Союз "Чувашское республиканское объединение организаций профсоюзов "Чувашрессовпроф"ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Методические рекомендации о представлении членскими организациями ФНПР отчетов и информации по правозащитной работе

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - https://rsp.rchuv.ru/

Приложение № 2

к постановлению Исполкома ФНПР

от 22.11.2011 № 7-15

 

Методические рекомендации

о представлении членскими организациями ФНПР

отчетов и информации по правозащитной работе

 

В соответствии с установленным порядком ежегодно до конца I-го квартала следующего за отчетным года отчеты членских организаций ФНПР по правозащитной работе по форме № 4-ПИ, пояс­нительные записки к ним, а также другие материалы о правозащитной работе и борьбе с нарушениями прав профсоюзов представляются в ФНПР.

При отсутствии в аппарате членской организации ФНПР правовых инспекторов труда профсоюзов, иных юристов представляются сведения о правозащитной работе, проведенной первичными и иными профсоюзными организациями, профсоюзным активом, штатными работниками аппарата членской организации ФНПР, исходя из того, что правозащитная деятельность является главной уставной обязанностью всех профсоюзных органов и организаций по защите прав объединяемых ими членов профсоюза.

1. В первых строках отчета указывается численность штатных правовых инспекторов труда профсоюзов и иных юристов, работающих в профсоюзных организациях, а также общественных и внештатных правовых инспекторов труда профсоюзов. При этом в строках 1.1 и 2.1 приводится численность указанных работников в аппарате соответствующего общероссийского профсоюза или территориального объединения организаций профсоюзов, представляющего отчет.

2. Комплексной проверкой, указываемой в строке 4.1 отчета, следует считать проверку, в результате которой осуществлен контроль за соблюдением работодателем законодательства по основным вопросам (институтам) трудового права (трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата труда, дисциплина труда).

3. В число проверок совместно с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда включаются проверки, оформленные подписью профсоюзного представителя в выдаваемых работодателю (его представителю) документах по результатам проверки с указанием его участия в данной проверке.

4. В строке 5 формы № 4-ПИ следует указывать количество представлений, направленных работодателям, с требованиями устранения выявленных нарушений трудового законодательства. Представления правовых инспекторов труда профсоюзов имеют установленную для профсоюзных инспекторов труда форму (№ 1-ПИ). Другие профсоюзные организации вправе предъявлять требования произвольной формы (часть 2 ст. 370 ТК РФ).

5. В строке 5.1 указывается количество выявленных нарушений, упомянутых в представлениях (требованиях). Нарушения учитываются в отношении конкретного работника. Например, при установлении незаконного удержания из заработной платы 40 работников вносится представление о начислении им конкретных сумм с приложением списка работников и размера выплат ка­ждому. В этом случае в строке 5.1 формы № 4-ПИ указывается 40 нарушений. Если при проверке выявлено, что с работником не заключен трудовой договор в письменной форме, ему отказано в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и к нему незаконно применено дисциплинарное взыскание, в представление включаются требования о заключении письменного трудового договора, предоставлении отпуска и отмене дисциплинарного взыскания. В данном случае в строке 5.1 формы      № 4-ПИ указываются 3 нарушения.

6. Соответственно отражается в отчете и количество устраненных нарушений (п. 5.1.1). Если работодатель в установленный срок выплатил зарплату лишь 40 работникам из 64, то в пункте 5.1.1 в строке "из них устранено" указывается 40.

7. В число восстановленных на работе по требованию профсоюзных органов (строка 5.1.2) включаются работники, в отношении которых предпринимались различные формы помощи и защиты, кроме судебной (письмо работодателю, представление о восстановлении на работе, направление материалов в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда и т.д.).

Количество работников, восстановленных на работе в судебном порядке, как при поддержке профсоюзных организаций, так и по заявлениям органов прокуратуры или федеральной инспекции труда, указывается в строке 10.2 отчета.

8. В строке 6 указывается количество обращений в органы прокуратуры. О принятых мерах прокурорского реагирования указывается в строке 6.1. Если по результатам таких обращений (требований по форме       № 2-ПИ для правовых инспекторов труда профсоюзов) возбуждались уголовные дела и должностные лица привлечены к уголовной ответственности, то об этом указывается в строках 6.1.1 и 6.1.1.1 соответственно. В пояснительной записке к отчету следует указать, по каким статьям Уго­ловного кодекса Российской Федерации и в отношении каких должностных лиц были возбуждены уголовные дела, кто был осужден судом, назначенные наказа­ния.

Строки 6.1.2 и 6.1.2.1 заполняются в случаях, когда по материалам профсоюзных организаций прокурором возбуждались дела об административных правонарушениях (ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)) и должностные лица привлечены к административной ответственности, в том числе дисквалифицированы (часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

В пояснительной записке к отчету следует привести наиболее показательные примеры привлечения к ответственности должностных лиц.

9. В строке 7 указывается количество материалов, направленных в федеральную инспекцию труда.

Строки 7.1, 7.1.1 и 7.1.1.1 заполняются в случаях, когда по материалам профсоюзных организаций (требованиям правовых инспекторов труда профсоюзов по форме № 2-ПИ) должностные лица федеральной инспекции труда возбуждали дела об административных правонарушениях (ст. 23.12 КоАП РФ, пункт 16 части второй ст. 28.3 КоАП РФ) и должностные лица работодателя привлечены к административной ответственности, в том числе дисквалифицированы (часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

В пояснительной записке к отчету следует привести наиболее показательные примеры привлечения к ответственности должностных лиц.

10. Сведения о количестве руководителей организаций, руководителей структурных подразделений организаций и их заместителей, привлеченных по требованию профсоюзных органов к дисциплинарной ответственности, в том числе уволенных, указываются на основании удовлетворенных работодателями заявлений профсоюзных органов согласно ст. 195 ТК РФ.

В пояснительной записке к отчету следует привести наиболее показательные примеры привлечения к ответственности должностных лиц.

11. В пункте 9.2 формы № 4-ПИ следует учитывать правовую помощь, оказанную в связи с проведением приостановок работы на основании статьи 142 ТК РФ. В этой строке в числителе указывается количество работодателей (организаций), где при правовой поддержке профсоюзов проводились приостановки, в знаменателе - число работников, заявивших в письменной форме о приостановке работы.

В пояснительной записке к отчету из­лагаются возникшие проблемы и приводятся примеры приостановок. Если имеются решения судов, переписка с органами по труду и другими органами по во­просам приостановок, копии этих документов направляются в ФНПР.

12. В строках 9.3, 9.4 и 10 указывается количество работников, которым оказана правовая помощь в оформлении документов и рассмотрении их заявлений в комиссиях по трудовым спорам и судах.

13. В строках 11, 11.1 в числителе указывается число работодателей, где при участии либо правовой помощи профсоюзных представителей проводились коллективные трудовые споры, забастовки. В знаменателе - число участвовавших в них работников.

Участие профсоюзных представителей в рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров может осуществляться путем консультаций, предоставления необходимых образцов документов, участия в примирительных процедурах и т.д.

В пояснительной записке приводятся примеры коллективных трудовых споров и забастовок, раскрываются возникшие трудности при их проведении.

14. В строке 12 указывается количество проведенных профсоюзными организациями экспертиз законов и иных нормативных правовых актов, как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст.ст. 5, 6 ТК РФ). В строке 13 указывается количество проведенных экспертиз коллективных договоров, различного вида соглашений и локальных нормативных актов работодателя (ст. 8 ТК РФ).

15.   В строке 15, кроме количества членов профсоюзов, принятых на личном приеме в приемных, юридических консультациях профсоюзных организаций, а также непосредственно на рабочих местах при организации выездных приемных в первичных и иных профсоюзных организациях, могут указываться устные обращения (по телефону и др.), сведения о которых имеются в соответствующих журналах (кар­точках) учета писем и обращений граждан.

16. В профсоюзных организациях всех уровней необходимо собирать и систематизировать информацию о нарушениях прав профсоюзов. Карточка регистрации нарушений прав профсоюзов по форме № 5-ПИ  составляется и хранится в организации, чьи права нарушены. При составлении ежегодного отче­та сведения о наиболее часто встречающихся нарушениях прав профсоюзов указываются в строках 17.1-17.3 формы  № 4-ПИ. Сводный отчет по форме № 5-ПИ в ФНПР не представляется.

В случаях незаконной приостановки и ликвидации профсоюзной организации (п. 13), насильственных действий в отношении профсо­юзных лидеров и актива (п.п. 15-17) карточки по форме № 5-ПИ направляются вышестоящему профсоюзному органу безотлагательно с приложением копий документов и подробной информации о при­нятых мерах. В дальнейшем устанавливается двусторонняя оперативная связь с извещением о правозащитных действиях, изменении ситуации. Членские организации ФНПР немедленно представляют информацию о подобных случаях в ФНПР для принятия соответствующих мер на федеральном уровне, уведомления  меж­дународных организаций.

Подобная информация необходима также для включения в Ежегодный обзор о случаях нарушения профсоюзных прав, составляемый Международной конфедерацией профсоюзов (МКП), которая предлагает представлять примеры к началу следующего за отчетным года.

В пояснительной записке указывается о проблемах взаимодействия профсоюзов с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, сообщаются примеры наиболее грубых нарушений прав профсоюзов, принятые профсоюзными организациями меры по защите своих прав и их ре­зультаты. Прилагаются также копии решений по рассмотрению заявлений о нарушениях прав профсоюзов.

17. В строке 18 указывается экономическая эффективность от всех форм правозащитной работы, которую возможно выразить в денежной форме. Этот показатель включает общую сумму дополнительных выплат работникам, а также членам их семей в результате:

инициированных профсоюзами изменений и дополнений законода­тельства, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров и различных видов соглаше­ний;

удовлетворения требований профсоюзов при проведении массовых ак­ций, коллективных трудовых споров; в результате организованных профсою­зами забастовок (приостановок работы); после переговоров профсоюзов с ра­ботодателями и органами исполнительной власти; в результате обжалования профсоюзами правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектах Российской Федерации и органов местного са­моуправления;

выполнения работодателями представлений правовых инспекторов труда профсоюзов, других профсоюзных предстпавителей об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

подготовки необходимых документов и участия правовых инспекторов трудапрофсоюзов, юри­стов, профсоюзного актива в рассмотрении индивидуальных трудовых споров в комис­сиях по трудовым спорам и в судах;

обращений в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, другие государственные органы контроля (надзора);

правовой помощи членам профсоюзов на личном приеме и при рассмотрении их жалоб.

Подтверждающими документами являются финансовые расчеты по принятым законопроектам, иным нормативным правовым актам, протоколы переговоров, справки бухгалтерии о выплаченных работникам суммах, сообщения рабо­тодателей о выполнении представлений, решения судов и комиссий по тру­довым спорам, служебные записки профсоюзных работников, журналы и карточки учета приема посетителей (рассмотрения жалоб).

18. К отчету по форме 4-ПИ прилагается пояснительная записка, в которой примеры правозащитной работы членских организаций ФНПР рекомендуется группировать по разделам: социальное партнерство, трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, дисциплина труда, материальная ответственность сторон трудового договора, рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров, взаимодействие с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, нарушения прав профсоюзов.

К отчетам прилагаются копии решения судов, других материалов правоприменительной практики по наиболее актуальным для членов профсоюзов вопросам.

 

Система управления контентом
428013, Чебоксары, ул.Калинина-66, приёмная - 415 каб., 4 эт. Часы работы: 07.30 - 16.00, кроме выходных
Телефон: (8352) 63-04-31, 63-07-80
Факс: (8352) 63-07-80
E-Mail: rsp@rchuv.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика