Союз "Чувашское республиканское объединение организаций профсоюзов "Чувашрессовпроф"ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Кукольный театр - это особое братство творческих людей.

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - https://rsp.rchuv.ru/

Как живёшь, первичка?

 

Кукольный театр –

это особое братство творческих людей

 

Мир кукол заставляет любого человека вспомнить детство, когда мы наряжали Машенек и Барби, и засыпали, обняв медвежонка. И если этот медвежонок сейчас «жив» и с ним играют ваши дети, то кажется, он ещё хранит вложенную в него когда-то вашу любовь. Многие народы приписывали куклам магические свойства. Впрочем, кто станет спорить, что история, рассказанная куклами, способна делать чудеса. Она может развеселить, может научить различать добро и зло и ценить верных друзей.

И, ко всему сказанному, куклы могут и лечить. Не зря же в театре действует проект «К тебе сказка в дом пришла». Это – для тех детей, которые сами в театр прийти не могут.

- Наш директор, Елизавета Ариевна Абрамова,- очень сердечный человек,- рассказывает Любовь Ивановна. - Именно с её подачи в 2008 году был разработан проект, позволяющий сделать театр доступным детям-инвалидам. Мы направили заявку в Министерство культуры России и получили соответствующее финансирование, но к реализации проекта приступили ещё раньше, своими средствами. Сейчас у нас идут два таких спектакля – «Наивный суслик» и «Белая кошка». Много артистов, конечно, в обычной комнате играть не смогут и большие декорации тоже не поставишь. И мы сделали особые костюмы, их разработала художник Светлана Зверева. Такой костюм сам служит ширмой, артист поднимает одну руку – и открывается река, поднимает другую - а там гороховое поле, шляпа тоже служит декорацией. Все роли спектакля играл один актёр, он же – режиссёр-постановщик. Это наш художественный руководитель Юрий Михайлович Филиппов. Он закончил Санкт-Петербургскую театральную академию, имеет дипломы и актёра, и режиссёра. На спектакле в каждой руке у него были перчаточные куклы, и сам он, как актёр, тоже исполнял роль…

- А как вы находите семьи, в которых есть дети-инвалиды?

- Через реабилитационные центры. Надо сказать, что родители относятся к предложению сыграть спектакль на дому по разному. Кто-то рад, а кто-то не хочет, чтобы посторонние узнали, что в семье есть больной ребёнок, увидели его. Но такое отношение надо менять. У ребёнка есть отклонения в здоровье – что сделаешь, с ними надо жить. В любом случае ребёнку важно получать как можно больше хороших впечатлений. Многие понимают это, и посмотрев один спектакль, нас приглашают снова. 20 детей в Чебоксарах и Новочебоксарске увидели и первый, и второй наши спектакли. А одну девочку-колясочницу мама после домашних спектаклей решила привезти в театр. И это очень важно. Больного ребёнка не надо прятать! И ещё два спектакля на дому наш театр сыграл в Ульяновске. Нас приглашали туда, чтобы изучить наш опыт, и теперь у них тоже действует такой проект. Но мы были самыми первыми в стране.

Моя собеседница возглавляет профсоюзный комитет театра уже третий срок, и ею накоплен определённый опыт профсоюзной работы в необычном, творческом коллективе. Но можно ли говорить об этом опыте в отрыве от повседневной жизни коллектива, который, по словам Любови Ивановны, сам по себе представляет особое братство? Первый попавшийся человек в кукольном театре работать не сможет – здесь нужен особый внутренний мир. А тому, кто прирастёт душой к театру, трудно бывает начать работать в другом месте – это Любовь Ивановна знает по себе. Когда-то она уходила в одно солидное учреждение – и что же? Как ни старалась, не смогла привыкнуть, и в конце концов пришла к тогдашнему директору театра, попросила: «Возьмите обратно, хоть на какую должность».

Любовь Ивановна впервые начала работать в кукольном театре ещё студенткой-заочницей, более двадцати лет назад, и досконально изучила театральную «кухню». Была администратором, реквизитором… Спрашиваю у неё:

- Как происходит рождение нового спектакля? Всё начинается с опубликованной пьесы или с рукописи, которая попадает к вам как к руководителю литературно-драматической части? Сколько времени проходит от пьесы до спектакля?

- По-разному, зависит от того, сколько нужно предметов бутафории. Если это проект «К тебе сказка в дом пришла» - тогда немного, но если готовится стационарный спектакль с большим числом декораций, тогда месяца 3 - уж точно. Сначала пьесу принимает художественный совет. Сразу же режиссёр распределяет роли, артисты начинают репетировать. Вначале идут так называемые застольные репетиции – проще говоря, читка пьесы. В это время в цехах бурлит работа – готовится материальная часть спектакля. Сначала изготовляют куклу, чтобы актёр мог как можно глубже вжиться в свою роль. Ставится условная ширмочка, артисты репетируют с куклами – а в цехах в это время постепенно готовится весь реквизит. Как помощник режиссёра я наблюдаю за репетициями, и выясняется: здесь нужен дополнительно такой-то реквизит, а здесь такой-то. Я всё записываю и выхожу в цех, объясняю девочкам, что нужно сделать. Реквизит может меняться по ходу подготовки, а куклы как правило не меняются…

Хранилище кукол – святая святых кукольного театра. Каких здесь только нет!

Перчаточные – это те, что знакомы нам с детского сада – их надеваешь на руку, и вот они уже и «оживают». Любовь Ивановна говорит, что они сейчас в спектаклях используются реже. Чаще – более крупные тростевые куклы (у них внутри спрятан гопит – своеобразный позвоночник, позволяющий управлять её движениями), планшетые куклы и куклы-марионетки – те, которые на ниточках. Есть ещё и так называемый «живой план» - это когда артист надевает костюм и как будто сам становится ожившей куклой. Труднее всего, как оказалось, управлять марионетками – они должны «ходить», не повисая в воздухе, а этого можно добиться, только имея определённый навык. Выходит, что артисту-кукловоду надо иметь все качества хорошего артиста - музыкальность, умение двигаться и говорить, умение перевоплощаться – и вдобавок ему необходима сноровка в управлении куклами.

В труппе кукольного театра – 16 актёров. Семнадцатый – это художественный руководитель Юрий Филиппов, который тоже работает на сцене. В этой дружной труппе есть заслуженная артистка России – Надежда Алфёрова,  есть народный артист Чувашии – Пётр Климентьев. И ещё шесть человек носят почётное звание «Заслуженный артист Чувашской Республики». Это Юрий Филиппов, Алевтина Тимофеева, Иван Кузьмин, Светлана Кокшина, Геннадий Кириллов и Юлия Мельник.

Всего же в разных подразделениях театра занято 63 человека.

- 30 из них - члены профсоюза, - рассказывает Любовь Ивановна. – Почему так мало? Дело в том, что у нас есть пенсионеры, которые считают, что дети выросли – значит, профсоюз им уже не нужен. Есть те, кто работает по совместительству. Но, например, все 16 наших актёров – члены профсоюза. И должна сказать, что в целом профсоюз пользуется у нас авторитетом. О многом говорит уже то, что в 2005 году, когда широко отмечалось 100-летие профсоюзов России и 85-летие профсоюзов Чувашии, Юрий Михайлович, наш главный режиссёр, подготовил сценарий этого большого мероприятия, а потом сам же его и вёл в Театре оперы и балета по просьбе председателя отраслевого профсоюза Светланы Валериановны Демидовой.

- Наша директор, - продолжает моя собеседница, - тоже член профсоюза. И должна сказать, что с Елизаветой Ариевной как руководителем у меня полное взаимопонимание. Иногда слышишь, что где-то профсоюз и администрация конфликтуют, но я даже не представляю, как это может быть. Мне никогда не приходилось, например, бегать, требовать, чтобы кому-то выдали спецодежду – у нас всё налажено и те, кому спецодежда полагается – скажем, монтировщик сцены, уборщицы, дворники – получают всё, что предусмотрено по коллективному договору.

- У вас есть коллективный договор?

- Конечно. Действующий сейчас колдоговор мы приняли в 2009 году с учётом новой системы оплаты труда. И в этом году по предложению нашего отраслевого рескома культуры мы предоставили его на конкурс «Лучший коллективный договор», который проводит республиканское профобъединение. Кроме предусмотренных трудовым законодательством гарантий он содержит ещё и дополнительные. Ведь, принимая коллективный договор, мы прежде всего думали о том, что мы можем дать нашим людям. Конечно, с учётом реальности – написать же многое можно! Но вот, например, если человек получает за свою работу грамоту или почётное звание, или же благодарность с занесением в трудовую книжку, то ему полагается ещё и денежная премия. Кроме того, у нас есть выплаты за выслугу лет, дополнительный день отдыха – 1 сентября - если ребёнок идёт в первый класс. Поддерживаем тёплые отношения с ветеранами, отмечаем День пожилых людей. Приглашаем наших ветеранов на театральные премьеры. К свадьбе, рождению ребёнка и в случае потери близких работники театра получают материальную помощь. К Новому году, как и везде, дети сотрудников получают подарки. Но у нас подарки полагаются и от профсоюза, и от администрации.

- То есть ребёнок может получить сразу два подарка?

- Да. И при этом подарки у нас получают не только дети до 14 лет, а все, до 11-го класса включительно. Ведь если ребёнку исполнилось 14 лет – он не перестал от этого быть ребёнком! Как и везде, мужчины у нас получают подарки к 23 февраля, а женщины – к 8 марта. Регулярно выезжаем на природу - по ягоды, по грибы, на шашлыки. Очень душевно отмечаем закрытие театрального сезона. В прошлом году, например, 26 июня праздновали его на Волге, на прогулочном теплоходе.

- А после закрытия сезона в театрах начинаются гастроли. Как они чаще воспринимаются - как радость встречи с новым городом и новыми людьми, или как досадная неизбежность?

- У нас работают люди, лёгкие на подъём, и гастроли – это часть нашей жизни. Актёрские дети растут за сценой. Помню, как работая реквизитором, нянчила маленького Павлушку, пока его мама играла в спектакле. Вообще же, поездки для нас очень важны. Нельзя вариться в своём соку.

Среди таких поездок – театральные фестивали в разных городах, среди которых такой известный, как «Чаепитие в Мытищах».

- Мы и сами стали родоначальниками фестиваля, - рассказывает моя собеседница.- Он называется «Карусель сказок». Участвуют театры из регионов Поволжья, но в прошлом году как гости участвовали кукольные театры из Грозного и из Кургана. Собирается к нам театр из Мытищ. Мы не зря назвали этот фестиваль каруселью – в нём всё идёт по кругу, одновременно на нескольких площадках, в нескольких городах. Больше всего, конечно, выигрывают зрители. За 5-6 дней они могут посмотреть много спектаклей, сделанных театрами с разными традициями, в разной манере.

На лестнице в театре – целая выставка. Дипломы, привезённые из разных городов и стран - Болгария, Финляндия, Литва… Много фотографий из спектаклей, шедших здесь когда-то. А самым первым спектаклем кукольного театра, как я узнала, считается спектакль «Три подружки», показанный 15 апреля 1945 года.

-Его сценаристом и режиссёром был Сергей Макарович Мерзляков, - рассказывает Любовь Ивановна. - В спектакле участвовали самые простые, перчаточные куклы – но это было только начало! 15 апреля 1945 года считается официальным днём рождения нашего театра, хотя первые кукольные спектакли у нас в республике шли уже в 1943 году. Их ставили актёры, эвакуированные из Ленинграда. А Мерзляков официально организовал в Чебоксарах  кукольный театр. Он же стал основателем и кукольного театра в Казани. Он называется «Экият», что значит «Сказка». С этим театром мы дружим.

Кукольные спектакли доступны всем, начиная от самых маленьких – не зря же в театре можно увидеть карапузов, не научившихся толком говорить. И будьте уверены, они смотрят представления, не отрываясь. Но существуют спектакли и для взрослых. В Чувашском государственном театре кукол, например, не так давно были поставлены «Волжские булгары» по произведению Ираиды Петровой «Телей и Илем».

- И всё-таки основной наш зритель – это дети, - рассказывает руководитель литературно-драматургической части, помощник режиссёра и председатель профкома Театра кукол Любовь Ивановна Вдовцева. – Не так давно мы провели мониторинг, и выяснилось, что больше половины зрителей – ребятишки от 2 до 5 лет. Родители сейчас считают, что именно в этом возрасте пора начинать ходить в театр.

Наверняка, среди этих родителей есть те, кто когда-то сам приходит сюда малышом.

В этом году Чувашский государственный театр кукол будет отмечать 65-летний юбилей. Наверняка это будет праздник, дорогой сердцу каждого работника театра, независимо от того, выходит ли он на сцену, готовит кукол, отвечает за свет во время спектаклей – и так далее.  Хочется пожелать всему театральному братству успехов и признания, радости творческой работы и любви зрителей.

Евгения Басова.

Материал опубликован в газете "Время" №5, 2010 г.

 

 

 

Система управления контентом
428013, Чебоксары, ул.Калинина-66, приёмная - 415 каб., 4 эт. Часы работы: 07.30 - 16.00, кроме выходных
Телефон: (8352) 63-04-31, 63-07-80
Факс: (8352) 63-07-80
E-Mail: rsp@rchuv.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика