Волостных Валерий Валентинович, профессор кафедры физического воспитания и спорта Московского энергетического института, первый вице-президент Федерации боевого самбо России, главный тренер сборной России по боевому самбо
-Где и когда вы родились?
-Родился 21 мая 1953 года в городе Жуковском Московской области.
Мама - 1926 года рождения, всю жизнь работала учителем в средней школе, преподавала в старших классах литературу и русский язык. Отец – 1927 года рождения, инженер филиала ЦАГИ в Москве, аэродинамик; работал и с аппаратами на воздушной подушке, и с ветродвигателями, «ветряками».
Жуковский – город авиации, и в филиале Центрально аэрогидродинамического института отец проработал всю жизнь, до сих пор работает.
-Ваш отец - тоже спортсмен?
-Нет, он не спортсмен, но приобщил меня к спорту: с малых лет заставлял заниматься гантельной гимнастикой.
Потом я увидел книгу Анатолия Аркадьевича Харлампиева «Самбо», а с четырнадцати лет начал тренироваться у Долголенко Георгия Павловича, ученика Харлампиева - основателя системы самбо.
После школы я поступил в МЭИ и начал заниматься у самого Харлампиева.
Я - мастер спорта СССР по самбо, мастер спорта СССР по дзюдо, мастер спорта РСФСР по национальной борьбе, имею третий дан джиу-джитсу, первый дан дзиссен кемпо катеда рю.
Мы тогда организовывали совместные показательные выступления. Сейчас ученики по боевому самбо выступают во многих соревнованиях. Но когда мы начинали развивать новый вид спорта, соревнований по нему было еще мало, и мы выступали везде, где только есть поединки. И рукопашный бой, и джиу-джитсу, и разные стили карате…
Сейчас у боевого самбо есть свой календарь соревнований, он довольно большой, потому спортсменам нет смысла выступать в турнирах по другим видам.
Боевое самбо, мы считаем, это наиболее совершенная бойцовская система.
Лучшие достижения мировой культуры в области рукопашного боя и единоборства собраны в боевом самбо. Мы его развиваем, он - наш национальный вид спорта. Гордимся, что наш отечественный вид находится на самом верху пирамиды всех боевых искусств.
-Где трудились после вуза?
-Закончив электромеханический факультет МЭИ, полтора года работал на кафедре инженером, старшим инженером. Затем, еще при Харлампиеве, перешел в спортивную педагогику.
Окончил аспирантуру во Всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры – ВНИИФК, защитил диссертацию, стал кандидатом педагогических наук.
Продолжаю трудиться в области спортивной педагогики.
-Расскажите о ваших учениках.
-Среди моих учеников – шесть мастеров международного класса, пять чемпионов мира, некоторые по сей день тренируются в этом зале.
Один из первых – Олег Захаров, он - мастер спорта по рукопашному бою, мастер спорта по джиу-джитсу, мастер международного класса по боевому самбо.
На заре развития боевого самбо он участвовал во всех бойцовских соревнованиях, как командных, так и личных.
Он - пятикратный чемпион МВД по рукопашному бою, чемпион международных турниров и Москвы по джиу-джитсу, чемпион Азии по боям без правил, чемпион Евразии по боевому самбо…
То есть с Олега Захарова и начиналось боевое самбо в спорте высших достижений.
За ним на международную арену вышел Сергей Акинин, он стал чемпионом России и мира в 2001 году. Потом - Михаил Бакин, ставший двукратным чемпионом мира.
Захаров выступал сначала в весе 68 кг, потом - 74 кг, Акинин – тоже в разных категориях: начинал с тяжелых, а сейчас выступает в весе 74 кг. Михаил Бакин - чемпион мира, России и Москвы - в весе 57 кг.
За ними Алексей Алейник тоже стал чемпионом России и мира, сейчас он выступает в боях без правил в весе 100 килограммов, и в стране, и за рубежом; в основном выигрывает.
И последний пока по счету из элиты, чемпион России и мира 2007 года Камиль Зайпуллаев, выступает в весе 90 кг.
У меня много занимается мастеров спорта, кандидатов в мастера, перворазрядников, начинающих.
Боевое самбо - универсальный вид спорта, который удовлетворяет потребности любого контингента населения, в отличие от других видов.
Он используется и при прикладной подготовке спецназа с любыми заданиями. И при подготовке мастеров высокого класса, которые стремятся добиться высших титулов и побед в спорте. И при оздоровлении средствами самозащиты и боевого самбо людей, не участвующих в соревнованиях, но осваивающих элементы самозащиты. В их программу входит защита от ножа, палки, пистолета, а также ножевой бой.
Весь это веер задач выполняет боевое самбо - яркий, необычный, зрелищный, всеохватный вид спорта.
Любое другое единоборство закрывает лишь часть этих позиций. А боевое самбо - закрывает все.
Уникальная система и по прикладной подготовке, и по самозащите, и по уровню спортивной подготовки.
Например, россиянин Федор Емельяненко, флагман боевого самбо, уже пять лет никому не проигрывает в высших соревнованиях по боям без правил. Первый в мировом рейтинге пять лет! Он выигрывал у всех представителей других единоборств разных стран – и у корейцев, и у японцев, и у американцев, и у канадцев, у всех. Причем, выходили против него мастера высочайшего уровня - Олимпийские чемпионы, чемпионы мира по дзюдо, кик-боксингу, тайскому боксу. Со всеми он расправлялся благодаря универсальной подготовке боевого самбо.
-Боевое самбо изучается везде?
-В любом деле основная проблема - кадры. Пока еще нельзя сказать, что боевое самбо - везде. Если тренер - боксер, он учит тому, что знает. Если каратист – учит карате…
Но постепенно жизнь заставит приходить к конгломерату умений и навыков, к комплексной подготовке.
Все зависит от кадров. Единого подхода к тренингу пока нет в силовых структурах. Чтобы только боевое самбо стремились преподавать или только рукопашный бой, еще что-то. Все виды подготовки стараются усилить свое влияние, ни один не доминирует.
Но сейчас боевое самбо уже многие берут на вооружение, в том числе - за рубежом, при подготовке сотрудников силовых структур.
Прикладную подготовку можно разделить примерно на три части, в зависимости от целей.
Первый целевой уровень – уничтожение противника, когда перед спецназом в армейских событиях поставлена задача на уничтожение.
Второй уровень: причинение противнику травмы, но без уничтожения. Например, ОМОНу закон позволяет травмировать преступника, но не позволяет уничтожать.
Третий уровень – бытовая самооборона и полицейско-милицейская практика, когда даже травмировать нельзя. Задержание подозреваемого в правонарушениях должно проводиться без причинения травмы. По искусству это очень сложно, высший класс - задержать один на один человека, не травмируя его.
Три уровня целей соприкасаются, переплетаются между собой, различаясь профессиональными задачами, от которых зависит подготовка.
Мы считаем, помимо прикладной подготовки нужна и спортивная: все должно быть в комплексе, гармонии.
Людям спецконтингентов необходимо проходить через соревнования боевого самбо - модели поединков, приближенных к реальности, в которых соблюдается спортивная этика.
Если они проходят через них, плюс добавляется и спецподготовка по профессиональной функциональной задаче, то тогда подготовка – гармонична.
Но на практике некоторые уровни разрывают, гармонии не получается. Основной акцент делается либо на спорт, либо на прикладуху, грубо говоря.
Мы считаем, такой подход неправилен, обязательно должна быть гармония. Другое дело, в каких объемах, кому какую подготовку давать - это да.
Спортсмену нужно готовиться к соревнованию, потому ему требуется минимум прикладной спецподготовки. А спецназовцу силовых структур – наоборот, необходима максимальная спецподготовка, чтобы решить свою профессиональную задачу, и только небольшой объем тренировок должен быть спортивным.
Мы варьируем объемами и каждому даем то, что ему нужно по его задачам, желанию, возрасту, индивидуальному здоровью.
Например, пожилому человеку даем самозащиту, не заставляя его драться на соревнованиях.
Но в самой Школе присутствует все, достигается гармония.
Таков наш подход, в двух словах.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ