Семенов Родислав Аркадьевич, композитор и аранжировщик музыки
-Где и когда вы родились, где учились?
-Родился 11 июля 1956 года в деревне Сявал-Сирма, в Красноармейском районе Чувашии.
Родившись в деревне, я всегда жил в городе.
С шести лет пел в хоре мальчиков - хоровой капелле 80 детей, был солистом, потом - играл в школьном эстрадном ансамбле.
Закончил дирижерское отделение музыкального училища. Параллельно, начиная с третьего курса, работал в филармонии, гастролировал около двух с половиной лет. Потом закончил училище заочно и пошел работать на машиностроительный завод, где имелись профессиональные вокально- инструментальные ансамбли. Двадцать лет руководил группой «Атал». Несколько составов у нее было, играли разную музыку, от попсы до стиля рок, работали в ресторанах города.
-Расскажите о вашей семье.
-Обычная трудовая семья: отец - шофер, мама-фельдшер.
У меня есть младшая сестра, вышивальщица по профессии.
Есть две дочери: 21 и 25 лет. Младшая занимается музыкой; старшая окончила с серебряной медалью школу, с красным дипломом - университет, два образования одновременно, сейчас ищет работу.
Моя жена - учительница младших классов. Она на шесть лет младше меня, но день рождения у нас - в один день.
-Когда вы выяснили, что у вас общий день рождения?
-В первый же день знакомства и узнали. Конечно, не поверили сначала, но, видимо, это - судьба. Не жалеем, что вместе.
Подарки друг другу дарим в один день.
Разница в возрасте, правда, шесть лет, но это - самая оптимальная разница. Сейчас я в Интернете узнал: жена, если она старше мужа, должна быть старше на четыре года. А если она моложе мужа, то лучше всего, если моложе на шесть лет. Самые крепкие браки - у таких пар.
Живем вместе двадцать шестой год уже, только что была серебряная свадьба, и мы обвенчались в Ядринском районе, в старенькой церкви, где еще скрипят половицы.
Замечательно отметили двадцать пять лет супружества.
-Как вы пишете свою музыку?
-В студии на компьютере. Сейчас занимаюсь записью вокала. Я по специальности - учитель музыки и пения, потому помогаю чувашской эстраде в этом направлении.
Владею многими инструментами - клавишными, бас-гитарами, обычными гитарами.
Я - не «спортсмен» в игре, но практически играю на всем, даже слегка - на баяне.
Владение инструментами позволяет делать аранжировки.
-Какую музыку предпочитаете?
-Всю жизнь занимаюсь коммерческой музыкой, хотя моя любовь – рок-музыка.
У меня очень много «живых концертов».
Собираю рок-песни.
-Рок и коммерческая музыка – как вы их различаете?
-Коммерческая музыка – не музыка души, но на ней делаются деньги. На эти деньги живу я, живет моя семья.
Скажем, в ресторане приходится играть не свою музыку, а ту, которую заказывают.
Вместе с тем, стараюсь быть честным и в этом виде творчества. Если коммерческое направление изучать основательно, такое исследование способно дать очень много в понимании зрителя, слушателя.
Я - достаточно большой профессионал с хорошей подготовкой.
Сейчас музыканты воспитываются не на той базе, которая необходима. Все-таки наша база была крепче, и мы, основываясь на старом багаже, шли дальше. А сейчас молодежь не всегда пользуется основами музыки. Так многого не добьешься - даже в коммерции.
…Я всю жизнь сочинял для себя, и группа у меня была, с которой мы играли свою музыку - то, что хотели, для души. Музыку самовыражения - независимо от того, платят за нее или нет.
Кто-то выражает себя в кантри, кто-то - в попсе, в чем-то другом. У каждого человека - индивидуально.
Сейчас я целиком увлечен компьютерной технологией, пять-шесть лет вплотную занимаюсь ею. В ней - безграничные возможности, все интересно, новое дыхание.
Если раньше вживую экспериментировал с музыкантами, то сейчас я экспериментирую на компьютере в студии, ищу и нахожу новые возможности этой музыки, стараюсь применить.
Мне не хочется следовать коммерческому направлению: как музыканту мне стыдно просто зарабатывать деньги, потому стремлюсь внедрить все, что умею, весь багаж. Вижу благодарность этого направления, пытаюсь привнести в него интересные музыкальные моменты.
Компьютерная технология сама по себе обедняет музыкальное мышление. Можно не думая делать вещи, но я так не могу. Пытаюсь обязательно внедрять живое, чтобы музыка дышала. Чтобы в ней было и тепло мыслей человеческих. К машинному мышлению стремлюсь добавлять свое. Чтобы творчество сквозило, иначе - скучно, очень легко зайти в тупик в музыкальном плане. Коммерческая музыка не развивает мозги. Знаю, некоторым музыкантам, которые целиком поддаются влиянию коммерческой музыки, это выходит боком: происходит опустошение, кто-то в пьянство уходит, у кого-то професиональное мышление разглаживается...
Не хотелось бы подвергать себя таким вещам. Пытаюсь быть честным, потому у меня кризисов особых нет, знаю, в каком направлении надо идти, чтобы мозги не разжижались, чтобы все было честно, тогда это помогает.
-Пытались ли вы освоить другие профессии?
-Я всегда видел себя только в музыке. Старался не уходить от нее далеко. Были возможности уйти в бизнес, на стройку, но я пытался найти себя поближе к музыке.
Двадцать лет я проработал тамадой: в эту профессию пришел по собственной воле, чтобы стать более общительным, научиться навыкам контактов с людьми, и не жалею, потому что профессия мне много дала в плане общения.
Сейчас музыка – моя единственная страсть. Я и студию себе сделал, не жалея средств. Балую самого себя, пытаюсь на этом заработать.
Сейчас я - только музыкант. Все связанное с музыкой для меня важно, остальное - второстепенно.
В основном, занимаюсь саморазвитием в новой компьютерной технологии. Парадокс, но в ней чем больше умеешь, тем меньше знаешь.
Горизонты раскрываются очень большие, меня это целиком захватывает. Я сижу в Интернете, ищу, разговариваю на форумах. Очень интересно. Я этим только и занимаюсь и собираюсь только этим и заниматься.
-Какое музыкальное направление, на ваш взгляд, наиболее перспективно?
-Не знаю. Музыка меняется постоянно, каждый день.
Сказать, что буду сочинять и буду ли я сочинять дальше - сложно.
Для меня не существует прошлого, я живу настоящим и будущим. А прошлое меня мало интересует. Ушло и ушло. Может быть, это возрастное. Но сейчас меня интересует только настоящее и будущее. А что я буду делать завтра, что буду сочинять - не знаю.
Конечно, попытаюсь идти в ногу со временем. Как ни банально, быть молодым все время стараюсь.
-Кто повлиял на ваше музыкальное мышление?
-Моей любимой группой сначала были «Биттлз», потом «Дип перпл», «Йес», Фил Коллинз, Габриель. Они меня сформировали как музыканта, благодаря им я и находился в профессии. Всегда их слушал.
Сейчас меньше слушаю, пытаюсь сам что-то сделать.
Не думаю, что достиг многого, потому что приходится зарабатывать деньги. А зарабатывать на той музыке, которую слушаю, в России сейчас практически невозможно. Неслучайно все хорошие музыканты - аккомпанирующие музыканты. Практически все. Подыгрывают Киркоровым, Валериям Леонтьевым, другим звездам…
-Композитор Алексей Айги в одном из интервью высказался в том плане, что классическую музыку давно никто не пишет.
-Доля правды в этом есть. Но все же, на мой взгляд, классика не закончилась, она перешла в другое русло.
Сейчас люди пересаживаются в другие автомобили, движение другое, связь другая, все другое. Но пока есть человечество, будет и классическая музыка. Просто она перетекает в другие формы.
-Каковы, на ваш взгляд, наиболее значительные явления в мире музыки в Чувашии?
-Конечно, музыкальные праздники. Раньше это были конкурсы, на которые приезжали гости из других городов и республик. Самым значимым праздником у нас был джазовый фестиваль, организуемый в ДК приборостроительного завода «Элара». Очень яркие впечатления от него. Приезжали настоящие музыканты с мировыми именами.
Еще я бы назвал и концерты, на которые мы ездили в соседние города.
-Кто вы по национальности?
-Я - чуваш, язык понимаю, но разговорной практики нет.
Раньше я работал с русскоязычными музыкантами, писал песни на русском языке. А сейчас, в основном, работаю с чувашскими певцами. Хотя, в принципе, работаю со всеми, даже с детьми. Работаю с певцами из Оренбурга, Тюмени, Москвы, Саратова, Татарстана. Делаю вещи не только для эстрады. Работал над тремя музыкальными спектаклями, которые идут в чувашском театре. Автор - Юрий Григорьев, он - композитор, а я делал аранжировки. В одном спектакле у нас было пятнадцать или шестнадцать песен...
Делать аранжировки в спектакле - очень интересное занятие. Все песни - характерные, их надо подчинить теме. Они - не просто песни, они подчинены логике спектакля.
Посерьезнее работа!
Приятно: я аранжировал эти песни и, не исключаю, благодаря им спектакли живут. Лет двенадцать назад к одному спектаклю написал, к двум другим написал два-три года назад, все они - до сих пор в прокате, пользуются популярностью у зрителей.
-Этническая музыка становится все более популярной. Почему?
-Она существует сама по себе, этническая музыка. У нее - своя струя.
В какие-то моменты она перехлестывается с рок-музыкой, потом они расходятся и вновь идут своей дорогой.
Фолк развивается в своем амплуа, видоизменяясь.
Современность, коммуникабельность, коммуникативность проникают во все. Все меняется, в том числе - и фолк-музыка.
Народная музыка выпестовывается из практики тысяч, миллионов людей, потому она очень сильно влияет на все музыкальные жанры. Не только чувашская, но и любая другая народная музыка, например, стран Африки, Латинской Америки…
Все - из одной колыбели. Этническая музыка - душа народа. Иногда встречаю чувашский фольклор, который просто поражает. Однажды мне пришлось работать со старой народной песней, которая была буквально на пяти нотах. Но эти ноты были нанизаны так, что если их по-другому переставить, ничего в ней не останется. Она так была выложена, что волновала до слез, бывают такие парадоксы. Это - настоящее искусство, истинная народная музыка, а не эрзац, не подражание.
Чувашская музыка родственна со многими культурами. Ее пентатоника присутствует в рок-музыке. «Энигму» слушаю и узнаю чувашские мотивы: та же самая пентатоника! …«Энигма» - мировые музыканты, мировые композиторы, которые берут фольклор и пытаются его выдавать. На самом деле там - очень много чувашского.
Но чуваши могут сказать, что это - чувашское, а финны скажут, что - финское, африканцы услышат в музыке свое, африканское.
Народная музыка - она везде имеет большую ценность.
Найти древнюю мелодию - все равно, что найти древний кувшин, который ценен хотя бы тем, что прошел сквозь века. Всем людям интересно, в чем его загадка. И в музыке так же. Достаем осколки старины, пытаемся определить им цену.
Ценности такого рода - непреходящи.
-В чем проблема компьютерной музыки?
-Если бы ею занимались одни музыканты, это было бы интересно. Но так как на первом плане сейчас компьютерные технологии, не обязательно быть музыкантом, чтобы сочинять музыку.
Музыканты не владеют компьютерными технологиями и не могут самовыразиться, а компьютерщики - люди технического склада ума, но без музыкального образования.
В результате мы имеем то, что имеем.
Желательно, чтобы музыканты пользовались этой технологией, возможностями компьютерной технологии.
-Что необходимо для развития музыкального жанра?
-Чтобы развиваться, нужны хорошие деньги, хорошие залы, аппаратура.
Мы сейчас работаем в вакууме, нет хороших залов, аппаратуры для того, чтобы раскрыть ту музыку, что уже создана.
Тем не менее, все люди предпочитают ездить на хороших машинах. Так и в музыке, победит то направление, которое сумеет подавать музыку так, чтобы она воспринималась.
Малыми средствами задачу не решить. Гармошку выдавать как верх технического инструментария не получается.
Подача важна.
У того же Стинга, например, шикарнейшая аппаратура, потому то, что он выдает, народ и получает. А у нас технологии не позволяют раскрыться композитору, исполнителю, до народа музыкальные идеи не доходят.
А народ - он заслуживает большего.