесса разработки, производства и реализации высокотехнологичной наукоемкой продукции, что обеспечит интеграцию Чувашской Республики в современные российский и мировой рынки.
Ключевыми проблемами развития промышленности республики являются:
1. Первое и самое главное – отсутствие высококвалифицированного управленческого персонала высокого и среднего звена. И без решительного подхода к решению данного вопроса можно забыть об успешном развитии экономики Чувашской Республики. Поэтому предлагаю совместно с предприятиями безотлагательно создать Президентскую программу обучения топ-менеджеров, которая поставит себе целью выпустить до 20 менеджеров в год высокого уровня со специализацией по реструктуризации и управлению современными производственными предприятиями (и до 50-100 менеджеров в год для реструктуризации и оздоровления сельскохозяйственного сектора экономики).
Программа предполагает обучение менеджеров по ключевым направлениям:
- бизнес-администрация;
- бухгалтерия и контроль (аудит);
- производство и инжиниринг;
- финансы.
2. Высокая степень физического и морального износа основного капитала, наличие значительного числа средних предприятий с устаревшим технологическим укладом и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции, не обладающих собственными инвестиционными ресурсами для обновления технологической базы.
3. Недостаточный уровень освоения новых видов наукоемкой конкурентоспособной продукции, незначительная доля инновационно-активных предприятий.
4. Недостаточная инвестиционная активность большинства предприятий, инертность и “неумение” работать с инвесторами.
6. Длительная недогрузка производственных мощностей предприятий в малых городах, обусловившая во многом снижение их технологического и кадрового потенциала, потерю производственных навыков, опыта и квалификации персонала.
7. Наличие нерешенных вопросов по предприятиям “оборонного комплекса”, связанных с зависимостью от формирования государственного заказа на продукцию и невозможностью конверсии.
8. Недостаточное применение энерго- и ресурсосберегающих технологий.
2. Механизм реализации стратегии развития промышленного комплекса республики (приложение № 1)
1. Развитие традиционных для отрасли производств, имеющих перспективы спроса на внутреннем и внешнем рынках и функционирующих на основе кооперации с существующими промышленными предприятиями, в том числе:
- производств с принципиально более эффективными технологическими параметрами, обеспечивающих снижение ресурсоемкости производства и создание продукции с высокой долей добавленной стоимости;
- высокотехнологичных производств, организованных на основе конверсии оборонных предприятий, обеспечивающих потребности отраслей экономики в высокопроизводительной технике, а потребности населения - в сложной бытовой технике;
- производств и видов деятельности, базирующихся на использовании местных сырьевых ресурсов, а также обеспечивающих экологическую безопасность республики.
2. Содействие образованию конкурентоспособных региональных кластеров (групп) предприятий, усиливающих позиции на внутреннем и внешнем рынках республики и привлекающих инвестиции (как внутренние, так и внешние) в отрасли специализации региона.
2.1. Создание и развитие кластеров
Интегрированные структуры обеспечат эффективное функционирование не только входящих в них предприятий, но и их ориентацию на производство конечной продукции.
Должны получить развитие уже созданные структуры. Сформируется ряд новых интегрированных структур. Так, в соответствии с федеральной целевой программой «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)» будет создан ряд структур оборонно-промышленного комплекса России, объединяющих ведущие российские предприятия ВПК. В их состав включены и республиканские предприятия – ФГУП «ЧПО им.В.И.Чапаева» (Государственный научно-производственный комплекс «Пиротехнические изделия, помеховые боеприпасы»), ОАО «ЧНППП «Элара» (ОАО «Концерн «Авионика»), ОАО «Комбинат автофургонов» г.Шумерля (ОАО «Корпорация радиолокации и приборостроения «Радар»), ОАО «Завод «Электроприбор» г.Алатырь (научно-производственный холдинг «Аэроэлектромаш»).
Ведущие предприятия республики должны войти в качестве головных участников в состав интегрированных структур продуктовой направленности (приложение № 2).
2.2. Образование контрактных групп (коммерческих соглашений)
Предполагается создание контрактных групп по направлениям производства (энерго- и ресурсосбережения) и поставок продукции для стратегических партнеров, в том числе:
- железнодорожного транспорта;
- топливно-энергетического комплекса (РАО «ЕЭС России»);
- нефтегазового комплекса;
- жилищно-коммунального хозяйства, энергетических служб предприятий и организаций;
- медицины.
3. Развитие новых отраслей и производств – «точек роста».
Каких? Например, таких, о которых мы договорились и подписали соглашение в мае прошлого года во время рабочего визита Министра путей сообщения России Г.М.Фадеева в нашу республику. Министр тогда дал согласие на стратегическое партнерство с ОАО “Промтрактор” на гарантированные закупки крупного литья – основы вагонов, после чего началась реализация этого исторического, как для “Промтрактора”, так и для Чувашии, проекта.
ОАО “Промтрактор”, вложив более 4 млн. долларов США, в крайне сжатые сроки с июля 2002 г. по январь 2003 г. смог развернуть технологию производства, сертифицировать продукцию и приступил к новому производству уже в феврале
2003 года. ОАО “Промтрактор” планирует еще вложить в этот проект более 10 млн. долларов в течение 2003 года.
Объем заказов МПС за период 2003-2005 годов должен составить около 150 млн. долларов США. Общий объем закупок составит за 10 лет сумму более 1 млрд. долларов США.
Кроме того, по подписанному нами с федеральным министром соглашению МПС заказывает ОАО “Промтрактор” и другим предприятиям Чувашии целый ряд сопутствующих изделий на десятки миллионов долларов США в год (в частности, чебоксарские агрегатчики получили заказ от МПС в прошлом году на 380 млн. рублей, а в этом - планируют заказ более чем на 600 млн.рублей).
То, что мы сумели дважды за короткое время привезти Министра путей сообщения России в Чувашию (до Г.М.Фадеева ни один министр путей сообщения ни разу не посещал нашу республику) и убедить его в целесообразности работы с нами, вывело нас не только на самый крупный по объему проект в экономике Чувашии за последние 30 лет, но и дало шанс для повышения уровня чувашской промышленности на самый высокий современный уровень технологий.
Организованное на ОАО “Промтрактор” производство использует технологии мирового уровня, позволяющие добиться выработки на одного работающего около 100 тыс. долларов США в год, что соответствует среднему уровню машиностроения США.
Запуск этого крупнейшего инвестиционного проекта в Чувашии имеет системообразующее значение не только для экономики Чувашии, но и для России в целом и является убедительным практическим подтверждением верности нашей экономической стратегии.
Также в рамках государственной поддержки “ точек роста” (приложение № 3) предусматривается создание новых производств в электронной промышленности, в промышленности строительных материалов, глубокой переработке местного сырья, а также в биохимии и биотехнологии, фармацевтической промышленности.
4. Создание разветвленной инфраструктуры инновационной деятельности, в том числе:
- системы информационного обеспечения по разрабатываемым фундаментальным и прикладным научным исследованиям, научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам, результатам инновационной деятельности;
- системы государственной поддержки научных исследований, научно-технических и инновационных проектов на базе государственной экспертизы;
- системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности;
- стимулирование развития различных форм кооперации научных, вузовских и промышленных организаций в инновационной сфере (совместных исследовательских проектов, совместных исследовательских центров, технопарков).
5. Создание широкой сети малого предпринимательства в промышленности
5.1. Промышленные округа
Сегодня Правительства Италии и России ведут переговоры о создании пяти промышленных округов на территории Российской Федерации. Это – Свердловская, Московская, Ленинградская, Липецкая области и Чувашия. По приглашению Председателя Правительства Российской Федерации М.М.Касьянова на VII сессии Российско-Итальянского Совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству, прошедшей в Риме 17 декабря прошлого года, по моему поручению была представлена делегация Чувашии во главе с Председателем Кабинета Министров
Н.Ю.Партасовой. Промышленные округа будут образовываться на базе «округообразующих предприятий». Цель создания округов – использование неиспользуемых или неэффективно используемых земель и инфраструктуры крупных промышленных предприятий для развития малого и среднего бизнеса. При этом предполагается, что инвестиции будут направляться на создание отдельных предприятий, находящихся рядом с «округообразующим», для производства комплектующих или входящих в цикл производства конечной продукции. Как только возникнет законченный цикл производства, ему будет придан статус промышленного округа. В этом случае по решению федерального центра субъекты федерации Российской Федерации могут предоставлять дополнительные налоговые льготы промышленному округу. В ближайшее время Россия и Италия планируют подписать меморандум «О взаимопонимании между Правительствами Российской Федерации и Италии об образовании промышленных округов в России». Думаю, вам уже известно, что с учетом проделанной нами работы Правительство Российской Федерации активно поддерживает Чувашию в переговорах с итальянскими партнерами о создании промышленных округов в нашей республике, в частности, речь идет о таких отраслях, как деревообрабатывающая и мебельная, переработка сельхозпродукции, производство керамики и строительных материалов и другие. Для республики это означает привлечение инвестиций и технологий, создание новых рабочих мест, развитие социальной сферы республики, эффективное использование промышленных мощностей, передача ноу-хау и управленческого опыта, развитие рынка туристических услуг, устойчивое наполнение бюджетов всех уровней.
При реструктуризации промышленных предприятий будет осуществлен переход к использованию сети малых и средних предприятий в качестве поставщиков комплектующих. Малые предприятия должны стать активными участниками рынка кооперационных поставок и инноваций, то есть развитие малого бизнеса будет осуществляться в республике еще по принципу и в рамках промышленных округов. Роль частной предпринимательской инициативы в промышленном производстве должна существенно возрасти за счет отсечения от крупных предприятий нестратегических бизнесов, выделения (отказа) вспомогательных производств.
Доля малых предприятий в промышленном производстве к 2010 году должна достигнуть не менее 30%.
5.2. Развитие малого инновационного предпринимательства
Предполагается создание высокотехнологичных венчурных предприятий, технопарков для развития рискового предпринимательства в наукоемких областях, занимающегося созданием и распространением новых технологий, прикладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических новшеств.
6. Формирование и развитие эффективной инфраструктуры в промышленности
6.1. Создание и развитие консалтинговых компаний
(инжиниринговых фирм):
- консультационных – связанных с интеллектуальными услугами при проектировании объектов, разработке планов проведения и контроля работ;
- технологических – связанных с предоставлением заказчику технологий или их разработкой;
- строительных – связанных с постановкой и монтажом оборудования, строительством «под ключ».
6.2. Создание специализированных вспомогательных производств
Намечается формирование и развитие эффективных специализированных вспомогательных производств: инструментального, литейного, автотранспортного и др., обслуживающих группы предприятий и позволяющих существенно снизить издержки производства.
7. Создание энергетической базы для экономического роста
Для удовлетворения возрастающих потребностей в энергоресурсах и, соответственно, увеличении параметров генерации в условиях внешних ограничений на поставку энергоносителей необходимо:
- применение технологий оптимизации потребления, высвобождение первичных топливных ресурсов и их переработка в электрическую энергию;
- техническое перевооружение генерирующих и транспортирующих мощностей на основе современных технологий и оборудования;
- изменение системы управления в рамках реформирования “большой” и коммунальной энергетики;
- развитие конкурентной теплофикационной генерации, использование вторичных и возобновляемых источников энергии, альтернативной децентрализованной генерации.
8. Развитие экспортного потенциала и импортозамещения
В период до 2010 года освоение экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, применение агрессивной маркетинговой политики позволит расширить рынки сбыта продукции и выйти на новые рынки (внешние и внутренние, в частности, на рынок, связанный с освоением континентального шельфа Сахалина).
К наиболее перспективным внешним рынкам следует отнести:
страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Южная Корея, Индия, Иран, Ирак и другие), имеющие большую емкость потребления традиционно выпускаемой в Чувашии продукции (переговоры ОАО “ЧНППП “Элара” с японскими партнерами по проекту в 80 млн. долларов США);
страны Содружества Независимых Государств, чей рынок привлекателен с точки зрения его восприимчивости к экспортной продукции машиностроения, электротехнической и других отраслей экономики Чувашской Республики. Особую значимость приобретает расширение внешнеэкономических связей с Республикой Беларусь (договоренность с Президентом А.Г.Лукашенко об увеличении торгово-экономического оборота в 3 раза за 2003-2004 годы), Украиной, Казахстаном, Узбекистаном.
2. Развитие агропромышленного комплекса
Цели аграрной политики:
- комплексное развитие сельской территории, инфраструктурное обустройство среды обитания, обеспечение достойной жизнедеятельности человека в сельской местности, включая усиление государственной помощи в строительстве жилья, рост доходов сельского населения от всех видов деятельности
(приложение № 4).
- формирование эффективного высокотехнологичного и конкурентоспособного агропромышленного производства для улучшения продовольственного обеспечения населения с активным продвижением товаров и сельскохозяйственного сырья (с обеспечением его максимальной переработки), произведенного в республике на местный, межрегиональный и зарубежный рынки.
Основными проблемами аграрного сектора являются:
1. Низкий уровень производственно-технического потенциала, недостаточное использование всех факторов интенсификации (химизации, комплексной механизации, передовой агротехники).
2. Незначительная “глубина” переработки сельскохозяйственного сырья или, во многих случаях, ее отсутствие, недостаточное развитие перерабатывающей и пищевой отраслей.
3. Отсутствие в республике крупных современных корпораций, реализующих за пределами республики конкурентоспособную, высокотехнологичную конечную продукцию из местного сырья.
4. Недостаточная развитость несельскохозяйственных сфер занятости сельского населения.
5. Наличие большого количества неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, обремененных высокой просроченной кредиторской задолженностью, отвечающих критериям законодательства о банкротстве.
6. Невысокая инвестиционная привлекательность аграрного сектора вследствие низкой эффективности производства и отсутствия рыночных методов хозяйствования.
7. Недостаток квалифицированных руководителей и специалистов, способных обеспечить необходимый уровень управления и финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий.
Механизм достижения целей:
1. Наиболее перспективными отраслями аграрной специализации для занятия ниш на общероссийском рынке для Чувашской Республики будут традиционные производства, в том числе:
- растениеводство: хмель, овощи, картофель, конопля;
- интенсивное животноводство: молочное и мясное скотоводство, птицеводство.
2. Для решения главной цели сельскохозяйственного производства – снабжения перерабатывающей и пищевой промышленности высококачественным сырьем, а населения - продуктами питания – необходимо:
- применение элитных сортов и гибридов, сочетающих высокую урожайность и экологическую устойчивость с высоким содержанием биологически ценных веществ;
- внедрение технологий возделывания сельскохозяйственных культур, обеспечивающих существенное снижение средств химической защиты растений и не допускающих содержание их остаточных проявлений в сельскохозяйственных продуктах с максимальным использованием при этом биологической защиты растений;
- коренное изменение технологий животноводства, обусловленное его переводом на промышленную основу на базе более полного использования генетического потенциала сельскохозяйственных животных (развития племенного животноводства).
3. Техническое перевооружение организаций агропромышленного комплекса, в том числе:
- для сельскохозяйственных предприятий: формирование в сжатые сроки технологически обоснованной структуры производственных фондов, ориентированной на прогрессивные технологии;
- для пищевой, перерабатывающей промышленности и обслуживающих отраслей: переоснащение, модернизация, строительство и внедрение новых мощностей по глубокой переработке, хранению, транспортировке и реализации продовольственной продукции.
4. Проведение комплекса мер по наращиванию объемов производства традиционных видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности и по ориентации предприятий на создание нового поколения продуктов питания с повышенной пищевой и биологической ценностью на основе широкого применения биотехнологий:
- ориентация действующих предприятий по переработке хмеля на выпуск продукции с потребительскими свойствами, соответствующими мировым аналогам, для импортозамещения хмелепродуктов на российском рынке (пивоваренной, фармацевтической, парфюмерно-косметической отраслей промышленности);
- оптимизация загрузки существующих производственных мощностей в комбикормовой промышленности, позволяющая перейти к использованию фуражного зерна преимущественно в виде комбикорма, сбалансированного по содержанию питательных веществ;
- создание новых перспективных направлений производства, таких как: детское питание нового поколения, транспортабельные и современные картофелепродукты, востребованные на рынке сорта сыров длительного хранения;
- переработка сои, возрождение традиционного производства конопли с последующей глубокой переработкой конопляного сырья в высокоэкологичный продукт;
- освоение современных технологий переработки фруктов и ягод, плодоовощного сырья (производство соков, пюре, джемов, плодоовощных консервов, замороженных продуктов, экстрагирование сырья), позволяющее обеспечить расширение рынков сбыта и повысить эффективность агропромышленного комплекса;
- переработка кожевенного сырья (выделка шкур крупного рогатого скота и свиней).
5. Оптимизация размещения производств (приложение № 5):
- сосредоточение производства хмеля, картофеля, сахарной свеклы, молока по аграрным районам республики в зависимости от природно-климатических условий, наличия трудовых ресурсов;
- локализация производственных мощностей по первичной переработке сырья в местах производства с целью снижения издержек производства и обеспечения занятости населения;
- размещение предприятий по углубленной переработке сырья на основе наукоемких технологий в крупных промышленных и районных центрах;
- ориентация пищевых предприятий (ликеро-водочная, кондитерская, макаронная, консервная и др.) на города и районные центры республики, с доступной транспортной сетью и развитой инженерной инфраструктурой.
6. Развитие отрасли должно быть направлено на восстановление крупных специализированных сельскохозяйственных предприятий, создание интегрированных структур, рационально объединяющих сельских товаропроизводителей, перерабатывающие и обслуживающие предприятия на всех технологических этапах от производства и переработки до реализации продукции.
В качестве интеграторов на первом этапе могут выступить ведущие агропромышленные предприятия республики (приложение № 6).
7. Функционирование личных подсобных хозяйств (ЛПХ) будет осуществляться при оказании активной государственной поддержки с учетом их большой не только экономической, но и социальной значимости для республики. Предполагается последующая трансформация части ЛПХ в крестьянские (фермерские) хозяйства, а также дальнейшее их развитие как формы семейного предпринимательства на основе расширения рыночных отношений с крупными и средними субъектами рынка.
8. Кадровое обеспечение аграрных преобразований, совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для аграрного сектора экономики на основе радикального совершенствования деятельности существующих образовательных учреждений, а также создания центров переобучения высвобождающейся из сельхозпредприятий малоквалифицированной рабочей силы.
9. Развитие села и повышение уровня жизни сельского населения будет определяться эффективностью экономического и социального развития районов и в большей степени развитием производства. Обеспечение эффективной занятости сельского населения, государственное стимулирование организации глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, развитие новых производств, адресная социальная защита малообеспеченных семей в сельской местности позволят увеличить уровень доходов трудоспособных граждан на селе.
10. Занятость сельского населения будет обеспечиваться по мере:
- развития сельскохозяйственного производства, малого предпринимательства и ремесел;
- создания дополнительных рабочих мест в социальной и инженерной инфраструктуре в ходе реализации республиканской целевой программы “Социальное развитие села в Чувашской Республике на период до 2010 года”;
- строительства новых производственных мощностей по переработке сельскохозяйственного сырья;
- развития несельскохозяйственных видов занятости, в том числе разных видов народных промыслов.
3. Развитие базовой общественной инфраструктуры
Основной целью развития общественной инфраструктуры является создание необходимых условий для комфортного проживания и устойчивого жизнеобеспечения населения Чувашской Республики, повышение доступа к важнейшим социально-экономическим благам и услугам.
Проблемы в области развития общественной инфраструктуры:
высокий износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, создающий угрозу безопасному жизнеобеспечению, недостаток собственных оборотных средств у предприятий ЖКХ для проведения технической реконструкции; неразвитость системы учета потребления энергоресурсов;
отсутствие во многих населенных пунктах и в ряде районных центров республики централизованной системы канализации, дефицит питьевой воды в ряде населенных пунктов республики;
наличие ветхого жилья; значительное число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; медленное развертывание работ по реконструкции жилых домов первых массовых серий;
недостаточный уровень газификации жилищного фонда в сельских населенных пунктах;
отсутствие подъездных дорог с твердым покрытием к 559 населенным пунктам, недоремонт существующей сети автодорог, большой износ дорожной техники, недостаточное развитие придорожного сервиса;
высокий износ парка подвижного состава всех видов транспорта;
неустойчивое функционирование ФГУП «Чебоксарское авиапредприятие»;
отсутствие взаимоувязанной внутризоновой первичной сети связи, удовлетворяющей современным требованиям рынка телекоммуникационных услуг в Чувашской Республике, низкий уровень развития услуг связи в сельской местности;
неравномерная обеспеченность муниципальных образований республики объектами социально-культурной сферы, несоответствие существующей сети объектов социальной инфраструктуры и объема оказываемых ими услуг потребностям населения.
Механизмы достижения поставленной цели по развитию общественной инфраструктуры:
в области жилищного строительства:
масштабное применение прогрессивных технологий в массовом жилищном строительстве; строительство экономичных и быстровозводимых домов (в том числе - индивидуальных), позволяющих снизить себестоимость жилья, улучшить его комфортность, инженерную обустроенность и обеспечить высокие эксплуатационные характеристики («умные дома»);
массовая индивидуальная застройка домами разных типов с автономными системами тепло- и водоснабжения на основе применения качественных и конкурентоспособных местных строительных материалов, изделий и конструкций, современного инженерного оборудования;
формирование жилищно-сервисных комплексов;
развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья для разных слоев населения: варианты от ипотечного жилищного кредитования для среднеобеспеченных до предоставления безвозмездных государственных субсидий для социально незащищенных;
государственная поддержка малообеспеченных категорий граждан через предоставление социального жилья.
Прогнозные объемы ввода к 2010 году в эксплуатацию жилых домов составляют до 800 тыс.кв.м в год, обеспеченность жильем - до 23,26 кв.м на одного человека (приложение № 7).
Одним из важнейших направлений реализации государственной жилищной политики для нас является разработка и внедрение программ ипотечного жилищного кредитования. В подтверждение своих слов хочу ознакомить вас с официальной запиской Госстроя России в адрес Правительства Российской Федерации:
“Следует отметить, что среди регионов Российской Федерации, приступающих к созданию и реализации своих программ ипотечного жилищного кредитования, на сегодняшний день лишь немногие имеют достаточный опыт этой работы, подготовленные кадры, а также определенные наработки по сочетанию механизмов ипотечного кредитования с другими программами, связанными с жилищным строительством.
К одному из наиболее подготовленных регионов, по мнению Госстроя России, относится Чувашская Республика. Об этом свидетельствует работа, проводимая в республике в рамках Соглашения между Госстроем России и Кабинетом Министров Чувашской Республики о сотрудничестве в области развития ипотечного жилищного кредитования.
Учитывая особенности социально-экономической и промышленной структуры Чувашской Республики, ее руководство уделяет значительное внимание жилищному обустройству сельского населения. При этом ведется целенаправленная работа по комплексному решению как задачи строительства жилья, так и созданию всей сопутствующей инженерной, транспортной и энергетической инфраструктуры.
Основным документом, определяющим принципы реализации жилищной политики на селе на ближайшие годы, является федеральная целевая программа “Социальное развитие села до 2010 года”, проект которой подготовлен Минсельхозом России, имеющая в своем составе раздел “Развитие жилищного строительства в сельской местности”.
Данная Программа включена решением Правительства Российской Федерации в проект перечня федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета в 2003 году.
В настоящее время Госстроем России согласован Порядок предоставления и использования средств федерального бюджета (на безвозвратной основе) на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, подготовленный Минсельхозом России, направленный на формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования.
В основу положена задача стимулирования индивидуального строительства на селе путем оказания существенной финансовой поддержки со стороны федерального центра и администраций регионов в первую очередь таким категориям сельских жителей как учителя, врачи, специалисты сельского хозяйства и другие.
В силу ограниченности средств федерального бюджета, предусмотренных на эту часть Программы, Госстрой России считает, что наиболее рациональным на начальном этапе реализации этих программ будет проведение пилотных проектов в тех регионах, которые в состоянии обеспечить максимально эффективное использование средств федерального бюджета по их целевому назначению.
Учитывая изложенное, Госстрой России поддерживает включение Чувашской Республики в состав регионов, которые будут реализовывать пилотные проекты в рамках реализации федеральной целевой программы “Социальное развитие села до 2010 года”, и просит предусмотреть в 2003 году финансирование пилотного проекта Чувашской Республики из средств федерального бюджета в объеме 150,0 млн. рублей.”
В сфере газификации:
подведение природного газа уже к концу 2004 года ко всем населенным пунктам Чувашии, жители которых практически подтверждают свое желание пользоваться природным газом;
широкое применение при строительстве распределительных газовых сетей новых прогрессивных технологий и высокоэффективных материалов, позволяющих снизить стоимость производимых затрат;
развитие сети уличных распределительных газовых сетей, газификация жилого фонда и объектов социально-бытового назначения с подключением к источникам газа производственных объектов реального сектора экономики;
развитие теплофикационных рассредоточенных мощностей.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства:
комплексное развитие инженерной инфраструктуры населенных пунктов республики на основе разработанной схемы градостроительного планирования развития территории Чувашской Республики, районов и городов;
ускорение обновления физически и морально устаревших основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, модернизация более 200 муниципальных котельных и свыше 300 км теплотрасс;
развитие водопроводно-канализационной сети в малых городах и на селе, позволяющее решить вопросы обеспечения населения питьевой водой высокого качества в нормативных объемах и обеспечить экологическую безопасность;
повсеместное внедрение технологий учета и управления потребляемыми ресурсами;
снижение издержек и повышение качества предоставляемых услуг за счет централизованных тендерных закупок, производств, ремонтов и восстановления оборудования, проведения специализированных работ, повышения унификации оборудования;
применение эффективных технологий переработки бытовых отходов, строительство полигона твердых бытовых отходов для гг. Чебоксары, Новочебоксарска и Чебоксарского района и предприятий по переработке твердых бытовых отходов в районных центрах;
организация эффективного управления жилым фондом и предприятиями, оказывающими услуги по его содержанию;
совершенствование механизмов адресного предоставления субсидий населению, развитие системы персонифицированных социальных счетов граждан;
применение концессионных схем инвестирования в объекты ЖКХ.
В области дорожного хозяйства:
выполнение строительства не менее 100 км и ремонта не менее 100 км автодорог ежегодно;
развитие сети автомобильных дорог на территории республики, соединение дополнительно не менее 150 населенных пунктов дорогами общего пользования;
подведение дорог с твердым покрытием по маршрутам школьных автобусов к 158 базовым школам;
внедрение новых технологий строительства и ремонта дорог, включая метод “Холодная регенерация”, позволяющий увеличить сроки эксплуатации автодорог и снизить себестоимость дорожных работ;
строительство нового мостового перехода через р.Сура на федеральной дороге Москва-Казань, обеспечивающего безопасный пропуск постоянно растущего потока автомашин;
завершение строительства транспортной развязки на пересечении федеральной дороги “Вятка” с городской дорогой Чебоксары-Новочебоксарск;
обновление изношенного парка дорожных машин и механизмов;
повышение культуры обслуживания и стандарта обустройства на автомобильных дорогах, развитие автодорожного сервиса и другой инфраструктуры вдоль формируемых транспортных коридоров на федеральной и республиканских дорогах.
В сфере развития транспорта:
обновление подвижного состава и развитие маршрутной сети пассажирского транспорта;
создание конкурентной среды в сфере перевозок;
внедрение автоматизированной системы управления движением пассажирского транспорта и единой системы маршрутной сети;
строительство комплекса сооружений Чебоксарского речного порта, включающего в себя вертикальную набережную пассажирских причалов, пассажирский речной вокзал, перенос из акватории Чебоксарского залива отстойно-ремонтного пункта порта;
эффективное использование мощностей аэропорта г.Чебоксары, модернизация взлетно-посадочной полосы.
Мы не имеем богатых природных ресурсов. Наш шанс в развитии инновационных технологий. Наиболее перспективное направление – информатизация. Формирование единого информационного пространства Чувашии и его интеграция в мировое информационное пространство – постоянные приоритеты в деле строительства современной Чувашии. Целью нашей работы является, с одной стороны, устранение информационного неравенства, предоставление актуальной, полезной и полной информации любому жителю в любой точке республики. С другой – мы делаем прозрачной и открытой для людей деятельность власти, а значит – делаем власть более подконтрольной народу и эффективной.
О практических результатах уже сделанного в республике в области информатизации говорят хотя бы такие факты:
- по итогам 2001 года Чувашия заслужила звание “Интернет-столицы Приволжского федерального округа”, которое было объявлено Полпредом Президента Российской Федерации С.В.Кириенко с участием руководства Минэкономразвития России и Минсвязи России;
- в 2002 году сайт Администрации Президента Чувашской Республики стал номинантом Национальной интернет-премии России;
- до 80% финансовых и налоговых органов России работают на программном обеспечении, разработанном в Чувашии. Значительную долю российского рынка занимают информационные системы управления энергетическими объектами, также созданные чувашскими программистами и проектировщиками.
Начало масштабным работам в области информатизации Чувашии было положено в 1994 году с разработкой Республиканской концепции информационной политики. За эти годы в Чувашии реализован ряд проектов, которые заложили технологический и организационный фундамент современного информационно-развитого общества.
В 1999-2000 годах осуществлялось создание РИАС (проект реформирования общественных финансов). Происходило построение единой коммуникационной инфраструктуры, оснащение органов власти современными компьютерами, объединенными в сетевые комплексы, разработка и внедрение единой программно-информационной среды и комплексной системы защиты информации. Создавалась система госзакупок через Интернет (открытость, экономия средств от тендеров). Из республиканского бюджета Чувашской Республики на проект РИАС запланировано выделение 2,5 млн. долларов США за счет гранта (премии) МБРР. На данный момент в соответствии с планом профинансировано около 1,5 млн. долларов. И еще более 1 млн. долларов США премии нам выделено Министерством связи и информатизации России в соответствии с соглашением, которое я подписал с Министром 23 декабря 2002 г. в Москве.
В 2001-2002 годах был сделан настоящий прорыв в информатизации культуры – в компьютеризации библиотек республики, и в первую очередь – сельских. Все центральные районные библиотеки и районные детские библиотеки получили комплекты компьютерной техники. В 2003 году планируем создание модельных (образцовых) сельских библиотек.
По информатизации образования в рамках реализации Президентской программы “Новая школа” в школы республики только за 2001-2002 годы поставлено около 2000 комплектов современного компьютерного оборудования. Школы оснащены модемами для доступа к телекоммуникационным сетям республики и Всемирной сети, лицензионными программными продуктами. На сегодня около 50 % школ республики подключены к Интернету, что намного превышает среднероссийский показатель. По президентской программе должна быть проведена полная информатизация и интернетизация школ.
Уже в конце прошлого года в соответствии с задачами, поставленными в моем Послании в 2002 году, в Чувашии начался новый уровень информатизации – создание центров общественного доступа. Речь идет о практическом повышении доступности современных информационных услуг для как можно большего круга пользователей. В принципе можно сказать, что в Чувашии создается свой “маленький” Интернет, делающий электронные коммуникации в российской глубинке обыденной реальностью. Важнейшим результатом здесь также должны явиться улучшение взаимной информированности и взаимодействия общества и власти, открытость и результативность действий власти в интересах общества.
Все это позволит Чувашии более активно проводить политику Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области реформирования не только экономики страны, но и местного самоуправления, создании правового государства и формировании гражданского общества.
Формирование “электронного правительства” принесет выгоду не только обществу в целом, но и каждому гражданину, поскольку более открытые и эффективные органы государственной и муниципальной власти способны лучше решать проблемы граждан и защищать их права.
В области дальнейшего развития связи, информатизации и телекоммуникационных технологий предстоят:
модернизация существующих и внедрение новых систем и сетей связи общего пользования: повышение степени задействования номерной емкости и замена устаревшего оборудования действующих АТС, ввод цифровых АТС, реализация Схемы развития зоновой телефонной сети Чувашской Республики, расширение зоны покрытия сотовой связи и обеспечение ее устойчивой работы во всех районных центрах республики;
ускоренное развитие рынка современных и высококачественных услуг связи, в том числе расширение доступа в сеть Интернет, продолжение работы по совершенствованию и модернизации сети Интранет-Чувашия, реализация пилотного проекта в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)»;
интеграция корпоративных сетей связи и программ информатизации в целях развития единого технологического информационного пространства;
создание оптоволоконной магистральной коммуникационной сети;
развитие кабельной сети телевидения и цифровых технологий распространения телерадиопрограмм, увеличение количества принимаемых телевизионных программ;
доведение плотности телефонов на 100 жителей в городах не менее 30, в сельской местности не менее 12 телефонов.
4. Инвестиционная политика
Главной целью государственной инвестиционной политики является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, мобилизация имеющихся и привлечение новых инвестиционных ресурсов в реальный сектор для обеспечения необходимых темпов экономического роста.
К основным проблемам в инвестиционной сфере можно отнести:
недостаток собственных инвестиционных ресурсов и низкая инвестиционная активность организаций реального сектора экономики, недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, не отвечающий потребностям роста экономики;
наличие депрессивных районов и городов в Чувашской Республике, уровень социально-экономического развития которых значительно ниже среднереспубликанского значения и объем привлекаемых негосударственных инвестиций практически отсутствует;
недостаточный уровень инвестиционной активности коммерческих банков, преобладание краткосрочных кредитов в структуре кредитных вложений;
слабое использование механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции, инструментов фондового рынка для привлечения инвестиционного капитала;
недостаточное развитие инвестиционного сотрудничества с отечественными и иностранными партнерами.
Основными механизмами реализации инвестиционной стратегии являются:
в области создания благоприятного инвестиционного климата:
введение в действие эффективных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов, создание равных конкурентных условий всем инвесторам независимо от формы собственности, обеспечение благоприятного налогового режима для привлечения инвестиций;
отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса, преодоление административных ограничений на пути развития малого и среднего предпринимательства, создание единых центров обслуживания граждан и юридических лиц по принципу «одного окна», совершенствование деятельности контролирующих организаций;
либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при их разработке и реализации;
улучшение информированности потенциальных инвесторов о Чувашской Республике путем выпуска брошюр, издания аналитических и информационных буклетов, обновления каталога инвестиционных проектов, размещения информации в сети Интернет;
участие в рейтингах инвестиционной активности субъектов Российской Федерации, а также проведение регулярных рейтингов инвесторов, опубликование рейтинговых оценок;
формирование инвестиционного имиджа региона путем организации и проведения инвестиционных выставок, семинаров, конференций, “круглых столов”, проведение презентаций Чувашской Республики в привлекательных и перспективных регионах России и за рубежом;
в сфере совершенствования законодательства Чувашской Республики по вопросам инвестиционной деятельности:
внесение прогрессивных изменений в Законы Чувашской Республики “Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике” и “О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации”:
снятие пороговых значений привлекаемых инвестиций для действующих и вновь создаваемых предприятий (в действующей редакции - 60 млн. рублей) для получения льгот по налогу на прибыль (на 4 процентных пункта) и налогу на имущество (на 100 процентов) соответственно в части, относимой на вводимый объект инвестиций;
предоставление льгот по всем видам республиканских и местных налогов и сборов вновь создаваемым юридическим лицам (за исключением созданных на базе ликвидированных и реорганизованных), зарегистрированным на территории особых инвестиционных зон (образованных на базе депрессивных районов), занимающимся производством промышленной и сельскохозяйственной продукции, оказанием бытовых услуг, вкладывающим собственные и привлеченные инвестиции в развитие производства на территории особых инвестиционных зон;
освобождение лизинговых компаний от налога на имущество;
внесение изменений в республиканские нормативные правовые акты, направленные на:
- содействие субъектам инвестиционной деятельности путем предоставления льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;
- предоставление инвестопроводящим структурам на льготных условиях в аренду имущества, находящегося в республиканской собственности;
- создание резервного гарантийного (залогового) фонда, обеспечивающего гарантии инвесторам;
в сфере государственного инвестирования:
сокращение различий в обеспечении объектами инженерной и социальной инфраструктуры муниципальных образований республики;
активное использование программно-целевого подхода в осуществлении государственных инвестиций, оптимизация числа действующих республиканских целевых программ;
участие в федеральных целевых программах, способствующих решению проблем социально-экономического развития республики;
приоритетность государственной поддержки стратегически важных для республики объектов инженерной инфраструктуры, от которых зависит устойчивое функционирование всей экономики;
безусловное выполнение инвестиционных обязательств в рамках утвержденного бюджета, концентрация государственных ресурсов на объектах высокой степени готовности, реализация принципа софинансирования из республиканского и местных бюджетов, использование дефицита республиканского и местных бюджетов в качестве инструмента активизации инвестиционной политики (республиканские и местные займы);
в области поддержки инвестиционной деятельности частного сектора экономики:
создание условий для наращивания инвестиционного потенциала и повышения инвестиционной привлекательности предприятий республики путем осуществления программ их стратегического развития;
целенаправленная политика государственной поддержки малого и среднего бизнеса в реализации высокоэффективных и социально значимых для республики инвестиционных проектов, в том числе путем субсидирования части процентной ставки по кредитам коммерческих банков, развития лизинговых форм кредитования;
привлечение страховых, лизинговых компаний, негосударственных пенсионных фондов к инвестиционному сотрудничеству;
использование внутренних инвестиционных ресурсов (сбережений населения, накоплений предприятий) с применением прогрессивных финансовых технологий;
усиление инвестиционной направленности банковской сферы и укрепление кредитно-финансового потенциала инвестиционной деятельности, позволяющей аккумулировать «длинные» инвестиционно-финансовые ресурсы;
развитие институтов коллективного инвестирования, в том числе межбанковского сотрудничества в области совместного кредитования инвестиционных проектов;
активное продвижение республиканских инвестиционных проектов на российский и зарубежный рынки, включая зону стран СНГ;
развитие инвестопроводящей инфраструктуры - финансовых и инвестиционных институтов, одной из задач которых является привлечение средств для финансирования инвестиционных проектов через вложения в акции и другие ценные бумаги, выпускаемые под реализацию конкретного проекта, наращивание капитализации банков и страховых организаций;
привлечение и создание (в том числе - с участием государства) республиканских инвестопроводящих структур (центр исследования инвестиционного рынка, агентство содействия торговле и инвестициям, центр активизации инвестиционного процесса, агентство прямых инвестиций и т.д.);
использование небанковских форм привлечения инвестиций, в том числе через развитие кредитной кооперации;
развитие рынка консалтинговых услуг.
Реализация активной инвестиционной политики, ориентированной на нужды человека и инновационный путь развития, должна стать важнейшим инструментом кардинального повышения эффективности и конкурентоспособности экономики Чувашской Республики, роста благосостояния населения.
5. Кадровая политика
Целями кадровой политики в республике являются:
- формирование кадрового потенциала, адекватного потребностям реального сектора экономики и непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих и служащих;
- создание мотивационной среды и соответствующей инфраструктуры для постоянного повышения квалификации специалистов в соответствии с требованиями рынка.
Основные проблемы в сфере кадровой политики:
сложившееся несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
структурная деформация образования: структура подготовки не отвечает потребностям рынка труда, качество высшего и профессионального образования не соответствует современным требованиям развивающейся экономики, растет нехватка инженерно-технических и квалифицированных рабочих кадров;
территориальный дисбаланс в наличии квалифицированных специалистов;
отсутствие у преобладающего числа организаций программ по управлению персоналом.
Механизмы достижения цели:
- активная балансировка трудовых ресурсов через формирование государственного заказа образовательным учреждениям на подготовку и переподготовку кадров необходимой квалификации в соответствии с потребностями рынка труда;
- оптимизация структуры образовательных учреждений по уровням образования;
- создание мотивационных механизмов для обеспечения высококвалифицированными специалистами сельских районов и малых городов республики;
- использование международных стандартов ISO при оценке трудовых ресурсов и организации обучения работников предприятий и организаций;
- содействие совершенствованию профессиональной ориентации населения, повышению профессионализма работников и безработных граждан через их обучение в системе дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями экономического и технологического прогресса;
- пропаганда опыта успешной реализации программ по управлению персоналом.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
В основу моделирования стратегии нами была заложена, в частности, следующая парадигма - для обеспечения достойного уровня жизни необходимо доведение среднемесячной заработной платы на одного работника не менее чем до 300 долларов США (приложение № 8).
Для этого объем валового регионального продукта (ВРП) должен возрасти к 2010 году в 6,9 раза в действующих ценах или ежегодно расти на 16-24% в сопоставимых ценах, объем промышленного производства – на 25-35%, сельскохозяйственного – на 13-16%, инвестиции в основной капитал - на 28-40%. Надо прямо и честно сказать, что такие темпы роста экономики на предстоящий период не реализуемы.
Ответственный анализ приводит к выводу, что при сохранении и последовательном увеличении сегодняшних темпов социально-экономического развития с учетом стратегических приоритетов реально обоснованными прогнозируемыми параметрами роста экономики Чувашии и уровня жизни населения к 2010 году (по сравнению с 2002 годом) являются следующие:
- увеличение ежегодных темпов прироста ВРП до 9–10% и объема ВРП в 1,9 раза в сопоставимых ценах. Объем ВРП на душу населения в действующих ценах возрастет не менее чем в 3,8 раза (в сопоставимых - в 1,88);
- рост объема промышленного производства в сопоставимых ценах в 2,4 раза при доведении ежегодных темпов прироста не менее чем до 12%; изменение структуры промышленного производства (приложение № 9): в частности, увеличение доли машиностроения в общем объеме промышленного производства с 45,3% в 2002 году до 48,6% в 2010 году, пищевой промышленности – с 14,7 до 20 процентов;
- увеличение объема сельскохозяйственного производства (приложение № 10) в сопоставимых ценах в 1,7 раза при доведении ежегодных темпов прироста не менее чем до 7-8 процентов;
- рост объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах в 2,8 раза;
- увеличение объема розничного товарооборота в сопоставимых ценах в 1,9 раза;
- увеличение к 2010 году ежегодных темпов прироста реальных располагаемых денежных доходов на душу населения не менее чем на 12%, рост номинальной среднемесячной заработной платы к 2010 году до 10 тыс. 650 рублей, что означает рост реальной зарплаты в 2,3 раза.
В связи с тем, что до 2010 года внешние макроэкономические условия развития республики могут измениться, возможна соответствующая корректировка параметров.