Союз "Чувашское республиканское объединение организаций профсоюзов "Чувашрессовпроф"ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

1. В начале века. Рабочие объединения в 1905-1917 годах.

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - https://rsp.rchuv.ru/

К XX веку в России положение трудящихся становилось все более невыноси­мым в результате обострения противоречий между трудом и капиталом, усиления   помещичье-капиталистического, национально-колониального, полицейско-самодер­жавного гнета. Обострила противоречия и война с Японией. Назревала ре­волюцион­ная ситуация, которая вылилась в революцию 1905- 1907 гг.

Стачка рабочих Путиловского завода в Петербурге, начавшаяся 3 января 1905 года, кровавая расправа царского правительства с рабочей демонстра­цией 9 января послужили детонатором взрыва рабочей солидарности по всей России, в том числе и в Чувашии, где число рабочих к тому времени достигло 1,8 тысяч человек. В основном это были железнодорожники, металлисты, рабо­чие лесопильных заводов и казенных винных складов, телеграфисты.

Когда в феврале 1905 года вспыхнули массовые выступления железнодорожни­ков Московского узла, и их поддержали телеграфисты, 4 февраля к ним при­соединились телеграфисты станции Алатырь. Они решили не приступать к рабо­те до тех пор, пока им не прибавят заработную плату.

А 9 февраля забастовали более пятисот рабочих Алатырских паровозоремонт­ных мастерских, их поддержали рабочие депо станции Алатырь и лесопильщики акционерного Общества Московско-Казанской железной дороги.

В паровозоремонтных мастерских был избран стачечный комитет, куда вош­ли: токарь П.Мошкин, слесари И.Касаткин и Ф.Розенберг. От имени железно­дорожников и лесопильщиков они вручили администрации требования установить восьмичасовой рабочий день, увеличить заработную плату, отменить сверхурочные, оплачивать работу в праздничные дни в двойном размере, увеличить расценки сдельного труда, допускать к разрешению трудовых споров рабочих, ввести страхование жизни, построить больницу, открыть ремесленную школу для детей ра­бочих, бесплатную библиотеку, улучшить условия труда, быта и пр.

По распоряжению властей в Алатырь из Казани прибыла рота солдат, из Ардатова - отряд конной полиции. Забастовка алатырских рабочих продолжалась до 15 февраля, администрация железнодорожных мастерских была вынуждена пойти на некоторые уступки.

Летом и осенью 1905 года волнения в Чувашии продолжались, поскольку требования рабочих удовлетворялись лишь частично. Алатырцы координи­ровали свои выступления с москвичами-коллегами. 6 июля 1905 года нача­лась вторая забастовка алатырских железнодорожников, которая продлилась до 26 июля. Наряду с экономическими рабочие выдвинули требование пре­кратить ненавистную русско-японскую войну.

Власти и администрация предприняли ряд репрессивных мер против бастующих. Члены стачечного комитета П.Мошкин, И.Касаткин и другие актив­ные участники забастовки, 60 человек, были отстранены от работы, 43 че­ловека забастовщиков были забраны в солдаты и отправлены на Дальний Восток.

Забастовки начались и на других предприятиях Чувашии, в частности, на Звениговском судостроительном и Коптаркском лесопильном заводах. Рабочие алатырских лесозаводов в ходе забастовки добились увеличения опла­ты труда в праздники. В поддержку Всероссийской октябрьской стачки под­нялись рабочие и служащие железнодорожных станций Алатырь, Ибреси, Шихраны. 24 октября выступили рабочие лесопильного завода купцов Ефремовых в Чебоксарах, которые добились удовлетворения части своих требований и заключения нового трудового соглашения с администрацией завода. Забастов­ки и митинги проходили в Ядрине и Цивильске.

Сигналом для выступления во многих промышленных районах страны яви­лось декабрьское вооруженное восстание 1905 года в Москве. Алатырские путейцы установили тесную связь с московскими коллегами. В течение семи дней через станцию Алатырь не проходили поезда. С ними были солидарны путейцы станций Ибреси и Шихраны (ныне - Канаш).

Стачечные комитеты, заводские комиссии и другие подобные организа­ции, объединяли рабочих, выступали с их требованиями, разрешали трудовые конфликты, оказывали помощь стачечникам и их семьям. Зачастую эти организации действовали и после забастовок. Они и стали прообразом профессио­нальных союзов.

Первые профсоюзы на основе стачкомов возникли на территории Чувашии в 1905 году в Алатырских железнодорожных мастерских, на Алатырском лесопильном заводе акционерного общества Московско-Казанской железной дороги и депо станции Алатырь, лесопильном заводе Ефремовых в Чебоксарах и Ядринском маслобойном заводе. Народившиеся профсоюзы начали активную деятельность по защите прав и интересов рабочих, несмотря на то, что им отказывали в регистрации.

В это же время в г.Ядрине была создана группа Всероссийского учительско­го союза во главе с учителем школы при винокуренном заводе братьев Таланцевых И.Юхтановым.

Главными вопросами, которыми занимались первые профсоюзы, были: уста­новление восьмичасового рабочего дня, повышение заработной платы, отмена сверхурочных работ, улучшение медицинского обслуживания, условий труда и быта рабочих, установление воскресного отдыха. Выдвигали профсоюзы и пра­вовые требования: свободы стачек, собраний, слова, печати, неприкосновенности личности и жилища.

Поражение революции 1905-1907 гг. привело к массовым репрессиям ца­ризма и по отношению к профсоюзам. В последующие I908-I9I0 гг. на тер­ритории Чувашии проходят лишь отдельные выступления рабочих, в частнос­ти, на Коптаркском лесопильном и Ядринском маслобойном заводах.

Начавшийся всплеск рабочего движения в 1910 году в России, протесты против Ленского расстрела по всей стране нашли живой отклик в Чувашии. В апреле 1912 года две недели длилась забастовка рабочих винокуренного и маслобойного заводов г.Ядрина с требованиями увеличить заработную пла­ту низкооплачиваемым рабочим, отменить штрафы, обеспечить средствами ин­дивидуальной защиты. Выступлениями рабочих руководили местные социал-де­мократы.

Провели политическую забастовку рабочие Алатырских железнодорожных мастерских, в городе прошел митинг против Ленского расстрела. Причем, в митинге приняли участие рабочие и других предприятий города. А I мая того же года алатырцы провели митинг, посвященный Дню международной пролетарской   солидарности.

Власти, между тем, предпринимали жестокие меры для подавления нарож­дающегося революционного и профсоюзного движения в массах рабочих, число   которых в 1913 году в Чувашии достигло 3,1 тысячи. Однако, оживление политической борьбы рабочих в условиях первой мировой войны привело к усилению деятельности профсоюзов, которые руководили выступлениями рабочих. Так, например, на Чебоксарском деревообрабатывающем заводе борьбу рабочих возглавил нелегальный профсоюз.

Свержение царизма в феврале 1917 года восторженно встретили в Чувашии. В ходе массовых выступлений трудящихся создавались Советы рабочих и солдатских депутатов. Вскоре Советы были созданы во всех уездах.

 Надо сказать, что к 1917 году 97 процентов населения Чувашии проживало в деревнях и селах. Крупные промышленные предприятия имелись в городах Ала­тырь, Чебоксары, Ядрин. Рабочие трудились в грязных, сырых, полутемных поме­щениях, получая нищенскую заработную плату. Женщинам и подросткам платили гораздо меньше, хотя заставляли работать наравне с мужчинами. В Чувашии насчитывалось также около восьмидесяти видов кустарных промыслов, в которых было занято более 30 тысяч человек.

Несмотря на экономическую и культурную отсталость, малочисленность пролетариата  Чувашии, идеи народовластия все глубже проникали в широкие массы города и деревни. Используя дарованные Февральской революцией свободы, рабочие стали восстанавливать старые и создавать новые профессиональные союзы. Профсо­юзы создаются на большинстве предприятий, во многих учреждениях.

В Алатыре возродились профсоюзы в железнодорожных мастерских и на лесозаводах. В городе и уезде сформировались профсоюзы печатников, строительных рабочих, почтово-телеграфных служащих, торговых служащих, союзы учителей, врачей, аптечных работников, фельдшеров. В марте 1917 года рабочие Урмарской фабрики гнутой мебели создали свой профсоюз, которым стал руководить столяр П.Богданов.

Между политическими партиями началась борьба за свое влияние на профсоюзы. Во главе большинства профсоюзов оказались меньшевики и эсеры. Комитет профсоюза Алатырских железнодорожных мастерских примкнул к ВИКЖЕЛю.[1] Представители мелкобуржуазных партий оказались и в руководстве профсоюза Чебоксарской почтово-телеграфной конторы. Перед съездом учителей в Чебоксарах в марте 1917 года побывали профессора из Казани, которые в своих лек­циях всячески восхваляли политику Временного правительства и критиковали большевиков. Как результат - временное правление профсоюза, избранное  на собрании учителей, которое возглавил учитель Чебоксарского высшего на­чального училища Г.Федоров, послало в Москву телеграмму о своем присое­динении к Всероссийскому учительскому союзу, бывшему под влиянием кадетов, меньшевиков и эсеров. Делегаты Чебоксарского уездного съезда профсоюза учителей (28 апреля - 3 мая 1917 года) приняли резолюцию о поддержке Вре­менного правительства, лозунга "Войны до победного конца!" и потребовали созыва Учредительного собрания. К Всероссийскому съезду учителей присое­динился и профсоюз учителей Алатырского уезда.

Первые профессиональные союзы были еще организационно слабы и не могли в достаточной мере защитить трудящихся, всплеск политической ак­тивности которых требовал немедленных действий в разрешении произ­водственных и бытовых проблем. Поэтому начали создаваться фабрично-завод­ские комитеты, которые возникали вне рамок профсоюзного движения и отра­жали интересы всех рабочих предприятия. В дальнейшем профсоюзам и фабзавкомам удавалось действовать в едином русле при организации контроля над производством.

Фабзавкомы Ядринского маслобойного завода, Урмарской фабрики гнутой мебели, Чебоксарского деревообрабатывающего завода вместе с профсоюзами организовали рабочий контроль, добивались 8-часового рабочего дня, улуч­шения условий труда.

С июля по октябрь 1917 года в Чувашии наблюдался значительный подъем профсоюзного движения. В Чебоксарах был создан объединенный профсоюз рабочих с секциями чернорабочих, металлистов, строителей и других специальностей, появились профсоюзы аптечных работников, служащих городско­го самоуправления, работников пера, фельдшеров и фельдшериц, безработных.  Служащие Цивильска создали свой профсоюз. Профсоюз служащих лесничеств решили организовать работники Кирского, Алатырского, Безднинского и Айбечинского лесничеств. В ряде волостей Алатырского, Ядринского и Цивильского уездов начали действовать профсоюзы учителей.

Создание профсоюзов шло в обстановке сильнейшей политизации. В профсоюзах и фабзавкомах шла борьба за влияние между партиями, каждая из ко­торых предлагала свое видение будущего профсоюзного движения.

Однако профсоюзные организации в этот период появились не на всех предприятиях, действовали они автономно, не были объединены даже в гра­ницах уездов.



[1] ВИКЖЕЛЬ -Всероссийский исполком Союза железнодорожников (авг. 1917 - янв.1918) - центральный профсоюзный орган на железной дороге. 29 октября 1917г. угрожая всеобщей забастовкой железнодорожников, потребовал создания "однородного социалистического правительства" из представителей всех "сов. партий" - от большевиков до нар. социалистов, замены В.И.Ленина на посту Председателя СHK. Ультиматум ВИКЖЕЛя послужил причиной первого кризиса советс­кого правительства (Большой Энциклопедический словарь, издание второе, 1997 г.).

 

Система управления контентом
428013, Чебоксары, ул.Калинина-66, приёмная - 415 каб., 4 эт. Часы работы: 07.30 - 16.00, кроме выходных
Телефон: (8352) 63-04-31, 63-07-80
Факс: (8352) 63-07-80
E-Mail: rsp@rchuv.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика