Послание Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики
Уважаемые депутаты Государственного Совета,
уважаемые гости!
По сложившейся традиции сегодня я докладываю вам и всей республике об итогах прошлого года и основных задачах текущего, о достижениях и актуальных проблемах, приоритетах социально - экономического развития Чувашии.
Признаюсь: при работе над Посланиями каждый раз возникает ощущение дисбаланса между позитивным и негативным. "Злоба дня" постоянно оказывается доминирующей над светом свободы, которую мы обрели за последние годы. Наш общеисторический оптимизм не в состоянии смягчить драматизм и даже трагизм повседневной жизни многих наших сограждан.
Каких бы положительных результатов в развитии рынка, реализации отдельных экономических проектов мы ни добивались, они пока не могут преодолеть обнищания значительной части населения, многочисленных социальных групп.
Одной из важнейших задач власти в таких условиях является фундаментальное преобразование общества на путях демократии и прогресса. И делать это надо через гармонизацию и гуманизацию общественной жизни и самой власти. Для достижения этих целей мы с вами сегодня решаем масштабную историческую задачу, которая включает ломку устоявшейся политической психологии и социальных стереотипов, "выращивание" и наращивание правовой и политической культуры демократии, утверждение либеральных традиций, повышение роли права и государства. Конечно, эти процессы займут десятилетия. Они потребуют участия нескольких поколений.
Уважаемые депутаты и гости!
Итоги 1999 года можно проанализировать по трем основным направлениям: экономическому, социальному и политическому. Конкретные цифры и факты показывают, что Чувашия уверенно развивалась. Она укрепилась экономически, усилилась социально, оздоровилась политически на республиканском уровне, получила дополнительное признание в России и в мире.
В прошлом году в экономике произошли качественные положительные изменения. Заметными достижениями являются рост производства и инвестиций в основных отраслях, создание предпосылок для дальнейшего развития реального сектора экономики и социальной сферы.
В промышленности индекс физического объема производства составил 108,6 процента. Оживление хозяйственной деятельности и связанный с этим рост платежеспособного спроса сопровождались улучшением показателей финансового состояния предприятий, более 66 процентов которых завершили финансовый год с прибылью.
В наступившем году - при повышении инвестиционной активности и сокращении числа убыточных предприятий - мы прогнозируем рост промышленного производства на 2-5 процентов. Но перед Правительством и перед руководителями производств я ставлю задачу - максимум: обеспечить рост не менее 5 процентов.
В 1999 году по-прежнему одним из важнейших направлений деятельности Кабинета Министров являлось оказание государственной поддержки организациям агропромышленного комплекса. Объемы финансирования расходов из бюджетов Чувашской Республики здесь составили около 150 млн. рублей. Кроме того, из специального фонда кредитования на льготных условиях сельхозтоваропроизводители и предприятия перерабатывающей промышленности получили почти 40 млн. рублей.
При неблагоприятных погодных условиях урожайность овощей и хмеля превысила уровень предыдущего года. Своевременно проведены агротехнические мероприятия под урожай 2000 года. Наметились позитивные тенденции в птицеводстве. Поголовье птицы на 1 января 2000 г. по сравнению с прошлым годом выросло более чем на 23 процента, производство мяса птицы за год увеличилось на 40 процентов, яиц - на 13 процентов.
Сохраняется прирост строительства жилья (на 17,1%), автомобильных дорог (в 2,5 раза), газораспределительных сетей. В целях улучшения жилищных условий граждан и формирования системы долгосрочного кредитования реализуется Указ Президента "О совершенствовании форм и условий оказания государственной поддержки гражданам в строительстве и приобретении жилья". Выпущены республиканские целевые жилищные облигации. Все это свидетельствует о серьезной и планомерной работе Кабинета Министров над выполнением программных задач, определенных Президентом в указанных областях.
Органами власти республики принимались меры по созданию устойчивой доходной базы, проведению своевременных расчетов в отраслях экономики. В консолидированный бюджет Чувашской Республики в 1999 году мобилизовано доходов более чем на 3 млрд. рублей, что составляет 110 процентов к годовому прогнозу. Расходная часть консолидированного бюджета Чувашской Республики профинансирована практически также на 110 процентов к намеченным объемам. Из федерального бюджета получено трансфертов 561 млн. рублей, что в 2,1 раза больше, чем в 1998 году. Кроме того на реализацию федеральных программ и непрограммных направлений привлечено около 250 млн. рублей, что также в два раза больше прошлогоднего уровня.
Органами государственной власти и местного самоуправления проводилась активная социальная политика. Более половины (52%) расходов бюджетов всех уровней республики направлено на содержание и развитие социально - культурной сферы.
Нам практически удалось ликвидировать задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы. Одними из первых в России мы полностью погасили долги перед пенсионерами еще в августе прошлого года.
В приоритетном порядке решались вопросы бесперебойного снабжения организаций и населения топливом и электроэнергией в осенне - зимний период 1999 / 2000 года. Существенно важно, что не произошло увеличения задолженности за потребленный природный газ.
Вместе с тем по ряду направлений результаты работы оказались ниже ожидаемых. Медленно преодолевается кризис неплатежей. Кредиторская задолженность предприятий существенно превышает дебиторскую.
Из 54 предприятий, с которыми определены согласованные объемы производства на 1999 год, 22 предприятия не справились с обязательствами. Уменьшили выпуск промышленной продукции (в сопоставимых ценах) предприятия г. Канаша и 7 районов республики.
Сельскохозяйственным предприятиям не удалось преодолеть спад производства животноводческой продукции. Производство мяса в 1999 году снизилось на 5,1 процента, молока - на 10,8 процента.
Медленно снижается задолженность по выплате ежемесячных пособий на детей, на 1 января 2000 года она составила более 100 млн. рублей (5 месяцев).
Для решения этих проблем Правительством разработаны соответствующие программы и показатели прогноза экономического развития республики на 2000 год и на период до 2002 года. В основу развития республики положено продолжение политики, направленной на реализацию Послания Президента на 1999 год - политики опоры на собственные силы.
Как о достигнутом результате мы можем говорить о том, что по параметрам финансовой надежности республика устойчиво входит в первую десятку 89 субъектов России.
Чувашия, не имеющая традиционных российских природных ресурсов, уверенно приближается к числу наиболее благоприятных субъектов России в сфере инвестиционной привлекательности и снижения инвестиционных рисков. Если в 1998 году по этому показателю мы были на 45-м месте, то по итогам 1999 года вышли уже на 16-е. Отечественные и зарубежные эксперты отмечают это как феномен проявления квалификации и профессионализма кадров и стабильности в политике. Доверие инвесторов к нам - это существенный, ничем не заменимый капитал для развития экономики и бюджетного потенциала.
Чувашия, благодаря принятым мерам по оздоровлению финансов, вошла в число 6 регионов Российской Федерации как победитель программы развития региональных финансов, осуществляемой Международным банком реконструкции и развития.
В истекшем году была проведена большая работа по формированию реального бюджета республики. Благодаря пониманию и ответственности большинства депутатов Госсовета, республика вошла в новый год с утвержденным бюджетом - главным финансовым документом. А это, как известно, один из признаков социальной стабильности региона, характеризующий Чувашию как надежного и привлекательного партнера.
Для банковской системы республики 1999 год также был характерен повышением надежности кредитных организаций. Восстанавливается доверие кредиторов. Увеличивается объем банковских операций. Рост валютных балансов кредитных организаций составил 84 процента. Количество убыточных банков сократилось с 5 до 1. Вырос объем безналичных расчетов, совершаемых кредитными организациями, расчетно - кассовыми центрами республики, обслуживаемыми ими клиентами. Платежный оборот в прошлом году в 3 раза превысил аналогичный показатель 1998 года.
В минувшем году в Чувашской Республике появилась новая отрасль промышленности - "горная". Она возникла с началом работ на месторождении строительного гипса в Порецком районе, предполагающем привлечение около 600 млн. рублей частных инвестиций, в результате освоения которых район должен стать недотационным. Проводимые в республике геологоразведочные работы никогда не знали таких объемов. В 1999 году они профинансированы на 15 млн. рублей. В том числе из федерального бюджета получено 13,5 млн. рублей, что составило, кстати, 200 процентов к уровню 1998 года. Все это - результат активной работы с руководством федерального правительства, и связан он, не в последнюю очередь, с рабочими визитами федеральных министров в нашу республику. Впервые в Чувашии организован один из лучших в Волго - Вятском регионе музеев геологии, где представлено более 3,5 тыс. экспонатов горных пород и минералов, встречающихся на территории России и зарубежья.
Мы еще раз убеждаемся, что налаживание профессионального и квалифицированного сотрудничества Чувашии с остальным миром - огромный капитал для экономического развития республики.
И в этом смысле мы последовательно и профессионально - ответственно осуществляем чаяния Михаила Сеспеля, который еще в начале века мечтал о самостоятельной и могущественной Чувашской Республике, способной выйти в мировое пространство.
Выразительным показателем развития республики и вхождения ее в мировой интеграционный процесс является установление внешнеэкономических связей предприятий. Сегодня такие отношения налажены с 54-мя странами. Основными торговыми партнерами республики являются Германия, Япония, Канада, Китай, Люксембург, Австрия, Франция, Финляндия, Казахстан, Узбекистан, Украина, Молдова, Туркменистан. Увеличился экспорт продукции в страны дальнего зарубежья.
В прошлом году Чувашия продолжала уверенно завоевывать Россию в новых рыночных условиях. В Тюмени открыта постоянно действующая выставка товаропроизводителей Чувашии. В Москве открыт торговый павильон "Радуга Чувашии", где представлены изделия мастеров народных промыслов и художественных ремесел. По просьбам сельхозтоваропроизводителей в Москве регулярно проводятся ярмарки товаров, изделий и продукции крестьянских хозяйств и ремесленников Чувашии. Эта политика должна только усиливаться.
В истекшем году Правительство также активно проводило работу по расширению горизонтальных связей предприятий. С этой целью были подписаны соглашения о сотрудничестве и достигнуты договоренности о деловом взаимодействии с правительствами республик Саха (Якутия), Коми, Мордовия, администрациями Ханты - Мансийского автономного округа, Саратовской области, а также с крупными автомобильными заводами России - "ГАЗ", "ЗиЛ", "Москвич". Продолжалась реализация ранее заключенных соглашений с Правительством Москвы, администрациями Нижегородской, Самарской областей, Ямало - Ненецкого автономного округа, руководством "АвтоВАЗа".
В рамках сотрудничества предприятий республики с партнерами из названных регионов России только в прошлом году заключено дополнительных договоров на сумму более 200 млн. рублей. Это - новые рабочие места, дополнительные налоговые поступления в бюджеты городов и районов республики.
На днях мы подписали весьма важные соглашения с крупнейшей компанией мира РАО "Норильский никель" и с Кемеровской областью, что несомненно принесет населению республики существенную пользу.
Истекший год стал годом продуктивной работы многих предприятий. Назову лишь некоторые примеры.
В ОАО "Промтрактор" собран новый облегченный трактор Т-15-01 для добывающих отраслей промышленности, который в настоящее время успешно проходит испытания в условиях Крайнего Севера. Проходит эксплуатационные испытания в Республике Саха (Якутия) новый бульдозер среднего класса Т-20-01. Кстати, в 1999 году ОАО "Промтрактор" выпустил промышленных тракторов и бульдозеров в полтора раза больше, чем в предыдущем.
Завершен первый этап совместного сотрудничества ОАО "Химпром" и американской фирмы "Дюпон". Введены в эксплуатацию производственный корпус и линия расфасовки гербицидов. Объем инвестиций этого этапа составил 2,5 млн. долларов США. Ожидаемые объемы инвестиций второго этапа - еще 3 млн. долларов.
ОАО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей" совместно с американской фирмой "Кериар" выпустил первые 70 агрегатов для перевозки скоропортящихся продуктов. Несмотря на трудности, многие предприятия проводят техническое перевооружение. Среди них - открытые акционерные общества "Чебоксарский завод кабельных изделий "Чувашкабель", "Чебоксарский приборостроительный завод "Элара", "Вурнарский завод смесевых препаратов" и другие.
После смены руководителей улучшилась работа открытых акционерных обществ "Электроприбор" и "Электроавтомат" г. Алатыря. Это еще раз свидетельствует о том, что без укрепления руководящего состава на ведущих предприятиях не обойтись.
Достижение позитивных результатов в работе промышленного комплекса позволяет нам осуществлять государственную адресную поддержку предприятий. Решениями Правительства ряду предприятий предоставлено право использовать валютную выручку на пополнение оборотных средств. Льготы по налогу на имущество предоставлялись многим предприятиям - ООО "Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат", ОАО "Новочебоксарская фабрика "Пике", ОАО "Химпром", ОАО "Промтрактор". Дано поручительство ОАО "Чебоксарский приборостроительный завод "Элара" для инвестиционного кредита на 5,5 млн. долларов США с целью расширения производства изделий автоэлектроники. Также под поручительство Правительства республики для закупки хлопковолокна выделен кредит на 4 млн. рублей ОАО "Новочебоксарская фабрика "Пике", из бюджета республики выделена ссуда в сумме 3 млн. рублей для ООО "Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат". Это позволило предприятиям увеличить переработку хлопка и получить по итогам года прибыль около 18 млн. рублей.
Предметом особой гордости республики является то, что нам удалось не растерять, в отличие от многих субъектов России, потенциал строительной отрасли, в первую очередь, в сфере строительства жилья. Программа "Жилище" находится под постоянным контролем Президента и Правительства. Особое внимание уделяется строительству социального жилья, выдаваемого, как и раньше, бесплатно либо на льготных условиях очередникам. Поэтому не случайно Правительство России в сентябре 1999 года провело в Чебоксарах Всероссийское совещание, на котором рассмотрело и опыт наших строительных организаций, и программу деятельности структур государственной власти в этом направлении.
На 2000 год поставлена задача дальнейшего увеличения объемов жилищного строительства. В том числе - путем внедрения системы ипотечного кредитования. Из республиканского бюджета на эти цели выделено 50 млн. рублей с последующим увеличением финансовой помощи. Радует, что ряд ведущих банков России уже выразили желание и готовность принять участие в ипотечном кредитовании жилищного строительства. Поддержка ипотечной политики Чувашии является предметом особого интереса исполняющего обязанности Президента Российской Федерации Владимира Путина, который активно поддерживает нашу работу в этой области.
В 1999 году завершился очередной этап газификации Чувашской Республики: с окончанием строительства газопровода - отвода высокого давления из Комсомольского района в Батыревский природным газом будут обеспечены все районы и города. Введено в эксплуатацию более 500 км распределительных газовых сетей, что выше уровня 1998 года. Всего газифицировано более 12 тыс. домов и квартир (рост за год - 5 процентов). В том числе в сельской местности - более 5 тыс. домов (рост - более 17 процентов).
Программой газификации на 2000 год предусматривается ввести в эксплуатацию еще больше газовых распределительных сетей, газифицировать домов и квартир больше, чем в 1999 году. Планируем также завершить строительство АГРС и газопроводов - отводов до с. Батырево и до с. Первое Степаново Цивильского района, а также проложить газопровод - отвод в с. Яльчики.
В прошлом году мы ввели в эксплуатацию автомобильную дорогу Шумерля - Наваты с понтонной переправой через реку Сура, которая соединила Нижегородскую область и Чувашию. Построили участок федеральной автодороги Тюрлема - Покровка, которая соединила Республику Татарстан и Чувашскую Республику и сняла проблему, которая мучила тысячи людей в течение многих десятилетий. Построены 5 км федеральной автодороги "Вятка", более 3 км участка автодороги Чебоксары - Саранск, завершено строительство 5 мостовых переходов. Всего за год построено и отремонтировано более 200 км дорог.
Программой 2000 года предусматривается направить на строительство автомобильных дорог средств значительно больше прошлогоднего. Это дает возможность в основном завершить строительство нового направления дороги "Вятка" в обход г.г. Чебоксары и Новочебоксарск, которая позволит оптимизировать междугородный автотранспортный поток, существенно изменить к лучшему не только саму транспортную проблему, но и экологическую ситуацию в этих городах. Тем самым к осени 2000 года мы "развяжем" еще один "исторический" узел дорожных проблем.
Прошлый год для сельского хозяйства был неблагоприятным по погодным условиям. Тем не менее удалось расширить площади высокоэффективных культур картофеля, овощей и конопли, плантации хмеля, сои и рапса. Внедрялись высокоэффективные технологии и новые высокоурожайные сорта, что позволило республике занять второе место в Волго - Вятском экономическом регионе по урожайности зерновых и зернобобовых культур.
Впервые за последние годы производство молока в республике стало прибыльным. Заметно снизились убытки от производства говядины и свинины.
Политика государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей должна быть с одной стороны активизирована, с другой - рационализирована. Особое внимание необходимо уделять проектам, направленным на повышение плодородия почв, развитие хмелеводства, животноводства и рыбоводства, на социальное переустройство села.
В сельском хозяйстве следует позаботиться о совершенствовании селекционно - племенной работы, сохранении генофонда ценных племенных животных, внедрении прогрессивных технологий и машин, выпуске сельхозтехники предприятиями республики, культивировании высокоурожайных сортов, развитии агросервисного обслуживания, увеличении лизинговых операций, обеспечении животноводства качественными кормами.
Но пора навести порядок и в управлении сельхозпредприятиями. Объективный анализ и изучение дел на местах международными экспертами (в республике работали специалисты Европейского Союза из Нидерландского экономического Института) показывают: если навести элементарный порядок в системе учета и контроля на сельхозпредприятиях (в бухгалтериях и других службах) и укрепить дисциплину на производстве, искореняя пьянство и хищения, то число прибыльных хозяйств возрастет втрое, а зарплата крестьян - вдвое. Хочу спросить: а что, крестьяне и руководители хозяйств сами этого не знают? Или просто не хотят признавать собственные грехи и пороки? Прежде чем жаловаться на власть, искать виновных на стороне, надо в первую очередь разобраться в собственных головах и хозяйствах. Многие "враги" - внутри хозяйств, в самих коллективах, в образе жизни и поведении людей. Давайте оттуда и начнем наведение порядка. Это не только не потребует денег, а наоборот, поможет найти дополнительные финансовые ресурсы для развития села и сельского хозяйства, причем немалые.
Но для этого сначала надо признать правду, какой бы она ни была неприятной и "непатриотичной".
В хозяйстве "Свобода" Моргаушского района, у Кронида Ефимовича Сретинского, урожай картофеля в 1999 г. составил 223,6 центнеров с гектара, а в хозяйстве "Новая заря" Порецкого района - 11 центнеров. Чем это объяснить? Разве природные условия двух районов разнятся в 20 раз? Таких примеров можно привести множество.
В чем причина? Вопрос риторический. Ответ очевиден. Потому что и сами крестьяне могут назвать сотни хозяйств, в которых расцвело хищение на всех уровнях, где пьянство, начиная от руководителей хозяйств до рядовых крестьян, - обычное дело. Сколько бы мы с вами ни старались поддержать сельское хозяйство, пока названные пороки не иско реним в конкретных хозяйствах, наши усилия не принесут должного результата. Нам всем, сидящим здесь, но особенно - главам и депутатам из сельских районов - необходимо поднять коллективы, общественность на радикальное решение этих проблем.
Внешними механизмами и инструментами воздействия на эти процессы должны стать наведение порядка и обеспечение гарантий рационального использования дефицитных земельных ресурсов республики, в том числе посредством Закона "О земле", проект которого внесен мной для рассмотрения в Государственный Совет 24 февраля.
Приоритетная цель нашей политики - повышение материального благосостояния населения республики. Однако вынужден обратить внимание, что при обсуждении этой темы, в том числе и в стенах Госсовета, много неправды, а для практического решения проблемы нужна правда. Давайте поговорим на эту ответственную тему не языком демагогии и лозунгов, а языком фактов, только фактов.
Итак, в конце января 2000 года Правительство Российской Федерации официально проинформировало россиян о том, что долг по заработной плате работникам организаций бюджетной сферы в Мордовии составляет более 4-х месяцев, в Калмыкии - более 6-ти, в Республике Алтай - более 9 месяцев... Десятки регионов Российской Федерации имели долг по заработной плате в 3 - 5 и более месяцев. Нам удалось, как вы знаете, не только погасить долги по заработной плате, но и принять специальный Указ Президента от 22 января текущего года об опережающем повышении заработной платы и денежных доходов работников бюджетной сферы - до 25 процентов дополнительно. Причем, в отличие от общефедеральных стандартов, мы предусмотрели повышение заработной платы отдельным категориям бюджетников уже с февраля. То есть, если в России обещают повысить зарплату на 20 процентов с 1 апреля, мы в Чувашии уже начали повышать зарплату с 1 февраля, а с 1 апреля она будет повышена еще на 20 процентов. Понятно, что сделать это в условиях дотационной республики чрезвычайно сложно. Понадобятся максимальное напряжение в работе руководителей Правительства и органов самоуправления. Нам потребуется изыскать около 180 млн. рублей дополнительных финансовых средств.
Зарплата бюджетников - сфера прямой ответственности государственных органов. Однако считаю важным сегодня обратить внимание и на вопрос выплаты заработной платы на предприятиях и в организациях всех отраслей народного хозяйства. Статистика здесь весьма удручающая. Поэтому я требую от Правительства, чтобы оно не только отслеживало этот процесс, но и активно вмешивалось в него. Вопрос этот ставлю жестко: предприятиям и организациям, которые задерживают зарплату своим работникам, мы не только не будем оказывать государственную поддержку, но будем применять радикальные меры воздействия в отношении их руководства.
Мы обязаны сохранить положительные тенденции в защите материального благосостояния населения. Для этого, кстати, Правительству, помимо прочего, необходимо подготовить проект Закона о потребительской корзине для населения республики.
Уважаемые депутаты! У меня есть к вам простой вопрос: интересно, кто знает, какое место Чувашия занимала в России по среднедушевым денежным доходам в советское время, скажем, в 1985 году?
Данные статистики, проверенные в то время ЦК и Чувашским обкомом КПСС, свидетельствуют: Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика в 1985 году занимала 70-е место в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (такое же "почетное" место было у Чувашии и в 1980 году). В то время в России было 74 территории. То есть Советская Чувашия в Советской России занимала 5-е место среди самых бедных регионов. Таковы факты.
Уровень жизни у наших соседей был следующим: Республика Марий Эл занимала 66-е место, Республика Мордовия - 62-е, Кировская область - 41-ое, Нижегородская область - 22-е место.
Тот же Госкомстат о среднедушевых денежных доходах населения в 1990 году свидетельствует: Советская Чувашия с 70 места переместилась на 71-е. Т.е. опустилась еще ниже - на 4-е место по бедности. Тогда Чувашский обком компартии об этом никому не говорил, информация была засекречена. Данные приводились только для служебного пользования. Партийная цензура по привычке все держала в "ежовых рукавицах".
В 1994 году в Российской Федерации насчитывалось уже 89 субъектов. Чувашия впервые в своей истории вышла на 69-е место (опередив Республику Марий Эл), покинув и пятерку, и десятку бедных регионов. В 1995 году Чувашия снова заняла 69-е место (но опередив уже и Мордовию - 71-е, и Марий Эл - 74-е места). В 1996 и 1997 годах мы подтвердили политику активной защиты уровня жизни населения, сохраняя в основном завоеванные позиции.
Однако, в 1998 году, далеко не только из-за 17 августа, но и в результате траты времени на имитацию бурной деятельности некоторыми персонами, атмосферы подозрений и мнительности, насаждавшихся в аппаратах республиканских органов власти, мы провалились на 82-е место по Российской Федерации, т.е. оказались на 8-м месте с конца (но не на 4-м, как в 1990 году).
С конца 1998 года Правительство Чувашской Республики работает по плану антикризисных мероприятий и начинает исправлять допущенные и федеральным центром, и нами ошибки, что позволило республике снова начать подниматься - сначала на 80-е, а затем и на 70-ые места.
Хочу сказать: если мы действительно любим Чувашию, если мы действительно патриоты Чувашии, то должны объективно и честно говорить о месте республики в Российской Федерации.
Обращаю внимание активных "оппозиционеров", с высоких трибун пекущихся о благе народа и с гневом вопиющих о преимуществах иных времен: вы можете проанализировать весь советский период и увидите: Советская Чувашия в Советской России всегда занимала места в последней пятерке субъектов России и существенно уступала по доходам населения и уровню жизни всем соседям, в том числе республикам Марий Эл и Мордовия. Это известно всем действительно образованным экономистам и честным людям. Так было в советское время.
Известно, что в сознании советских людей сложился стереотип, что признаком благосостояния человека является наличие у него легкового автомобиля. Причем в эпоху развитого социализма автомобиль рассматривался не столько как средство передвижения, как при капитализме, а сколько как предмет роскоши и зависти. Поэтому, говоря об уровне жизни населения, еще раз обращаю внимание на такой критерий, как обеспеченность граждан легковыми автомобилями. Не секрет, что в Советской России Чувашия занимала по этому показателю самые последние места. В 1985 году у нас на 1000 человек в среднем насчитывалось 19 автомобилей, в Мордовии - 28, в Марий Эл еще больше - 29, то есть у соседей показатели были выше чувашских более чем на 50 процентов. Сегодня мы можем констатировать, что самый высокий темп роста числа автомобилей в личной собственности за последние годы происходил именно в нашей республике (почти в 3 раза). Мы практически приблизились по уровню обеспеченности автомобилями к нашим соседям.
Уважаемые депутаты!
За 1999 год остатки вкладов физических лиц в банках увеличились свыше чем на 60 процентов и составили более миллиарда рублей. Реальные денежные доходы населения в декабре 1999 г. по сравнению с декабрем 1998 г. выросли на 10,8 процента. И начало 2000 года позволяет нам сделать вывод, что республика сохраняет тенденцию увеличения денежных доходов и покупательной способности населения.
Для нашей политики важно, что нам удалось обеспечить удовлетворительное функционирование социальной сферы республики, оказать максимально возможную в условиях наших реальностей поддержку незащищенным категориям населения.
Фактический уровень платежей граждан за предоставленные жилищно - коммунальные услуги за прошлый год составил около 50 процентов - при республиканском стандарте 60 процентов. Доля оплаты жилищно - коммунальных услуг в среднедушевом доходе населения республики составила около 6 процентов - при установленной федеральными стандартами допустимой доле в 15 процентов.
Вы видите, какие усилия предпринимаются для того, чтобы стандарты оплаты были минимальны, а государственная поддержка населения республики в сфере жилищно - коммунального хозяйства - максимальна. Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг в республике осуществляется с применением обязательных мер социальной защиты малодоходных слоев населения. В соответствии с моим Указом нуждающимся гражданам предоставляются субсидии. На конец 1999 года их получили более 23 тысяч семей на сумму около 12 млн. рублей.
Мы всегда должны помнить народную мудрость, смысл которой: "Уважай старика - сам стар будешь".
Истекший год прошел под знаком усиления внимания к проблемам пожилых людей, укрепления солидарности поколений.
Правами и льготами ветеранов в республике пользуется 93 процента пенсионеров по возрасту и за выслугу лет. Это более 248 тыс. человек, в том числе - 205 тыс. ветеранов труда. 1999 год был знаменателен открытием новых учреждений социального обслуживания. Введена в эксплуатацию первая очередь Чебоксарского протезно - ортопедического предприятия, позволяющего выпускать 1200 протезов и столько же пар ортопедической обуви в год. С пуском данного предприятия в республике значительно улучшилась ситуация по оказанию протезноортопедической помощи инвалидам. В прошлом году открыты еще 5 сельских домов для ветеранов. Всего сегодня действуют 8 республиканских и 66 муниципальных домов для ветеранов, 6 специальных жилых домов социального использования, 32 центра социального обслуживания. Причем 74 социальных объекта открыты за последние 6 лет. Они практически удовлетворяют потребности республики в обслуживании нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
В этом году мы отмечаем 55-летие Великой Победы. Властные структуры всех уровней обязаны обеспечить персональное внимание и опеку каждому участнику и ветерану Великой Отечественной войны.
Подчеркиваю, что приоритетными задачами в области социальной защиты населения и для Правительства Чувашской Республики, и для властей всех уровней являются: развитие системы обслуживания социально уязвимых групп населения, усиление адресной поддержки и полное погашение задолженности по выплате пособий на детей уже в этом году.
Большая работа проведена в 1999 году в сфере образования. Вы помните, как удивлялась заместитель министра образования России, выступая на августовском педагогическом совещании, оценивая положение в Чувашии на фоне других регионов России, где задержки в заработной плате превышали 6, а то и 9 месяцев. Во многих субъектах за последние 2 года не было построено ни одной школы. А мы в прошлом году сдали 12 новых образовательных объектов.
В 2000 году предусмотрено ввести еще 10 общеобразовательных учреждений. Среди них есть особо приоритетные объекты - строящиеся школы, которые находятся под моим личным контролем, такие как Тюрлеминская, Урмарская, Заволжская в пос. Сосновка, Сур - Майданская в Алатырском районе.
Активность нашей политики в сфере образования замечена на федеральном и международном уровнях. У нас есть реальный шанс получить серьезную финансовую поддержку от Всемирного банка - в качестве грантов участникам международного конкурса, прежде всего на развитие сельской школы и профессионального образования. Для того чтобы сделать более конкурентоспособными выпускников этих учебных заведений, в них необходимо создать условия для максимального удовлетворения познавательных потребностей учащихся в соответствии с их возможностями и индивидуальными особенностями.
Подрастающее поколение должно чувствовать ответственность и серьезно относиться к высказыванию старших:
"Учись смолоду, пригодится на старости"? А в нынешний век, век интенсивной компьютеризации и суперсовременных технологий, эти истины становятся еще более актуальными.
Оптимальная система образования должна обеспечивать непрерывное обучение, гибкое оперативное реагирование на изменения рынка труда. Мы должны прививать молодежи патриотизм, уважение к старшим, желание сохранять народные традиции и обычаи.
"Здоровье - бесценное богатство", - говорят в народе. За последние годы мы не только не ликвидировали ни одного учреждения здравоохранения, наоборот, ввели в эксплуатацию 31 новый объект (из них 15 - в сельской местности), создали более тысячи рабочих мест.
Только в 1999 году введены в строй палатный корпус Республиканского противотуберкулезного диспансера на 120 коек, Республиканская детская стоматологическая поликлиника на 150 посещений, детский медицинский центр в Чебоксарах на 180 коек, Кзыл - Чишминская участковая больница Батыревского района на 35 коек.
За последние годы значительные усилия были направлены на создание современной лечебно - диагностической базы здравоохранения. Ввод в действие ряда крупных центров (диагностического, кардиохирургического, гемодиализного, центра "Семья") позволил жителям республики проводить такие дорогостоящие (для бюджета республики) исследования, как магнитнорезонансная томография, коронарография, медико - генетическое консультирование, иммунологические исследования и многие другие, не выезжая за пределы Чувашии. Таким образом, экономия финансовых средств составляет от 10 до 12 млн. рублей ежегодно, не говоря уже о том, что эти центры позволили сохранить то, что не поддается никакой денежной оценке - жизни тысяч людей.
Активная работа в области здравоохранения позволила Чувашской Республике стать пилотным регионом России по отработке региональной модели реструктуризации здравоохранения, направленной на повышение эффективности затрат при одновременном повышении качества медицинского обслуживания. Два региона Российской Федерации - Новгородская область и Чувашская Республика - стали победителями в международном тендере. В 2000 году мы начнем реализацию проекта Всемирного банка. Цель проекта - содействие реформе здравоохранения в республике. Объем финансирования - не менее 10 млн. долларов, то есть примерно 300 млн. рублей, что является мощнейшим подспорьем для развития здравоохранения Чувашской Республики. Таков денежный эквивалент позитивной оценки деятельности и Правительства, и Министерства здравоохранения Чувашской Республики за эти тяжелые годы.
В области здравоохранения бюджет выполнен более чем на 100 процентов. Нам удалось дополнительно, "сверх плана", благодаря активному сотрудничеству с федеральным центром и подписанию трехстороннего Соглашения между Чувашской Республикой, федеральным Министерством здравоохранения и Фондом медицинского страхования России, получить в республику из федерального бюджета 113 млн. рублей. В федеральных клиниках нам удалось пролечить 42 ребенка вместо 7-ми гарантированных федеральной "квотой" (это еще дополнительные 3,5 млн. рублей "московских" средств). Такие суммы из федерального центра вполне сопоставимы с годовым бюджетом здравоохранения республики.
Политики, на словах радеющие за интересы трудящихся Чувашии, митингующие в защиту здравоохранения, детства и материнства, но пытающиеся при этом испортить наши отношения с федеральным центром, на самом деле не думают об интересах народа. Никаких сотен миллионов рублей наше здравоохранение, наш народ не получили бы ни для охраны здоровья, ни на что другое, если бы мы пошли на поводу у этих деятелей. Вот в чем разница между нашей политикой дела и их политикой критиканства. Надо уберечь народ Чувашии от таких политических деятелей.
У нас есть очень тяжелые проблемы, решение которых нельзя откладывать - это защита семьи, материнства и детства. Речь идет даже не столько о медицинской проблеме. Мы должны чаще оживлять в памяти слова великого просветителя Ивана Яковлева из его Духовного завещания чувашскому народу: "Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье - защита от жизненных испытаний."
A благороднейшем деле сохранения семьи важнейшую роль играют наши прекрасные и душевные, и в то же время - самые выносливые и жизнестойкие женщины. Пользуясь случаем, в канун Международного женского дня - 8 марта, от всей души поздравляю присутствующих здесь женщин, и в вашем лице - всех наших любимых матерей, бабушек, жен, сестер и дочерей с замечательным первым весенним праздником. Весна и Женщина - слова - синонимы, олицетворяющие собой пробуждение всего живого, начало и надежду жизни, поэтому не случайно, что они так часто воспеваются поэтами.
Желаю всем женщинам благополучия в семье и достатка в доме, оптимизма и уверенности в завтрашнем дне, добра и любви. А мужчин призываю быть достойными наших лучших в мире женщин.
Вы знаете, что мной на днях подписан специальный Указ о дополнительных мерах по охране материнства в целях создания необходимых условий для улучшения здоровья женщин - матерей и новорожденных. Я принял решение, по которому беременным женщинами и кормящим матерям до достижения детьми возраста шести месяцев будут бесплатно выделять препараты, содержащие необходимые витамины и микроэлементы.
В рамках комплексной целевой программы "Дети Чувашии" 14 тысяч многодетных и других семей из группы социального риска получили материальную помощь на сумму почти миллион рублей. Более 3 тысяч детей - сирот, инвалидов из многодетных и неполных семей отдохнули, подлечились по бесплатным путевкам в загородных оздоровительных учреждениях за счет государства.
Около 20 тысяч детей, нуждающихся в особой заботе государства, прошли реабилитацию в социальных учреждениях помощи семье и детям.
В соответствии с республиканской программой охраны здоровья матери и ребенка родовспомогательные учреждения полностью укомплектованы инкубаторами для выхаживания маловесных детей.
Уверен: упомянутый Указ поможет усилить охрану здоровья матерей и детей, а также осуществить мою мечту об открытии в республике современного перинатального центра.
Как и всюду в стране, остается сложной обстановка с лекарственным обеспечением льготной категории граждан, составляющей 30 процентов населения республики. Анализ цен на лекарственные препараты показал, что в течение 1999 года они выросли в среднем на 49 процентов. В связи с этим серьезной задачей является государственное регулирование цен на жизненно необходимые лекарства, централизация их закупок на конкурсных началах, рационализация номенклатуры медикаментов, поставляемых в лечебно - профилактические учреждения.
К сожалению, в системе здравоохранения республики обостряется проблема кадрового дисбаланса. Она связана с отсутствием должного взаимодействия с Чувашским государственным университетом. Ежегодно Минздрав дает медицинскому факультету ЧГУ заявку на 100 специалистов.
Больше не нужно - нет потребности и нет возможности их трудоустроить. А университет выпускает более 300. По существу абитуриентов и их родителей обманывают. Уже сотни медицинских работников состоят на учете для трудоустройства. Университет обязан пересмотреть свою политику.
Здравоохранение республики требует повышения качества кадров, а не количества. С началом работы Института усовершенствования врачей мы надеемся повысить уровень профессиональной подготовки специалистов, а также сэкономить бюджетные средства для других участков отрасли. Правительству необходимо безотлагательно найти финансовые ресурсы для начала работы Института.
Но охрана здоровья населения - это еще в большей степени организация оздоровления людей путем приобщения к здоровому образу жизни, в том числе через занятия физкультурой, спортом и туризмом.
В республике имеется большой физкультурно - спортивный потенциал. По 35 видам спорта занимается около 30 тысяч детей и подростков. В подростковых клубах по месту жительства и учебы организованными формами досуга охвачено около 4 тысяч детей. Только в прошлом году в республике подготовлено 32 мастера спорта России, 4 мастера спорта международного класса. Таких достижений Чувашия никогда раньше не знала.
2000 год является завершающим этапом подготовки к ХХVII летним Олимпийским Играм. 11 спортсменов Чувашии включены в основной состав сборной команды России. Подготовку чувашских спортсменов к выступлению на Олимпийских Играх в Сиднее надо активно использовать для вовлечения широких слоев населения в интенсивные занятия физкультурой и спортом.
Для утверждения здорового образа жизни как самого перспективного, обеспечивающего достойную жизнь и высокий уровень благосостояния и комфорта, нам необходима активизация деятельности коллективов физической культуры и спортивных клубов предприятий и организаций, учебных заведений. Нужно не только сохранять, но и все более активно развивать сеть спортивных сооружений, находить новые доступные формы физкультурно - оздоровительной работы с населением.
И Правительству, и всем структурам государственной власти, и руководителям предприятий и организаций республики следует создавать условия для финансирования учреждений физкультуры и спорта, оказывая им содействие в привлечении бюджетных, внебюджетных и налоговых возможностей.
На участке борьбы с преступностью нам удалось добиться ряда положительных результатов. Раскрываемость преступлений повысилась и составила свыше 79 процентов - 20-е место по России. Лучше среднероссийских и показатели раскрываемости умышленных убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, краж, грабежей, мошенничеств, хулиганств, экономических преступлений. Повысилась раскрываемость преступлений по горячим следам. За нарушение правил оборота алкогольной продукции к административной ответственности привлечено более 8 тысяч человек, изъято около 80 тысяч литров фальсифицированных спиртных напитков и почти 70 тысяч литров спирта, пресечена деятельность 22 подпольных цехов.
Однако заметно возросло число преступлений среди несовершеннолетних, в сфере семейнобытовых отношений. Сохраняется тенденция к росту количества преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Органам внутренних дел необходимо усилить борьбу с тяжкими, насильственными, имущественными и экономическими преступлениями, предупреждать правонарушения несовершеннолетних, усилить профилактику преступлений среди ранее судимых лиц.
Очень важная и актуальная тема - решение проблем подростков и молодежи. Зачастую сегодня молодые люди, вступающие в жизнь, дезориентированы. А многие уже разочаровались, еще не успев даже начать жить по-настоящему. Кто-то начинает пить, кто-то впадает в депрессию, кто-то "садится на иглу". Всякая демагогия о том, что, дескать, теперь существует свобода выбора, очень вредна, потому что подменяет понятия причины и следствия, формы и содержания. Морально - психологический кризис, в котором находится российское общество, может иметь для молодого поколения последствия более пагубные, чем экономический, политический или экологический кризисы вместе взятые.
Надо сделать общение с молодыми людьми регулярным, использовать для этого все доступные средства. Это жизненно необходимо. Обязаны это делать родители и педагоги, Президент и Правительство, главы самоуправлений и депутаты, руководители предприятий, учреждений, учебных заведений.
В средствах массовой информации, а теперь уже и в сети "Интернет", нужно создавать диалоговые возможности, позволяющие нам, взрослым, с большим жизненным опытом, отвечать на самые жгучие вопросы молодых людей, а им, в свою очередь, иметь возможность спросить о том, что их интересует. Это все должно входить в систему оздоровления нации и охраны здоровья населения в широком смысле слова.
Положительные тенденции в развитии экономики Чувашии оказали благоприятное воздействие на занятость населения. Занятость - наиболее выразительный показатель успешности или неуспешности экономической политики. В 1999 году на крупных и средних предприятиях не было массовых высвобождений работников. Численность занятых неполную рабочую неделю и находящихся в вынужденных административных отпусках уменьшилась по сравнению с 1998 годом на 21 процент.
В электроэнергетике, топливной, химической и пищевой промышленности, в производстве строительных материалов, жилищно - коммунальном хозяйстве, в бытовом обслуживании населения и некоторых других отраслях экономики наблюдался рост числа работающих.
За год на предприятиях республики удалось ввести 3680 новых рабочих мест. Наибольшее количество их создано в отраслях промышленности с высоким уровнем оплаты труда: химической, пищевой, машиностроении и металлообработке.
Стабилизировалась ситуация на республиканском рынка труда. Численность безработных, состоящих на учете, уменьшилась за год на 4,5 тысячи и составила на 1 января 2000 года 15 380 человек.
В прошлом году удалось полностью погасить задолженность по пособиям по безработице за 1997 - 1998 годы. В эти дни завершается выплата долгов за 1999 год. Столь высокие темпы погашения этих долгов - достижение, за которое хочу выразить признательность всем, кто причастен к этой работе.
Одной из основных форм временной занятости является организация общественных работ. Реализация городских и районных программ этого направления позволила в 1999 году занять делом 3,5 тысячи человек (это на 35 процентов больше, чем в предыдущем году). При этом для 85 процентов участвующих в общественных работах сохранена выплата пособий по безработице. На днях мы подписали Соглашение о расширении возможностей организации общественных работ совместно с Федеральным дорожным фондом и Министерством труда и социального развития России на 2000 год.
В рамках программы "Молодежная практика" на временные ученические рабочие места в 1999 году трудоустроены 343 выпускника учебных заведений (в 1998 году - 105). В дни летних школьных каникул на временных рабочих местах было занято почти 5 тысяч старшеклассников (почти в два раза больше, чем в 1998 году).
В 2000 году для создания новых рабочих мест необходимо использовать дополнительные экономические рычаги в области налоговой, бюджетной, кредитной политики.
Но здесь я хочу обратить особое внимание на чрезвычайно важное обстоятельство в нашей социальной и экономической политике. Обеспечение занятости - это не столько проблема департамента занятости, а сколько проблема и обязанность Правительства, Государственного Совета, органов самоуправления и глав администраций городов и районов по реальной и конкретной поддержке предпринимательства. Более того, они, то есть вы - сидящие в этом зале, должны всеми способами активно и результативно стимулировать проявление и реализацию деловой инициативы людей.
Слой частных собственников в силу обеспечения ими самозанятости, своей массовости призван играть значительную роль в социально - экономической жизни республики. Предприниматели способствуют укреплению рыночных отношений, повышению материального благосостояния населения, гарантируют стабильность общества. Этот слой необходимо интенсивно наращивать.
Для этого необходимо обеспечить упрощенный доступ малых предприятий к производственным площадям, земельным участкам, оборудованию и информационным ресурсам. Надо развивать инфраструктуру сбыта продукции на уровне оптового звена, практической государственной поддержкой стимулировать выход предпринимателей на общероссийские, международные рынки. При налаживании межрегиональных предпринимательских контактов следует научиться активнее использовать относительно дешевые современные коммуникационные системы, в частности, "Интернет".
Нельзя допускать разрастания административных барьеров. Следует решительно навести правовой порядок в системе регистрации, лицензирования, сертификации, регулирования арендных отношений, выводя эти процедуры из-под влияния махровой бюрократии и разных форм вымогательства и произвола чиновников. Необходимо "выкорчевывать" подобные преступные проявления из нашей жизни вместе с этими чиновниками. Правительство и глав администраций обязываю безотлагательно провести полную инвентаризацию государственной и муниципальной собственности и доложить об эффективности ее использования. В качестве примера могу привести небольшой, но достаточно показательный фрагмент из практики работы администрации города Чебоксары.
Итак, в 2000 г. в самом крупном и выгодном (по расположению в рыночной экономике) городе планируют снизить эффективность управления муниципальной собственностью и соответственно - доходы в бюджет для жителей столицы: от арендной платы за использование муниципальной собственности - на 30 процентов; от дивидендов - на 25 процентов; от приватизации - на 80 процентов. Такая, с позволения сказать, "политика" в столице Чувашии не поддается разумному объяснению. Иначе как вредительством я это назвать не могу. Я сказал главе администрации, чтобы он разобрался со своими кадрами, отвечающими за финансово - экономическую и имущественную политику.
А ведь в то же самое время сотни и сотни инициативных людей месяцами, годами не могут получить в аренду или выкупить пустующие или неэффективно используемые городскими властями помещения. Но невежественные, ленивые чиновники, наглые вымогатели спокойно сидят в муниципальных структурах, бездельничают, да еще и зарплату получают. А за такую "работу" надо гнать с должности.
В других городах и районах республики тоже есть чему удивиться на этом участке.
Уважаемые главы самоуправления! Настойчиво рекомендую вам собрать всех предпринимателей и просто инициативных людей, желающих создать свое дело, набраться мужества, выслушать их мнение о себе, ваших службах и чиновниках, и начать радикально выправлять положение. Иначе этими вопросами начну заниматься сам, вторгаясь, как только можно, в вашу компетенцию. Потому что больше терпеть торможение экономического и социального развития, идущее от подавления предпринимательства и частного бизнеса в городах и районах республики, - нельзя.
Надо также активней и масштабней заниматься формированием позитивного отношения общества и граждан к предпринимательской деятельности как способу и источнику достойного образа жизни.
В целях государственной поддержки потребительской кооперации в 1999 году организациям системы предоставлены льготы по налогообложению, снижен налог на имущество, организации освобождены от уплаты налогов в дорожный фонд.
Нам необходимо продолжить начатую в потребкооперации работу по развитию малых перерабатывающих производств. Она очень важна для сельской местности уже потому, что позволяет создавать новые рабочие места.
В сегодняшнем Послании хотелось бы затронуть еще одну, на мой личный взгляд, важную тему. Приятно, что наши архитекторы и строители стали уделять особое внимание эстетической стороне строительства объектов, улучшению архитектурного облика городов и сел, возрождению исторических населенных пунктов.
За короткий срок возродился и преобразился исторический центр столицы Чувашской Республики. Здесь восстановлены и реконструированы Свято - Троицкий мужской монастырь, Церковь Михаила Архангела, Успенский Собор и другие памятники истории и архитектуры. Появилось немало новых объектов, украсивших возрожденный центр. Работа по преображению исторической части Чебоксар получила заслуженное признание, группа специалистов, участвовавших в ней, удостоена Государственной премии Российской Федерации 1999 года в области науки и техники.
В этом году мы завершим работу по формированию архитектурного ансамбля площади Республики в Чебоксарах. На месте бывшего старинного кладбища и в память о разрушенных в начале 70-х годов Спасо - Никольском храме и часовне воздвигнут памятный Крест. Завершается строительство церкви Рождества Христова. Уже ко Дню государственности площадь Республики приобретет современный и достойный вид.
Начаты работы по возрождению одного из красивейших городов Чувашии - Алатыря. Там принял новый облик Свято - Троицкий мужской монастырь, мы активизировали работы по Киево - Николаевскому Новодевичьему женскому монастырю. Продолжается реконструкция других культовых зданий и старинных домов, улиц города, составляющих бесценный фонд памятников национальной архитектуры. Но хочу сказать: без внутреннего понимания изначальной красоты, православного происхождения этого города, без осознания необходимости массовой народной поддержки со стороны самих алатырцев, одними инициативами Президента Алатырь не благоустроить и не возродить.
Республика активно помогает созданию современных архитектурных комплексов в г. Новочебоксарск. Там начинаем возведение Соборной площади. Город становится более красивым, привлекательным для инвесторов, комфортным для жизни новочебоксарцев.
Под государственным контролем в республике ведутся реставрационные работы в 4-х монастырях и 27-ми приходских храмах. Активность нашей политики в этой области позволяет получать дополнительные суммы из федерального бюджета, которые направляются на реставрацию памятников культуры и возрождение духовной жизни Чувашии.
Позволю себе высказать еще раз искреннюю надежду на то, что в 2000 году работы по возрождению и благоустройству городов и сел республики, улучшению их архитектурного облика, реконструкции объектов историко - культурного наследия не только продолжатся, но и на то, что год от года в них начнут принимать активное участие помимо государственных структур и ответственные за это учреждения и организации, но и рядовые граждане, жители конкретных городов и сел республики, если они действительно хотят духовного и морального возрождения Чувашии.
Культурная жизнь республики в 1999 году обогатилась яркими, запоминающимися событиями. Существенно важно, что нам удалось на высоком уровне провести ставшие уже традиционными и для жителей республики, и для ее гостей такие крупные культурные акции, как Международный оперный фестиваль им. М.Михайлова, Международный фестиваль балетного искусства, фестиваль "Родники Поволжья". Кстати, последний, демонстрирующий богатство талантов народов России, сохранивших национальные традиции и обычаи, получил по решению коллегии Министерства культуры Российской Федерации статус "Российского традиционного фестиваля Чувашии".
Широко и интересно были отмечены в республике юбилеи двух поэтических гениев - 200- летие со дня рождения русского классика А.Пушкина и 100-летие со дня рождения чувашского классика М.Сеспеля.
Важным событием 1999 года стало заключение Соглашения между Правительством Чувашии и Министерством культуры Российской Федерации о сотрудничестве и объединении усилий для поддержки и активизации культурной жизни.
Наконец-то удалось сделать прорыв еще на одном долгострое. Вошла в действие первая очередь комплекса зданий государственного образовательного учреждения культуры "Чувашское республиканское училище культуры". К началу следующего учебного года на его базе должен заработать Институт культуры и искусства. Реконструировано здание Республиканской детско - юношеской библиотеки, продолжается реконструкция здания Чувашского государственного академического драматического театра им. К.Иванова. Сданы в эксплуатацию сельские Дома культуры в деревне Сеспель Канашского района и в селе Анютино Алатырского района.
В плане особенно значительных в области культуры мероприятий, которые мы должны тщательно подготовить и интересно для населения республики провести в 2000 году, - празднование 2000-летия Христианства, 80-летия Чувашской Республики, 110-летия со дня рождения классика чувашской поэзии Константина Иванова.
И, конечно же, крупномасштабные культурные акции будут проведены всеми учреждениями культуры и искусства в связи с празднованием 55-летия Победы в Великой Отечественной войне. В Чебоксарах мы планируем открыть Музей воинской славы. Но уже сегодня хочу еще раз обратить внимание на необходимость создания и воссоздания в школах республики активно действующих классов, музеев, уголков истории родного края.
Уважаемые депутаты и гости!
В заключение хочу отметить еще несколько актуальных сюжетов политической и нравственно - исторической значимости.
Одно из самых серьезных препятствий на пути решения большинства проблем - кадровый дефицит. Лозунг "Кадры решают все!" - как никогда актуален для России, а для Чувашии в особенности.
Создание новой экономики и современной Чувашии требует преобразований в структурах и процессах управления. Эти преобразования невозможны без привлечения энергичных, высокообразованных и подготовленных специалистов.
В прошлом учебном году только по специальной государственной программе повысили свою квалификацию 43 специалиста, из них 26 человек прошли стажировку за границей. В настоящее время экзамены сдали еще 48 человек, и Чувашский республиканский институт образования продолжает прием документов на конкурсный отбор специалистов для реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства в 2000 - 2001 учебном году. Специалисту предоставлено право выбора трех учебных программ: менеджмент, маркетинг, финансы и кредит.
Особое внимание при отборе уделяется специалистам, направляемым крупными и средними предприятиями реального сектора экономики, участвующими в программах реструктуризации производства и развития республики.
Есть и другие направления и формы подготовки современных кадров для республики. Но я не могу сказать, что сегодняшнее положение дел меня удовлетворяет. В государственных и муниципальных структурах у нас до сих пор много людей, которые являются обузой при решении государственных и социально - экономических проблем.
К тому же, как это часто бывает при великих общественных катаклизмах, к власти пришли не только честные, знающие, преданные общественным интересам люди. В структурах власти, во всех ее ветвях, в органах самоуправления осело немало замшелых кадров, политических и административных дилетантов, людей необразованных и просто весьма ограниченных интеллектуально, ущербных нравственно.
У нас еще слишком много управленцев, которые других учат, пытаются наказывать, а сами на деле являются "троечниками", а то и "двоечниками". Хотя наша политика - созидание и строительство, но данный механизм надо ломать, избавляясь от дискредитирующих и разрушающих нашу политику чиновников, а то и явных саботажников любой прогрессивной работы.
Ведь есть же у нас и заметные положительные результаты по подготовке кадров. Нельзя не обратить внимание на то, что на уровне Правительства республики, первых лиц в министерствах и ведомствах нам удалось сделать немало. Чувашское Правительство стало своего рода "кузницей кадров", причем одной из самых эффективных в стране. Это заметили и в столице России. Мы подготовили и высадили качественный и небывалый в истории республики кадровый десант наших людей в федеральном Центре и Москве. Сегодня в столице России руководящие посты занимают десять членов команды Президента Чувашии.
С другой стороны, школу Правительства Чувашии прошли люди, которые продемонстрировали, как можно эффективно управлять производством. Сравните показатели работы ОАО "Химпром" сегодня и до появления в качестве его руководителя Виктора Ивановича Кисина (вице - премьера Правительства Чувашии, командированного туда для решения накопившихся проблем в 1996 году). Основные параметры, характеризующие состояние дел на ОАО "Химпром", - объем производства, торговый оборот, заработная плата, численность работающих, компьютеризация, подготовка и переподготовка кадров, перспектива для молодежи, владение английским языком как языком международного делового общения - " до Кисина" и "при Кисине", конечно, это земля и небо.
Стоит сказать и о том, что за последние годы активно складывается неформальная группа ведущих предприятий республики, придающих приоритетное значение рыночной экономике, качеству менеджмента и продукции, росту денежных доходов своих работников. Сегодня можно назвать десятки и десятки крупных и средних предприятий, среднемесячная зарплата на которых за 1999 год составила от 2000 рублей и выше. Такие предприятия имеются не только в Чебоксарах и Новочебоксарске, но и в Канаше и Мариинском Посаде, в Ядрине и Шумерле, Моргаушах и Красноармейском, в других населенных пунктах. А если посмотреть на перечень предприятий, которые вышли на такой уровень зарплаты к декабрю прошлого года, то их в республике уже сотни - это своего рода "Клуб - 2000" - имея в виду и размер зарплаты, и 2000-й год. Есть чему поучиться у таких передовых предприятий и у их руководителей.
Думаю, что это большое достижение, так как дело реформ стало повседневной практикой ширящегося социального слоя, в который входят современные руководители и специалисты промышленных предприятий, таких, как акционерные общества "Чебоксарский приборостроительный завод "Элара" (директор Ильенко Глеб Андреевич), "Химпром" (Кисин Виктор Иванович), "Чебоксарский трикотаж" (Сиверская Нина Петровна), Чебоксарский опытно - экспериментальный завод "Энергозапчасть" (Шлепнев Чонгар Михайлович), сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий - таких, как акционерные общества "Агрофирма им. Ленина" Батыревского района (руководитель - Хитров Алексей Григорьевич), "Акконд" (Иванов Валерий Николаевич), "Агарикус" (Владимиров Александр Иванович), "Чебоксарская пивоваренная фирма "Букет Чувашии" (Константинов Александр Геронтьевич), также, как сельскохозяйственные производственные кооперативы "Рассвет" Яльчикского района (Кириллов Валерий Васильевич), "Свобода" Моргаушского района (Сретинский Кронид Ефимович), КСХП "Слава" Комсомольского района (Потемкин Анатолий Егорович). Чем больше круг людей и объединений, занятых преобразованием общества, - тем прочнее гарантия успеха и необратимости перемен. Этот тезис Маркса справедлив и в немарксистскую эпоху.
Такие добрые примеры дают импульс для возникновения темы повышения ответственности и других субъектов экономической деятельности, гармонизации отношений между трудовыми коллективами, собственниками и управляющими. Для обеспечения такой гармонии считаю важным и принятие Закона об объединениях работодателей.
Если быть объективным, нельзя не признать еще один исторический и политический результат в развитии республики: институт президентства в Чувашии органично вписался в общественную действительность и сработал успешно как на повышение авторитета республики в России и мире, так и на стабилизацию и созидание внутри ее. Все эти годы в республике шла работа по "собиранию камней", шло строительство. Пресечены попытки имитировать обновление и прогресс путем разрушения памятников, иных символов - этого мы в Чувашии не допустили. Мы не заигрываем с людьми, мысли и претензии которых могут повлечь за собой межнациональную рознь, национализм, сепаратизм. Поэтому в республике обеспечены межнациональные и межконфессиональные мир и согласие.
Не так давно мы отметили 150-летие со дня рождения величайшего из чувашей, поэтому и интернационалиста - Ивана Яковлева. В этом году в ряду особенных событий мы отметим 130-летие выдающегося ученого, профессора Николая Ивановича Ашмарина, автора уникального 17-томного словаря чувашского языка - "THESAURUS LINGUAE TSCHUVASCHORUM" ("Тезаурус лингве чувашорум"). Он, русский по национальности, сделал для Чувашии в тысячи раз больше, чем иные сегодняшние деятели, называющие себя "истинными" чувашами. И примеры Ивана Яковлева или Николая Ашмарина весьма показательны. Вот у кого надо бы учиться и подлинному патриотизму, и интернационализму некоторым нашим "радетелям" за родную нацию. К счастью для республики, для ее жителей, таких деятелей остается все меньше, потому что их поступки основаны не на действительных общественных проблемах, а на невежестве и голом политиканстве. В упомянутом бесценном словаре есть также бесценные слова о дружбе, родстве, добродетели. К примеру, труднопереводимое слово ПАРХАТАР. У него много значений: Благо, добро, счастье, польза, благородство, благодарность. А суть сводится к одному - очень важному для нас, живущих на земле, творить добро и не забывать быть благодарными.
Но приходится констатировать, что в истории страны не было ни одного движения вперед, за которое обществу не пришлось бы заплатить высокую, часто кровавую цену. Любой современный школьник знает, что все исторические реформы, проведенные в России, не только продвигали общество и государство вперед. Но и имели трагическую окраску.
К сожалению, и сегодня, в силу допущенных в свое время крупных ошибок федеральной политики, и российское общество, и жители Чувашии продолжают испытывать страшную тревогу за жизнь своих близких. Около ста семей в республике уже потеряли сыновей на чеченской войне. Хочу выразить глубокие соболезнования семьям погибших.
Если посмотреть на сегодняшнюю действительность России и Чувашии в историческом контексте, сравнивая последние 8 - 10 лет с другими периодами, станет ясно, почему реформы осуществляются с таким трудом. Потому, что сегодняшнее руководство взялось за столь короткое время решить сложнейшие исторические задачи, преодолев наследие самого продолжительного и свирепого тоталитарного строя в новой истории.
С грустью наблюдая за теми, кто любит разглагольствовать о благе народа с разных трибун, часто вспоминаю известных персонажей Карела Чапека, которые "знали, как бы они сделали, если бы умели".
Конечно, у нас нет недостатка в безоглядных критиках, не желающих принимать во внимание объективные сложности и обстоятельства, затрудняющие ход реформ. Нет недостатка и в авторах множества книг, брошюр, партийных листовок о том, как нам лучше вести дела в Чувашии. Кроме набора слов и лозунгов там невозможно найти ни одной профессионально ответственной, практически реализуемой мысли. Российская действительность "живет" не по брошюрам и демагогическим заклинаниям доморощенных экономистов или атеистов. Жаль, что столько макулатуры издается некоторыми деятелями. Было бы значительно полезнее издать на эти средства действительно необходимые учебники для школьников.
В республике немало не шумных, но настоящих ученых. Не хочется их огорчать, но сегодня, по-моему, у нас так называемых "академиков" стало больше, чем ассистентов. Мы не перестаем слышать: "его имя хорошо известно за пределами республики... ученый с мировым именем" И так далее. Но вся правда в том, что в республике до сих пор нет ни одного не только действительного члена Российской Академии наук, но даже члена - корреспондента.
Уважаемые депутаты!
Мне уже стыдно об этом вам говорить, но нельзя не говорить. Заявив о строительстве правового государства, все ветви власти должны одинаково твердо стремиться к тому, чтобы в обществе действовали базовые принципы, без которых не может быть развития. В этом смысле правовым фундаментом любого государства является Конституция. Седьмой год в этом зале я призываю депутатов начать работать по закону, то есть - по действующей в стране Конституции. Патологическая боязнь отдельных персон из депутатского корпуса перед всего лишь теоретической возможностью избрания Федорова на третий срок привела к тому, что республиканскую Конституцию иностранные специалисты начинают у нас запрашивать в качестве музейного экспоната советских времен. Сколько же лет нужно Государственному Совету Чувашии, чтобы он справился со своей основной обязанностью? Давайте потрудимся вместе как следует и создадим в этом году современный конституционно - правовой фундамент для Республики XXI века!
Разве совместная и дружная работа Президента, законодательного и исполнительного органов власти, их активное сотрудничество - во вред народу республики? Разве здравомыслящие политики и депутаты могут так считать?
Скоро в стране состоятся очень ответственные для всех нас выборы Президента Российской Федерации. В связи с этим призываю каждого не быть равнодушным, обязательно прийти на выборы и определить, кому доверить свою судьбу и судьбу страны на предстоящие годы (может быть, и до 2008 года). Я верю в мудрость нашего народа, верю, что он выберет Президента умного, сильного и энергичного. Пусть Президентом России станет человек дела, а не тот, кто все эти годы кормил простых людей одними словами и обещаниями, находясь, кстати, у власти, в Государственной Думе.
Уважаемые депутаты! Уважаемые гости!
Можно сколько угодно порицать руководителей республики, городов и районов, но факт остается фактом: подавляющее большинство из них - люди дела. От этого никуда не уйдешь. А реформы идут, республика строится. Пройден нулевой цикл.
Позволю себе напомнить вам, как во время своего первого исторического визита в Чувашию Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II произнес очень важные для всех нас слова: "Удивительно, как за столь короткий срок удалось сделать так много". Мне приятно сообщить о том, что Святейший Патриарх в следующем году намерен еще раз посетить нашу республику.
Конечно, достижения преходящи. Но я вижу: в эти труднейшие годы для страны Чувашия из числа самых отсталых регионов Советской России уверенно и необратимо превращается в современную, свободную, демократическую республику.
У замечательно поэта, философа и политического деятеля Александра Твардовского есть прекрасные строки, которые как нельзя кстати применимы к нашим дням - эпохе великих реформ в России и Чувашии на рубеже тысячелетий:
За годом - год, за вехой - веха,
За полосою - полоса:
Нелегок путь, но ветер века -
Он в наши дует паруса.
Благодарю за внимание.